Как вы относитесь к идее материального и духовного бессмертия человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь и смерть – две грани человеческого бытия. Многие философы считают, что невозможно в полной мере понять сущность жизни, не поняв сущности смерти. В отношении к смерти проявляется отношение к жизни. Уже в учении Демокрита прослеживается идея диалектической взаимосвязи жизни и смерти.

Человек – единственное существо, которое в течение всей свой жизни осознает ее конечность, а не просто чувствует ее приближение, как животное.

С точки зрения науки, смерть – это, прежде всего, гибель индивидуального тела, переход его в особое состояние, несовместимое с жизнью.

В философском понимании смерть – это осознанная необходимость, предопределенная природой человека. Думать о смерти человека заставляют, как правило, сильные страдания. Страх смерти переживает каждый человек. Переживает за себя, своих близких и родственников. Страх смерти действует на человека угнетающе. Но страх смерти, как это ни парадоксально, в определенном смысле и полезное явление. Страх перед смертью служит предупреждением о надвигающейся опасности. Утратив его, человек как бы теряет свою защитную броню. Именно страх смерти удерживает человека от поступков и действий, опасных для жизни. Таким образом, страх смерти способствует сохранению человеческого рода.

В мифах различных народов мира существует кроме земного мира царство мертвых. Смерть в представлениях древних народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые, пробираясь в организм человека, постепенно уничтожают его. Поэтому, согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут человеку смерть. В одном из древнегреческих мифов повествуется о том, как Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Однако, Аид освободил Смерть от оков и она одолела Сизифа. Этот древнегреческий миф говорит о бессилии человека в борьбе со смертью, тщетности его попыток перейти границы жизни.

Проблема возможности жизни после физической смерти человека волновала человечество с глубокой древности.

Бессмертие – это понятие, которым обозначается проблема жизни после смерти. Эта проблема ставит ряд философских вопросов. Бессмертие – это какая-то форма жизни после смерти физического тела или бесконечно длительная жизнь конкретного человека как телесно-духовного существа?

В философии, науке и религии рассматриваются различные варианты.

С религиозной точки зрения бессмертной является только духовная составляющая человека (душа), физическое тело неизбежно должно умереть.

Сходной является широко распространенная в философии материалистическая точка зрения, согласно которой бессмертными являются только плоды творческой деятельности человека: идеи и произведения. Они включают в себя и научные, и философские идеи, и произведения искусства, литературного и музыкального творчества, технические достижения, т.е. все, что создано человеком и представляет ценность для других людей. К элементам жизни человека, не исчезающим после его смерти, относятся также дети как телесно-духовное продолжение человека, хотя и не повторяющее полностью его самого. При этом надо помнить, что все творения человека имеют материальное воплощение, носителями идей являются люди, а, следовательно, они через определенный промежуток времени также могут перестать существовать.

При всем многообразии подходов к пониманию бессмертия человека их можно объединить в несколько типичных вариантов:

6. биосоциальное бессмертие – продолжение жизни в потомстве и продуктах деятельности. Такое понимание присутствует не только в материалистическом направлении философии, но и в мировоззрении патриархальных и восточных культур. П.С. Гуревич отмечает, что любой представитель этих культур стремится как бы раствориться в других представителях своего рода. Человек отождествляет себя не столько с самим собой, сколько с родом (племенем, кланом).

7. творческое бессмертие – продолжение себя в общественном сознании через индивидуальное творчество, индивидуальную деятельность на благо общества.

8. теологическое бессмертие – земная жизнь является лишь необходимым этапом на пути к истинной жизни – внеземной.

9. натуралистическое бессмертие – продолжение жизни в слиянии, единении с природой, ощущении себя частицей мира.

10. символическое бессмертие – попытки раздвинуть границы жизни при изменении состояния сознания, что достигается при помощи медикаментозных и других средств. Праобразом такой формы бессмертия в патриархальных культурах были различные празднества, которые создавали иллюзию возможности жизни в иных формах.

Но проблема бессмертия является предметом размышлений не только философов, но и ученых. Исследования С.П. Боткина и И.И. Мечникова по изучению процесса старения организма и увеличения продолжительности жизни, В.И. Вернадского, выдвинувшего идею вечности геологической жизни, Р. Моуди, изучавшего опыт людей, переживших клиническую смерть, С. Грофа, посвященные изучению различных состояний сознания человека, Н.П. Бехтеревой по нейрофизиологии мозга и многие другие дают все новые и новые данные для осмысления проблемы жизни, смерти и бессмертия человека.

В условиях рациональной цивилизации доказать бессмертие (хотя бы души) человека стандартными логическими и практическими процедурами невозможно, поэтому в области науки исследования жизни после смерти наталкиваются на большие трудности.

В начале 20 в. Американский биолог Алексис Карел (Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке) поставил эксперимент: кусочек сердечной мышцы куриного эмбриона поместил в условия, обеспечивающие питание и удаление отходов жизнедеятельности. Эксперимент длился 35 лет, и ткань оставалась живой. Величина кусочка удваивалась каждые 48 часов. Новые слои ткани периодически удалялись для обеспечения питания и очищения. Данный эксперимент показал возможности значительного продления жизни тканей и, следовательно, организмов.

Н. Бердяев считал, что проблема бессмертия, прославления жизни как универсальной ценности – самая главная проблема человечества. Человек, по его мнению, - существо, стоящее перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в свой последний час. Он ведет борьбу за жизнь и бессмертие.

Тема бессмертия человека постепенно перерастает в современном мире в тему бессмертия человечества.

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Проблема бессмертия

Нравственно-философский смысл жизни

Смерть и бессмертие

  1. Какова цель существования человека?
  2. Ради чего (кого) следует жить?
  3. Каковы главные жизненные ценности?

Мнения философов из разных эпох существенно отличались. Например, античные мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в мышлении и познании мира. Эпикур полагал, что существование людей должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть с отсутствием голода и физических недугов.

В эпоху Средневековья мнение о смысле жизни существенно поменялось. В религиозных первоисточниках писали о том, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко освещал в своих работах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни нередко высказывались негативно. Например, в буддизме жизнь отождествлялась со страданиями, в азиатских текстах— с бездной зла и мучением.

Смерть и бессмертие в философии

В эпоху Просвещения мировоззрение людей снова меняется. Смысл бытия видят в возможности утверждения человека как личности. В XIX веке появилось множество альтернативных направлений философии. Например, Артур Шопенгауэр, будучи представителем иррационализма, определял жизнь как проявление мировой воли. Он полагал, что человек не может совершать важные действия по собственному желанию, так как любыми поступками движет чужая воля.

Альбер Камю, напротив, считал, что человек должен создавать собственные ценности. Существование индивида оценивается только его поступками. Представители нигилизма и позитивизма и вовсе не видели в жизни особого смысла. Они предавали значение только конкретным событиям, достижениям и наследию индивида.

И. Кант считал, что жизнь заключается в осознании человеческого бытия. А мыслитель Фихте полагал, что смысл существования людей состоит в достижении гармонии с окружающим миром.

Проблема смерти и бессмертия

Несмотря на многообразие точек зрения, в большинстве учений жизнь трактуется как миг, отпущенный человеку, для подготовки к смерти. Удивительно, но гибели человека и его возможному бессмертию всегда уделяли больше внимания, чем самому жизненному пути.

Гибель человека

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Люди всегда боялись неизвестности, поэтому философы, изучая сущность смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Изучение проблемы смерти в философии можно разделить на 3 периода:

Бессмертие в философии

  • дохристианский;
  • христианский;
  • современный.

Когда учёные получили достаточно знаний из области биологии и естествознания, идеи о загробной жизни и возможном воскрешении стали отвергаться. К изучению вопроса о смерти стали подходить с рационалистической точки зрения. Гибель индивида рассматривалась как естественная перемена человеческого существования.

Идеи о вечном существовании

Бессмертие — это вечное, непрекращающееся существование. С естественно-научной точки зрения, достичь такого состояния невозможно. Тем не менее рассуждение на эту тему встречалось у всех древних народов.

Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX—XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства.

Проблема смерти в философии

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет возвращать к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все учёные рассматривают это достижение, как благо.

Проблема смерти и бессмертия в философии

Известно, что после смерти в первую очередь перестаёт функционировать кора головного мозга. Средствами медицины можно возобновить работу сердца, но восстановить все функции мозга ещё никому не удавалось. В связи с этим в этике и философии встаёт вопрос о том, можно ли в случае восстановления сердцебиения говорить о продолжении жизни человека.

Из-за регулярных национальных конфликтов, международного терроризма и эпидемий человеческая жизнь была сильно обесценена. Современные философы стараются найти ответы на новые вопросы:

Не перестаёт обсуждаться и вопрос бессмертия. Но если в Античность и Средние века философов интересовало вечное существование души, то в XXI веке наука ищет пути сохранения физического тела. В связи с этим активно развивается криогеника и молекулярное клонирование.


Ключевые слова: идея бессмертия, продление жизни, долголетие, преждевременное старение.

Во все века люди искали рецепт бессмертия. Человеческий век краткосрочный, но большинство современного населения не проживает и половины этого срока. Мифы и легенды о бессмертии или о долгой жизни человека, можно обнаружить во всех культурах мира. Согласно ветхозаветным свидетельствам первые люди, жившие в раю, вообще не знали смерти. Их изгнанные из рая потомки: праведный Ной, Сиф — сын Адама, его внук Енос и их внуки и правнуки жили в среднем более 900 лет [5, Быт. 5:32], [5, Быт. 11]. В древних священных текстах мировых религий неоднократно упоминалось как о долгожительстве, так и о большой награде для человека — о возможности его бессмертия после воскрешения. Если ранние христиане ещё верили в реинкарнацию, то развитое христианство считало смерть результатом греха, а вера в спасение выражалась посредством жертвенного преодоления смерти Иисуса Христа. В религиозной философской традиции считается, что люди сами утратили дар вечной жизни, потеряв связь с Творцом этого мира, взамен получив конечность бытия в виде смерти. В христианстве для ныне живущих бессмертие возможно только после воскрешения.

Вопрос о бессмертии решался посредством реинкарнации в Древнем Египте. В буддизме существует два пути продления жизни, постоянное перерождение после смерти тела, либо уход в сладостную нирвану через аскезу и внутриличностный рост. Будучи освобождённым от мирского, человек сможет перейти в состояние бессмертия. К достижению долголетия стремились китайские даосы, создавая целебные пилюли со свинцом и ртутью, не подозревая о их негативном воздействии на организм. В дальнейшем они стали использовать медитативную практику, дыхательную гимнастику, правильное питание и аскезу и т. д. В Китае и Японии умершие предки живут в каком-то другом мире до тех пор, пока их помнят и почитают родственники. Так, умершие по приглашению присутствуют среди живых людей в различных обликах, будь то растение, животное, явление природы, хотя обычно для них создавались специальные резервуары — куклы, мумии и статуи.

Идея бессмертия опредмечивается не только в религии, а в виде веры в бессмертную душу прослеживается в философских трудах. Древние греки верили, что когда бессмертная душа исходящая от божественного начала освобождается от плоти — она возносится в вечный мир богов. Люди верили в более совершенных антропоморфных бессмертных богов, живущих на горе Олимп. Греческий философ Гераклит утверждал, что и в обычном человеке есть бессмертное начало в виде Бога. Пифагор, Платон и Аристотель признавали частичное бессмертие, на которое способна человеческая душа. В средневековье наряду с верой в единого вечного Бога, о личном бессмертии осмелился мечтать врач, философ и алхимик Парацельс, и несколько его современников, даже римский папа Иннокентий VIII [8].

Философы эпохи Возрождения и Нового времени Д. Бруно и Б. Спиноза избегают идеи личного бессмертия, а уделяют внимание бессмертию как непрерывности жизни сознания, как части единой духовной субстанции. Спиноза видит бессмертие человека в соединении с Божественным началом посредством содействия божественному плану. Для Бруно бессмертие представляет собой поток непрерывного энергообмена, который обновляет сознание и позволяет совершать человеку великое путешествие в мирах. Достижение бессмертия прямо зависит от духовного развития человека. Нравственный разум открывает бесконечно полноценное существование, при котором обязательна духовная целостность, гармония чувств, мыслей, воли человека.

Совершенно безумная на первый взгляд идея философа, находит свою реализацию в современной процедуре криозаморозки человека для будущего его оживления. Такая операция в России сейчас обходится примерно в 36 тысяч долларов. В криокамере будет поддерживаться температура от минус 130–196С. Аргументы против скептиков — письмо в поддержку криозаморозки, заверенное 69 учёными. Потомки, любящие родные мечтают, имея в распоряжении генетический материал или целиком тело умершего человека, разморозить и вновь воскресить его однажды не смотря на то, что тело поражено раком [3]. Предложенный, американцем Робертом Эттинджером, метод криогенизации (замораживание) также пока не увенчался успехом. Идея бессмертия через признание в качестве самостоятельной субстанции души, была обоснована посредством натуралистической метафизики и подвергалась критике Бердяевым за отказ от идеи смерти дающей смысл нынешней жизни человека. Бесконечность жизни, не окрашенная этически, для него равносильна дурной бесконечности. Бердяев видит в христианской борьбе со смертью во имя вечной жизни особое экзистенциальное отношение как к самому себе, так и к иному человеку. В этом нравственное значение смерти, как наличия некоей смысловой значимости жизни на фоне конечности бытия в этом мире [4]. Человеческая жизнь так приятна, но конечна, именно поэтому мы верим в то, что нас ждёт другая, высшая жизнь. Необходимо философски подходить и понимать, что в жизни каждого наступает момент, когда смерть будет более необходима, чем жизнь. Неправильно говорить о смерти как о наказании или вознаграждении.

Природа создала систему ферментов, преобразующих радикалы в стабильные молекулы; открытый в 1931 г. антиоксидант — токоферол (витамин Е), оказался способным связывать свободные радикалы и защищать белки от окисления, тем самым предотвращать отрыв значащих фрагментов ДНК и преждевременное старение. Возможно, когда-нибудь действительно можно будет запустить процесс омоложения чтобы сохранить нас молодыми навсегда, либо, по крайней мере, учёные смогут замедлить определенные аспекты процесса старения [12].

В 2014 году американскими исследователями Института стволовой клетки был открыт совсем молодой раздел медицины — регенеративная медицина, принцип которой состоит в способности стволовых клеток, производить подходящие (донорские клетки) для пересадки клетки крови, либо для пересадки костного мозга. Но это не единственный успех в исследовании стволовых клеток. В этом году ученые из Института Солка обнаружили тип стволовой клетки, идентичность которой связана с их местоположением в развивающемся эмбрионе, это даст возможность в ближайшем будущем, восстанавливать изменённые в процессе старения части тела.

С появлением прогрессивных компьютерных нанотехнологий, современное общество стремится к развитию и внедрению в человеческую жизнь наномедицины. Технологии способны не только находить, благодаря виртуальному воспроизведению человеческого организма, участки тела с высоким риском появления тех или иных заболеваний в органах, системах органов. Также они способны производить нанобиороботов, управляемых компьютерным программным обеспечением, для защиты каждой клетки организма от болезней и травм. В будущем, наномедицина обещает устранить повреждения организма, и поможет отменить уже нанесенный телесный ущерб. Тогда, молодые смогут не стареть, а пожилые — помолодеют. Наноустройства, внедряемые в организм человека, наполненные данными по токсинам и инфекционным агентам, могут использоваться, чтобы повысить человеческую иммунную систему, признавая и разрушая инвазивное вещество. Остаётся надеется, что вся эта наноробототехника не даст сбоя прямо внутри организма.

Человеческие память, эмоции, сознание, согласно высказываниям нейробиолога и нейроинженера Рендела Коена, являются ничем иным как просто сумма сигналов от электрохимических реакций, спрыгивающих от синапса к синапсу. Это значит, что программисты в будущем смогут копировать человеческое сознание на персональный компьютер для проведения разного рода операций, в том числе анализ и восстановление памяти [6]. Киборгизация может казаться самым научно-фантастическим сценарием, хотя она уже часть наших жизней. Список технологий киборгизации реального мира бесконечный. В современности широко используются искусственные сетчатки, кардиостимуляторы и даже глубоко-мозговые внедрения, чтобы облегчить симптомы болезни Паркинсона, парализации, как осложнение инсульта мозга, последствий травм ЦНС.

Таким образом, идея бессмертия — опредмечивается не только в человеческой культуре. У неё есть шанс внести свой вклад в медицину будущего. Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не останавливает ученых всего мира искать новые и новые методы, открывая неизведанное, и двигаться шаг за шагом к познанию идеи бессмертия.

Основные термины (генерируются автоматически): идея бессмертия, бессмертие, TGF, VIII, вечная жизнь, всеобщее воскрешение, личное бессмертие, преждевременное старение, регенеративная медицина, стволовая клетка.


Каждый человек, без всякого сомнения, хоть раз в своей жизни непременно задавался вопросом о том, что ждет его после смерти. Разъяснить это пытаются многочисленные учения и религии, содержащие в себе описание потусторонних миров.

Учение Сократа

Труды этого древнегреческого мыслителя ознаменовали собой настоящий переворот в философии, повернувшись от рассмотрения мира и природы к изучению человека. Первым среди греков Сократ заговорил о том, что люди состоят не только из тела, но и из души. Она является божественным началом человека и управляет его действиями.

мыслитель Сократ

У Сократа существовали свои доказательства бессмертия души. Ведь без нее, при наличии одного лишь тела, человек, по мнению античного мыслителя, и вовсе был бы лишен разума. Благодаря душе люди способны приобщиться к божественным знаниям.

Разум позволяет человеку познать окружающий мир, обладать членораздельной речью, творить добрые и злые дела. То есть душа осуществляет руководство телом человека. Однако при этом сама она управляется разумом.

Сократовская вера в бессмертие души подтверждена его последними беседами с друзьями. Подобные разговоры были тесно связаны с идеей о существовании единого божественного Разума. Он и сотворил мир на основании порядка и гармонии. Этот Разум, по утверждениям Сократа, является вечным от своего начала. Он и выступил той силой, которая наделила человека мыслящей душой, речью и бессмертием. Именно поэтому нам крайне важны знания не только о мире и природе, но и о собственной душе. Постигнув разумом собственное бессмертие, человек способен начать жить с соблюдением праведных законов и никогда не испытывать страха смерти. Помимо этого, он получит уверенность в своем будущем, представляющем собой загробное счастье.

Учение Платона

Этот древнегреческий мыслитель был последователем Платона. При этом он стал первым философом, сочинения которого сохранились полностью, а не в кратких отрывках, которые цитируются в трудах других ученых.

В философии Платона одно из основных мест занимает идея бессмертия души Эта субстанция, по мнению античного мыслителя, правит всем, что находится на море и на земле, при помощи своих движений, которыми являются забота, усмотрение и желания. Платон утверждал, что Земля, Солнце и все прочее представляют собой лишь формы души. Сама же она первична, когда материальные тела являются производными. Их мыслитель рассматривает как вторичные объекты.

философ Платон

Платон пытается решить проблему соотношения материального и духовного. При этом он делает вывод о наличии в душах божественного, которое скрывается за объектами окружающего мира.

Характер аргументации

Тема бессмертия души является плавным продолжением всех философских идей Платона. Причем аргументы в ее пользу являются весьма разнообразными.

По мнению Платона, жизнь настоящего философа – это отрешение от всего чувственного и убежденная проповедь духовного мира как самого прекрасного, истинного и лучшего. Именно поэтому мыслитель не мог себе представить того, чтобы жизнь души прерывалась в момент смерти тела. Платон проповедовал отрешение от плоти или умирание ради получения сверхчувственного блага. Смерть он считал окончательным избавлением от всех зол и началом той новой жизни, которая ведет в идеальный мир. Причем в него Платон верил больше, чем в земную действительность.

Аргументы о бессмертии души у Платона заключались в признании им ее предсуществования. Этот факт мыслитель доказывал исходя из рассмотрения природы тех знаний, которыми обладает человек. Согласно учению Платона, любое знание является лишь припоминанием. В противном случае оно просто немыслимо. Знание при этом является универсальным. Такие общие понятия, как сходство и несходство, различия и тождество, величины, множества и т.д., вовсе не даются человеку его опытом. Они предоставляются его душой. С их использованием становится возможным получать новые знания.

Тело и душа у Платона имеют четкое отделение друг от друга. При этом душа господствует над телом. Аргументы в пользу ее бессмертия Платон черпает из орфико-культовых и пифагорейских источников. Среди них:

  • душа является однородной субстанцией, что можно приравнять к непреходящему бытию идей;
  • наличие самодвижения души;
  • познание подобного подобным, то есть душа, принимающая чистое бытие, обладает тем же источником.

Предсмертная беседа Сократа

Ученики остались недовольны этими словами. Они выразили свои сомнения по поводу бессмертия души. Сократ же предложил им четыре доказательства в пользу своей правоты.

Возникновение мертвого из живого

Как Платон доказывал бессмертие души? Аргументы в пользу этой идеи можно найти в первом разъяснении Сократа. Он рассказал своим ученикам о том, что все в этом мире возникает из противоположного. А именно белое - из черного, горькое - из сладкого, движение - из покоя, и наоборот. То есть все подлежит изменению, превращаясь в свою противоположность. Человек же, зная, что после жизни к нему придет смерть, может сделать на основании вышесказанного и обратный вывод. Ведь если мертвое возникает из живого, то может быть и наоборот. По утверждению Сократа, существенных изменений в этом мире не происходит. До своего рождения все души находятся в Аиде.

Доказательство от анамнесиса

В учении о бессмертии души Платона говорится о том, что знание - это припоминание. В сознании человека присутствуют универсальные понятия, что является подтверждением того, что абсолютные сущности вечны. И если душа уже знакома с ними, то и она была перед тем как оказалась в теле. Ведь до своего рождения человек никак не смог бы иначе получить знания о вечном и бессмертном. Это же доказывает и существование души после смерти. Подтверждение этому можно увидеть в следующих словах Сократа:

Простота души

Для того чтобы еще более убедить своих учеников, Сократ попытался представить им еще одно доказательство своей правоты. Он указал на то, что в этом мире существуют различные вещи, как простые, так и сложные. Однако изменению подлежат далеко не все из них. Касаться данный процесс может только сложных вещей. Лишь они могут распадаться и разделяться на некоторые составляющие, уменьшаясь или умножаясь при этом. Простые же вещи всегда остаются в одном и том же состоянии.

При этом Сократ утверждал, что сложным является все материальное. Простым же можно считать все то, что человек не может видеть. Душа и относится к безвидным сущностям. А они не способны распадаться и уничтожаться, что подтверждает их вечное существование.

Душа есть ее идея

душа в виде голубя

Однако при этом душа безвидна и нематериальна. То есть по своей сути она тоже является идеей. А может ли то, что неразрывно связано с жизнью, олицетворять собой смерть? И если мы утверждаем, что все в этом мире исходит из своей противоположности, то это вовсе не относится к идеям. Таким образом, душа, которая является идеей жизни и души, непременно будет вечной.

Почему это непременно произойдет? Да потому, что душа имеет такое отношение к жизни, как огонь к теплу. Представить себе холодное пламя просто невозможно. Так и душа. Представить ее без жизни также нельзя. К тому же любая вещь исключает из себя все то, что является для нее противоположным. Это же можно сказать и о душе. Она обязательно исключит из себя смерть.

Подтверждение идеи в других диалогах

В первом из них свои доказательства мыслитель аргументирует с использованием понятия о движении. Ведь выходить из состояния покоя любую вещь заставляет какой-либо другой объект. Тем не менее есть то, что движется благодаря самому себе. И если это происходит, то подобный процесс является бесконечным. Что же в человеке можно считать источником движения? Тело или душу? Ответ на этот вопрос однозначен. Душа приводит в движение тело, являясь таким же источником для самой себя. Именно поэтому она и является вечной.

Труды Аристотеля

В каких учениях обосновывается бессмертие души? Занимался решением этого вопроса и последователь Платона – Аристотель. В своих трудах он внес дополнения в идеалистическое представление своего учителя о душе. В его интерпретации она была представлена формой живого органического тела.

философ Аристотель

Аристотель утверждал, что проходя путь своего развития, душа пребывает на различных этапах. Именно поэтому и существует несколько ее видов. В их числе душа:

  • растительная;
  • животная;
  • разумная, то есть ум.

Но на любом этапе причина движения души заключена в ней самой. И в этом заключается, например, отличие камня, который не способен перемещаться сам по себе, от животного и растения.

Рассуждая о душе, Аристотель выделяет ее разумный вид. Он утверждает, что такая ее форма вовсе не является энтелехией тела. Разумная душа даже не связана с ним. Ее существование отделено от тела точно так же, как вечное несовместимо с происходящим. При этом душа повелевает телом. Сравнить это можно с движением руки, управляющей орудием.

Аристотель признает душу некой сущностью, которая является формой тела, одаренного жизнью. Она является его подлинной сутью. Так, если бы в качестве живого существа рассматривался глаз, то его душой можно было бы считать зрение.

По мнению Аристотеля, животная и растительная души смертны. Распадаются они вместе с телом, в котором они находятся. А вот разумная душа божественна. Именно поэтому она является вечной.

То есть существовать эта высшая субстанция может и вне человека.

Рассуждая о душе и тех объектах, в которых она находится, Аристотель пишет о том, что творческий ум не только независим и свободен от реальных объектов, но и первичен по отношению к ним. Это и позволят ему создавать предметы, мысля их.

Мнение Канта

В каких учениях обосновывается бессмертие души? Поднималась эта проблема и в трудах немецкого философа Иммануила Канта, которые были созданы на грани двух эпох развития человечества – Просвещения и романтизма.

душа человека

Квант при этом рассуждает об опасности отвержения бессмертия. Он утверждает, что без этого способно разрушиться основание этики благоразумия. Таким же образом им обосновывается и существование Бога, а также свобода воли. Хотя, по мнению философа, человек по-настоящему не способен познать ни того, ни другого.

Учение Больцано

Продолжала рассматриваться тема бессмертия души и в 19 в. В данный период ее осветил чешский математик и философ Бернард Больцано. Этот еретик и священник, создатель теории множеств, высказал свои убеждения по поводу платоновского аргумента о делимости. В его трудах говорится:

При этом Больцано указывал на то, что простые структуры никогда не прекращают своего существования. Они могут лишь быть полностью уничтоженными. Но и все то, что человек воспринимает как исчезновение, является лишь изменением системы связей, имеющих место в границах одного субстанционного множества, которое остается неизменным.

Другими словами, по мнению Больцано, утверждение о бессмертии души может быть обосновано исходя из координат разума. Доказать же это эмпирически просто невозможно.

Древнеиндийская религия

Бессмертие души и Бог – это два неразрывно связанных между собой понятия. Проследить это можно в древнеиндийской вере, которая свидетельствовала о наличии неразрушимой духовной субстанции, проходящей через все формы существования. В основе учений этого религиозного направления лежит представление о том, что Бог всемогущ и един.

исходящий от Будды свет

Учение Шопенгауэра

Шопенгауэр утверждает о том, что

"животные в сущности и в главном вполне такие же существа, что и мы",

"различие состоит лишь в неповторимости интеллекта, а не в субстанции, которая есть воля".

Христианство

Разграничение тела и души можно увидеть и в Ветхом Завете. Причем эта идея была взята христианством под влиянием учения Платона в 3 в. до н.э.

души в Христианстве

Из текста Священного писания может быть сделан вывод о том, что души людей вечны. Причем касается это как праведников, так и грешников. Человек, согласно христианскому учению, состоит из тела и души. Причем каждый из этих элементов не может являться всем человеком. Душа после смерти исходит из тела. Далее она находится в ожидании Второго пришествия Христа. После него она вновь вернется в тело. Это даст человеку возможность либо бессмертно жить во Христе, либо обрести вечность, которая лишена причастия просвещающей энергии Божией.

Подобные взгляды являются явным противопоставлением тем, которые были выдвинуты философами. Ведь по православному писанию душа вовсе не является вновь созданной и рожденной. При этом она никогда не существовала в виде идеи о неизменном мире. Душа, согласно христианской религии, бессмертна потому, что это является ее природным свойством, а также потому, что так желает сам Бог.

Читайте также: