Что такое навигатум в доу

Обновлено: 07.07.2024

Практические инструменты профориентации и самоопределения для работы педагога, психолога, консультанта.

Сценарии занятий, игры, мультфильмы, видеоматериалы, тесты и многое другое.
Для работы с дошкольниками (от 3,5 лет), школьниками и взрослыми.

Показать полностью.
Методика и инструменты НАВИГАТУМ получили 1-е места на трёх федеральных профориетационных конкурсах. Сейчас НАВИГАТУМ - признанный эксперт в области профориентации.

Собственная методическая база и экспериментальные образовательные площадки по всей РФ позволяют создавать уникальные и эффективные инструменты. Вы можете их протестировать бесплатно. Пишите!

НАВИГАТУМ. Игровые профориентационные материалы запись закреплена

В дошкольном возрасте формируется такое важное для человека качество как любовь к труду.

Ведущая программы — Тутта Ларсон

НАВИГАТУМ. Игровые профориентационные материалы запись закреплена

Приглашаем присоединиться к ней всех, кто готов рассказать о своем общении с Г.В., своих впечатлениях от ее проектов, о ее влиянии на профессиональное сообщество.
Показать полностью.

Мы планируем выпустить сборник о Галине Резапкиной и собираем материалы для него.

Встреча пройдет в понедельник 21 февраля с 14 до 17 часов по московскому времени.

В дошкольном возрасте формируется такое важное для человека качество как любовь к труду.

ЦЕЛИ НАВИГАТУМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

  1. Задать основы целостного, системного знакомства с миром профессий.
  2. Поощрить и формировать чувство трудолюбия.
  3. Ориентировать на созидательные жизненные ценности.

ИНСТРУМЕНТЫ НАВИГАТУМ, КОТОРЫЕ ВАМ ПОМОГУТ

Создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий

Карта взрослядния
Прифисказки

В программу игровой развивающей среды Навигатум закладываются основы таких качеств как:

  • Трудолюбие.
  • Терпение.
  • Способность к сопереживанию и состраданию.
  • Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Умение принимать решения и нести за них ответственность.
  • Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).
  • Умение помогать и просить помощи.
  • Самостоятельность.
  • Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением.

Стихи-мультфильмы и песни о профессиях и труде

Или песня о профессиях. Мы подготовили полноценное занятие по этой песенке-мультфильму:

В коротких стихах-мультфильмах показывается одна профессия.

Разрабатываемые инструменты

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе [5].

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка [7]. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Содержание и сущность формирования представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста представлены в исследованиях таких педагогов, как Алешиной Н. В., Пасечниковой Т. В., Буре Р. С., Кубайчук Н. П., Бурмистовой Н. Н.

ФГОС ДО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника [8].

Навигатум рассказывает дошкольникам о загадочном и интересном мире взрослых. Какие существуют отрасли и виды деятельности. Как именно всё устроено и работает. Какие профессии существуют и как они связаны друг с другом. Это подробные ответы на вопросы: Откуда берется металл? Кто такие инженеры? Как из колосков на полях появляется каша? Что такое энергетика? Какие виды транспорта существуют? [6]

В создании целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий мне помогали родители. Мамы и папы оказывали активную помощь в просмотре познавательных мультфильмов о профессиях, изготовлении макетов, лэпбуков, в организации экскурсий, проведении мастер-классов. Например, мама Данила рассказала о работе медсестры и провела мастер-класс по оказанию первой помощи, а папа Ярослава организовал экскурсию к строящемуся дому.

А в результате взаимодействия с городскими организациями у детей расширились знания о мире труда. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививались нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Мы с ребятами были: в пожарной части, в магазине, в музее, в пункте скорой помощи, в редакции и т. д.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2014. – 110 с.

3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

4. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий. //Воспитатель ДОУ. – 2013. – №9. – С. 36-41.

5. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. //Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

ВложениеРазмер
28.11.19_master-klass_tolstyh.docx 658.89 КБ

Предварительный просмотр:

Асбестовского городского округа

как эффективный механизм в современном профориентировании

Толстых Наталья Александровна,

старший воспитатель, высшая

Асбест, 2019 год

Цель : диссеминация опыта по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием современной образовательной среды

2. Обеспечить механизм обратной связи между участниками мастер-класса

2. Готовность педагогов к использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста предложенный опыт по ранней профориентации

Образовательный продукт: методические рекомендации и алгоритм работы с кейсами по ранней профориентации

Дата: 28.11.2019 г.

Участники: руководители и педагоги образовательных организаций г. Асбеста и Свердловской области (г. Асбест, г. Реж г. Берёзовский, г. Невьянск, ГО Малышево, ГО Рефтинский), преподаватели и студенты СОПК г. Екатеринбург , специалисты Управления образованием Асбестовского городского округа

в соответствии с алгоритмом решения кейсов

Рады приветствовать вас на нашем мастер-классе.

Скажите, пожалуйста, кто-то знаком с данным игровым пособием или использует его в своей педагогической практике?

Основными инструментами, входящими в комплект ИГР являются:

- Книга профисказок и альбом-иллюстации к книге;

- карточки с изображением различных объектов по отраслям;

- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);

Предлагаю Всем подойти к карте и рассмотреть ее. Какие ассоциации возникают у вас?

Мы благодарим вас за активность и согласны со всеми вашими высказываниями. Это волшебное средство для изучения профессий в игровой форме. На карте можно сидеть, стоять, играть, прыгать…Сама по себе карта – это источник около сотни разнообразных игр, возможность изучить и разобрать явления, которые прежде были скучными, а сейчас –захватывающими и вызывающими любопытство с увлечением.

Вы большие молодцы и очень много знаете! Как настоящим специалистам по строительству, я вам расскажу необычную историю, которая произошла и Бабахиным и его друзьями.

Интерактивное чтение профисказки с использованием карточек оранжевого набора.

Понравилась ли вам история про строительство?

Кто запомнил с чего начинается строительство?

Кто первый приступает к работе? (геолог)

А кто после геолога приступает к работе? (архитектор, который учитывает пожелания будущих жильцов и опирается на данные полученные от геолога)

Роем котлован, Кто нужен? (Эксковаторщик. Бульдозерист нам поможет разровнять или убрать выкопанную землю)

А как называют тех, кто помещает в бетон железные прутья? Прутья называются арматурой, а специалисты – арматурщиками. Это очень сильные люди.

Возводим стены. Стены можно возводить из готовых бетонных плит, больших строительных блоков или из кирпичей. Что нам потребуется? (Кран) Кто управляет краном? (Крановщик)

А кто кирпичи укладывает? *Каменщик)

Когда возвели стены, что делают сверху? Конечно крышу. На крышу кладут специальный материал – кровлю, чтобы во время дождя вода не протекала. Специалист, который кладет кровлю, называется (Кровельщик).

Затем начинаются внутренние работы. Нужно нам красивое окно поставить?

Да конечно это делает оконщик. Если дверь деревянная – тоее делает плотник.

Затем нам надо выровнять стены и покрасить их. Без штукатура и маляра не обойтись.

Но кажется мы что-то пропустили. Ну конечно же! В первую очередь в дом нужно провести электричество и воду. Для жтого нам нужны электирики и сантехники.

Что еще осталось? Украсить дом и площадку перед ним.

Что бы вы подарили коту Борису Борисовичу на новоселье?

Отраслевой подход профисказок описывает профессии внутри их технологического процесса. Для ребенка в таком рассказе профессии наполняются смыслом: понятен весь процесс, понятна роль каждой профессии. Она формирует любопытство, интерес, жажду познаний.

- О каких профессиях вы сегодня рассказали?

- Какие новые слова узнали и что они обозначают?

- Что нового узнали?

- Ч то было интересно?

- Что вас удивило?

- Что было трудно, все ли у вас получилось?

- Какая профессия понравилась больше всего?

- О какой профессии вы бы хотели узнать?

Для решения проблемы: как рассказать детям о местах, недоступных для реального посещения? Какая форма с дошкольниками наиболее эффективная?

Игровая развивающая среда НАВИГАТУМ в мире профессий

ДЛЯ ЧЕГО?

В детских садах, где-то с 3-4 лет, детям начинают рассказывают о профессиях. В 5-6 рекомендуются сюжетно-ролевые игры, в которых дети примеряют на себя роль продавцов, врачей, поваров. Но какие профессии выбрать? О каких рассказывать и в какие играть – а какие останутся для детей неизвестными?

В одном садике дети знают десяток профессий из сельского хозяйства и ни одной из нефтегазодобычи. А где-то – всё наоборот.

Игровая среда НАВИГАТУМ систематизирует этот подход!

Рассказы о профессиях перестают быть мозаичными и фрагментарными, а становятся системными и последовательными – и закладывают фундамент для формирования целостной картины мира у ребенка.

МЕТОДИКА

Но вполне возможно решить эту задачу, действуя от ОТРАСЛЕЙ и ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Каждая отрасль объединяет сотни различных профессий. Гораздо полезнее, когда ребенок изучает не одну профессию, выдернутую из своего технологического контекста, а непосредственно ряд профессий в цепочке производственных действий в рамках отрасли. Сельское хозяйство, легкая промышленность, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, металлургия, бытовые услуги, ЖКХ, строительство, медицина, социальная сфера, образование… - мы разработали цельную методику на основе отраслевого подхода.

Полезность этого подхода заключается в том, что:

Ÿ- существенным образом расширяется кругозор ребенка,

Ÿ- формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых.

Вся методика системного подхода в рассказе о мире профессий через отраслевой подход реализована в наборе практических инструментов, специально разработанных для детей 5-9 лет для проведения групповых занятий в детском саду и начальной школе.

Занятия по игровой среде Навигатум можно проводить начиная со 2-й младшей группы в сокращенном виде, полноценно для старшей и подготовительной групп и с дополнительными элементами (входят в программу) в начальной школе (1-4 классы).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В игровую развивающую среду НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ входит:

Карта отраслей пазл страна ВЗРОСЛЯНДИЯ

ПРОФИСКАЗКИ НАВИГАТУМ - профи-сказки про отрасли и профессии

Ключевым источником информации об отраслях является набор художественных историй – сказок, объединенных одними персонажами и местом – страной ВЗРОСЛЯНДИЕЙ. Харизматичные персонажи, интересные сюжетные ходы превращают сказки в самый популярный формат у детей. Мы назвали их ПРОФИСКАЗКИ НАВИГАТУМ.

Профисказки Навигатум выпускаются в виде иллюстрированной книги (в одной книге – 5 сказок – 5 отраслей). Книга соответствует нормам САНПИНа и поэтому может использоваться в качестве пособия для уроков чтения в начальной школе.

Для педагога в книге имеется подробный сценарий занятия: вопросы и темы для обсуждения до прочтения сказки, во время и после. Книга и вопросы для обсуждения идеально подходят для групповых занятий.

Сюжет каждой профисказки – это исследование какой-то проблематики, ответом на которую будет изучение какой-либо отрасли и профессий внутри нее.

Однажды у героев книги закончилась вся каша. А откуда берется каша? Отнюдь не появляется сама собой в кастрюлях и не растет на магазинных полках! Прежде чем стать кашей, была крупа, а крупа появилась из зерна. Какое садить зерно выбирал агроном, посадил сеяльщик, собрал урожай комбайнер, отвез на фабрику водитель и так далее. В сказке прослеживается вся технологическая цепочка превращения зерна в красивую упаковку крупы на магазинной полке. И всё это через интересную историю, живые реплики персонажей.

Иллюстрация из книжки профисказки навигатум бабахин и его друзья

Для того, чтобы чтение книги вслух было интересным и было легко поддерживать внимание аудитории, мы вынесли все иллюстрации в отдельный альбом формата А3. А наилучшей иллюстрацией ко всем сказкам является карта ВЗРОСЛЯНДИИ.

Из сюжета сказки вытекает набор сюжетно-ролевых игр о профессиях и отраслях . Создавая сказку, мы изначально ориентировались на закрепление полученных знаний именно через игры, которые так любят дети. Игры получились самые разные. Часть игр – для проведения на самой карте ВЗРОСЛЯНДИИ. Для части игр мы приготовили дополнительные карточки-иллюстрации, открывающие поле для бесконечной комбинации игр!

Карточки иллюстрации для игровой среды навигатум

Описание сюжетно-ролевых игр по отраслям, профессиям, профисказкам и стране Взросляндия входят в состав игровой развивающей среды НАВИГАТУМ.

Более подробно почитать про игровую развивающую среду – можно здесь.

Читайте также: