Как организовать семейную школу

Обновлено: 04.07.2024

Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Особенности разных форм обучения

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

Проходим аттестацию . Школа, в которой ученик проходит аттестацию, обычно предлагает привычную для нее форму сдачи экзаменов. Аттестация по каждому предмету может проходить один или несколько раз в год. В нашей школе мы проходим аттестацию в два этапа: в первом полугодии сдаем физкультуру, музыку, рисование, технологию и окружающий мир. Затем спокойно готовимся к экзаменам по основным предметам, которые проходят в конце учебного года. Расписание экзаменов составляет школа, а мы подстраиваемся — нас это устраивает.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.

Вебинар рассказывает об особенностях аттестации в 9 и 11 классах. Демонстрирует варианты пакетов ЦПСО для выпускников. Также затрагивается тема ГИА: когда и как необходимо записаться на ОГЭ и ЕГЭ.

Пошаговая инструкция по оформлению семейного образования, с возможностью скачать бланки заявлений и уведомлений

Пошаговая инструкция оформления в старших классах самообразования, с возможностью скачать бланки заявлений и уведомлений


Исповедь мамы о сложностях и радостях семейной формы обучения. Как и почему выбрали аттестации через ЦПСО

Вебинар рассказывает о том, как построен образовательный процесс в домашних условиях. Как планировать, как подбирать учебные ресурсы и как организовать процесс обучения.

Как лучше организовать учебную деятельность дома? Лучшие практики на СО. Ответы на ваши вопросы, которые некому задать.

Ребенок еще мал и не может сконцентрироваться даже на уроках. Как приучить его к самостоятельной образовательной деятельности.

Вы получите практические рекомендации по освоению программы средней школы, поверенные на опыте родителей, аттестующих детей в ЦПСО по государственной программе.

Вебинар Г. Гурдус об возрастных особенностях, которые нужно знать мамам на СО. Как меняется роль мамы при обучении детей

Школьная пора – самый важный период жизни для формирования личности ребенка. В это время он наиболее послушен и впечатлителен. Именно в это время можно заложить духовные основы и ценности, навыки учебы и труда, которые помогут ему быть счастливым и успешным в будущем.

Семейные классы — форма семейного образования, при которой дети не ходят в привычную школу, но и не учатся исключительно дома. Это регулярные групповые занятия, которые родители организуют из-за недовольства школьными программами, с одной стороны, и желания социализировать ребёнка — с другой. Разбираемся в плюсах и минусах такой системы.

Какие проблемы могут возникнуть в семейных классах

1. Отсутствие контроля и обязательств перед семьями

Сыну Марии 10 лет. У него диагностирован СДВГ. С самого детства с ребёнком занимались нейропсихологи, каждый год он проходил тестирования и постоянно находился в терапии — специалисты отмечали, что мальчик может учиться в школе. Мама тем не менее решила не отдавать ребенка в обычную школу, а стала искать возможность семейного обучения в малочисленных классах, чтобы ребенок мог общаться с другими детьми, но при этом учителя обеспечили бы ему индивидуальный подход.

Женщина считает, что при отчислении её сына работники школы поступили непрофессионально и, не разобравшись в ситуации, унизили ребенка, не оказали услугу по договору и нарушили его право на образование. Сейчас, несмотря на работу, Мария занимается с сыном сама, а также вынуждена нанять репетиторов, чтобы нагнать пропущенное.


2. Аренда помещения и поиск специалистов

Занятия проходят прямо в здании, помещение в котором арендовала педагог (в первой половине дня оно простаивало). Подбором специалистов и составлением программы тоже занялась преподавательница.

Конюхова советует организаторам таких классов не только думать о концепции обучения, но и составлять чёткий бизнес-план, а также учиться управленческим навыкам.

3. Коммуникация между родителями

Чтобы вместе организовывать обучение детей, у родителей должны быть общие ценности и взгляды на образование, а также доверие к педагогам. В противном случае конфликты могут возникать по любому поводу и сильно мешать учебному процессу.

Динара Щербакова вспоминает, как у одной мамы из её семейного класса был свой взгляд на обучение — в частности, она критиковала урочную систему, уговаривала педагогов ввести уроки по развитию soft skills. Оксана Шулева уверяла, что подобные мягкие навыки и так формируются у детей во время изучения других предметов, а отдельный курс не кажется ей уместным. С мамой вели диалог, но в итоге она сама ушла из семейного класса и организовала свой.

Лариса добавляет, что часто в семейные классы организаторы приглашают своих друзей и знакомых. Если в коллективе вдруг появляются родители не из круга друзей, они могут чувствовать себя некомфортно.

4. Аттестация

На семейном обучении аттестация не предусмотрена, но она важна в случае, если ребёнок будет переходить в другую школу. ГИА в 9-м классе обязательна для всех.

В классе Динары дети числятся на заочном обучении в частной школе с госаккредитацией. Чтобы получить аттестацию, ученики должны писать в образовательном учреждении контрольные работы. После этого у них появляется журнал в МЭШ — с этими отметками ученики могут перейти в другую школу.


Что дают семейные классы

1. Свобода в выборе учебной программы и учебников

Когда Динара Щербакова создавала семейный первый класс, она хотела, чтобы дети проходили базовые предметы (русский язык, математику, окружающий мир), а также получали общие представления о культуре и нравственности. Так, в классе есть математика и логика, история искусств, английский язык, чтение, рисование, лепка, каллиграфия, окружающий мир, физкультура на улице, скоро должны появиться фольклор и риторика.

Педагоги могут использовать микс из разных программ, а также создавать авторские

При этом преподавание идёт в ритме, комфортном для учеников, чтобы они не пропустили важные базовые вещи. Педагогам не нужно гнаться за программой или готовиться к ВПР и проверкам. Оксана Шулева говорит, что всю программу школьники всё равно проходят.

2. Индивидуальный подход

В маленьких группах легче выстроить коммуникацию между учителем и учеником, можно сразу начинать занятие. Такая экономия времени позволяет ученикам семейных классов проходить нужную программу не за пять, а за три-четыре дня в неделю. Остальное время ребёнок может потратить на дела по интересам или дополнительные занятия.

3. Инклюзия

Формально в России предусмотрено инклюзивное образование, но в государственных школах порой возникает ряд проблем с его организацией. Оксана Шулева подчеркивает, что обучение детей с ОВЗ — это дополнительная нагрузка на педагога и из-за нее он может уделять меньше времени всем остальным детям. При этом она подчеркивает: детям с ОВЗ важна социализация.

Она отмечает, что для организации занятий для таких детей обязательно нужны профильные специалисты. Если семейный класс может себе позволить их оплачивать, при индивидуальном подходе дети с ОВЗ могут преуспеть в обучении.

Что важно помнить, отдавая ребенка в семейный класс

Если ваш ребенок не прижился в семейном классе, с ним могут попрощаться в одностороннем порядке.

Если вы настроены на обучение по ФГОС, то тоже можно разочароваться: на программу семейных классов очень влияют предпочтения родителей детей, которые там учатся, порой она расходится со школьными стандартами.

👍 За: система школьного образования не отвечает запросам времени

Мой старший ребенок уже разделался со школьным обучением, это был ад. Младшему 14 лет, и я не могу искренне ответить на его вопросы по поводу смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он изучает с помощью интернета все, что считает важным, причем более глубоко и комплексно, чем в школе.

По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко. Он пишет, что школа дает ребенку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, где нет надсмотрщиков. Важно же не оградить детей от самостоятельного решения проблем, а сохранить в них веру в людей и дать им возможность получать удовольствие от процесса обучения. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.

👎 Против: реальные уроки эффективнее виртуальных занятий

👍 За: квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего

Компания, в которой я работаю, продает учебное оборудование, поэтому мне приходится быть на связи со школами. После такого количества общения с учителями, директорами и прочими сотрудниками, включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей, я полностью разочаровалась в образовательной системе. Хочется верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка преподаватель, который сам не умеет грамотно писать и корректно формулировать вопросы, а также не обладает хоть какими-то навыками этичного общения.

Чему могут научить детей люди, которые сами не умеют хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие, и не хочу задевать действительно толковых людей. Но за шесть месяцев я поняла, что не хотела бы доверять таким людям учить ребенка (пусть у меня его еще и нет).

👎 Против: не каждый родитель сможет самостоятельно обучить ребенка

Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Но нужно понимать, что такое обучение обойдется дороже, чем обычная государственная школа, а контроль за ребенком займет тонну личного времени.

Если вы горите самостоятельными занятиями с ребенком — тогда вперед. Но если у вас работы по самое горло, вы уходите в офис в 8 утра и возвращаетесь в 7 вечера (или позже), то задумайтесь, чем все это время будут заниматься дети и какой результат даст такое обучение.

Любая учеба — это труд. Не обольщайтесь, но даже самые дисциплинированные дети рано или поздно начинают халтурить и искать лазейки, чтобы не делать задание, а смотреть мультики или играть в игры на компьютере. Если вы реально думаете, что ребенок будет каждый день, как робот, самостоятельно выполнять задания на нужном сайте, то вы очень наивны.

👍 За: ребенок может уделять больше времени предметам, которые ему интересны

Зачем мне было тратить время на физкультуру, бегать стометровки за какие-то секунды, прыгать через козла и метать мячи? Я и так занимался в спортивной секции, и мне это нравилось. То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор.

👎 Против: школа не только дает знания, но и учит жизни

Если у вас есть 300 тысяч рублей в год на обучение, отдельная комната для ребенка и вы готовы к тому, что большую часть времени он будет проводить вне социума, пялясь в экран и выполняя задания, — то, конечно, такая форма обучения подойдет.

Понимаю, что уровень образования в наших школах плачевен и печален, но мы и сами в них ходили. Весь кайф был, если помните, не в самом обучении, а в общении в классе. Школа позволяет учиться, развиваться, влюбляться. Она учит жизни и ставит в конфликтные ситуации, которые надо уметь разрешать. Какими вырастут дети, если родители ограничивают их круг общения, пытаясь защитить от возможных проблем?

Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут.

👍 За: в школе ребенок может попасть в токсичную среду

Я ходила в обычную школу. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине.

В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы. По идее я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как заключенный. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло.

👎 Против: в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией

Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. Только к началу второго семестра я научилась нормально общаться с одногруппниками. Со взрослыми было легко: учителя приходили на дом и у меня получалось производить на них правильное впечатление. Но как и что говорить сверстникам, я не понимала. Хотя у меня уже был интернет, и я общалась на форумах и в чатах.

Мне кажется, такое обучение — хорошая вещь, если есть все условия для реального, а не виртуального общения со сверстниками. Как и возможность узнать, что общество полно не совсем адекватных личностей, чтобы научиться правильно вести себя с ними.

Лучшие статьи Т—Ж для родителей у вас в почте

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке для родителей.

За подписку на рассылку подарим подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей .

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Читайте также: