Проблема перегрузок в современной школе как распределить и чем занять свободное время учащегося

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ ШКОЛЬНИКОВ

к.и.н., учитель обществознания МКОУ «Горшеченская средняя

Горшеченского района Курской области

Аннотация. В статье обосновывается необходимость сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе, рассматриваются причины, проявления, последствия и пути снижения их перегрузки.

Ключевые слова: учащиеся, перегрузка, технологии, здоровье.

Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Минздравом России называются следующие цифры: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. [2] Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Сорок процентов сегодняшних школьных программ и учебников сориентировано на "продвинутых" детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать "высокие планки" в обучении способно только 15 процентов. Доля же одаренных детей - 6 процентов. Таким образом, в общеобразовательных школах нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному языку в 3 раза, по математике - в 20 раз! [4]

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день! [6]

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. предполагает обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни. [8]

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.

Важное условие успешного обучения – это возможность ребёнка плодотворно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, которая доступна его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах. Успешному обучению учащихся способствует применение здоровьесберегающих технологий как системы мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

Урок, основанный на принципах здоровьесбережения, обеспечивает создание психологически комфортной среды, способствует формированию коммуникативной и предметной компетентности, направлен на развитие самостоятельности мышления, познавательной активности, учебной деятельности и творческих способностей школьников.

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести все личностно-ориентированные технологии, так как для них приоритетна индивидуальность каждого ребёнка, обеспечение комфортных условий развития и реализация его природных возможностей. В этом случае ребёнок становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса, основанном на педагогике сотрудничества, гуманизации и демократизации педагогических отношений.

Важное место отводится организации урока с учётом валеологических положений, основанных на безболезненной передаче учащимся знаний, умений и способов познавательной деятельности, деятельности учителя, направленной на создание условий, способствующих развитию конкретной личности и её гармонизации.

Перегрузка может возникнуть и от негативного отношения к изучаемому предмету, и от неудовлетворённости своим учителем. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач, так как своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер.

Использование компьютера в учебном процессе является стимулирующим фактором, оказывающим существенное влияние на интеллектуальное развитие и саморазвитие личности учеников, формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления. В то же время длительная работа на компьютере сопровождается возрастанием зрительной нагрузки, статическим и нервно-эмоциональным напряжением, воздействием электромагнитных излучений, изменением микроклимата в помещении. Отсутствие партнёра по общению приводит к тому, что у детей недостаточно развиваются коммуникативные способности, а увлечение компьютерными играми формирует негативные морально-психологические качества личности.

Основной причиной перегрузки домашними заданиями является несогласованность с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Согласно требованиям СанПиНа, объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. [11] Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

Эффективным средством повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся является двигательный отдых. В соответствии с нормами СанПиН, ежедневный объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. [11] Двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальной двигательной активности, способствующей нормальному развитию здоровья ребёнка. По последним данным, медиков и физиологов, младшие школьники из 12-13 часов бодрствования почти 80% времени проводят за письменным столом или перед телевизором, компьютером. [12] Уроки физкультуры не могут компенсировать недостаток физической нагрузки в течение целой недели. Удовлетворение данной потребности следует осуществлять за счёт малых форм физического воспитания: утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток на уроках, динамических перемен. Физическая культура в семье – это утренняя гимнастика, физкультминутка во время домашних уроков, игры спортивного характера на свежем воздухе, прогулки, походы, хозяйственный труд, связанный с физическими нагрузками.

Необходимым условием хорошей успеваемости в школе, укрепления здоровья и предупреждения перегрузок детей является качественное горячее питание школьников. Как и любая система организма человека, нервная нуждается в некоторых витаминах и микроэлементах. Так, для полноценной работы нервной системы, нужно регулярное поступление таких витаминов, как витамины группы В, витамин РР, а так же микроэлементы - йод и кальций.

Благоприятное воздействие на нервную систему школьника, безусловно, оказывает соблюдение режима дня, ежедневное пребывание на свежем воздухе, сочетание умственного и физического труда.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости учащихся, предупреждает их перегрузку, способствует улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для творчества педагога.

Рамки к объему учебного материала в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся. ФГОС определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Это усилит защищенность ребят от перегрузок. Ведь эти стандарты впервые включают и гигиенические требования к условиям их реализации, то есть должны быть обеспечены безопасные, комфортные условия обучения детей, устранены причины перегрузок.

5. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496

Переутомление — состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных периодов работы [5]. А по мнению Завьялова А.В., переутомление — это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе [3]. Самое опасное — это переутомление для детского организма, потому что оказывает непоправимый вред для здоровья: снижение иммунитета, тахикардия, явления аритмии, увеличение концентрации молочной кислоты, заболевания желудочно-кишечного тракта, увеличение частоты дыхательных движений, сколиоз, миопия, гиперметропия.

Многие родители задаются вопросом как же понять, что ребенок переутомился. Безусловно, в большинстве случаев способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и свойства личности и сила нервной системы. Симптоматика перегрузок у школьников может быть разной. Следует обратить внимание на:

- Изменения в поведении (раздражительность, плаксивость, агрессия).

- Нарушаются контакты с окружающими людьми;

- Нарушения сна (сон беспокойный, проблемы с засыпанием);

- Жалобы на головные боли, боли в животе;

- Появление глупых ошибок, изменение почерка;

- Нервное перевозбуждение у младших школьников, оно проявляется в том, что ребенок даже после многочасовой работы в школе, занятий на кружках и домашних заданий;

- Энурез, тики или заикания – крайние проявления[4].

Помимо признаков есть стадии переутомления в школе, выделенные психологом Жизель Жорж в 2013 году после проведенных ею исследований в области детского стресса:

- "Медовый месяц": вначале дети проявляют к школе любопытство. Овладев письменным языком, они усматривают обретение самостоятельности, способности понять окружение, которое интересует их.

- Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат энергии психики.

- Во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Декомпенсируются соматические слабости.

- Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу.

- Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее. " [2].

Педагоги, врачи, родители, психологи обеспокоены проблемой школьных перегрузок в нашей стране. По мнению врачей, самый отрицательный фактор, влияющий на детское здоровье, это школьные перегрузки. Данную информацию представил министр здравоохранения РФ в 2016 году Президенту России по итогам общероссийской диспансеризации школьников. Связано это с тем, что "рабочий день" среднестатистического старшеклассника общеобразовательной школы временами достигает 10–12 часов[1].

Больше всего это касается тех старшеклассников, которые учатся в школах повышенного уровня, таких как лицеи, гимназии. Но и первоклассники не исключение, в таких образовательных учреждениях учебные занятия имеют продолжительность 6–7 часов в день.

Предупреждение школьных перегрузок – залог физического и психического здоровья и успеха ребенка. Для профилактики или предотвращения перегрузок в первую очередь нужно составить оптимальный режим дня, в котором будут учитываться биоритмы школьника, работоспособность в течение дня. В режим дня школьника должен быть включен 8–9 для обучающихся старших классов, для школьников пятых и шестых классов - 10 часов, обучающимся 1 класса положено спать 11 часов и 2 часа дневного сна, прогулки на свежем воздухе продолжительностью 2–3 часа. После школы ребенку требуется отдых. При выполнении домашней работы стоит давать отдохнуть 15 минут через каждые 40 минут. В это время можно попрыгать на скакалке, поиграть в игры, принять душ.

Для сокращения нагрузки и более успешного усвоения знаний ребенку требуется помощь родителей при выполнении заданий дома.

У обучающегося должно быть рабочее место: отдельный учебный уголок, либо комната (расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см, расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см [6]), хорошее освещение (врачи доказали, что локальное освещение вредит здоровью глаз, поэтому лучше использовать при недостаточном дневном свете и в вечернее время светильник с ярком и в тоже время мягким цветом, который будет остановлен сбоку от пишущей руки), наличие должной канцелярии и литературы, правильно подобранный цвет помещения и мебели (подойдут такие цвета как: светло-зеленый, цвет натурального дерева (яркие цвета будут способствовать рассеиванию внимания, а темные цвета на целых 20% понизят освещаемость комнаты)).

Родителям не стоит проявлять агрессию при плохой успеваемости ребенка. Это приведет не только к ухудшению межличностных отношений в семье, но и приведет ребенка к состоянию хронической не успешности. Дети усердно и большом объеме учат школьный материал, но через некоторый промежуток времени все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил, что приводит к астеническому синдрому (нервно-психическая слабость).

Ещё недавно радовался, насколько меняются дети, когда отдохнут, как у них появляется интерес к жизни, к знаниям, и вот начался учебный год, и в детских глазах всё чаще видна усталость, уроки словно бы замедлились, чаще стали появляться паузы перед ответами….

На этой неделе моя ученица чуть не плакала, рассказывая о том, как делала домашнее задание до полуночи. И это пятый класс! В старших классах нагрузка ещё выше…. Если посмотреть предыдущую заметку о домашних заданиях , можно обратить внимание, насколько часто в комментариях учителя пишут о высокой нагрузке по программе, о том, что часы на прохождение каждой темы сокращают с каждым годом, и уложиться в урок часто не представляется возможным.

Любопытно, что при этом, стоит только заговорить о снижении учебной нагрузки, как сразу появляются испуганные родители, кричащие, что школы и так ничему не учат, что "дети в конец обленятся", что детей надо постоянно “нагружать” и только тогда из них что-то получится, только так у них что-то останется в голове. "Праздность, лень до добра не доведут". То есть у этих людей тоже есть свои причины и немалое число увесистых примеров, когда дети, особенно подростки “некорректно” использовали свободное время и впадали “во все тяжкие”.

Для многих родителей школа – это способ занять ребёнка, наполнить занятостью его время, пока сами родители заняты своими делами. Достаточно вспомнить жалобы родителей на дистанционке, когда школа в подавляющем большинстве “дала сбой” и изрядная часть нагрузки по обучению легла на плечи самих родителей.

Вам это не напоминает ситуацию, когда вся семья пляшет вокруг малыша, пытаясь его развлечь и тем самым лишая его шанса хотя бы что-то сделать самому, самостоятельно? Настоящая проблема с перегрузкой в школе лежит в недоверии к ребёнку, к его природе, к его талантам. Скажите, как и откуда ребёнок научится распределять нагрузку, наполнять своё свободное время, если его, во-первых, лишают этого времени, а во-вторых, все вокруг страдают той же болезнью, потому что сами не имеют свободного времени?

Бельчата, запертые в одну клетку с взрослыми белками, крутящими колесо. " Чего стоишь, малыш?! Прыгай! Будешь, как мы крутить колесо! "

Мы никогда не решим проблемы с нагрузкой в школе, если не дадим и детям, и учителям свободного времени . Точно так же, как выделяется время на труд, должно выделяться время на отдых. Оно должно быть у всех участников учебного процесса. И никто не должне иметь права покушаться на это время. Помните раньше, давным-давно, учителям выделялся 1 день на работу с литературой, в библиотеках? Конечно, это не отдых, но это давало учителю шанс на саморазвитие. А когда сейчас само-развиваться учителям? У них этим летом и отпуска-то нормального не было. Какой пример может дать "выгоревший" учитель? Не удивительно, что и дети тоже всё чаще "выгорают" со всеми последствиями для здоровья.

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Перегрузки школьника – самая горячая тема на форумах и в родительских спорах. Согласно исследованиям Научного центра здоровья, сегодня только 3-4% школьников (один-два ребенка на целый класс!) уходят после 11 класса здоровыми детьми. У всех остальных врачи диагностируют те или иные отклонения здоровья. И виной тому – многочасовые школьные перегрузки. Как уберечь школьника от учебных перегрузок? И что считается перегрузкой, а что – обычная норма, без которой – никуда?

Отчего у школьников возникают перегрузки?

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение - танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Читайте также: