Гегелевская логика как системное изложение диалектического метода кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кульминационным моментом развития немецкой философии стала философия Гегеля (1770 -1831). Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система не смогла бы возникнуть без философской системы Канта.

Гегель был академическим философом и преподавал философию сначала в Йене, затем в Нюрнберге, далее в качестве профессора Гейдельберского университета (1816 - 1818) и, наконец, в качестве процессора Берлинского университета (с 1819 г. до своей смерти)

Философия Гегеля наиболее трудна для понимания из всех значительных философов. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое.

Известная формула Гегеля гласит: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.

Что такое целое, по Гегелю? Гегель называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомните, что у Спинозы абсолют имеет свойства материи, например, протяженности и мышления; у Гегеля же оба эти свойства абсолюта отрицаются).

Метафизика Гегеля отличается двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой.

1. Логика - и есть философская система Гегеля. Она строится на том утверждении, что любой предикат (любую характеристику целого) можно опровергнуть в силу его самопротиворечивости. Отвергая силой логики любой предлагаемый предикат абсолюта, мы придем к конечному выводу диалектики (которая состоит из тезиса, антитезиса и синтеза), называемому “абсолютной идеей”.

Абсолютная идея, которой завершается произведение Гегеля “Логика”, есть мысль, мыслящая самое себя. Ясно, что абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме иллюзорных путей и попыток нашего постижения реальности. Дух является единственной реальностью, а его мысль отражает самое себя в самопознании. Абсолютная идея у Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя. Это и есть все то, что бог совершает на протяжении веков: “Это единство, есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Так Гегель объяснял суть абсолюта.

Здесь нам мог бы помочь Вл. Соловьев, который довольно остроумно заметил о гегелевском абсолюте: “Для Гегеля Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства, на природу же в ее эмпирических явлениях Гегель смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной идеи”. Попробуем для простоты восприятия изобразить это схематично:

Абсолютная идея - природа - дух

Проиллюстрируем эту теорию выдержками из введения к гелевской “Философии истории”: “. Подобно водителю . идея является водителем народов, и именно дух, его разумная и необходимая воля, руководит хором мировых событий. ” “Но единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. . Разум . является как субстанцией, так и бесконечной мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой - проявлением этого ее содержания. Разум есть субстанция”. “Но именно в философии доказывается. “но такая идея является истинным, вечным, безyсловно могущественным началом, что она раскрывается в мире и что в мире не раскрывается ничего, кроме нее, ее славы и величия”. - “Мир разумности и самосознательной воли не предоставлен случаю, не должен обнаружиться при суете знающей себя идеи”. Это “результат, который известен мне, потому что я уже знаю целое”.

1. В “Философии права” Гегель развивает свое учение о государстве: по отношению к индивиду государство есть объективный дух, истинной целью государства является единство; война не является абсолютным злом, ибо она может иметь положительное нравственное значение, мир есть окостенение, нация не имеет права избегать войны. Идеальным государством для Гегеля была, разумеется, Германия, а формой правления - Прусская сословная монархия.

Еще один важный момент философии истории Гегеля - отношение к нации. Особое значение придается национальному духу, он становится двигателем исторического развития. Таковым, по Гегелю, является в первую очередь - немецкий дух. Важны и личности - “завоеватели”, в которых воплощены цели исторических переходов (Гегель называет в качестве примеров таких личностей Александра, Цезаря и Наполеона).

Таким образом, мы можем дополнить нашу схему тем разъяснением, что, согласно логике Гегеля, дух как воплощение абсолютной идеи сечь государство - Прусская сословная монархия, нация - носитель национального (немецкого) духа; герой - завоеватель, претворяющий в жизнь цели исторического развития. Во всем этом главное заключается в предпочтении целого перед какой-либо его частью: государства, нации - перед индивидом.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Такова философская cистема Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.

2. Гегель называет свой метод диалектическим: это “столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе”. И тогда, как подчеркивает Гегель, древние “диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком - то субъективном таланте”, то на самом деле диалектика “принадлежит к объективности понятия”.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной форме. Эта форма - триада. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание (синтез), или снятие противоположностей.

Каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Гегель приводил такой пример дналектического цикла: “Почка исчезает, когда распускается цветок и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок предстает ложным наличным бытием растения, а в качестве ею истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Итак, Диалектика понятия определяет диалектику вещей (т. е. природных и социальных процессов). Диалектика вещей, по Гегелю, лишь отражение подлинной диалектики, присущей абсолютной идее, Логос), который сам по себе Абсолютная идея. Логос, мировой разум, или бог (что одно и то же) мыслится Гегелем с точки зрения пантеизма. Это не личный бог христианской религии, а безличный процесс самодвижения - абсолютной идеи, которая в своем развитии проходит три этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связаных и переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы - философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, развивающийся в процессе того развития - абсолютный дух, в котором “сняты” противоречия и достигнута гармония.

Диалектика Гегеля была развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе. Вот почему основное противоречие гегелевской Ф.ии – это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.

У Сократа и Платона диалектика выступала как исксство вести философскую дискуссию. Гегель же понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей ко все более конкретным. Диалектика Г. Выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Г. Полагал, что в исходной идее содержится все то, что из неё дедуцируется.

Гегель вполне ясно, определенно изложил содержание диалектической логики, как целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принизил роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании(без нее вообще невозможно никакое познание), но выступал против тех ее сторонников, которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели видеть) логики разума, не понимали необходимости перехода к диалектическому мышлению.

Диалектика – основа, истинный центр всей Ф.ской проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов деятельности.

Разрабатывая субординированную систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения от абстрактного к конкретному, Гегель гениально угадал, что логически формы и законы – не пустая оболочка, а отражение объективного мира.

Данной публикацией мы открываем цикл статей, посвященных краткому содержанию главной книги Гегеля - "Наука логики". Удивительно, но интерес к этой сложнейшей книге только нарастает в современном мире в целом и в нашей стране в частности. Интересующаяся общественность как будто разделилась на два лагеря: одни считают, что Гегель устарел, а его заслуги преувеличены, другие же наоборот - утверждают, что Гегель до сих пор недооценен и не понят во всей полноте. Разобраться в этом сложнейшем вопросе невозможно без понимания главной книги Гегеля - "Науки логики". Попробуем хотя бы немного прикоснуться к удивительной логической системе Гегеля, вникнуть и понять её насколько это возможно в рамках краткого изложения с комментариями и примерами.

"Наука логики" - главный труд Гегеля

"Наука логики" была впервые опубликована в 1812 г. и до сих пор является главным, наиболее полным и практически единственным пособием по диалектической логической системе величайшего немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля. Однако, книга крайне сложна для понимания. Почему это так? Дело в том, что Гегель пытался простыми человеческими словами объяснить невероятно сложные вещи. Это всё равно что пытаться объяснить словами и без формул квантовую физику первобытным людям. Представьте, если б перед вами стояла такая задача, как бы вы с ней справились? Гегель пытался сделать своё изложение максимально точным, поэтому старался давать подробные объяснения. Результат получился обратным - книга оказалась очень сложной и громоздкой. Чтобы понять её во всей полноте, нужно хорошо себе представлять весь тот путь, который философия прошла в своём развитии до Гегеля. Поэтому мало кто способен осознать и охватить умственным взором всю красоту, уникальность и гениальность системы Гегеля.

Фридрих Энгельс немного облегчил постижение Гегеля для последующих поколений. Он сумел не только изучить Гегеля, но и объяснить его более простыми и понятными словами в виде трех законов. Однако, важно понимать, что три закона диалектики , сформулированные Ф. Энгельсом - это всё-таки полезное, но упрощенное понимание системы Гегеля. Сам Гегель никаких диалектических законов не формулировал.

А что же было у Гегеля? "Наука логики" состоит из трех книг :

  1. Учение о бытии,
  2. Учение о сущности,
  3. Учение о понятии.

Первые две книги составляют объективную логики , третья - субъективную . Таким образом, "Наука логики" состоит из трех частей и двух томов (первый том - "Объективная логика", второй - "Субъективная логика").

Введении к "Науке логики" Гегель начинает с того, что есть логика вообще. Он пишет:

"Логику согласно этому следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой . Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа ."

Не стоит думать, что Гегель был религиозным человеком. Религиозным было его время (в XIX веке, не смотря на промышленный переворот и активное развитие науки, подавляющее большинство людей оставались верующими). Поэтому религиозные примеры помогали Гегелю иллюстрировать свои мысли так, чтобы они были понятны его современникам.

Очень сложно корректно и точно пояснить современным языком, что именно Гегель понимал под логикой. Как видно из приведенной выше цитаты, логика - это сам Закон, на основе которого существует всё мироздание, логика - это сама Истина в чистом виде, а природа, человек, общество и весь материальный мир - это лишь проявление этого Закона и этой Истины.

В чем же заключается этот "Закон"? Об этом поговорим в следующей статьей, посвященный первой части "Науки логики" - "Учению о бытии".


Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

↑ Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

  • Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  • Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  • Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика Гегеля – кратко

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  • Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  • Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  • Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Читайте также: