Что такое навигатум в доу
Обновлено: 07.07.2024
Практические инструменты профориентации и самоопределения для работы педагога, психолога, консультанта.
Сценарии занятий, игры, мультфильмы, видеоматериалы, тесты и многое другое.
Для работы с дошкольниками (от 3,5 лет), школьниками и взрослыми.
Показать полностью.
Методика и инструменты НАВИГАТУМ получили 1-е места на трёх федеральных профориетационных конкурсах. Сейчас НАВИГАТУМ - признанный эксперт в области профориентации.
Собственная методическая база и экспериментальные образовательные площадки по всей РФ позволяют создавать уникальные и эффективные инструменты. Вы можете их протестировать бесплатно. Пишите!
НАВИГАТУМ. Игровые профориентационные материалы запись закреплена
В дошкольном возрасте формируется такое важное для человека качество как любовь к труду.
Ведущая программы — Тутта Ларсон
НАВИГАТУМ. Игровые профориентационные материалы запись закреплена
Приглашаем присоединиться к ней всех, кто готов рассказать о своем общении с Г.В., своих впечатлениях от ее проектов, о ее влиянии на профессиональное сообщество.
Показать полностью.
Мы планируем выпустить сборник о Галине Резапкиной и собираем материалы для него.
Встреча пройдет в понедельник 21 февраля с 14 до 17 часов по московскому времени.
В дошкольном возрасте формируется такое важное для человека качество как любовь к труду.
ЦЕЛИ НАВИГАТУМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
- Задать основы целостного, системного знакомства с миром профессий.
- Поощрить и формировать чувство трудолюбия.
- Ориентировать на созидательные жизненные ценности.
ИНСТРУМЕНТЫ НАВИГАТУМ, КОТОРЫЕ ВАМ ПОМОГУТ
Создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий
В программу игровой развивающей среды Навигатум закладываются основы таких качеств как:
- Трудолюбие.
- Терпение.
- Способность к сопереживанию и состраданию.
- Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
- Умение принимать решения и нести за них ответственность.
- Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).
- Умение помогать и просить помощи.
- Самостоятельность.
- Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением.
Стихи-мультфильмы и песни о профессиях и труде
Или песня о профессиях. Мы подготовили полноценное занятие по этой песенке-мультфильму:
В коротких стихах-мультфильмах показывается одна профессия.
Разрабатываемые инструменты
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе [5].
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка [7]. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Содержание и сущность формирования представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста представлены в исследованиях таких педагогов, как Алешиной Н. В., Пасечниковой Т. В., Буре Р. С., Кубайчук Н. П., Бурмистовой Н. Н.
ФГОС ДО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника [8].
Навигатум рассказывает дошкольникам о загадочном и интересном мире взрослых. Какие существуют отрасли и виды деятельности. Как именно всё устроено и работает. Какие профессии существуют и как они связаны друг с другом. Это подробные ответы на вопросы: Откуда берется металл? Кто такие инженеры? Как из колосков на полях появляется каша? Что такое энергетика? Какие виды транспорта существуют? [6]
В создании целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий мне помогали родители. Мамы и папы оказывали активную помощь в просмотре познавательных мультфильмов о профессиях, изготовлении макетов, лэпбуков, в организации экскурсий, проведении мастер-классов. Например, мама Данила рассказала о работе медсестры и провела мастер-класс по оказанию первой помощи, а папа Ярослава организовал экскурсию к строящемуся дому.
А в результате взаимодействия с городскими организациями у детей расширились знания о мире труда. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививались нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Мы с ребятами были: в пожарной части, в магазине, в музее, в пункте скорой помощи, в редакции и т. д.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2014. – 110 с.
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
4. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий. //Воспитатель ДОУ. – 2013. – №9. – С. 36-41.
5. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. //Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155.
Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.
Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.
Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.
Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.
Вложение | Размер |
---|---|
28.11.19_master-klass_tolstyh.docx | 658.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Асбестовского городского округа
как эффективный механизм в современном профориентировании
Толстых Наталья Александровна,
старший воспитатель, высшая
Асбест, 2019 год
Цель : диссеминация опыта по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием современной образовательной среды
2. Обеспечить механизм обратной связи между участниками мастер-класса
2. Готовность педагогов к использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста предложенный опыт по ранней профориентации
Образовательный продукт: методические рекомендации и алгоритм работы с кейсами по ранней профориентации
Дата: 28.11.2019 г.
Участники: руководители и педагоги образовательных организаций г. Асбеста и Свердловской области (г. Асбест, г. Реж г. Берёзовский, г. Невьянск, ГО Малышево, ГО Рефтинский), преподаватели и студенты СОПК г. Екатеринбург , специалисты Управления образованием Асбестовского городского округа
в соответствии с алгоритмом решения кейсов
Рады приветствовать вас на нашем мастер-классе.
Скажите, пожалуйста, кто-то знаком с данным игровым пособием или использует его в своей педагогической практике?
Основными инструментами, входящими в комплект ИГР являются:
- Книга профисказок и альбом-иллюстации к книге;
- карточки с изображением различных объектов по отраслям;
- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);
Предлагаю Всем подойти к карте и рассмотреть ее. Какие ассоциации возникают у вас?
Мы благодарим вас за активность и согласны со всеми вашими высказываниями. Это волшебное средство для изучения профессий в игровой форме. На карте можно сидеть, стоять, играть, прыгать…Сама по себе карта – это источник около сотни разнообразных игр, возможность изучить и разобрать явления, которые прежде были скучными, а сейчас –захватывающими и вызывающими любопытство с увлечением.
Вы большие молодцы и очень много знаете! Как настоящим специалистам по строительству, я вам расскажу необычную историю, которая произошла и Бабахиным и его друзьями.
Интерактивное чтение профисказки с использованием карточек оранжевого набора.
Понравилась ли вам история про строительство?
Кто запомнил с чего начинается строительство?
Кто первый приступает к работе? (геолог)
А кто после геолога приступает к работе? (архитектор, который учитывает пожелания будущих жильцов и опирается на данные полученные от геолога)
Роем котлован, Кто нужен? (Эксковаторщик. Бульдозерист нам поможет разровнять или убрать выкопанную землю)
А как называют тех, кто помещает в бетон железные прутья? Прутья называются арматурой, а специалисты – арматурщиками. Это очень сильные люди.
Возводим стены. Стены можно возводить из готовых бетонных плит, больших строительных блоков или из кирпичей. Что нам потребуется? (Кран) Кто управляет краном? (Крановщик)
А кто кирпичи укладывает? *Каменщик)
Когда возвели стены, что делают сверху? Конечно крышу. На крышу кладут специальный материал – кровлю, чтобы во время дождя вода не протекала. Специалист, который кладет кровлю, называется (Кровельщик).
Затем начинаются внутренние работы. Нужно нам красивое окно поставить?
Да конечно это делает оконщик. Если дверь деревянная – тоее делает плотник.
Затем нам надо выровнять стены и покрасить их. Без штукатура и маляра не обойтись.
Но кажется мы что-то пропустили. Ну конечно же! В первую очередь в дом нужно провести электричество и воду. Для жтого нам нужны электирики и сантехники.
Что еще осталось? Украсить дом и площадку перед ним.
Что бы вы подарили коту Борису Борисовичу на новоселье?
Отраслевой подход профисказок описывает профессии внутри их технологического процесса. Для ребенка в таком рассказе профессии наполняются смыслом: понятен весь процесс, понятна роль каждой профессии. Она формирует любопытство, интерес, жажду познаний.
- О каких профессиях вы сегодня рассказали?
- Какие новые слова узнали и что они обозначают?
- Что нового узнали?
- Ч то было интересно?
- Что вас удивило?
- Что было трудно, все ли у вас получилось?
- Какая профессия понравилась больше всего?
- О какой профессии вы бы хотели узнать?
Для решения проблемы: как рассказать детям о местах, недоступных для реального посещения? Какая форма с дошкольниками наиболее эффективная?
ДЛЯ ЧЕГО?
В детских садах, где-то с 3-4 лет, детям начинают рассказывают о профессиях. В 5-6 рекомендуются сюжетно-ролевые игры, в которых дети примеряют на себя роль продавцов, врачей, поваров. Но какие профессии выбрать? О каких рассказывать и в какие играть – а какие останутся для детей неизвестными?
В одном садике дети знают десяток профессий из сельского хозяйства и ни одной из нефтегазодобычи. А где-то – всё наоборот.
Игровая среда НАВИГАТУМ систематизирует этот подход!
Рассказы о профессиях перестают быть мозаичными и фрагментарными, а становятся системными и последовательными – и закладывают фундамент для формирования целостной картины мира у ребенка.
МЕТОДИКА
Но вполне возможно решить эту задачу, действуя от ОТРАСЛЕЙ и ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Каждая отрасль объединяет сотни различных профессий. Гораздо полезнее, когда ребенок изучает не одну профессию, выдернутую из своего технологического контекста, а непосредственно ряд профессий в цепочке производственных действий в рамках отрасли. Сельское хозяйство, легкая промышленность, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, металлургия, бытовые услуги, ЖКХ, строительство, медицина, социальная сфера, образование… - мы разработали цельную методику на основе отраслевого подхода.
Полезность этого подхода заключается в том, что:
- существенным образом расширяется кругозор ребенка,
- формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых.
Вся методика системного подхода в рассказе о мире профессий через отраслевой подход реализована в наборе практических инструментов, специально разработанных для детей 5-9 лет для проведения групповых занятий в детском саду и начальной школе.
Занятия по игровой среде Навигатум можно проводить начиная со 2-й младшей группы в сокращенном виде, полноценно для старшей и подготовительной групп и с дополнительными элементами (входят в программу) в начальной школе (1-4 классы).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В игровую развивающую среду НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ входит:
Ключевым источником информации об отраслях является набор художественных историй – сказок, объединенных одними персонажами и местом – страной ВЗРОСЛЯНДИЕЙ. Харизматичные персонажи, интересные сюжетные ходы превращают сказки в самый популярный формат у детей. Мы назвали их ПРОФИСКАЗКИ НАВИГАТУМ.
Профисказки Навигатум выпускаются в виде иллюстрированной книги (в одной книге – 5 сказок – 5 отраслей). Книга соответствует нормам САНПИНа и поэтому может использоваться в качестве пособия для уроков чтения в начальной школе.
Для педагога в книге имеется подробный сценарий занятия: вопросы и темы для обсуждения до прочтения сказки, во время и после. Книга и вопросы для обсуждения идеально подходят для групповых занятий.
Сюжет каждой профисказки – это исследование какой-то проблематики, ответом на которую будет изучение какой-либо отрасли и профессий внутри нее.
Однажды у героев книги закончилась вся каша. А откуда берется каша? Отнюдь не появляется сама собой в кастрюлях и не растет на магазинных полках! Прежде чем стать кашей, была крупа, а крупа появилась из зерна. Какое садить зерно выбирал агроном, посадил сеяльщик, собрал урожай комбайнер, отвез на фабрику водитель и так далее. В сказке прослеживается вся технологическая цепочка превращения зерна в красивую упаковку крупы на магазинной полке. И всё это через интересную историю, живые реплики персонажей.
Для того, чтобы чтение книги вслух было интересным и было легко поддерживать внимание аудитории, мы вынесли все иллюстрации в отдельный альбом формата А3. А наилучшей иллюстрацией ко всем сказкам является карта ВЗРОСЛЯНДИИ.
Из сюжета сказки вытекает набор сюжетно-ролевых игр о профессиях и отраслях . Создавая сказку, мы изначально ориентировались на закрепление полученных знаний именно через игры, которые так любят дети. Игры получились самые разные. Часть игр – для проведения на самой карте ВЗРОСЛЯНДИИ. Для части игр мы приготовили дополнительные карточки-иллюстрации, открывающие поле для бесконечной комбинации игр!
Описание сюжетно-ролевых игр по отраслям, профессиям, профисказкам и стране Взросляндия входят в состав игровой развивающей среды НАВИГАТУМ.
Более подробно почитать про игровую развивающую среду – можно здесь.
Читайте также: