Проектная деятельность во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Особенности внеурочной проектной деятельности в начальных классах

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

• числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

• набором и иерархией ролей;

• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

• необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Автор: Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода". В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции". В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Проектная деятельность

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди. Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся начальной школы;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап - (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме:

альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п.

Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты.

Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

В своей работе я использую такие типы проектов:

информационные; (Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.)

творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Практические; Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально - значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Например: проекты “Дом, в котором я живу”, “Чистый город” и другие.

Виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

личностные Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт;

парные, работа в парах;

групповые концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.А данной программе для 1 класса образовательной школы реализованы актуальные подходы:компетентностный,личностно-ориентированный и деятельностный.Мы пытались создать условия для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности, получение социального опыта.Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического.

Содержимое разработки

тематическая программа внеурочной деятельности

Конкурсная работа

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возрастная группа : 1 класс общеобразовательной школы

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 20 г.Твери

Луценко Марина Евгеньевна

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации образовательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

Задачи программы:

Формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения;

Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

Этапы работы над проектом

Характеристика видов деятельности

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

Постановка цели проекта

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Сбор и изучение информации

Выполнение плана работ

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Анализ результатов выполнения проекта

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов.

Читайте также: