Почему в школах стоит неправильная мебель

Обновлено: 02.07.2024

Большинству родителей просто неизвестно, что сколиозы и нарушения осанки получают продолжение развития именно в школах.

Во всех школах теперь кабинетная система обучения — по каждому предмету есть специализированный класс, в котором занимаются дети с 5 по 11 класс, а сегодня такие программы обучения применяются уже со 2 класса.

Во всех кабинетах столы и стулья одного размера. Любой из родителей может сходить в школу и посмотреть, в каких условиях учатся дети.

Если ребенок маленького роста сидит на высоком для него стуле, то у него происходит онемение (нарушение кровообращения) в паховой области. Результат — нарушение детородной функции.

Если ребенок высокого роста сидит за маленькой партой, то у него развивается сколиоз, нарушение осанки и последствия в этой связи для других органов.

Если у стола нет наклона и он не соответствует росту ребенка, то развиваются нарушения зрения — до половины выпускников школ имеют подобные заболевания.

Вся так называемая регулируемая мебель требует для регулировки участия рабочих со специальным инструментом, что не позволяет подогнать ее в перерыве между уроками, когда группа детей одного возраста сменяется в кабинете группой другой.

Такая ситуация сегодня во всех школах России. Мебель — столы и стулья для школьников, которые мог бы отрегулировать сам ребенок по своему росту за секунды, существует. Но кому надо организовывать ее установку в школах: чиновникам, бизнесменам? А зачем, когда и так по доходам всё всех устраивает.

Конечно же, это не устраивает родителей, болеющих душой за здоровье своего ребенка. Но у родителей не хватает смелости отстаивать интересы детей у администрации, подавать в суды на возмещение вреда здоровью.

А это единственный способ обратить внимание чиновников на проблему. Когда иски станут массовыми, бюрократическая машина закрутится, и в школах появится мебель, которая создаст необходимые условия для здорового роста детей. А пока с чиновничьим лобби в поставках мебели для школ никто ничего поделать не может. Вопрос всего лишь в том, когда граждане России перестанут бояться начальников?

На сегодняшний день цены на мебель от западных производителей, которую может отрегулировать по росту ребенка учитель, и на мебель, выпускаемую по лицензиям в России, очень высокие. Фактически неподъемные для большинства родителей и местных бюджетов.

Есть и мебель, которую может отрегулировать сам ребенок в перерыве между уроками или даже в начале урока, сопоставимая по ценам с теми обычными столами и стульями, которые поставляются в школы сегодня. Проблема в том, что создана эта мебель в России российским изобретателем. А значит, чиновники и бизнесмены не заинтересованы, чтобы она появилась в продаже и поставлялась в образовательные учреждения. Хотя такое бездействие чиновников от образования по сути может квалифицироваться как преступление против жизни и здоровья (Гл. 16, Ст. 125 УК РФ).

Если родители больных детей не начнут обращаться в суды, детей будут продолжать массово калечить в школах, как это и происходит ныне.

Далеко не во всех вузах стоят скамейки, зачастую, это те же стулья.

Попробую ответить с точки зрения анатомии, физиологии и морфологии. С морфологической точки зрения осанка определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, положением таза, а также состоянием и качеством работы мышц участвующих в сохранении равновесия нашего тела. С физиологической точки зрения осанка - это динамический стереотип, который формируется по механизму условных рефлексов в процессе развития и воспитания человека. Грубо говоря, если мы время от времени сидим неправильно, то это может войти в привычку и остаться с нами на всю жизнь.

Ну а когда приходят парни и девушки в ВУЗ, их опорно-двигательный аппарат уже худо-бедно сформирован, поэтому стулья в принципе необязательны.

Приложение 1. Цифровая маркировка мебели соответственно росту школьников по ГОСТУ…………………………………………………………….

Приложение 2. Рост учащихся МБОУ Калининская СОШ………………………..

Приложение 3. Рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе……………………………………………….

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоит нарушение осанки. Соответствие школьной мебели всем гигиеническим нормам, качество развития телесной вертикали определяют меру свободы раскрепощения и реализации видового генетического плана человека и играют первостепенную роль не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и духовно-психическом. Вот почему контроль над динамикой этого показателя в период учебы имеет сверхважное значение и является первейшей задачей школьных медработников, руководства школы, учителей и родителей. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования [1]; [5].

Цель работы : выявление нарушений опорно-двигательного аппарата школьников, связанного с несоответствием гигиеническим нормам школьной мебели.

1)выяснить, как важна школьная мебель, соответствующая всем гигиеническим нормам, для растущего организма;

2)выяснить, соответствует ли школьная мебель росту обучающихся школы;

3) составить рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе.

Объект исследования - опорно-двигательный аппарат учащихся МБОУ Калининская СОШ.

Предмет исследования - влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата школьника.

Глава 1. Значение правильной осанки для формирования

опорно-двигательного аппарата школьника

Опорно-двигательный аппарат объединяет скелет и мышцы . Некоторые части скелета, как например, грудная клетка, таз, позвоночник являются вместилищем и защитой жизненно важных органов – лёгких, сердца, кишечника, мозга. Отклонения позвоночного столба от анатомической формы сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног [2].

По разным данным от 30 до 60% современных школьников имеют те или иные нарушения осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. (Рисунок 1).

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. ( Рисунок 2).

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз, или назад - кифоз, плоская спина) и сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста.

Сколиоз - это боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища.

t1604933816ad.jpg
t1604933816ae.jpg

Рисунок 3. Рисунок 4.

Он отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают уже кости и связки. При этом происходят деформация межпозвоночных дисков, самих позвонков и зон их роста. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма [2].

Самым опасным периодом сколиоза являются периода роста ребёнка (6 – 8 лет, 10 – 14 лет) и период полового созревания (девочка 10 – 13 лет, мальчики 11 – 14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребёнок уже имеет I степень сколиоза, подтверждённую рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов) [3].

t1604933816af.jpg

Давно известно, что дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают нарушениями остроты зрения, чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, нередки и заболевания органов дыхания, нервной системы, вегето-сосудистая дистония и заболевания органов пищеварения. Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка [3]; [4].

Глава 2. Результаты исследования

Исследования проводились с учащимися 1-10 классов МБОУ Калининская СОШ.

На протяжении нескольких лет рост ребенка увеличивается, а школьная мебель остается прежней, это способствует нарушению опорно-двигательного аппарата.

За период обучения в школе учащиеся претерпевают значительные изменения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сами темпы этого развития не одинаковы в различные возрастные периоды. Следует особенно отметить значение нормального формирования позвоночника в этот период жизни человека. Значение его в организме настолько велико, что даже незначительные отклонения от нормального развития могут повлечь за собой последствия на протяжении всей жизни [3]; [4].

Большинство школ оборудованы школьной мебелью , не приспособленной к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц. В результате число детей с нарушениями осанки растет день ото дня. При этом большинство родителей обращают внимание на состояние своего ребенка только тогда, когда процесс заходит достаточно далеко и лечение требует длительного времени и больших усилий, как со стороны врача, так и со стороны ребенка и его родителей. Все это должно учитываться при подборе школьной мебели для различных школьных возрастов (Приложение 1).

В ходе исследовательской работы мы провели замеры школьной мебели, чтобы убедиться соответствует ли она росту школьников, обучающихся в кабинетах. Для этого мы использовали данные размеров мебели кабинетов 301, 306, 307, 210, 204, 205, 206, 202, 102. Результаты замеров школьной мебели занесли в таблицу 1, рост учеников по классам - приложение 2.

Несмотря на то, что мебель в нашей школе постоянно меняется, все - таки есть кабинеты, где мебель одних и тех же размеров: высота стола 79 см, высота стула 45 см, хотя рост учащихся 5-10 классов колеблется от 130 до 181 сантиметров. Мебель, которую мы измерили, должна соответствовать росту ребенка от 175 сантиметров и выше, следовательно, школьная мебель не соответствует росту всех учащихся.


Не все родители, не говоря уж о педагогах, задумываются над тем, какой мебелью пользуется их ребенок в школе. Какие кретерии используют чиновники министерства образования регионов страны и руководители школ при выборе школьной мебели?

Этот вопрос не является маловажным, так как именно в школе ребенок проводит очень много времени и от прт и стульев зависит не только его усидчивость, но и здоровье. При неправильном положении тела за партой развивается неправильная осанка, школьник начинает сутулиться, могут появиться боли в шине и верхней части спины, затекают ноги. Еще стоит отметить, что школьная мебель также влияет на пищеварение, кровеносную систему, сердечную деятельность, зрение, Из-за неправильной посадки концентрация ученика на изучаемом предмете теряется, школьник пытается принять удобное положение и его внимание рассеивается, зрение ухудшается, а при слишком неправильном положении тела сбивается сердечный ритм и происходит ущемление кровеносной системы (затекают ноги и шея).

Крайне важно выбирать удобную школьную мебель, чтобы повысить эфективность учебного процесса, исключить негативное влияние неправильной и некачественной мебели на здоровье и физиологию школьника.

Вместе с тем, руководство образования чаще всего не задумывается над этими вопросами, а руководствуется только лишь ценой на приобретаемую школьную обстановку. Конечно же, недорогая мебель не всегда является плохой. Однако, чтобы найти подходящие по средним физиологическим параметрам парты и стулья по недорогой цене необходимо провести некоторое время в их поиске, что не все педагоги делают и закупают у того, кто первый недорого предложил и это абсолютно неправильно.

В процессе приобретения школьной мебели в обязательном порядке должен участвовать медицинский работник (желательно физиолог), который с уетом всех необходимых требований будет рекомендовать и настаивать на приобретении подходящей по всем параметрам школьной мебели, руководствуясь не только ценой, но и медицинскими рекомендациями. К сожалению, в настоящее время такая практика закупок в школах не принята, но если на родители возьмут этот вопрос на контроль и будут поднимать его на родительских собраниях, то можно надеяться об изменении этой ситуации в лучшую сторону.

Читайте также: