Что такое мозговой штурм определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методомэкспертного оценивания.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2. Обеспечение максимальной свободы участникам

o предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

o полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3. Тщательное формирование состава участников

o определение численности;

o по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

o психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

o по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

o иногда введение "рыжего";

4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5. Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства:

o создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

o умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Историческая справка

Мозговой штурм как метод появился относительно недавно. Однако последовательность этапов, включающая в себя подготовку, акт интуиции, озарения, выдвижения нового и акт осмысления, развития, была описана в литературе задолго до А. Осборна. Этот факт дает нам основание для поиска более ранних примеров подобной организации творческого процесса. Естественно, что поиск следует вести в областях, где человек издавна стремился решать проблемы.

Двухстадийный 'подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев:

"На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом. На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.

Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700-600 годах до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.

В 50-х годах в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Специализированные группы, работавшие на предприятиях и применявшие метод, стали называться "мозговыми центрами". Появились фирмы, получившие название "фабрик мыслей". Эти фирмы занимались решением проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов. Книга А. Осборна "Практическое воображение" издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт писал: "Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях. "

Мозговой штурм послужил катализатором подобных процессов в области решения творческих задач. Рассмотрим сущность метода более подробно.
Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.


Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Содержание

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мозговой штурм" в других словарях:

мозговой штурм — (ITIL Service Design) (ITIL Service Operation) Техника, помогающая команде генерировать идеи. Идеи не анализируются во время проведения самого мозгового штурма, это происходит позже. Мозговой штурм часто используется в управлении проблемами для… … Справочник технического переводчика

мозговой штурм — сущ., кол во синонимов: 3 • брейнсторминг (3) • мозговая атака (3) • мозголомка … Словарь синонимов

МОЗГОВОЙ ШТУРМ — мозговая атака см. МЕТОД ДЕЛЬФИ . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

МОЗГОВОЙ ШТУРМ — МОЗГОВОЙ ШТУРМ. То же, что мозговая атака … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Мозговой штурм — Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о способах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться… … Большая психологическая энциклопедия

мозговой штурм — метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки , проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем… … Словарь экономических терминов

МОЗГОВОЙ ШТУРМ — (от англ. brain storming штурм мозга) метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Он предусматривает стимуляцию творческой активности и продуктивности исходя из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Мозговой штурм — метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш.… … Педагогический терминологический словарь

МОЗГОВОЙ ШТУРМ — подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предположения о способах решения проблемы … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Мозговой штурм, или мозговая атака, — это популярный способ находить решения с помощью коллективного разума. К этому методу прибегают и основатели стартапов, и политики, и инвесторы, и те, кому нужно решать творческие задачи. Брейнсторминг — действительно эффективный метод, правда, иногда все сводится к тому, что менеджеров собирают в переговорной и предлагают обсудить какой-то вопрос. Оказывается, этого недостаточно. Forbes составил подробную инструкцию, как правильно провести мозговой штурм

Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (от англ. brainstorm), ― это способ коллективного поиска решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с анализом информации, где нужно придумывать новые продукты и создавать креативные концепции, например в рекламе и маркетинге, в создании брендов и питчинге сериалов. Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. Добиваются этого за счет генерирования максимального количества разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в команде.

Правила мозгового штурма

В чем же заключается эта техника и для кого она подходит? Проведение штурма эффективно при решении задач, которые требуют творческого подхода, при этом ответ на поставленный вопрос нужно найти за ограниченный промежуток времени, а привычные стратегии не работают.

В процессе мозгового штурма участники предлагают первые пришедшие на ум варианты. Разумеется, большинство из вариантов потом отсеивается — нет задачи предлагать только гениальные и оптимально подходящие решения. Главное, чего требуется достичь в ходе мозгового штурма, — высвободить креативную энергию и раскрепостить участников, чтобы они безбоязненно предлагали самые нестандартные решения.

Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового штурма есть определенные правила. Чтобы брейнсторминг привел к результатам, необходимо подобрать подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а также назначить модератора. Он будет фиксировать все идеи, чтобы ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать обстановку, не допуская балагана. Нужно выбрать место и время, подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и правилами брейнсторминга заранее.

Важно убедиться, что все участники группы могут свободно высказывать свои идеи и не боятся критики и негативной оценки.

Осборн сформулировал главные правила мозгового штурма так:

1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.

2. Участников надо настроить на то, чтобы они предлагали самые невероятные решения, которые могут прийти им на ум.

3. Важно обсудить максимально возможное количество идей, в надежде, что количество перейдет в качество.

4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые уже были озвучены другими.

Фатальные ошибки при мозговом штурме

Другая частая ошибка — набрасывать идеи, не слушая и перебивая друг друга. Очень важно назначить модератора, который будет следить за порядком при проведении брейнсторминга, давая слово всем участникам по очереди и предлагая перейти к следующему этапу. Мозговая атака, в ходе которой одни пытаются перекричать других, не будет эффективной.

Если вы пытаетесь вовлечь в брейнсторминг новый коллектив, в котором участники еще плохо знают друг друга либо не раскрыли пока в себе креативность и лидерские качества, может возникнуть обратная проблема — все будут молчать. В таком случае хороший модератор должен сам инициировать процесс, предложив первые идеи либо сформулировав четкие инструкции — например, что все должны высказываться по очереди. Возможно, в некоторых случаях потребуется специальное обучение техникам мозгового штурма. После тоготкак начало обсуждению будет положено, остальным членам команды станет легче развить идеи и предлагать свои.

Этапы мозгового штурма

Мозговая атака проводится в несколько этапов:

1. В начале перед участниками процесса четко ставится задача — чего нужно достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить, кто является заказчиком, какой продукт команда в итоге произведет.

2. Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы — чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.

3. После того как все предложения зафиксированы и есть из чего выбрать, можно переходить к оценке и анализу. Это экспертный этап, где включается критическое мышление и навыки систематизации, взвешивание всех за и против, при котором отбираются только самые подходящие идеи. На этом этапе ни в коем случае нельзя критиковать авторов идей, которые не войдут в шорт-лист лучших. Это противоречит концепции брейнсторминга.

Мозговой штурм

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Если вами движет не просто любопытство по поводу мозгового штурма, но вы хотите приступить к нему, тогда этот быстрый (но доскональный) урок станет хорошей отправной точкой. Узнайте о предназначении мозгового штурма, и как придерживаться эффективного творческого процесса, чтобы в итоге появились решения проблем.

Что такое мозговой штурм? Определение, происхождение, процесс и цель. (источник графики)

Что такое мозговой штурм?

Для начала давайте определимся с рабочим определением мозгового штурма.

Проще говоря, мозговой штурм - метод создания атмосферы для креативного решения проблем, когда членов группы поощряют делиться идеями без критики и осуждения. Мозговой штурм во многих своих формах стал стандартным способом идеации (процесса развития новый идей). Возможно это происходит благодаря его гибкости:

  • В бизнесе этот процесс любят называть "мозговой штурм", однако его используют в разных формах и в университетах, и в общественных организациях, и в творческих кругах.
  • Мозговой штурм можно делать в большой группе, в малой группе и даже в одиночку.
  • Нет ограничений и по проблемам или вопросам, которые можно решить с помощью мозгового штурма.

Хотя термин "мозговой штурм" - вещь довольно новая, сама концепция стара, как мир. Идея применения этого принципа в бизнесе была развита Алексом Осборном в 1941. Он был руководителем от рекламы и понимал важность творчества в достижении успеха. В 1952 он написал книгу "Ваша творческая сила: как пользоваться воображением", в которой сказал: "Не только в бизнесе, но и во всех сферах качественное руководство зависит от креативной мощи".

Осборн считал, что творчество часто подавляют в мире бизнеса, потому что (1) слишком мало идей генерировалось слишкой маленькой группой людей и (2) люди, вовлеченные в креативный процесс слишком быстро спешили критиковать и осуждать инновационные идеи.

Он также считал, что каждый обладает потенциалом для креативности и может научиться творческим навыкам. Так четыре правила мозгового штурма от Осборна были созданы, чтобы преодолеть ограничения и повысить творческие способности сотрудников. Эти правила были (и остаются):

  • Запрет на критику идей
  • Поиск большого количества идей
  • Построение на основании идей друг друга
  • Поощрение сумасшедших и преувеличенных идей

Как мозговой штурм вписывается в общую картину

Хотя мы привыкли говорить о мозговом штурме и рассматривать его как независимый инструмент, Осборн считал его частью более масштабного процесса. Он считал, что идеи полезны только в том случае, если они решают реальные проблемы.

Этот процесс Осборн назвал Креативным Решением Проблем, или КРП. Он включает четыре шага и описан Фондом Креативного Образования:

  1. Ясность - чтобы работать над видением, надо четко определить цель, желание или проблему; собрать данные для лучшего понимания проблемы и сформулировать вопросы, которые позволяют искать решения.
  2. Идеация - исследование идей с помощью процесса мозгового штурма.
  3. Развитие - решения формируются в процессе оценки идей, появившихся во время идеации, и из них выбираются наилучшие.
  4. Исполнение - формулируется план после того, как рассмотрены все ресурсы и необходимые действия для того, чтобы воплотить решение в действие.

Этот процесс был использован тысячами людей, компаний и групп на протяжении нескольких лет, и он основан на 4 ключевых принципах, созданных не только Осборном, но и многими другими в Фонде. Принципы таковы:

Как проводится мозговой штурм?

Сам по себе мозговой штурм - достаточно простой процесс, но он требует умелого координирования и внимательного планирования, для того, чтобы добиться оптимальных результатов. Индивидуалы, конечно, могут заниматься им в любое время и в любом месте. Однако для групп существуют разные варианты. Все они следуют общему основному процессу:

Шаг 1. Составьте план встречи мозгового штурма

  • Проясните фокус встречи мозгового штурма, сформулировав направленные и открытые вопросы, которые открыты для решений. Например, "как мы можем улучшить обслуживание клиентов" звучит намного лучше, чем "что не так в обслуживании клиентов".
  • Выберите подходящую группу для мозгового штурма. Эта группа может быть большой или маленькой, но в нее должны входить только те люди, кто, в конечном итоге, будут вовлечены в процесс воплощения идей или в новый проект.
  • Выберите подходящее время и место для мозгового штурма. В некоторых случаях встречи проводятся вне здания компании, чтобы избежать конфликтов, связанных с работой. Мозговой штурм может проходить в рабочее время, или в выходные, или вечером.
  • Выберите умелого ведущего, кто может формулировать вопросы, разбирается в межличностной динамике группы, ведет запись идей, поддерживает процесс оценки и создает осуществимый и подходящий план действий с подачи группы.
  • Планируйте процесс мозгового шторма так, чтобы было четкое расписание, которое будет выдано членам группы заранее. В нем также должны быть прописаны подробности относительно питания, транспорта и прочие важные вещи.

Шаг 2. Выберите процесс мозгового штурма.

На основании знания членов группы и динамики общения между ними, ведущий или планирующий могут остановиться на одной процедуре из разнообразия возможных. Например:

Читайте также: