Экологический проект в доу тропа здоровья

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор проекта: Агеева Светлана Васильевна

г. Болотное 2019

Вид проекта: практический.

Возраст детей: старшая группа 5-6 лет

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь, июль, август 2019 г.)

Актуальность темы.

В период летней оздоровительной работы особое внимание уделяется эмоционально-психическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную работу вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинская сестра, родители и сами дети.

Цель проекта: Осуществление совместными усилиями специалистов МБДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма . Научить детей пользоваться тропой для сохранения и укрепления здоровья, приобщения к физической культуре как составляющей общечеловеческой культуры.

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Предполагаемый результат проекта

- улучшение эмоционально - психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- улучшение функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем;

- улучшение координации движения;

- повышение сопротивляемости различным заболеваниям;

Методы и формы проекта

Практические

Оздоровительная работа; организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей; пальчиковые игры; физкультминутка; упражнения на дыхание; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; занятия по физической культуре; подвижные игры; спортивные досуги; спортивные праздники; показ презентаций, знакомящих детей с различными видами спорта; индивидуальная работа.

Беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; консультации; рассказывание; инструкции;

Организация выставок, конкурсов; сбор фотоматериала; рассматривание иллюстраций; информационно-агитационные стенды; личный пример взрослых; театрализованные представления; просмотр видеоинформации;

Продукт проектной деятельности

Перспективный план занятий с использованием валеологического компонента.

Разработка методических рекомендации для педагогов по использованию объектов тропы в работе с детьми;

Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей;

Этапы работы над проектом:

Организация “ тропы здоровья ” осуществлялась поэтапно.

Поиск информационно-методических источников, создание творческой группы.

Проведение цикла тематических занятий с включением валеологического компонента (приложение 2);

Проведение цикла тематических бесед;

Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.

Организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье.

Оформление коллажа совместно с родителями;

Подготовка выставки детских рисунков;

Подведение итогов реализации проекта:

Проведение недели здоровья с детьми;

Заключительный спортивный праздник;

Анкета для родителей

Ежедневное использование "тропы здоровья" в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:

улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);

улучшение и укрепление иммунной системы организма;

снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);

тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;

предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;

положительная динамика росто - весовых показателей;

формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата;

Список литературы

Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88

Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 - №1. - С. 5-10.

Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приложение 1

Описание тропы здоровья

hello_html_5b0821ab.jpg

Закаливание на тропе здоровья проходит в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями.

Проходя по разным участкам поверхности тропы , дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Приложение 2

Цикл тематических занятий на летний оздоровительный период

Приложение 3

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Приложение 4

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности. Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_______________________________

2. Дорога до детского сада: • пешком (сколько времени)__________________

• на транспорте (сколько времени)____________________________________

3. Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни: • нет • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.Соблюдает ли режим дня: • нет; • иногда; • да, всегда

5. Какие формы активного отдыха предпочитает ваша семья: • Занятия спортом; • Прогулки на природе; • Подвижные игры

6. Сколько времени в день ребёнок:

• смотрит телевизор в рабочие дни _____ч; • в выходные дни _____ ч; • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч; • в выходные дни _____ ч.

7. Знаете ли вы какие виды профилактики используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___________________________________________ __________________________________________________________________

8. Знаете ли вы какие виды закаливания используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)________________________________________ _________________________________________________________________ 9. Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить): • консервы (исключая консервы для детского питания); • грибы; • чипсы, сухарики; • газированные напитки; • импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.) Отметить для каждого из пунктов: • А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю); • Б – иногда (1 раз в неделю); • В – редко (1-2 раза в неделю)

10. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду? • да, всегда; • иногда; • нет.

11. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка: • хорошее; • удовлетворительное; • плохое (указать причину) ________________________

12. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 13.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________14. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? ________________________________________ _________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы

Приложение 5

по организации охраны жизни и здоровья детей на

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2.1. Заведующий хозяйством обязан:

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории. 3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и прогрева на солнце.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Приложение 6

hello_html_m638736ea.jpg

Приложение 7

hello_html_m3aa08718.jpg

Приложение 8

hello_html_m429abadd.jpg

Приложение 9

hello_html_353bcff5.jpg

hello_html_316f39df.jpg

hello_html_7eb3155a.jpg

hello_html_29e4ffd0.jpg

Приложение 10

Проект : ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания и оформления тропы :

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми

на экологической тропе детского сада :

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

7. Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Цель: вызвать большой интерес к труду, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу, или другого жука.

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта :

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей : взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981

4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

Экологическая тропа в нашем детском саду

Экологическая тропа в нашем детском саду В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного отношения детей 4-5 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

повышение уровня знаний по экологии у детей;

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

- учить детей правильно взаимодействовать с природой;

- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;

- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Оформление экологической тропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты на местности. Далее обследовался маршрут тропы.

Станции маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье”
На протяжении всего времени создания маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье” мы запланировали 7 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с объектами экологической тропы и оценить экологическую ситуацию.



Методические Рекомендации по организации работы с детьми: Детям предлагается познакомиться с деревьями, которые находятся на территории детского сада.

Что знаем?
Береза – это дерево;
Есть черные черточки;
Береза растет из земли;
Есть сережки;
Тонкие ветки, белый ствол;
Береза красивая;
В древности писали на бересте;
Птички любят сидеть на березе;
Можно спрятаться от жары;
Про березу много стихотворений.

Что хотим узнать?
Откуда взялись черные полосочки?
Почему есть сережки? Почему белый ствол?
Можно ли есть бересту?
Как собирать березовый сок?
Почему под березой прохладно даже в жару?
Какую пользу приносит береза?
Что можно сделать из березы?
Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?
Расскажет воспитатель.
Спрошу у бабушки/родителей.
Узнаем из энциклопедии/интернета.
Узнаем из познавательного фильма/передачи

Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

Задачи: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Читайте также: