Что такое литература в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыка и литература – два великих начала искусства

Слова и звуки… звуки и слова
В них жизни, полной жизни выраженье
Все, что вмещает сердце, голова
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся. блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду,– все облекаем в них.

( Екатерина Петровна Ростопчина)

Литература и музыка…. Как много проникновенных слов можно сказать об их взаимосвязи! Как часто чувства человека (радость и счастье, горе и переживание), его мысли превращались в замечательные литературные и музыкальные произведения.

Литература и музыка, слово и музыка – это два великих начала, это две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, но порой приходят к согласию и взаимопониманию. В момент их столкновения и примирения рождаются шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст придаёт музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров.

Что же общего у литературы и музыки, что их роднит и объединяет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Главным источником музыкальных и литературных сюжетов, образов является окружающая нас жизнь. Именно она является источником вдохновения для писателей, поэтов и композиторов, поэтому так многое роднит и объединяет литературу и музыку. Однако средства выражения и форма представления в музыке и литературе – разные.

Литературу и музыку объединяет общность жанров. Например, в музыке есть песня, романс, серенада,опера, балет,мюзикл, оперетта,рок-опера,кантата. Среди музыкальных произведений можно встретить также сказку, поэму и балладу.

Литературные произведения (стихи, сказки, поэмы, баллады, драматические произведения) становятся основой музыкальных произведений, например, стихи – вокальных произведений; поэмы, сказки и драматические произведения – симфоний, опер и балетов. В музыкальных произведениях композиторы используют также народные мелодии и песни, церковные напевы, колокольные звоны. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Романс - это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Что еще объединяет литературу и музыку? Интонация!

Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

hello_html_m52b5023f.jpg
hello_html_14e02ab4.jpg

Пушкинские романсы Глинки – это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно любовной лирики поэта.

Ещё один жанр, о котором хотелось бы сказать это былины.

Былины – это один из самых древних жанров русской народной эпической песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является героическое событие или значимый эпизод русской истории. Народное название былин – старина, старинушка, т.е. предполагается, что речь идет о событиях, которые произошли в прошлом.

Таким образом, выявив некоторые параллели между основоположниками русской классической музыки и поэзии, мы приходим к выводу, что художественный мир музыки и мир поэзии очень тесно взаимосвязаны между собой.

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

Что такое музыкальность литературы?

Джованни Мишель Гранери. Театр Реджо в Турине (1752)

Под музыкальностью литературных произведений понимается их сходство с теми или иными принципами, формальными особенностями или выразительными приемами, присущими музыке. Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении. Общепризнанным пока является только то, что музыкальность – разновидность интермедиальности (процесса взаимодействия различных медиа, а в более узком смысле – разных видов искусства). Понятие интермедиальности напрямую связано с интертекстуальностью и отношением ко всем произведениям искусства вне зависимости от их типа как к текстам. С этой точки зрения можно сравнивать, к примеру, литературу и живопись (экфрасис), живопись и кинематограф – даже литературу и архитектуру.

Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.

Как музыка попадает в литературный текст

Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)

Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)

Чтобы ответить на эти вопросы, удобно будет сперва обратиться к классификации разных видов взаимодействия литературы и музыки (на самом деле, их гораздо больше, чем мы с вами насчитали).

Классификация эта принадлежит американскому литературоведу Стивену Шеру (с дополнениями современного австрийского ученого Вернера Вольфа). Типов сосуществования литература и музыки всего 3:

- литература в музыке (так называемая программная музыка),

- музыка + литература (любая вокальная музыка)

Бартоломео Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами (XVII век)

К. Н. Гийсбрехтс. Перегородка с письмами и нотной тетрадью (1668)

Стоит ли тогда вообще проводить структурные параллели между литературными и музыкальными произведениями? На наш взгляд, стоит.

Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.

Музыковеды от литературы: профессионалы и любители

И все же, если музыка присутствует в тексте скрыто, как читателю об этом догадаться? Стоит ли ему вооружиться музыкальной энциклопедией, если у любимого автора был абсолютный слух и полный дом музыкально одаренной родни?

Нотная книга

Содержание музыки, таким образом, позволяет сделать повествование более субъективным.

А для полноты вашего литературно-музыкального плейлиста советуем внимательно ознакомиться с другими статьями номера: ничто так не помогает объяснить трудную тему, как хорошие и разнообразные примеры. ■

Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.

Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.

Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?

Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия, которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.

Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.

Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.

Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.

Взаимосвязь музыки и литературы - одна из самых обширных, сложных и интересных тем в музыкальном искусстве. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.

Анализируя произведения на уроках музыки, мы приходим к интересным выводам о взаимодействии поэтического слова и его воплощения в произведениях различных музыкальных жанров.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.

Понимание взаимопроникновения музыки и слова начинаются с малых лет через песни.

Именно в песнях дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными, доступными.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений и учит грамотно строить свою речь.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика. На своих занятиях я начинаю работать над артикуляцией с самого начала изучения песни: сама четко произношу текст, а затем при повторении детьми обращаю их внимание на то, что все слова должны произноситься четко. На первых порах мы произносим текст даже утрированно, повторяя трудное слово несколько раз, проговаривая каждый звук, а в особенности окончания слов, которые нередко теряются при пении.

Для поющих детей, процесс рифмовки дает возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить и при работе с хором, и с классом на уроке музыки, а также при индивидуальной работе с детьми.

Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?

Такой вопрос я задаю на одном из уроков детям. И они, пользуясь своим немногочисленным музыкальным и литературным опытом пытаются ответить на этот вопрос.

Литература и музыка по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

Взаимопрониконовение этих двух культурных пластов дает нам более полное представление о жизни.

Николай Заболоцкий стихи

БЕТХОВЕН
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал.
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Читайте также: