Что такое методическая разработка в доу и требования к ней

Обновлено: 04.07.2024

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Содержимое разработки

1.Что такое методическая разработка и требования,

предъявляемые к ней.

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку серии уроков

Разработку темы программы

Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

Разработку общей методики преподавания предметов;

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы может иметь следующую структуру:

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность (значимость раздела или программы для конкретной категории обучающихся).

1.2. Принципы отбора содержания образования. (Указываются основные подходы к объяснению особенностей развития детей и факты формирования определенных качеств личности).

1.3. Цели и задачи.

1.5. Технология и формы организации деятельности.

2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы.

3. Общий учебно-тематический план.

4. Учебно-методический комплекс включает материалы для подготовки занятий, диагностические материалы и методики диагностики, технико-технологическую документацию и объекты труда (для учителей технологии и педагогов дополнительного образования).

5. Список основной и дополнительной литературы.

6. Результаты апробации содержания данной программы на базе конкретного класса или группы обучающихся.

Общие требования к оформлению методической разработки.

1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15) Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

2. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

3. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

4. Количество и объем разделов не лимитируется.

При защите методической разработки оценивается:

актуальность выбранной темы;

новизна, оригинальность, практическая значимость, возможность использования опыта в практике другими педагогами;

полнота выполнения поставленных задач;

эффективность предлагаемых автором способов разрешения проблемы;

обоснованность предлагаемых материалов;

логичность, последовательность, грамотность, научность изложения;

структура, качество оформления;

умение автора презентовать свою работу.

2. Творческие работы педагогов в процедуре аттестации

Творческая работа – это форма экспертизы профессиональных компетенций и аналитических способностей педагогических и руководящих работников.

Творческая работа педагога может быть представлена в виде описания педагогического опыта или педагогического проекта.

Алгоритм описания педагогического опыта

1. Самопрезентация носителя опыта: Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе), отражение специфики личностной и профессиональной педагогической позиции, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

2. Исторический контекст становления педагогического опыта: характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы; формулировка проблемы.

3. Теоретическое обоснование педагогического опыта:

3.1. Характеристика ведущей идеи, подходов и принципов научной школы, которой соответствует концепция педагогического опыта

3.2. Представление целей и задач педагогической деятельности автора опыта и анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики.

4. Технология педагогического опыта:

4.1. Представление ведущей педагогической идеи опыта – центральной, основной концептуальной мысли, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

4.2. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта, представляющая собой обобщенные характеристики субъектов образовательной деятельности: возрастные особенности, индивидуальные способности и возможности учащихся, категории педагогов, способных к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания, характеристики возможных социальных партнеров, обеспечивающие возможность наиболее эффективной образовательной деятельности в русле заявленной концепции.

4.3. Характеристика ценностно-смысловых аспектов педагогического опыта, означающая обозначение границ ответственности педагога за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами), обществом в целом.

4.4. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта, предполагающая:

- описание содержания образования;

- описание способов организации учебно-воспитательного процесса;

- описание форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями и задачами

- описание алгоритмов учебной деятельности учащихся, поэтапных действий учителя.

- описание приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

4.5. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта, связанная с представлением нормативной модели ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы знаний и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет содержательную основу педагогического опыта.

5. Диссеминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования):

5.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

5.3. Трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта.

5.4. Формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе, адреса распространения опыта и мнение тех, кто его уже использует.

Критерии оценки презентации педагогического опыта

Умение полно и убедительно представить взаимосвязь личностной и профессиональной педагогической позиции с условиями педагогической деятельности

2. Контекстность проблемы

1. Умение выявить противоречия в собственной педагогической деятельности как источник возникновения проблемы.

2. Умение сформулировать и раскрыть проблему педагогического опыта.

1. Связь педагогического опыта с определённой научной школой.

2. Представление целей и задач, их реалистичность и прогностичность, соответствие социальным и образовательным потребностям

1. Социопрактическая соотнесенность педагогической идеи

2. Ценностно-смысловая соотнесенность педагогической идеи

3. Полнота и оптимальность представленных способов организации, технологий, алгоритмов, приёмов

4. Наличие нормативной модели новообразований личности учащегося как ожидаемого результата

Форма тиражирования педагогического опыта в педагогическом сообществе, включающая механизмы, условия внедрения, распространения и диссеминации.

Педагогический проект представляет собой описание комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение или внедрение педагогических новшеств в области содержания образования, образовательных технологий, технологий управления, образовательной диагностики и т.п. и гарантирующих достижение необходимых эффектов.

Структура педагогического проекта:

Аналитико - прогностическое обоснование проекта

- характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта;

- проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление;

- характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования.

2. Концепция проекта

- понятийно-категориальное пространство проектной деятельности;

- ценностно-смысловая платформа проектных действий;

- цель и задачи проекта;

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе ОД в системе ДОУ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Примерная схема методической разработки может включать:

■ сведения об авторе;

■ условия осуществления мероприятия;

■ перечень используемого оборудования и материалов;

■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;

■ методические советы по его организации и подведению итогов;

■ список использованной литературы;

■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций.

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;
  • аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

  1. На титульном листе должны быть обозначены:
  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
  • название города;
  • год разработки.
  1. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

  1. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

- обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;

- охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы;

- разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

- определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

- краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

- обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

  1. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
  • предостеречь от типичных ошибок.
  1. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги , способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дошкольного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам ДОУ в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия в системе ДОУ могут быть условно разделены на четыре основных типа.

1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дошкольного образования детей в целом.

2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОУ.

3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной образовательной области ДОУ.

4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОУ.

Типовая структура методического пособия включает:

- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОУ оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;

- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дошкольного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОУ;

- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам ДОУ рекомендуемых работ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос.


Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, со.


"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО.


Методическая разработка открытого мероприятия для молодых специалистов "Школа молодого бойца"

Конспект открытого занятия совместно с папами в средней группе для молодых специалистов "Школа молодого бойца".

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос.

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни.


Методическая разработка "Работа старшего воспитателя с молодыми специалистами в ДОУ"

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного занятия;

-разработку серии занятий;

-разработку темы программы;

-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

-определение форм и методов изучения содержания темы;

-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

Общие требования к оформлению и содержанию

методической разработки

Название методической разработки

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

Актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

-современных приемов и методов образования;

-организации творческой деятельности воспитанников;

-педагогических идей и инициатив;

-новых методик и технологий обучения;

-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы . Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Виды методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

  • Разработку конкретного урока;
  • Разработку серии уроков;
  • Разработку темы программы:
  • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  • Разработку общей методики преподавания предметов;
  • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  • Определить цель методической разработки.
  • Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
  • описание видов деятельности педагога и учащихся;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на уроках;
  • использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

Структура методической разработки

Общая структура:

  1. Аннотация.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников.
  7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. Характеристика темы;
  2. Планирование изучение темы;
  3. Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в курсе;
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • Дается дидактический анализ содержания материала;
  • Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

  1. Тема программы.
  2. Тема урока.
  3. Тип урока.
  4. Вид урока.
  5. Цель методическая.
  6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).
  7. Материально-техническое обеспечение урока.
  8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Практическая работа.
  • Лабораторная работа.
  • Конференция.
  • Семинар.
  • Контрольная работа.
  • Зачет.
  • Деловая игра.
  • Экскурсия.
  • Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  1. Информационно-рецептивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.
  2. Индивидуальный.
  3. Парный.
  4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Читайте также: