План урока шинель как последняя надежда согреться в холодном мире

Обновлено: 05.07.2024

Урок № 1

Оборудование: учебник по литературе, тетрадь.

Ход урока. Словарная работа.

Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.

Юмор - мягкий, незлобивый смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.

Ирония - скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления. Особая злая, уничтожающая ирония называется сарказмом.

3. Это насекомое упоминается в произведении дважды. (муха)

4.Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)

2.Место действия в повести? (Петербург)

7. Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования или около того. (мороз)

8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (одном).

- Как относятся к нему в департаменте, где он служит, сослуживцы, сторожа, начальник? (зачитать в тексте)

Работа с текстом. Расскажите подробнее о герое. (пересказ с цитатами)

- Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Каков быт Акакия Акакиевича? Каким образом показывает Гоголь обезличенность героя? В чем видит причины?

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудости интересов, неспособности логически мыслить, косноязычие. Он не способен даже перевести глаголы из одной формы в другую. Боится, отказывается от предложения начальника.

- Кто способствует еще большему обезличиванию, потере собственного я у Башмачкина? (значительное лицо, зачитать характеристику в тексте, обобщить). Составьте ассоциативную цепочку - схему: Башмачкин - одиночество, скудость, забитость, всепрощение, беззлобие, духовное превосходство.

Холод, ветер ----------одиночество------------------насмешки, неуважение.

Шинель------------------Башмачкин------------------значительное лицо

Вывод и обобщение:

Письменно в тетради краткий ответ на вопрос:

- Испытывает ли у Гоголя хотя бы один герой чувство стыда за отношение к Башмачкину? Подтвердите текстом.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

1.Индивидуальное задание: высказывание о Петербурге.

2.Пересказ сцен: пошив шинели, распекание у генерала.3 Рисунки.

Урок № 2

Цель 1. Навыки сопоставительного анализа.

2.Умение ориентироваться в тексте, находить детали и художественные средства. 3.

Оборудование: учебник с текстом произведения, распечатки стихов, тетрадь.

Ход урока:

1. Слово учителя: Откройте тетради, запишите тему урока, просмотрите схему, которую мы составили на прошлом уроке. Какие слова встречаются в названии темы? (холод, Петербург, шинель) Определите самостоятельно цель урока.

Рассмотрите рисунки, прокомментируйте.

2. Работа со стихотворным материалом. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений о Петербурге.

Город туманов и снов

Встает предо мною

С громадой неясною

С цепью дворцов,

Отраженных холодной Невою.

Ты знавал этот город туманов,

Город холода, мглы и тоски.

Ветер с моря тучи гонит,

В засиявшей синеве.

Облак рвется, облак тонет,

Отражаяся в Неве.

Холодно, серо, туман все растет.

Ходит ветер избочась

Вдоль Невы широкой,

Снегом стелет калачи

Бьется весело в гранит,

Вихри завивает и,

Плачет да рыдает.

Под мостами свищет он

И несет с разбега

Гуляли по Неве валы,

Ревущий ветер не знал преграды….

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелено-бледный,

Голод, холод и гранит.

- Что общего в описании Петербурга в стихах поэтов? (холод, ветер, бесприютность),

Работа с учебником: с.391, вопрос 2.

-Каким предстает Петербург в повести? Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер. (ответ учащихся).

Петербург - символ вечного адского холода. Только ли о физическом холоде идет речь, как вы думаете?

(Речь идет не только о физическом холоде, но и о внутреннем, душевном холоде, одиночестве, забитости и ненужности, тоске).

- Так ли необходима новая шинель Акакию Акакиевичу?

(старая протерлась, в ней холодно, новая необходима, так как старую починить нельзя)

Запись в тетрадь.

(живет в своем игрушечном мире, не замечая окружающего)

Шинель (заставляет его вступать во внешний мир, взаимодействовать с ним)

Анализ эпизодов: 1.перескажите эпизод пошива шинели, обратите внимание на детали (лучшее сукно, коленкор на подкладку, кошка на воротник)

- Какие детали можно назвать знаковыми? (генерал на табакерке предвещает встречу с настоящим генералом).

2. Рассмотрим сцену грабежа: зачитайте, выделите ключевые слова. (пустынные улицы – глуше и уединеннее – площадь – пустыня - огонек на краю света: сердце предчувствовало недоброе- точно море вокруг него - затуманило в глазах и забилось в груди.)

Вывод: сцена грабежа навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертельное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари мелькают реже. А.А. терпит бедствие от разгула стихии и ищет зашиты у государства.

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.

Оценки за урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.


- Познакомимся с этим понятием.

- Сравним, насколько Гоголь отошёл от реальной основы, заполнив таблицу. (см. раздаточный материал)

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

6) – В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда как военных, так и штатских, причём покрой шинели в 19в. отличалася от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата. Сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над шинелью Акакия Акакиевича, называя её капотом, подчёркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.

- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.

2 урок Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга

- Все ли справились с домашним заданием? Были трудности? (Учащиеся отметили, что им трудно было найти подходящие цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период новой шинели. Видимо потому, что этот этап ещё не разбирался в классе.)

- Обратимся к возможному варианту заполнения таблицы:

Период новой шинели

Отношение к переписыванию бумаг

Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир

Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки…

после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг

Отношение к внешнему миру и развлечениям

Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…

Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев

Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам…

шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…

скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!

Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать…

Отношение к переменам в жизни

нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь…

Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться…

Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

- Какие выводы вы можете сделать об изменениях в жизни героя? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?С какой целью его использует Гоголь?

- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь:

(Приходим к выводу, что сослуживцам шинель интересна даже более самого Акакия Акакиевича, как диковинка, чиновниками движет праздное любопытство, и они быстро переходят к предметам более для них интересным: к карточной игре, а шинель в небрежении валяется на полу.)

- А теперь прослушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? (Гулкие шаги на фоне тревожной мелодии, постепенно убыстряющиеся, и нарастающая эмоциональная напряжённость мелодии подсказывают учащимся, что это эпизод, когда герой идёт домой и происходит ограбление. Мелодия отражает страх и отчаяние героя. Зачитываем, как написал Гоголь:

- Шинель украдена, и Акакий Акакиевич в робкой надежде, в последней надежде идёт по совету одного из чиновников к значительному лицу. Зачитаем этот эпизод:

- Почему значительное лицо не помог Акакию Акакиевичу, чем объяснить его поведение?

- Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича.

(Ученики отмечают как бы противоречивое отношение писателя к своему герою: с одной стороны, он жалеет его, но в то же время рисует его ничтожество и бессмысленность его жизни. Кажется, что единственная цель его жизни – это шинель. Однако хоть на краткий миг, но он был счастлив. Получается, что он жил только ради этого мига счастья?)

После таких размышлений ученикам предлагается домашнее задание, направленное на сопоставление точек зрения самого Н.В. Гоголя и Н.Г.Чернышевского на Акакия Акакиевича, на определение своего отношения к этому герою.(Раздаточный материал задание 7)

Материалы к 3 уроку (дополнительному) Интерпретация повести в кино


Грабёж
AVI / 20.02 Мб
Холодное пространство Петербурга
AVI / 8.07 Мб
Крики о помощи
AVI / 2.91 Мб
Несколько отлично изображены в фильме и обстоятельства, при которых происходит похищение шинели: в безлюдных местах Акакий Акакиевич оказывается потому, что женщина лёгкого поведения заставляет его сыграть роль своего папеньки, чтобы скрыться от полицейского, следящего за ней. И вот Акакий Акакиевич, растерянный, но польщённый, идёт её провожать. Оказавшись в безопасности, женщина, посмеявшись над нашим наивным героем, бросает его, и Акакий Акакиевич оказывается в незнакомом месте, но не на пустынной площади, как в повести, а в тёмной и бесконечной галерее, где и встретились ему грабители. Очнувшись, Акакий Акакиевич кричит, но галерея только эхом отвечает ему – так в фильме подчёркнуто безлюдное и холодное пространство Петербурга. Мало того, в повести Гоголя мы видим будочника, к которому в итоге подбегает несчастный Акакий Акакиевич с угрозами. А в фильме мы видим полное безлюдье: Акакий Акакиевич то бьётся в запертую решётку, то пытается докричаться до людей в одиноко светящемся окне и в бессильном порыве убегает. Таким образом, в фильме усилена трагедия произошедшего.

Ещё более интересным выглядит эпизод посещения квартиры полицейскими, ведь в повести этого нет. Режиссёр хочет подчеркнуть абсурдность происходящего: полицейский, видя своими глазами мёртвого Башмачкина, всё равно спрашивает, не выходил ли он из дому.

Таким образом, подводя итог нашим наблюдениям над фильмом, следует отметить, что в фильме несколько смягчено отношение к Акакию Акакиевичу со стороны других героев, окружающие его люди человечнее, добрее. Да и сам Акакий Акакиевич не выглядит таким уж незначительным, незаметным. В то же время значительное лицо обрисовано в фильме более жёсткими красками. Авторы включили эпизоды, отсутствующие в повести, но по-своему выражающие её идею.

Михайлова М.В. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе: Аксиологический подход. – Смоленск: СОИУУ, 2006.


Рождение и таинство крещения

Появился на свет Акакий Акакиевич 23 марта и подобрать имя по календарю для рождённого на эту дату было трудно. Очень не хотелось матушке называть сына именами, которых она и не слыхивала: Павсикахий, Хоздазат или Вахтисий, поэтому выбрано было имя Акакий, как у отца. Во многом это и определило судьбу героя. Младенец при крещении скривился и заплакал, может быть почувствовал, что до добра такое имя не доведёт.

Позже в жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, видимо, не происходило ничего примечательного. Автор опустил изображение детства, юности и молодых лет героя при сочинении повествования о его шинели, тем самым подчеркнув главную мысль рассказа: как мало значит сам герой повести и как с виду незначительные обстоятельства способны изменить его жизнь.

Вновь предстаёт Башмачкин перед читателями уже в пожилом возрасте, в образе вечного титулярного советника, невзрачного, неприметного, тихого, исполнительного чиновника. Он трудится в одном из департаментов, получает небольшую зарплату и лишён каких-либо возможностей для улучшения своего положения.

Судьба мелкого чиновника

Был Акакий чиновником низкого ранга, занимался переписыванием документов и не имел перспектив на повышение в должности. Чиновник любил свою работу, процесс письма доставлял ему большое удовлетворение. Особенно нравились ему некоторые буквы и, когда перо доходило до них, он испытывал радостное волнение, причмокивал и подмигивал.

Жил он в бедном квартале, снимал комнату у старухи-хозяйки. Дома после обеда часто садился опять за конторку и переписывал тексты, принесённые из департамента. Если работы не было, он просто копировал для себя письма с адресами важных людей.

Такое однообразное занятие в течение многих лет очевидно выхолостило какие-либо способности, возможно имевшиеся. Бедный Башмачкин даже не смог выполнить простейшее задание, где требовалось переменить шапку в готовом документе и поставить глаголы в другом лице. Он потел, краснел, волновался и, в конце концов, попросил дать ему обычное задание что-нибудь переписать. Для начальства это стало плохой характеристикой писаря, так что о повышении в должности не могло быть и речи. Над героем рассказа посмеивались и иногда откровенно издевались:

  • сочиняли про него нелепые истории;
  • уверяли, что хозяйка бьёт его;
  • посыпали голову обрывками бумаги.

Начальный сюжет истории

Сюжет произведения Н. В. Гоголя рассказывает о мужчине с причудливым именем. Звали его Башмачкиным Акакием Акакиевичем. В рассказе описываются особенности его рождения, а также причины такого причудливого имени. В дальнейшем повествование плавно переходит на годы его службы в качестве советника с высоким титулом.
Над главным героем все его окружение постоянно шутит. Его подсмеивают на работе и постоянно мешают нормально осуществлять деятельность. То его усыпят бумажками, то скажут неприятные слова, то толкнут под руку. Все это весьма надоедает советнику и он, когда наступает уже совсем невмоготу, просит окружающих оставить его в покое жалобным голосом.

Главная цель деятельности героя картины – это постоянное переписывание бумаг. Башмачкин относится к своей работе ответственно и выполняет обязанности с любовью. Занимается работой он не только в служебном отделе, но и в домашних условиях. Придя домой, он, поевши щей, сразу же берется за банку с чернилами.

Акакий не знает приятельства, так как у него нет друзей, он не предпочитает развлечения и постоянно сидит дома. Для него таких основ просто-напросто не существует. Даже ложась отдыхать, он думает о том, как бы завтра написать побольше документов.

История шинели

Первое значительное событие в жизни героя произошло, когда он уже разменял шестой десяток. Вот об этом и хотел рассказать Гоголь. Тема маленького человека в шинели, внезапное появление личных желаний, гордость и отчаяние — всё сплелось в этой волнующей душу и вызывающей жалость истории.

Главным врагом Акакия Акакиевича, как и других мелких чиновников, были петербургские холода. В сильные морозы при пронизывающем ветре приходилось бежать по нескольку кварталов и потом долго отогреваться в помещении департаментов. И вот однажды герой заметил, что спина и плечо у него мёрзнут как-то особенно сильно. Рассмотрев внимательно шинель, он увидел, что сукно в отдельных местах совсем истончилось и подкладка порвалась. Пришлось нести одёжку, которую сослуживцы называли не иначе как капотом, к портному Петровичу, жившему несколькими этажами выше.

Зайдя в помещение, где сидел портной, Акакий понял, что пришёл он не вовремя. Петрович был трезв, зол и непреклонен. Осмотрев шинель, он вынес вердикт, что вещь ремонту не подлежит и нужно шить новую. Это известие привело бедного чиновника в полное расстройство. У него не было денег. Повторная попытка задобрить портного гривенничком на опохмелку тоже не принесла успеха, и герой начал думать, на чём бы сэкономить и набрать денег на новую шинель.

Решением было — отказаться от вечернего чая, жечь поменьше свечей вечером, ходить осторожно, почти на цыпочках, чтобы меньше снашивать подошвы, реже отдавать бельё прачке. Осваивался он с новым режимом трудно, похудел и осунулся, но потом привык к голодным вечерам и вдруг оказалось, что в его жизни появилось что-то значительное. Мысли о шинели были очень важными:

  • какое покупать сукно;
  • что ставить на воротник;
  • какую выбрать подкладку.

Мечта и реальность

Петрович делает шинель качественно, и она очень сильно нравится Акакию. И вот наступает момент, когда главный герой ее надевает и отправляется на работу в департамент. Данное событие замечают многие из его окружения. Практически каждый сотрудник подходит к герою и хвалит его новую одежду, они просят сделать торжественный вечер по поводу нового приобретения, но денег у Башмачкина на его проведение попросту нет. Спасает его один чиновник, который зовет всех попить чая по поводу его именин.

Крах мечты

И вот, наконец, шинель была готова. Гордый чиновник пришёл в департамент и отдал её в руки швейцару. Скоро все служащие прослышали про обнову и сбежались посмотреть на шинель. Было решено, что это событие нужно обязательно обмыть, и помощник столоначальника пригласил всех вечером к себе домой. Акакий Акакиевич очень не хотел идти на праздник, но боялся кого-нибудь обидеть. Среди игроков в вист и потом за ужином ему было очень скучно.

Сторож видел эту сцену, но не захотел помочь бедняге. Так началась череда обращений чиновника к разным людям, которые по долгу службы должны были помочь поймать преступников. В полиции начальник стал спрашивать, что он делал на улице так поздно ночью, но не предпринял никаких действий.

Утеря шинели

потеря шинели

Далее в произведении описаны драматические события. Как только закончился рабочий день, который для героя воспринимался как праздник, советник с приятными мыслями отправляется домой. Он обедает и отправляется в другую часть города к тому чиновнику. Который пригласил его сегодня на работе в гости.

Он отправляется по пустынным улицам за дамой, которая описана Гоголем максимально красивой женщиной. Темные и мрачные улицы внушают Акакию страх. И вот, на него налетают какие-то люди и снимают с него шинель.

Мистическое окончание повести

Без сил Акакий Акакиевич вернулся домой и слёг в горячке. Пришедший доктор сразу велел позаботиться о гробе и похоронах. Лечить больного он не собирался. Так равнодушие разных людей и всего общества очень быстро свело в могилу маленького человека.

В творчестве современных авторов появилось множество произведений: рассказов, повестей, поэм, эссе, которые призывают защитить маленького человека, дать ему почувствовать, что он играет важную роль в этой жизни, избавить от произвола вышестоящих лиц и помочь решить трудные житейские проблемы.

Месть Акакия Акакиевича

Конспект урока на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка урока литературы на тему: "Гоголь Н.В. "Шинель" как "петербургский текст". Для обучающихся 8 класса. представлен подробный ход урока литературы. а также подробно прописаны цели урока литературы. домашнее задание прописано с учетом индивидуальности. по программе Коровиной Веры Яновны. Сценарный план урока.

Читайте также: