Что такое наш выбор обществознание 8 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Что же такое выбор? Выбор – это основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущие занятия, его судьбу, наконец. Каждый из нас рано или поздно встает перед проблемой выбора, но самый важный из них – выбор специальности, дальнейшей профессии, который мы вынуждены делать в самом начале жизненного пути.

Аргумент из прочитанного текста

Так автор текста Евгений Валерьевич Гришковец повествует о том, как он пытался в юношестве выбрать учебное заведение, определиться с будущим занятием. Что-то ему казалось скучным, что-то невозможным, но он совершенно не знал, что ему придется по душе. Важным условием для него было, чтобы учеба была интересной, веселой, соответствующей настоящей жизни. По всей видимости, писательский труд стал именно тем занятием, о котором он мечтал в юношестве.

Аргумент из личного опыта

К тому же, очень скоро каждый из нас столкнется с подобным выбором – какую профессию предпочесть, какой вид деятельности ему интереснее – точные, естественные науки, или же больше привлекает физический труд. Все мы будем делать этот выбор, основываясь на собственных желаниях, советах родных, близких и друзей.

Заключение

Итак, выбор – это то, с чем человек сталкивается не один и не два раза в жизни. От того, насколько правильно мы его сделаем зависит наше благополучие и удовлетворенность собственным существованием.

Определение понятия

Я думаю, выбор – задача каждого человека. С выбором мы сталкиваемся ежедневно, начиная с того, что выбрать на завтрак и заканчивая образом жизни. Порой на наш выбор влияют суеверия и некие знаки судьбы, которые словно помогают нам избрать правильный путь.

Аргумент из прочитанного текста

Эту точку зрения подтверждает случай, описанный А.И. Деникиным, где герой, будучи годовалым ребенком, из всего, что было в зоне его доступа, выбрал рюмку и саблю. Гадание сбылось частично – свою жизнь в дальнейшем он связал с военной деятельностью, но вот пьяницей не стал. Вполне возможно, что военная карьера стала следствием легенды, часто рассказываемой мальчику с самого детства о том случае из его младенчества.

Аргумент из личного опыта

Суеверия вообще оказывают большое влияние на жизнь многих людей. в древние времена гадания определяли выбор спутника жизни или вид занятости. До сих пор некоторые из нас переходят дорогу, если путь им пресекла черная кошка. Или отказываются от важного намеченного дела, если им встретился человек с пустым ведром.

Заключение

Я считаю, что выбор нужно делать, основываясь только на собственных желаниях или поставленных жизненных целях, но ни в коем случае не на суеверных гаданиях или приметах.

Третий вариант сочинения (на примере текста Алексина А.Г. “Еще в детском саду Олег выучил песенку…”)

Определение понятия

Один из самых главных выборов в нашей жизни – выбор профессии, сферы занятости. Выбор – это решение, которое мы вынуждены принимать в зависимости от окружающих условий и собственных возможностей. На что же следует обращать внимание, когда делаешь важнейший выбор?

Аргумент из прочитанного текста

А.Г. Алексин в своем тексте рассказывает историю о том, насколько влиятельными порой оказываются желания родственников и какова роль предопределения в жизни каждого человека. Иногда родители или другие близкие люди пытаются воплотить в подрастающем отпрыске свои не свершившиеся надежды. Однако то, к чему действительно у ребенка есть талант, все равно непременно проявится. Это всего лишь дело времени. Поэтому не стоит навязывать человеку свои желания, а лучше дать возможность самому выбрать то, что ему ближе всего.

Аргумент из личного опыта

Многие идут по стопам родителей, выбирая будущую профессию. Хорошо, если при этом интересы ребенка и родителей совпадают. Однако некоторые родители не одобряют выбор своего чада, высмеивают его, вынуждают ребенка сделать иной выбор. Но они должны помнить, что подобными действиями можно испортить потомку жизнь навсегда.

Заключение

Самое главное в жизни – заниматься тем, что тебе особенно нравится. Тогда и жизнь покажется проще, и пользы принесешь обществу больше. Чтобы выбрать именно то, к чему у тебя есть призвание, важно никого не слушать, а заниматься тем, что ближе и интереснее всего.

В жизни каждого человека возникает момент, когда ему нужно будет сделать тот или иной выбор.

Проблема выбора появляется перед человеком каждый день. Это неотъемлемая часть жизни. Но многие люди опасаются делать свой выбор, так как боятся перекроить свой привычный ход жизни. По сути же это не имеет смысла. Если человек самостоятельно не будет принимать решения, то жизнь сделает это за нас. И не факт, что данное решение принесет человеку что-то хорошее.

На мой взгляд, каждый человек должен управлять собственной судьбой. Один из главных способов этого – принятие взвешенных решений, отсутствие страха перед выбором.

Также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что выбор несет в себе и ответственность за принятие какого-либо решения. Человек, который совершает выбор, должен отвечать за все последствия этого решения.

Как и у любого человека, в моей жизни нередко возникают ситуации, когда я не могу сразу принять решение. Зачастую я колеблюсь между несколькими вариантами. Мне трудно решиться сделать свой выбор. Каждый из имеющихся вариантов несет в себе как плюсы, так и минусы. В такие моменты я задаю себе вопрос: какие последствия могут появиться, если я выберу тот или иной вариант? После этого сделать свой выбор становится легче.

Прошлым летом передо мной встал тяжелый выбор. Мне нужно было принять решение, ехать на озера с друзьями на неделю или же в деревню к бабушке, которую давно не видел. Конечно, на озерах я бы провел это время с интересом. Но с другой стороны, моя бабушка преклонного возраста и ей нужно помогать по огороду. Я решил три дня пожить у бабушки. За это время я успел прополоть все грядки и сложить дрова. После этого я отправился к друзьям на озера. Я приехал чуть позже остальных ребят, но зато моя бабушка была довольна тем, что я уделил ей много внимания и помог.

К сожалению, не всегда удается достичь подобного компромисса. Иногда приходится делать выбор вопреки своим желаниям. Хочется поиграть с друзьями в футбол, но уроки еще не сделаны. Приходится отдавать предпочтение урокам. Иначе гулять не отпустят.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Практическая работа по обществознанию.docx

Практическая работа по обществознанию

Ученика (цы) 8 класса_______________________________________________

Тема урока: _______________________________________

Эпиграф к уроку______________________________________________________________

Вопросы к уроку:

Факторы выбора профессии

Мнение членов семьи.

Учебные заведения, представленные на территории проживания.

Позиция друзей.

Престиж .

Позиция учителей

Информированность .

Личные профессиональные планы .

Способности, склонности .

Факторы выбора профессии

Выбор

Описание темы (имя прилагательное)

Сложный, жизненный, важный, профессиональный, свободный, своевременный, ответственный, случайный, осознанный, обдуманный, простой, рискованный

Описание действия (глагол, деепричастие)

Решает, изменяет, определяет, влияет, помогает, делается, производится, происходит.

Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза, состоящая из 4-5 слов)

Только я могу выбирать! Мой выбор – в моих руках!

Моя жизнь-мой выбор! Я хочу выбирать сам!

Я – за обдуманный выбор! Хочу выбирать правильно!

Повторение сути темы одним словом

Значимость, ответственность, жизнь, путь, сознание, ответственность, я.

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Урок обществознания. 8 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок обществознания. 8 класс.

Урок обществознания. 8 класс.





Что? Это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множ.

Что? Это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Это самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий Что такое выбор?

Легко ли человеку в жизни делать выбор?

Легко ли человеку в жизни делать выбор?


Факторы выбора профессии: 1. Мнение членов семьи. 2. Учебные заведения, предс.

Факторы выбора профессии: 1. Мнение членов семьи. 2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. 3. Позиция друзей. 4. Престиж. 5. Позиция учителей 6. Информированность. 7 .Личные профессиональные планы. 8 .Способности, склонности.

Правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая - вызывает интерес и.

Правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая - вызывает интерес и удовлетворение -может быть доступной и посильной -перспектива в плане трудоустройства




Рефлексия - Что нового вы узнали на занятии? - Что понравилось? - Что не понр.

Рефлексия - Что нового вы узнали на занятии? - Что понравилось? - Что не понравилось? - Что было интересно? - Что было делать трудно? - Над чем вам пришлось задуматься? - Чему вы научились на этом уроке?

Домашнее задание Выбрать наиболее предпочтительную профессию и проанализирова.


Спасибо за внимание и сотрудничество!

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Выбранный для просмотра документ ситуации.docx

Ситуация №1 (совместная работа)

Ситуация №2 (групповая работа)

Александр собирается стать врачом. Тут неожиданно приезжает троюродный дядя бизнесмен, и услышав об этом выборе, начинает отговаривать. Как можно его отговорить?

Аргументы дяди-

бизнесмена против профессии врача

Аргументы племянника Александра, который хочет стать врачом.

Ситуация 3. (совместная работа) Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Ситуация 4. (совместная работа) Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим. Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

Ситуация №1 (совместная работа)

Ситуация №2 (групповая работа)

Алёна хочет быть актрисой. Мама и бабушка против её выбора и пытаются девочку отговорить.

Вам нужно предложить возможные аргументы Алёны и её мамы.

Аргументы Алёны

Аргументы мамы

Ситуация 3. (совместная работа) Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Ситуация 4. (совместная работа) Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим. Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

Ситуация №1 (совместная работа)

Ситуация №2 (групповая работа)

Лариса мечтает стать учителем биологии. Она с упоением читает книги растениях и животных, смотрит документальные фильмы о строении жизни человеческого организма. Отец Ларисы известный математик, как и её дед и прадед. Они и слышать не хотят о биологии. Предложите аргументы Ларисы и её отца.

Аргументы Ларисы

Аргументы папы

Ситуация 3. (совместная работа) Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Ситуация 4. (совместная работа) Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим. Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

Выбранный для просмотра документ урок мой выбор.docx

План-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе

Учитель истории и обществознания Тихонова И.А.

усвоение учащимися сведений о необходимости продуманного, тщательного выбора жизненного пути;

- развитие логического мышления;

- формирование умений рассуждать, высказывать свое мнение, работать в группе, аргументировать его на основе анализа материалов, в ходе обсуждения;

- развитие навыков культуры общения.

- воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за собственный выбор и поступки.

Основные понятия : самостоятельность, ответственность, выбор.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

По источнику знания:

Наглядные, практические, групповые

По уровню познавательной деятельности:

проблемные, игровые, дискуссия.

Основные виды деятельности: беседа, обсуждение, работа с текстом.

Вид урока: урок – размышление.

Оборудование урока.

Раздаточный материал: листы с ситуациями, качествами личности,

мультимедийная установка, компьютер, презентация в программе PowerPoint .

1. Организационный момент. Слайд 1

А у меня сегодня утро выдалось тяжелым. Я никак не могла определиться, какую одеть одежду, глядя в холодильник, я долго не могла определиться, что съесть на завтрак.

- Бывают ли у вас такие ситуации?

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что связывает все эти картинки и мою сегодняшнюю ситуацию? ( Выбор )

- Как вы думаете, часто ли в жизни человеку приходится делать выбор? Какой?

Слайд 3 11 лет назад я окончила школу, и необходимо было решать, что я буду делать дальше. Я с родителями поехала подавать документы в институт на платное отделение юридического факультета. Папа говорил, что это хорошая профессия, доходная и нужная. Но секретарь приемной комиссии вдруг, когда я уже начала писать, сказал, что есть интересный, бесплатный исторический факультет, и я машинально, спонтанно, написала заявление именно туда. Этот выбор был для меня самым важным, определившим всю мою дальнейшую жизнь.

- Какой выбор я сделала после окончания школы? С этим выбором в скором времени столкнетесь и вы. (профессиональный) Слайд 4

- Как будет звучать тема нашего урока? Слайд 5

Перед вами лежат рабочие листы, в которых вы сегодня и будете фиксировать результаты работы на уроке. Запись темы.

На какие вопросы мы будем отвечать в ходе урока? Слайд 6

- Что такое выбор?

- Какой выбор является главным в жизни человека?

- Какие факторы влияют на выбор человека?

- Как сделать в жизни правильный выбор?

Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, летая друг за другом. В этом было столько безграничной свободы. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь.

Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получиться ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своем выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!

Что мешает ему так же свободно передвигаться по жизни? Не в том ли проблема человека, что, имея возможность выбирать, он не всегда ее использует?

- В чем смысл этой притчи?

Слайд 8 Эпиграфом нашего урока я выбрала название этой восточной притчи

2. Актуализация знаний.

- А что такое выбор? Слайд 9

1. Это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.

2. Это самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий

- Легко ли человеку делать выбор? Слайд 10

Выбор жизненного пути - задача сложная. Каким быть? Как прожить свою жизнь? Каждый выбирает для себя сам.

Посмотрите, какой огромный перечень профессий только на 3 буквы, а сколько их еще? Из этого многообразия каждый из вас уже в недалеком будущем должен будет выбрать профессию, которой посвятит всю жизнь.

3. Изучение нового материала.

? - Как вы думаете, что нужно учитывать, выбирая профессию?

Рассмотрим ситуацию.

? - Насколько продуманно Андрей выбирает профессию?

- Что определяет выбор профессии человека?

Слайд 12 Ученые выделяют следующие факторы выбора профессии (о которых в частности, мы с вами и говорили)

Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим, то есть главным, фактором при выборе той или иной специальности, что мы с вами и смогли увидеть.

Учебные заведения, представленные на территории проживания.

Престиж . Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

Позиция учителей

Информированность .

Личные профессиональные планы . Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

Способности, склонности . Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

? - Какие факторы выбора профессии учитывал Андрей? Согласны ли вы с подобным выбором?

Любая профессия предъявляет определенные требования к человеку, к его способностям, возможностям и личностным качествам, что относится к профессионально важным качествам и определяет в конечном итоге профессиональную пригодность.

О профессиональной пригодности к профессии говорят тогда, когда человек усваивает профессиональные навыки без особого труда, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней. В таком случае считают, что у человека есть соответствующие способности.

Это знание потребностей современного рынка труда и возможностей трудоустройства. Это те специальности, которые сегодня требуются в городе, регионе. Реальность рынка труда, потребность в выбранной профессии, относятся знания профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков.

- Заполнение таблицы. Практическая работа по таблице с несколькими учащимися

Слайд 14 Таким образом, сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая

во-первых, вызывает интерес и удовлетворение,

во-вторых, может быть доступной и посильной,

в-третьих, перспектива в плане трудоустройства.

Слайд 15 Теперь, ребята я предлагаю вам поработать в группах. Для начала давайте определим правила работы в группе

Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

Первая группа - у вас на столах лежат листы с алгоритмом разбора ситуации. Вам нужно предложить возможные аргументы дяди и ответы племянника и разыграть эту ситуацию. На выполнение задания у вас 5 минут.

Рассмотрим ситуацию . Александр собирается стать врачом. Тут неожиданно приезжает троюродный дядя бизнесмен, и услышав об этом выборе, начинает отговаривать. Как можно его отговорить?

Вторая группа

Рассмотрим ситуацию. Алёна хочет быть актрисой. Мама и бабушка против её выбора и пытаются девочку отговорить.

Вам нужно предложить возможные аргументы Алёны и её мамы.

Третья группа.

Рассмотрим ситуацию. Лариса мечтает стать учителем биологии. Она с упоением читает книги растениях и животных, смотрит документальные фильмы о строении жизни человеческого организма. Отец Ларисы известный математик, как и её дед и прадед. Они и слышать не хотят о биологии. Предложите аргументы Ларисы и её отца.

Ролевая игра.

Ребята, к каким важным выводам мы с вами пришли, обсуждая проблему выбора профессии?

Правильно, к проблеме выбора надо походить очень серьёзно,

учитывая множество факторов. (Хочу, знаю, умею)

Хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет, но наша жизнь – это постоянный выбор. Есть выборы незначимые. Но есть важные, те, которые определяют дальнейшую жизнь.

- Как не ошибиться в таком выборе?

На столе у групп лежат листы № 3 с жизненными ситуациями. Слайд 16

Ситуация 1. Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Ситуация 2. Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим. Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

На обсуждение несколько минут.

Учитель. Возможно, кто-то из вас изъявил желание уехать, но мне ближе решение тех, кто решил остаться на Родине. Помните, как у Есенина? Слайд 17

Если кликнет Русь святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!-

Я скажу: «Не надо рая,

Согласно статье № 37 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право свободного выбора рода деятельности и профессии. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая деятельность приносила вам радость и удовлетворение. И я надеюсь, что наш урок хоть немного помог вам в этом непростом, но судьбоносном выборе.

3. Закрепление материала

В начале занятия мы выдвинули несколько вопросов. Можем ли мы теперь на них ответить? Слайд 18

- Что такое выбор?

- Какой выбор является главным в жизни человека?

- Какие факторы влияют на выбор человека?

- Как сделать в жизни правильный выбор?

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Верен ли он? Слайд 19

Хотите, я докажу вам, что он верен. Возьмите листок бумаги. Представьте, что это ваш микромир. По Легенде Бог создал мир за 7 дней, а у вас есть 7 секунд. Измените ваш листок. Вывод .

- В чем смысл притчи?

Синквей Слайд 20

Рефлексия. Слайд 21

Что нового вы узнали на занятии?

Что не понравилось?

Что было интересно?

Что было делать трудно?

Над чем вам пришлось задуматься?

Чему вы научились на этом уроке?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание – выбрать наиболее предпочтительную профессию и проанализировать её с 3 позиций. Слайд 21

- воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за собственный выбор и поступки.

Основные понятия : самостоятельность, ответственность, выбор.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 20

По источнику знания:

Наглядные, практические, групповые

По уровню познавательной деятельности:

проблемные, игровые, дискуссия.

Основные виды деятельности: беседа, обсуждение, работа с текстом.

Используемые учебники и учебные пособия:

Вид урока: урок – размышление.

Оборудование урока.

Раздаточный материал: листы с ситуациями, качествами личности,

мультимедийная установка, компьютер, презентация в программе Power Point .

Вступительное слово учителя.

Давайте определим правила урока

Закон активности

Закон уважения

Закон творчества

Каждое утро, просыпаясь, мы попадаем в различные ситуации. Что есть на завтрак, что одеть в школу. Бывают более сложные ситуации – поспать на час дольше или сделать утреннюю зарядку, купить понравившуюся вещь или отложить деньги. Пройти мимо человека, которому нужна помощь или помочь, рискуя собой. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке.

Ребята, вы правильно определили проблему сегодняшнего урока.

Мы будем говорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека. Но стоит ли идти за ней, преодолевая препятствия?

Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, летая друг за другом. В этом было столько безграничной свободы. Они просто летали, упоенно отдаваясь полету. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь.

Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получиться ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своем выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!

Что мешает ему так же свободно передвигаться по жизни? Не в том ли проблема человека, что, имея возможность выбирать, он не всегда ее использует?

2. Актуализация знаний.

Учитель. Выбор жизненного пути - задача сложная. Каким быть? Как прожить свою жизнь? Каждый выбирает для себя сам.

Учитель. Посмотрите, какой огромный перечень профессий только на 2 буквы, а сколько их еще? Из этого многообразия каждый из вас уже в недалеком будущем должен будет выбрать профессию, которой посвятит всю жизнь

4. Изучение нового материала.

? - Как вы думаете, что нужно учитывать, выбирая профессию?

? - Насколько продуманно Андрей выбирает профессию?

Учитель. Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов 7.

2) социальная направленность;

4) личностные качества, то есть то, что человек из себя представляет;

Так, например, человек, обладающий ярко выраженными качествами 1 и 6, может стать физиком, а человек с доминированием черт 2 и 5 – успешным управленцем, давайте еще

подумаем (ответы из зала) ( врач, актёр, поэт, программист, дизайнер, предприниматель)

Другие же ученые выделяют следующие факторы выбора профессии (слайд) (о которых в частности, мы с вами и говорили)

Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим, то есть главным, фактором при выборе той или иной специальности, что мы с вами и смогли увидеть.

Учебные заведения, представленные на территории проживания.

Престиж . Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

Личные профессиональные планы . Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

Способности, склонности . Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

? - Какие факторы выбора профессии учитывал Андрей? Согласны ли вы с подобным выбором?

(Ответы учащихся). Учитель.

Теперь, ребята я предлагаю вам поработать в группах. Для начала давайте определим правила работы в группе

называем собеседника по имени,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

если непонятно, переспросите партнера,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

В группе должен быть организатор обсуждения,

Каждый может высказать свою версию решения,

Один говорит, а остальные слушают,

Каждая версия обсуждается в группе,

В группе согласуется общее решение,

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Первая и третья группы - у вас на столах лежат листы с алгоритмом разбора ситуации. Вам нужно предложить возможные аргументы дяди и ответы племянника. На выполнение задания у вас 5 минут.

Рассмотрим ситуацию. _Александр собирается стать врачом (1 группа) актрисой. (2 группа). Тут неожиданно приезжает троюродный дядя бизнесмен , и услышав о твоем выборе, начинает отговаривать. Как можно его отговорить?

Вторая и четвёртая группы

. Рассмотрим ситуацию. _Алёна хочет быть актрисой. Мама и бабушка против её выбора и пытаются девочку отговорить.

Вам нужно предложить возможные аргументы Алёны и её мамы.

Выбираем из первой группы племянника Александра, из третьей группы – дядю бизнесмена.

Потом из второй группы Алёну, из четвёртой группы маму.

Ролевая игра.

Ребята, к каким важным выводам мы с вами пришли, обсуждая проблему выбора профессии.

Правильно, к проблеме выбора надо походить очень серьёзно, учитывая множество факторов.

Как очень часто бывает, волшебник внезапно исчез. А желание осталось.

? - Как вы можете с ним поступить?

/Ответы учащихся: забыть или реализовать мечту/

Учитель. Перед вами перечень качеств. Выберите из них те, которых пока в вас нет или, по вашему мнению, не достаточно развиты, но именно они нужны вам для исполнения вашего желания. Подчеркните эти качества.

(Учащиеся работают с раздаточным материалом, на котором перечислены качества характера человека)

Учитель. Эти листы вы заполнили для себя. Это ваша программа действий, путь по которому вы можете пойти, если хотите, чтобы ваше желание исполнилось.

? - Как осуществить свой выбор?

Учитель. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет, но наша жизнь – это постоянный выбор. Есть выборы незначимые. Но есть важные, те, которые определяют дальнейшую жизнь.

- Как не ошибиться в таком выборе?

На столе у групп лежат листы № 3 с жизненными ситуациями.

Ситуация 1. (первая и вторая группы) Представьте ситуацию. Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Ситуация 2. ( третья и четвёртая группы) Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим. Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

На обсуждение 5 минут.

Учитель. Возможно, кто-то из вас изъявил желание уехать, но мне ближе решение тех, кто решил остаться на Родине. Помните, как у Есенина?

Если кликнет Русь святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!-

Я скажу: «Не надо рая,

Для каждого человека одной из самых важных ценностей является семья. Семья предполагает ответственность. Родители несут ответственность за своих детей, подросшие дети за свои поступки.

Подросток ощущает себя самостоятельным, взрослым, он сам может отвечать за свои поступки. Давайте мы с вами попробуем определить, что же означает самостоятельность.

Перед вами листы с ситуациями, отражающими самостоятельность подростков.

Давайте, анализируя каждую ситуацию, попробуем сформулировать определение самостоятельности. Как вы считаете, какая ситуация наиболее полно отражает ваше понимание самостоятельности. (ситуации, три штуки). – сделать раздатку. (лист 4)

Давайте сделаем вывод, что же включает в себя понятие самостоятельность

( умение брать на себя ответственность за свои поступки, уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело)

Работа по обобщающим вопросам. Подведение итогов.

? - Какие вопросы мы рассмотрели?

Учитель. Каждый из вас в течение жизни выполняет 3 главные роли: гражданина, семьянина, труженика. Каждый из вас, согласно статье № 37 Конституции РФ, имеет право свободного выбора рода деятельности и профессии. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая деятельность приносила вам радость и удовлетворение.

1 ступень. Что нового вы узнали на занятии?

2 ступень. Что понравилось?

3 ступень. Над чем вам пришлось задуматься?

4 ступень. Что дал вам этот урок?

Вся наша жизнь неоднозначна,

Лишь стоит посмотреть вокруг.

Есть у всего вторая половина и замкнут этот вечный круг

Всё в жизни белое и чёрное

И этак будет век от века,

Но мы все личности свободные,

И выбор есть всегда у человека!

Представьте ситуацию. Александр собирается стать врачом . Тут неожиданно приезжает троюродный дядя бизнесмен , и услышав о его выборе, начинает отговаривать. Как можно его отговорить?

Аргументы дяди-

бизнесмена против профессии врача

Аргументы племянника Александра, который хочет стать врачом.

Представьте ситуацию. Алёна мечтает стать актрисой и работать в шоу-бизнесе. Мама и бабушка против её выбора и хотят девочку отговорить. Как можно это сделать?

Аргументы мамы, которая отговаривает дочь стать актрисой

Аргументы Алёны, которая мечтает о карьере актрисы

Вам предложили интересную, высокооплачиваемую работу за рубежом. Только есть несколько условий: нужно поменять гражданство. Также в течение 10 лет вы не будете иметь права приезжать на родину и общаться с родными. Используя предложенный алгоритм, решим проблему выбора вместе.

Обоснования в пользу решения принять предложение.

Обоснования в пользу решения отказаться

Ситуация 2 . Вы хотите поступить в престижный институт, но он находится в другом городе, домой вы сможете приезжать раз в пол-года. А дома друзья, родные, любимая комната и компьютер. Давайте решим проблему выбора вместе. Давайте обсудим.

Поступать в ВУЗ в родном городе или уехать?

Обоснования в пользу решения остаться учиться в родном городе.

Обоснования в пользу решения уехать в другой город.

Самостоятельность.

Какая из предложенных ситуаций наиболее полно раскрывает ваше понятие самостоятельности?

Сегодня Миша пригласил к себе в гости друзей – родители уехали и вернутся поздно. Чем бы заняться? Миша предложил послушать музыку, послушать телевизор, но ребята не согласились – всё это им уже надоело. Тогда возникла мысль купить пива и прогуляться по ближайшему парку. А почему только пива? Можно и вина, ведь так поступают взрослые люди, они так расслабляются, проводят свободное время. Ну можно хоть иногда почувствовать себя взрослым, независимым человеком? Мальчики купили по бутылке пива, заодно и сигарет. Алкоголь и сигареты придали уверенность теперь и поговорить можно погрубее, забыть о стеснении, приставать к кому захочется, повеселиться вволю.

Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.

Андрей решил, что он уже самостоятельный, родителям не обязательно видеть его дневник и проверять домашнее задание. К тому же, на его выполнение часто не хватает времени. Ведь Сергей ходит в музыкальную школу, секцию единоборств, гуляет с друзьями и регулярно проводит около часа в интернете. На школу уроки времени просто не остаётся.


Ежедневно человек совершает множество действий. При этом он выбирает, как лучше поступить. Мы решаем, что одеть, какой дорогой добраться до места назначения, какие слова произнести. Иногда эти поступки не приводят к серьёзным изменениям в жизни, а порой бывает, что от выбора зависит будущее. Узнаем, что такое моральный выбор, как он связан с ответственностью, к чему могут привести необдуманные действия.

Что такое моральный выбор

Под моралью в обществознании понимается принятая в социуме система представлений о хорошем и плохом, о добре и зле. Моральный выбор — это возможность личности выбрать способ поведения в той или иной ситуации. Он зависит от нравственных установок человека. Каждый сам решает, какое поведение предпочтительно в данных обстоятельствах.

В тот момент, когда люди определяют способ действий исходя из собственных нравственных убеждений и принципов, они проявляют свободную волю. Под свободой понимается возможность совершать поступки не по чьей-то указке, а по собственному усмотрению. Взрослый самостоятельный человек оценивает пользу для себя и окружающих, просчитывает последствия принятого решения.

Принятие решения

Рис. 1. Принятие решения.

Можно привести множество примеров ситуаций, когда люди сталкиваются с необходимостью нравственного выбора.

Например, школьник, получивший двойку, размышляет о том, сообщить или нет родителям о свершившемся. Он осознаёт, что обманывать нехорошо, но боится последствий признания.

Родители ругают ребёнка

Рис. 2. Родители ругают ребёнка.

Представим другую ситуацию: человек идёт по улице и видит, как неподалёку от него падает прохожий. Что предпринять в этой ситуации? Можно подойти и постараться оказать посильную помощь, а можно сделать вид, что ничего не произошло и продолжить свой путь. То, как поступают люди, зависит от их моральных принципов и убеждений.

Моральный выбор и ответственность

Противоправное деяние, совершённое человеком, влечёт за собой наступление юридической ответственности. Говоря кратко, это наказание со стороны органов власти в соответствии с нормами права. Примером является:

  • штраф;
  • назначение исправительных работ;
  • лишение свободы.

Кроме юридической, существует моральная ответственность. Она означает, что в тот момент, когда человек принимает решение, он должен осознавать его последствия. Зрелая личность понимает, к чему могут привести неправильные поступки.

Угрызения совести

Рис. 3. Угрызения совести.

Что мы узнали?

Моральный выбор — это возможность человека выбирать варианты действий в зависимости от собственных представлений о правильном и неправильном поведении. Он зависит от нравственных установок личности. Следует помнить, что любое решение приводит к определённым последствиям.

Читайте также: