Почему не было создано системы коллективного отпора агрессорам кратко ответ

Обновлено: 02.07.2024

Причины возникновения, сущность и содержание политики "умиротворения" агрессора. Урегулирование международных споров и конфликтов посредством разумных переговоров и компромисса. Интеллектуальный кризис Лиги Наций. Принципы, провозглашённые В. Вильсоном.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.10.2017
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Факультет истории, управления и сервиса

Кафедра Отечественной и Всеобщей истории

Выполнила: Жигарева Т.А.

студентка 4-го курса исторического факультета

заочной формы обучения

Проверила: к.и.н. Кадыкова М.Н.

Содержание

1.1 Политическая обстановка после Первой мировой войны

Введение

Западные государства рассчитывали, что путём таких уступок можно остановить действия агрессора.

Например, Великобритания и Франция считали, что проигнорировав агрессию нацистов, они могут не опасаться за свою безопасность, поскольку амбиции фашизма могут быть удовлетворены за счёт более слабых государств (Австрии, Чехословакии).

Объект исследования - итоги Первой мировой войны.

Задачи исследования:

1. Изучить политическую обстановку после Первой мировой войны.

Методы исследования: аналогия, обобщение, сравнение и др.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретическая основа: для написания работы послужили работы таких авторов, как: Апальков В.С., Миняева И.М., Загладин Н.В., Захаревич А.В., Фокин М.И. и других.

Действия мировой войны стали трудным испытанием для людей. На ее последнем этапе стало явно, что некоторые из государств, принимавших участие в войне, не вынесли навалившихся на них трудностей. В первую очередь, это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Груз войны, который лег на них, обострял общественные и государственные противоречия. Долголетняя изнурительная война с внешним противником перерастала в борьбу людей против своих же правителей. Как это происходило в России - известно, а вот как распадалась Австро-Венгрия.

16 октября 1918 г. - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.

28 октября 1918г. - образование независимого государства Чехословакия (решение принято Национальным чехословацким комитетом, учрежденным в июле 1918г.).

29 октября 1918г. - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.

30 октября 1918г. - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, и объявив о воссоздании Польши, взяла в свои руки управление польскими землями, принадлежавшими ранее Австро-Венгрии. В этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

В ноябре 1918 года в Компьенском лесу, во Франции, было подписано перемирие стран Антанты с Германией. Первая мировая война фактически была окончена. В январе 1919г. на Парижской мирной конференции обсуждались проблемы урегулирования международных отношений после войны. В ней принимали участие представители 26 стран и четырех британских доминионов. Германия и Россия приглашены не были.

Безусловно, германский вопрос был главным на конференции. Каждый из участников конференции стремился к тому, чтобы Германия была надолго ослаблена. Острая дискуссия развернулась по вопросу о западных границах Германии, о Рейнской промышленной зоне, Саарском угольном бассейне.

28 июня 1919г. в Версальском дворце во Франции был подписан мирный договор между странами-союзницами и Германией. Условия этого договора были разработаны на Парижской мирной конференции в 1919-1920гг в ходе секретных совещаний.

Мирный договор был подписан между представителями, с одной стороны, стран-победительниц: США, Британской империи, Франции, Италии и Японии, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством Югославия, Сиамом, Чехословакией, Уругваем и капитулировавшей Германией - с другой. конфликт умиротворение агрессор вильсон

Важнейшим территориально-политическим постановлением Версальского договора стало определение нового статуса западной границы Германии. Левый берег Рейна и 50-километровая полоса вдоль его правого берега подлежали демилитаризации. На западный берег Рейна вводились союзные войска. Устанавливались три зоны оккупации и сроки вывода оккупационных войск: район Кельна - вывод через 5 лет, район Кобленца - через 10 лет и район Майнца - через 15 лет.

Балтийский порт Мемель (Клайпеда) и Мемельская область, где большинство населения составляли литовцы, переходили под контроль Лиги Наций. По ее решению эти территории в 1923 г. возвращались Литве. На юге небольшой район Верхней Силезии - так называемая Гюльчинская земля - передавался Чехословакии.

Несмотря на то, что Версальский договор явился компромиссом между жесткими требованиями Франции и умеренными предложениями Англии и США, в целом он носил несправедливый и унизительный для Германии характер. Она потеряла 13,5 % довоенной территории, где проживало 10,5 % населения страны и находились богатые месторождения железной руды и каменного угля. Германия лишалась всех своих колоний, армии и военно-морского флота. Она должна была выплачивать репарации, которые по некоторым подсчетам в 3 раза превышали фактический ущерб. Резко ухудшилось ее стратегическое положение. Открытость западной границы, оккупация Рейнской зоны, рассечение государственной территории на востоке, неспособность противостоять нападению противника, экономический и политический диктат победителей, - все это не только подрывало великодержавные позиции Германии, но и существенным образом ограничивало ее суверенитет.

В ходе работы Парижской мирной конференции были подготовлены и подписаны мирные договоры со странами германского блока. Они во многом были идентичны с Версальским договором: сокращались их территории, вводились военные ограничения, предусматривалась выплата репараций.

Австрия признавалась ответственной за мировую войну и обязывалась выплатить странам-победительницам репарации. Однако общая их сумма не была установлена. В 1922 г. Австрия получила 20-летнюю отсрочку в погашении своего так и не определенного репарационного долга, т.е. фактически полностью освобождалась от его уплаты.

Таким образом, Австрии было уготовлено весьма скромное место в европейской системе международных отношений; потеряв положение великой державы, она пробрела статус одной из малых стран Европы.

27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор с Болгарией, которая теряла выход в Эгейское море. Нейиский договор резко ухудшил международное положение Болгарии даже по сравнению с тем, которые она занимала после поражения во второй Балканской войне.

Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920 г.) Венгрия признавала независимость вновь образовавшихся на ее границах государств. Однако в отличие от Австрии, территориальные потери Венгрии были гораздо более значительными. Они составили 67 % ее довоенной территории. В результате более четверти всех этнических венгров оказались на положении национальных меньшинств. К Румынии отходили Трансильвания, где венгерское меньшинство составляло около 40 % населения, и восточная часть Баната. За Королевством сербов, хорватов и словенцев закреплялись Хорватия, Бачка и западная часть Баната. Чехословацкой республике передавались Словакия и Закарпатская Украина, несмотря на ясно выраженное желание последней воссоединиться с Советской Украиной. Австрия получала провинцию Бургенланд с преимущественно немецким населением.

Самым тяжелым для побежденной стороны был Севрский договор с Турцией (10 августа 1920 г.). Турция теряла три четверти своей территории, восстанавливался режим капитуляций, страны-победительницы устанавливали контроль над финансовой системой, а фактически и над всей экономикой Турции. Турция теряла всякий контроль над проливами. В тексты всех мирных договоров был включен устав Лиги Наций -- международной организации по поддержанию мира, решение о создании которой было принято по инициативе США. Это была первая международная организация подобного рода, сделавшая за период своего существования немало позитивного и ставшая предшественницей нынешней Организации Объединенных Наций. Лига Наций сразу же была использована для решения вопроса о колониях побежденных стран. Все эти колонии передавались Лиге Наций, которая в свою очередь передавала мандат на управление той или иной колонией одной из стран-победительниц. В связи с этим колониальная империя Германии была разделена в основном между Англией и Францией, хотя определенные территории получили также Бельгия, Португалия, Япония, Австралия, Новая Зеландия.

В двадцатые годы политическая ситуация в Европе изменилась.

В 1922 году в Италии к власти пришла фашисткая партия под руководством Б.Муссолини.

Таким образом, в первой половине 20-х годов в Европе оформились и пришли к власти политические партии, которые не скрывали своих агрессивных намерений пересмотреть условия версальской мирной системы.

В исторических условиях первой половины 20-х годов в Европе мир означал сохранение Версальско-Вашингтонской системы, которая, несмотря на ее недостатки, обеспечивала относительную стабильность и признавала силу права. Эта система содержала принцип предотвращения международных кризисов. Он предусматривал коллективные действия против агрессора через Лигу Наций. Однако коллективного отпора не получилось, механизм не сработал Загладин, Н.В. История России и мира в XX - начале XXI века / Н.В. Загладин. - М.: Русское слово, 2012. - С. 166. . Страны Запада настиг экономический кризис, в связи с этим обострилось их взаимное соперничество. Также внутри стран, политики и общество, в первую очередь, старались решить свои внутренние проблемы. Именно поэтому, эти страны не могли теперь коллективно противостоять агрессору.

Приход Гитлера к власти не расценивался как нечто поворотное в политике и истории Германии. Долгое время в нём видели лишь сильного национального лидера, а его действия расценивались как попытка восстановить справедливость для Германии. И даже замыслы нацистов о переделе мира не воспринимались всерьез и были восприняты как дань националистической риторике.

Лидеры Англии и Франции не видели причин для смены политического курса, который активно внедрялся в 20-х годах и был нацелен на постепенное ослабление бремени Версальской системы. Становится понятным отсутствие реакции Англии и Франции на действия Германии, хотя они носили открыто дерзкий характер и нарушали один из принципов международного права: договора нужно соблюдать. В то время нацизм в Германии еще не успел проявить все свои отрицательные стороны, страны Европы не испытали ужасов оккупации. Именно поэтому они считали Гитлера политиком, с которым можно договориться.

На деле Гитлер выдвигал новые претензии, связанные с территориальными притязаниями Германии. Это становилось главным объектом для обсуждений.

1. Стремление европейских держав, переживших все ужасы мировой войны, не допустить новой масштабной войны.

2. Новизна тактики фашистов, заключавшаяся в полном игнорировании общепринятых правил дипломатии, вместе с тем и недооценка самого А. Гитлера.

3. Продолжение Англией и Францией курса на ослабление Версальско-Вашингтонской системы отношений.

4. Сосредоточение политиков и общества европейских государств на внутренних проблемах, связанных с экономическим кризисом.

5. Полное устранение США от вмешательства в европейские дела.

Выводы по первой главе: итоги Первой мировой войны оказались для Германии далеко не радужными. Подписав Версальский договор в июне 1919 года, она разом лишилась всех колоний, принадлежавших ей на тот момент, потеряла львиную долю своей территории, и была принуждена выплачивать многочисленные компенсации странам, понесшим ущерб в ходе войны. Кроме того, была сильно ограничена постоянная армия страны, а большая часть флота перешла в руки стран-победителей.

Политику умиротворения часто связывают исключительно с Мюнхенским соглашением. Вместе с этим действия Великобритании и Франции имели теоретическое обоснование в этот период, вызревшее среди либерального пацифистского движения интеллектуалов и своей главной целью представляло предотвращение войны.

После Версаля, круги деятелей культуры и либеральных интеллектуалов всё ещё надеялись на предотвращение новой войны и поэтому, по их настоянию, была создана Комиссия международной интеллектуальной кооперации при Лиге Наций (май 1922г.). С 1929г. возглавил её Г. Мюррей, британский филолог.

Биологические причины войны, по мнению авторов концепции пацифизма, проявляются в практике международных отношений в необузданном народном национализме, воплощенном в государственном суверенитете (он является массовым фактором появления причин войны). Индивидуальный фактор интерпретировался как ошибки государственных деятелей, испытывающих мощное воздействие национализма толпы. Отсюда следовал вывод, что система национальных государств является главной причиной конфликтов в военной области, что мирное сосуществование народов невозможно при системе суверенных государств. В резолюции постоянного комитета искусств и литературы, принятой на сессии в Мадриде в 1933 г., отмечалось, что цивилизация не сможет существовать, если нации в своих же интересах не согласятся ограничить государственный суверенитет, если в основу международной жизни не будет положено универсальное сознание.

Отмечалось их влияние на широкие слои населения, молодое поколение. Было предложено активнее использовать радио в сфере образования для повышения уровня культуры народов, в распространении лучших образцов мировой культуры, в формировании международного сознания, в деле воспитания молодежи в пацифистском духе, в борьбе против националистической лжи и за сближение народов.

Дискуссия между Г. Мюрреем и Р. Тагором показала, что подобная концепция неприемлема для интеллигенции Востока. Р. Тагор утверждал, что культуры народов Востока содержат значительный духовный потенциал гуманистического, общечеловеческого содержания. В концепции универсализма он видел оправдание имперской политики и расизма, стремление к агрессивной унификации культуры других народов.

В дискуссиях 1930-х гг. взаимопонимания по этому сложному вопросу достичь не удалось. В ходе обсуждения не удалось разрешить те противоречия, которые были присущи общественному развитию в межвоенный период. Участники дискуссии не смогли наметить пути достижения цивилизацией нового уровня, и главное - пути формирования нового человека в те сроки, которые бы позволили предотвратить грядущую мировую войну. Фактически участники признали неизбежность войны в силу того, что человечество не было готово к сложившемуся уровню развития материального производства и общественных отношений.

Конференции проводились по инициативе известного американского историка Дж. Шотвелла, президента национального комитета интеллектуальной кооперации США. Объектом обсуждения стали вопросы экономического развития и международной безопасности. По поручению Лиги Наций был проведен анализ различных аспектов создания системы коллективной безопасности. Работа началась на VII конференции в 1934 г. в Париже. Одновременно был создан исполнительный комитет конференции по коллективной безопасности и принята программа, отдельные разделы которой прорабатывались 14 национальными и пятью международными комитетами. Проблема рассматривалась с точки зрения разрешения вопросов демографических, сырьевых, экономических, социальных, колониальных и европейских региональных противоречий. Конференции по проблемам коллективной безопасности прошли в 1935 и 1937 гг. в Лондоне, в 1936 г. - в Мадриде.

Право народов самостоятельно решать проблемы внутреннего развития, суверенное равенство государств рассматривались не как демократические принципы, а чуть ли не как проявления первобытных инстинктов, побуждающих государства в международных отношениях отказываться от необходимых компромиссов. На этом фоне участники дискуссии забывали, что в государственном суверенитете воплощены в синтезированном виде политические, социальные и экономические права граждан. Забывали, что приоритетное значение государственного суверенитета в международном праве определяется необходимостью считаться с этими правами народов независимо от мощи того или иного государства. В противном случае международное право превращается в право сильного диктовать волю слабому, в право разбоя на международной арене, т.е. в право на агрессию Морозов, С.Д. История России. XX век / С.Д. Морозов. - М.: Феникс, 2013. - С. 289. .

Понимая уязвимость такого подхода, эксперты Парижского института стремились подкрепить свою аргументацию ссылкой на объективность экономических законов в их либерально-ортодоксном понимании. Интернационализацию экономической жизни они также рассматривали как основу экспансионизма и базу для будущей войны: неравномерное распределение сырьевых ресурсов вынуждает индустриально развитые государства к экспансии. При этом они прекрасно понимали, что сопротивление населения порождает не столько сама экономическая экспансия, сколько нежелание развитых государств решать связанные с ней проблемы социального порядка. Из поля зрения экспертов выпадала важнейшая причина конфликта: стремление за счет эксплуатации чужих ресурсов обеспечить себе максимальную прибыль и процветание.

Надежда на возможность предотвращения войны уступила место вполне понятному, но иллюзорному представлению, что можно будет каким-либо образом избежать втягивания собственной страны в европейский военный конфликт.

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

4. Политика европейских государств была недальновидной, так как они пытались территориальными уступками предотвратить угрозу мировой войны. Как заявил министр иностранных дел Франции Ж. Бонне: «Любой договор лучше, чем мировая война, в случае которой погибнет вся Европа Британский премьер-министр Н. Чемберлен осознавал, что новая война в Европе подорвет экономическое положение Великобритании и ее имперские позиции в заокеанских владениях.

5. Политика постоянных уступок домогательствам нацистской Германии и ее союзников невозможным создание единого фронта демократических государств, что и привело к Второй мировой войны.

Список литературы

1. Апальков, В.С. История Отечества / В.С. Апальков, И.М. Миняева. - М.: Инфра-М, 2013. - 544 c.

2. Загладин, Н.В. История России и мира в XX - начале XXI века / Н.В. Загладин. - М.: Русское слово, 2012. - 480 с.

3. Захаревич, А.В. История Отечества / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 776 с.

6. Касюк, А. Я. Первая мировая война: итоги и уроки / А. Я. Касюк, А. А. Криворучко // Вестник МГЛУ. - 2015. - Выпуск 26(737). - С. 91-107.

7. Морозов, С.Д. История России. XX век / С.Д. Морозов. - М.: Феникс, 2013. - 512 c.

В тех условияхмир означал сохранение Версальско-Вашингтонской системы, которая, несмотря наее недостатки, обеспечивала относительную стабильность и признавала силу права. Этасистема содержала принцип предотвращения международным кризисам. Он предусматривалколлективные действия против агрессора через Лигу Наций. Коллективного отпора не получилось?механизм не сработал. Почему?

Преждетом, что способность стран Запада к коллективным действиям против агрессора снизиласьза обострения взаимного соперничества в поисках путей преодоления экономическогокризиса. К тому же трудное экономическое положение отвлекало внимание общества иполитиков на внутренние проблемы. Решение их было приоритетным.

Коллективныйсопротивление агрессорам нуждался применения различных, в том числе и силовыхметодов. Защиту мира в тех условиях требовало мужества, воли и готовности к определеннымпотерь. Однако сама мысль об этом для людей, только что пережили войну, казаласьзловещей. Общественность в Англии и Франции была настроена категорически противиспользованию силы. Китай, Эфиопия казались слишком далекими, чтобы видеть в нихугрозу европейской безопасности. Понимание целостности и неделимости мира небыло характерным для тогдашней общественного сознания. Такие настроения нашли своеотражение в политике "умиротворения", которая вела страны кпассивности и излишней осторожности.

Приход Гитлерак власти не сразу был воспринят поворотным в политике Германии. Длительноевремя в нем видели лишь сильного национального лидера, который стремится восстановитьдля Германии справедливость. Планы нацистов о переделе мира сначалаоценивались как дань националистической риторике и не воспринимались всерьез.Лидеры Англии и Франции не видели причин для смены политического курса, которыйактивно внедрялся в 20-х годах и был нацелен на постепенное ослаблениебремени Версальской системы. Становится понятным отсутствие реакции Англии иФранции на действия Германии, хотя они носили открыто дерзкий характер инарушали один из принципов международного права: договора нужнособлюдать.

Нацизм вГермании еще не успел показать свое хищническое лицо. Страны Европы не испыталиужасов оккупации. Гитлер казался политиком, с которым можно договориться.

Особо следует сказать о позиции США. Кризис там приковалавнимание общества к внутренним проблемам. Нарастание напряженности в мире породило вСША стремление отгородиться от всего в своей "американскойкрепости "После принятия в 1935 г. закона о нейтралитете богатейшаястрана мира, со значительными ресурсами и способностью влиять на мировую политику,будто выпала из нее. Это резко повысило шансы агрессоров.

Наиболееактивным сторонником политики "умиротворения" был премьер-министрВеликобритании в 1937-1940 гг Н.Чем-Берлен. По его мнению, опасностьзаключалась не в агрессивных намерениях Германии, а в недооценке международного кризиса.Он считал, что Первая мировая война возникла потому, что великие державы на определенныйвремя утратили контроль над развитием событий и в результате местный конфликт переросв мировую войну. Для того, чтобы отвлечь такую опасность, необходимо сохранитьконтакты со всеми участниками международного конфликта и решать существующиепроблемы на основе взаимных уступок.

На деле Гитлервыдвигал новые и наглее претензии. Они становились объектами обсуждения и всезаканчивалось удовольствием территориальных притязаний Германии.

Таб.: Причины политики "умиротворения"

Сосредоточение общественности Англии и Франции на внутренних проблемах порожденных экономическим кризисом 30-х годов.

Устойчивые пацифистские настроения в подавляющего большинства населения Англии и Франции. Боязнь повторения ужасов мировой войны.

Недооценка лидеров западных государств А. Гитлера.

Продолжение лидерами Англии и Франции курса на ослабление Версальско-Вашингтонской системы.

Полное устранение США от вмешательства в европейские дела.

2. "Аншлюса" Австрии и Мюнхенское соглашение

Кульминациейполитики "умиротворения" стал "аншлюс" Австрии и Мюнхенскийсоглашение по Чехословакии.


Вступление германской армии в Австрию

ПрисоединениеАвстрии было одной из важных задач политики Германии. В феврале1938 канцлер Австрии Шушниг подписал с Германией соглашение, которое поставилоАвстрию под контроль Германии. 12 марта 1938 немецкие войска приподдержке австрийских нацистов оккупировали Австрию. На следующий день австрийскийфашист Зайс-Инкварт провозгласил воссоединение Австрии с немецкой империей. Нивеликие державы, ни Лига Наций никак не прореагировали на это. Только СССР выразилпротест против таких действий.


Советская карикатура на "аншлюс" Австрии

Следующейжертвой фашистской агрессии стала Чехословакия, от которой Германия потребовалаСудетской области, где проживало 3 млн. немцев. 13 сентября 1938судетские фашисты подняли мятеж. После его подавления Германия сталаугрожать Чехословакии расправой.

Но тогдасоотношение сил было не в пользу Германии. Чехословакия имела хорошовооруженную и подготовленную армию из 45 дивизий, опирающейся на приграничныеоборонительные сооружения. Германия имела 47 недостаточно вооруженных дивизий. К тому жеправительство СССР предложил Чехословакии согласно договору 1935всестороннюю помощь.

Возникламеждународный кризис. Для ее решения Чемберлен дважды встречался с Гитлером.Они договорились, что конфликт будет решен в Мюнхене.

Во время мюнхенской встречи Гитлер заявил, что Судетская область - Последняятерриториальная требование Германии в Европе. Это, а также англо-французскийультиматум чехословацкому правительству о немедленной передаче Германии территорий ЧСР,заселенных немцами, расчистили путь к Мюнхенского соглашения. Ее было заключено за спинойЧехословакии главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии29-30 сентября 1938


Выступление премьер-министраН. Чемберлена по возвращении из Мюнхена, в ходе которого он заявил, что привезмир для целого поколения

Следствиемсоглашения стало отторжение от ЧСР в пользу Германии всех пограничныхзападных и северо-западных районов. ЧСР потеряла 20% населения и почти 50%тяжелой промышленности , С все пограничные укрепления . Граница с Германией стал проходитьв 40 км от Праги.

Мюнхенскаясоглашение обязала ЧСР удовлетворить претензии Польши и Венгрии. Польше былапередана Тешинская Силезия, Венгрии за I Венским арбитражем - частьСловакии и Карпатской Украине. Чехословакия превратилась в федеративноегосударство.


Немецкая листовка по поводуМюнхенского договора

Мюнхенскаясоглашение - одна из самых позорных страниц западной дипломатии. Англия иФранция предали Чехословакию, страну, само возникновение которой было связано сВерсальской системой, одну из немногих реальных демократий в Европе. Циничнымбыла ссылка на праве наций на самоопределение, на право немцев, венгров,поляков объединиться со своей родиной, потому что в 1919 г. в Париже этоправо было принесено в жертву стратегическим антигерманские и антивенгерскойинтересам, как в 1938 г. в жертву политике "умиротворения".Посланник Чехословакии в Англии после подписания соглашения сказал советскомупослу: «Они продали меня в рабство немцам, как когда негров некогда продавали вСША!

Мюнхенскаясоглашение означало превращение Германии в сильнейшее государство Центральной Европы.Все малые государства этого региона поняли, что ни Лига Н аций, ни Англия с Франциейне могут гарантировать их суверенитет и пошли на сближение с Германией. Вэтом смысле Мюнхенское соглашение было стратегическим поражением Англии и Франции иприблизила начало войны.

Но нато время на Западе результаты заговора были восприняты с облегчением. Чемберлензаявил, вернувшись в Лондон, он привез мир этому поколению.

Такие мысли господствовали недолго. Уже зимой 1938/1939 гг лидеры Англии и Франциипоняли ошибочность своих рассуждений. Несмотря на очевидную ошибочность своей политики, 27Февраль 1939 правительства Англии и Франции признали режим Ф. Франко в Испании,активно поддерживался Германией и Италией.

Темтем Германия не оставляла времени на раздумья. 15 марта 1939 немецкиевойска оккупировали Чехию и Моравию, Словакия была провозглашена независимым, аВенгрия захватила всю Карпатскую Украину.


Поглощения Чехии Германией. Карикатура

Далее Германияначала добиваться от Польши согласия на передачу ей Данцига и на построение черезпольский коридор экстерриториальной трассы, которая бы связала Германию с Пруссией.Немецкие войска вступили в Мемельской область (Клайпеда), принадлежавшая Литве.В апреле 1939 г. Италия осуществила агрессию против Албании и захватила ее.


Немецкиевойска в Мемель


Отступлениеалбанских солдат под ударами итальянской армии

Крах политики"Умиротворения" стал очевиден. В общественном сознании произошел перелом.От правительств требовали жесткости и решительности в отношении к Германии. Англия иФранция обменялись нотами о взаимной помощи на случай агрессии и предоставилисоответствующие гарантии государствам, которые имели общую границу с Германией. Началисьприготовления к войне.

Возникновениенепосредственной угрозы войны требовало от правительств Англии и Франции сближение сСССР, которого так старательно западные лидеры пытались в попередги года устранить севропейской политики.

Заявление У. Черчилля 21 сентября 1938 для прессы относительноМюнхенского соглашения

Вопросы к документу

1. ПочемуУ. Черчилль выступил против Мюнхенского соглашения? Какую он приводит аргументацию?

2. Илисправдилисб прогнозы У. Черчилля?

Вопросы и задания

1. Почему не было созданосистемы коллективного отпора агрессорам?

2. Выясните причинывозникновения политики "умиротворения". Охарактеризуйте сторонниковэтой политики.

3. Какими были последствияаншлюса Австрии и Мюнхенского соглашения? Оцените Мюнхенской сделке.

4. Почему политика"Умиротворения" потерпела крах?

5. Сравните уровеньконсолидации сил агрессии и мощь системы коллективной безопасности.

6. Какова позиция СССР в отношенииМюнхенского соглашения?

7. Составьте перечень действий правительств Англии и Франции, что можноотнести к проявлениям политики умиротворения.

Март 1938 - Аншлюс Австрии.

29-30 сентября 1938 - Мюнхенскаяконференция руководителей правительств Англии,Франции, Германии и Италии.

27 февраля 1939 - ПризнаниеАнглией и Францией правительства Ф. Франко в Испании.

2. Почему не было создано системы коллективного отпора агрессорам?

3. Выясните причины возникновения политики "умиротворения". Охарактеризуйте сторонников этой политики.

4. Какими были последствия аншлюса Австрии и Мюнхенского соглашения? Оцените Мюнхенской сделке.

5. Почему политика "Умиротворения" потерпела крах?

6. Сравните уровень консолидации сил агрессии и мощь системы коллективной безопасности.

7. Какова позиция СССР в отношении Мюнхенского соглашения?

8. Составьте перечень действий правительств Англии и Франции, что можно отнести к проявлениям политики умиротворения.

Почему политика коллективной безопасности не смогла предупредить гитлеровскую злость? Вспомните из курса новой истории, как развивалась злость Германии в Европе. Как вы думаете, что необходимо было сделать, чтоб приостановить эту злость?

  • Igor Zanitaev
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 11:27:55
  • 3
  • 2

В первый раз предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех соучастников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему врубались все без исключения страны охватываемого региона. Соучастники пакта обязаны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась мысль какого-либо противопоставления одних стран иным, исключение кого-или из системы коллективной безопасности или получение кем-или из государств-участников превосходств по сопоставлению с иными государствами за их счет.
Таким образом, период 19331938 гг. прошел под знаком рвения Советского Союза воплотить в целом либо по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.
Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Великобритании и Франции, их опаски и нежелание идти на соглашение со государством, основанной на принципно другой системе муниципального устройства, атмосфера обоюдного недоверия и сомнения привели к неудаче планов творения системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в ужасную и опустошительную Вторую Мировую Войну.
В целом, предложения о творении системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, подразумевает коллективное сотрудничество стран с разным публичным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.
Выработка и принятие общих коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась веско более глубоким и трудным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатичных отношений меж странами с разными соц системами и даже развитие меж ними торгашеских и экономических связей.

Русское правительство считало, что отвести угрозу фашисткой злости можно только объединения усилий дружелюбных народов и организации коллективного отпора агрессору. nbsp;Потому оно прилагало великие усилия к созданию системы коллективной безопасности. В 1933 году Русское правительство занесло на обсуждение интернациональной конференции-по разоружению проект декларации об определении агрессора, которое исключало всякую возможность оправдания агрессии. Желая основные капиталистические страны не приняли этого проекта, СССР подписал пакты об определении агрессора с десятью государствами.

Но наладить сотрудничество с крупнейшей европейской державой Великобританией так и не удалось. Английское правительство по-прежнему рассматривало СССР как основного соперника и поэтому предпочитало вести политику невмешательства по отношению к Германии. Англия, а вослед за ней и Франция никак не отреагировали на развязывание фашистскими странами штатской войны в Испании (1936), захват германскими войсками Австрии и Чехословакии (1938). Русский Альянс оказывал военную помощь республиканскому правительству Испании, но в гораздо наименьших объемах, чем Германия и Италия подсобляли мятежникам во главе с Ф. Франко. СССР также предлагал помощь правительству Чехословакии в защите от территориальных притязаний Германии, но правительство отказалось принять эту помощь, боясь, что она станет предлогом для русской интервенции. Переговоры о творении военного союза Великобритании, Франции и СССР, которые велись с весны 1939 г., к августу зашли в тупик.

Читайте также: