Портретный жанр виды портрета портрет в творчестве казахстанских художников план урока

Обновлено: 02.07.2024

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

    Оформление доски:


    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Вводная часть (притча).
    2. Повторение :
    – Определение жанра портрет.
    – Закрепление знаний о разновидностях портрета.
    3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация)
    4. Практическая работа:
    – Средства художественной выразительности.
    – Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
    – Техника пастели. Мастер класс.
    5. Подведение итогов урока.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
    А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
    И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
    Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
    Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

    – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

    Разновидности портрета:

    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

    Из истории портрета

    Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
    Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

    Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

    Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

    Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
    Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
    Тогда же впервые появляется автопортрет.

    Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

    Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

    Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
    – А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

    И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

    – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

    Техника исполнения:

    – выбор характерной позы;
    – четкость рук и жестов
    – выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
    – выбор фона и композиции;
    – выбор цвета.

    Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

    – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темницы.
    Иные, как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижину знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошек ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен,
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот!

    Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

    Техника пастели. Мастер класс

    Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

    Практическая работа учащихся

    Заключительная часть урока

    Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

    – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

    Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

    Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

    – Наш урок окончен. Спасибо.
    В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


    Учебник/ ссылка на электронный вариант учебника

    Трегубов Александр Владимирович

    Портретный жанр. Виды портрета

    Чему ты научишься на уроке, что запомнишь.

    - особенности портретного жанра, виды портрета.

    - определять основные виды портрета.

    Пояснение к действиям

    Ответь на вопрос: - В каких видах изобразительного искусства создаются изображение человека, либо группы людей?


    Погружение в тему урока: АО


    Вопросы для определения темы урока:

    1. Рассмотрите репродукции картин. Что их объединяет?

    2. Чем портреты отличаются друг от друга?

    3. Как вы думаете, в каких видах изобразительного искусства создаются

    ФО. Обратная связь: похвала учителя.

    Давай познакомимся – Что такое портрет?

    1-четверть, Художественный труд, 6 класс, Урок № 1

    Изучи и запомни


    - Чем портреты отличаются друг от друга?

    Портрет, на котором художник изображает себя, называется автопортретом. В портрете художник стремится не только к передаче внешнего сходства конкретного реального человека, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения, характера. Рассказывая о человеке, его жизни, переживаниях, портретист выражает свое отношение к нему. Зритель имеет возможность узнать о быте, нравах того времени, к которому относится портрет.

    Существуют различные классификации видов портрета.

    - во весь рост и т.д.

    По количеству персонажей:

    - парадный (репрезентативный);- камерный.

    Парадный портрет отображает общественное положение человека.

    Камерный портрет – душевное состояние человека, его чувства, эмоции.

    Какой из этих портретов парадный?

    - определяет вид портрета;

    Выполни анализ портрета (по выбору).

    - выбирает художественное произведение;

    - проводит анализ портрета;

    - на основе анализа портрета делает выводы.

    Анализ выполнен на основе изученного материала. Есть выводы на основе анализа и изученного материала.

    Есть недочеты в анализе и выводах.

    Правила анализа нарушены. Обоснованных выводов нет.

    Прочитай о портретном жанре, видах портрета в учебнике § 1 на страницах 6 - 7.

    Ответь на вопросы

    - Кто из великих портретистов вам известен? Расскажите о картинах, которые вам запомнились.


    Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки:

    1. Изображение человека в праздничном костюме на фоне архитектурных величественных зданий или интерьеров торжественных залов.

    2. Изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне.

    3. Изображение группы людей-родственников.

    4. Изображение художником самого себя.

    - определяет виды портретного жанра соответственно формулировкам.

    - соотносит изображение с названием;- обосновывает ответ.

    Как различаются портреты по виду искусства (технике выполнения).

    - определяет технику выполнения портрета;- соотносит портрет и технику выполнения.


    ИТОГ

    Подведем итог (Рефлексия)

    Что ты узнал на уроке?

    Что было для тебя самым сложным и почему?

    Что было особенно интересно?


    Обратная связь учителя

    Выполненное задание ученик отправляет по электронной почте или через приложение WhatsApp

    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания


    Курс профессиональной переподготовки

    Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Курс повышения квалификации

    Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Дистанционные курсы для педагогов

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 613 234 материала в базе

    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    • 01.09.2021 592
    • PDF 2.3 мбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Трегубов Александр Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • Для учеников 1-11 классов

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

    Время чтения: 2 минуты

    Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

    Время чтения: 1 минута

    ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

    Время чтения: 1 минута

    Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

    Время чтения: 1 минута

    Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

    Время чтения: 16 минут

    Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Продолжить знакомство с творчеством выдающихся художников Казахстана.

    Способствовать развитию умению интерпретировать визуальный ряд Содействовать воспитанию коллективизма, эстетического восприятия искусства.

    Критерии оценивания

    - исследует картины казахстанских художников;

    - определяет особенности портрета казахстанских художников;

    - создает эскиз на примере портретов казахстанских художников.

    Языковые цели

    Учащиеся могут:

    • Высказать мнение об особенностях портретного жанра казахстанских художников.

    • Объяснять замысел художественной работы в процессе обсуждения новой темы.

    • Письменно формулировать информацию об исследуемой картине.

    Предметная лексика и терминология

    Портрет, колорит, композиция, сюжет, и др.

    Серия полезных фраз для диалога/письма

    Я считаю, что художник хотел показать …. через …

    Я считаю, что характерным элементом в картинах казахстанских художников является то , что…..

    Идея портрета была передана хорошо, потому что…

    Я думаю, что использование данной техники … эффективно, потому что…

    Портрет выполнен в теплом колорите потому что….

    Привитие ценностей

    Данный урок направлен на развитие ценности академической честности, толерантности, умения работать в классном коллективе.

    Межпредметные связи

    В ходе исследования картин учащиеся изучают историю казахских деятелей искусств, межпредметная связь с историей.

    Навыки использования ИКТ

    Для поиска информации учащиеся могут использовать ИКТ

    Предварительные знания

    Учащиеся из предыдущих классов знают особенности жанра живописи – портрет, изучали на предыдущем уроке виды портретов.

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке

    Запланированные этапы урока

    Учащимся предлагается три портрета казахского поэта Абая, выполненные разными художниками.

    Рассмотрите репродукции картин.

    Вопросы для общего обсуждения:

    Кто изображен на картине? Опишите характер героя.

    Знаете ли авторов картин?

    Как вы думаете, что хочет донести до зрителя художник?

    Чем отличаются портерты?

    Что у них общего?

    Сегодня на уроке мы познакомимся портретным жанром в творчестве казахстанских художников.

    Определение целей урока.


    Презентация к уроку (слайд 1-4)

    Рассмотрите портрет казахстанской художницы

    - Что изображено на картине?

    - Знаете ли вы героиню картины?

    - К какому виду портрета относится картина? Почему?

    - Как вы думаете, что хотел нам показать художник?

    - Какое настроение у вас вызывает портрет?

    Рассмотрите и обсудите в парах/группах портреты казахстанских художников:

    Килибаев Нурлан "Орлан"

    Вопросы для обсуждения:

    - Какова идея картины?

    - В каком колорите выполнен портрет? Как ты думаешь почему?

    - Как бы вы назвали картину?

    - Как вы думаете, что общего у портретов казахстанских художников?

    - Какие характерные визуальные элементы казахстанской живописи вы можете отметить?

    Подвести учащихся к тому, что картинам казахстанских художников характерна реалистичность, национальный колорит, ярко выраженный характер героев, будь то танцовщица, поэт, воин и т.д.

    Работа в группах: Учащиеся, пользуясь раздаточным материалом и слайдами готовят краткие

    Класс по мере рассказа, заполняют рабочий лист.

    Группа рассказывает о музее им.А. Кастеева и показывает самостоятельно подготовленный видео материал о музее носящим имя художника.

    Класс по мере рассказа, заполняют рабочий лист.

    Группы, в течение двух минут составляют по одному вопросу для класса .

    Далее класс отвечает на поставленные вопросы. Обсуждают ответы в карточках.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта.

    © 2014–2021 Қосалқы білімді сайт

    Байланыс, ақпараттандыру және бұқаралық ақпарат құралдары саласындағы
    мемлекеттік бақылау комитетінен берілген.

    Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов.

    ВложениеРазмер
    portret_v_zhivopisi_.pptx 925.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Портрет в живописи . Виды портрета человека. Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна

    Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека. Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".

    акварельный ПОРТРЕТ карандашный ГРАВИРОВАННЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ ( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ) СКУЛЬПТУРНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ (на медалях и монетах)

    Карандашный портрет Акварельный портрет Гравюра Живописный портрет (масло) Рельеф Скульптурный портрет

    ВИДЫ ПОРТРЕТА: Камерный ; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный , двойной, групповой . Автопортрет

    Камерный портрет - портрет использующий поясное , погрудное или поплечное изображение . Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне .

    Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

    Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает .

    Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим . Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

    Индивидуальный, двойной, групповой.

    Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

    По формату портреты различают: головные ( оплечные ) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост

    Головной портрет Погрудный портрет Поясной портрет Портрет по бедра Портрет во весь рост

    Задание: Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Урок- вернисаж. А.С. Пушкин в живописи. Редкие портреты.

    Каков? - Таков: как в Африке, курчави рус, как здесь, где вы и я, где север.Когда влюблен - опасен, зол в речах.Когда весна - хмур, нездоров, рассеянн.Ужасен, если оскорблен. Ревнив.Рожден в Москве. И.


    Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в живописи"

    Презентация выполнена к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в живописи". Программа Б.М. Неменского. Презентацию можно использовать для интерактивной доски.

    Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"

    Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи" 6 класс по сингапурской методике.

    Портрет в живописи. Виды портрета человека.


    Портрет в живописи

    Презентация к уроку русского языка "Описание портрета" (6 класс).


    Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка, литература и живопись. Цель: Показать, как муз.

    Читайте также: