Что составляет основу современной идеологии прав человека кратко

Обновлено: 05.07.2024


Права человека можно рассматривать с разных точек зрения – как красивую идею, порожденную западной цивилизацией на волне увлеченности идеалами свободы, равенства и братства, как систему ценностей, своего рода новую Библию современного человека, как идеологию, как систему норм, закрепленных в международных договорах и национальном законодательстве. Для одних это – миф, для других – текст, для третьих – придуманная Западом и взятая на вооружение США доктрина, призванная под маской благочестия оправдывать вмешательства более сильных государств во внутренние дела более слабых.

И в зависимости от того, какой подход или угол зрения мы выберем, можно начинать выстраивать картину будущего. Остановимся лишь на самых общих подходах.

Права человека как идеология


Таким образом, первое идеологическое предназначение прав человека – служить средством от тирании, накладывая ограничения на власть. Особое внимание в силу этого было приковано к первому поколению прав – политическим и гражданским. Чтобы защищаться от злоупотреблений власти (светской и религиозной), нужно то, что обеспечивает право на протест и несогласие: свобода слова, свобода собраний, свобода мысли, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свобода объединений. Чтобы обеспечить защиту этих прав, нужны процессуальные права: неприкосновенность, презумпция невиновности, состязательность процесса и т.п.



На повестку дня выходят вопросы: как оказать гуманитарную помощь именно населению, а не правящей верхушке, и как сформировать спрос на права человека, не прибегая к военному вмешательству? Пока крупные корпорации богатых стран будут выкачивать ресурсы из беднейших, подкупая их правителей, и ставить свои экономические интересы выше гуманитарных, улучшения ситуации с правами человека не произойдет ни в тех, ни в других. Идеология прав человека, прекрасная и созидательная по своей природе, умирает там, где ее начинают использовать для прикрытия политических и экономических интересов, не связанных с защитой человека.

Права человека как система норм


Фото: sydwalker.info
Если во Франции в XVIII веке права человека
ассоциировались с протестом, революцией,
баррикадами и повстанцами, то в США они
изначально больше ассоциировались
с юристами, отчетами о соблюдении,
протоколами и конвенциями, т.е.
с юридическими средствами защиты.

Права человека как система ценностей

Даже если в будущем удастся достигнуть согласия относительно перечня прав, представляющих наивысшую ценность (что само по себе маловероятно), разные люди и тем более разные общества будут продолжать по-разному выстраивать эти ценности в иерархии, а поскольку права человека могут вступать в конфликт друг с другом, то и картина с защитой этих прав будет различаться. Поясним это на примере: в любой современной конституции, где есть раздел о правах человека, закреплено право на жизнь, однако вопросы допущения абортов, эвтаназии или смертной казни в тех или иных странах решаются по-разному.

Будет расти тяга к процессуальной справедливости: люди могут согласиться с любым решением, если оно вынесено по правилам, если эти правила применяются одинаково ко всем без исключения и не меняются во время игры.

Кроме того, сегодня переосмысливается само содержание таких базовых прав, как собственность или тайна частной жизни (privacy). Собственность начинает вызывать сомнения в качестве естественного, универсального, неотъемлемого права (поскольку не все рождаются с нею, в отличие от достоинства) [13], а тайна частной жизни не может быть обеспечена из-за тотального использования современных средств связи и коммуникации – айфонов, планшетов, компьютеров, Интернета, электронных баз данных, онлайн-банкинга и других электронных сервисов. Они позволяют отслеживать местонахождение человека, получать доступ к его медицинской карте, к списку книг, которые он покупает, и т.д. Большинство граждан расстаются со своей приватностью добровольно – государству остается только воспользоваться тем, что выложено в сетях и содержится в базах данных.

Что же останется в сухом остатке в качестве именно универсальных ценностей? То, что связано с жизнью и телесной целостностью, – свобода от пыток, запрет внесудебных расправ и казней, запрет жестоких и причиняющих физическую боль наказаний. А еще, по-видимому, будет расти тяга к процессуальной справедливости: люди могут согласиться с любым решением, если оно вынесено по правилам, если эти правила применяются одинаково ко всем без исключения и не меняются во время игры. Это означает, что продолжится борьба за взаимную ответственность государства и личности: если я виновен и должен понести наказание, то и государство, в случаях действий вне закона или нарушения правил, должно нести ответственность. Если правила существуют для меня, то они должны существовать и для чиновника. Ни государство, ни его институты, ни отдельные чиновники не должны играть без правил.

Права человека как красивая идея


Что касается других стран, то будущее прав человека в глобальном контексте будет зависеть от того, насколько страны Европы смогут доказать универсальность для человечества тех ценностей, которые являются определяющими для них самих. Совершенно очевидно, что любое нарушение прав человека в странах Европы или в США – это серьезный удар по идее прав человека и не способствует ее глобальному победному шествию. Поэтому для всеобщей привлекательности идеи прав человека нужна не правозащитная риторика, а соответствие законодательства, правоприменительной практики и всех решений властей тех стран, которые заявляют, что строят свою политику на приоритете прав человека, заявленным в конституциях и международных документах целям.

А пессимистичные прогнозы в отношении России могут и не сбыться, потому что они основаны на тенденциях, которые существуют сегодня, но не учитывают той роли, которую правозащитные движения и отдельные граждане могут начать играть уже завтра.


С древнейших времен человечество пыталось выработать систему норм и ценностей, соблюдение которых обеспечило бы развитие общества и справедливость. На роль такой системы в разных обществах на протяжении истории примерялись различные идеологии.

Права человека - система общественных и юридических норм, регулирующих взаимоотношения людей во всех сферах жизни. Причем действуют эти нормы как на уровне отношений двух индивидов, так и целых социальных групп и даже государств.

Концепция права отличается от религиозной или политической тем, что не является изначально определенной и неизменной. Философия и идеология права появилась в античные времена и с тех пор претерпела множество изменений. Она продолжает меняться до сих пор в ходе общественного диалога, выражения мнений и политических решений.

Возникновение идеологии естественного права

В античную эпоху такие философы, как Сократ, Аристотель и Платон высказывали идею о том, что существует некий ряд неотъемлемых, присущих каждому человеку от рождения прав. По Сократу, естественное право исходит из божественного закона и противопоставляется позитивному (положительному) праву, которое человек получает по закону от государства.

В Средние века, с распространением христианства, источником естественного права стало считаться Священное Писание. А уже в Новое время это понятие стало рассматриваться отдельно от христианской морали. Голландский юрист и государственный деятель Гуго Гроций считается первым, кто отделил естественное право от религиозных норм. Впоследствии для определение естественного права стали использовать рационалистические методы. Современные концепции естественного права имеют научное (социологическое), католическое или философское обоснование.

Появление концепции прав человека

Эпоха Возрождения и Реформации в Европе ознаменовалась постепенным исчезновением феодального устоя и религиозного консерватизма, царивших в Средние века. Именно в этот период начала формироваться так называемая светская этика - в противопоставление религиозной.

В результате Французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в ней впервые появляется термин "права человека". В более ранних документах - американский и английский билли о правах, Великая хартия вольностей - использовались другие слова. К тому же она стала первым официальным документом, провозглашающим идею равенства перед законом, которая упраздняла сословный строй. Впоследствии положения Декларации распространились по всему миру, став основой конституционного права многих стран.

Создание международных институтов права

XX век с одной стороны можно считать эпохой расцвета тоталитарных режимов, массового угнетения и истребления людей по национальному, религиозному, идеологическим признакам. Однако именно эти события поспособствовали прорыву в эволюции гражданских свобод и прав человека.

Эмблема Организации Объединенных Наций

Первая международная организация по их защите - Международная федерация за права человека - появилась в 1922 году. 10 декабря 1948 года ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. В 1950 году страны Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и создали Европейский суд по правам человека.

Эмблема Совета Европы

Основные принципы

Важнейшая часть идеологии права - соотношение и достижение консенсуса интересов индивидуума с интересами общества. Для достижения этого существует принцип - права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

Второе основное положение - это равенство перед законом для всех. Вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, пола, происхождения. Это означает, что запрещена дискриминация по этим признакам, и каждому должны быть предоставлены равные возможности для получения образования, труда и достижения материальных благ.

Наконец, провозглашается верховенство интересов человека над интересами государства. То есть не допускается нарушения или отчуждения прав индивида в политических целях.

Права человека и этническое разнообразие

Большинство и меньшинство

Идеология и философия прав человека предполагает, что каждый человек принадлежит к тому или иному меньшинству, которое в свою очередь может подвергнуться угнетению и ущемлению в правах. История знает случаи, когда людей дискриминировали и истребляли не только по религиозному или национальному признаку, но и из-за таких вещей, как леворукость, внешние признаки или предпочтения в искусстве.

Социологическое меньшинство необязательно является меньшинством количественным. Определяющим является то, что эта группа не является доминирующей. Например, мужчин количественно меньше чем женщин, но социально они - большинство.

Поэтому международные правовые нормы особо тщательно защищают права социальных меньшинств.

Достижение равенства

Несмотря на то что французская декларация была утверждена 230 лет назад, воплощение принципа равенства растянулось на все это время и продолжается до сих пор.

Так, отмена рабства в разных странах началась лишь в конце XVIII века, а закончилась в конце XIX. Уравнение женщин в правах с мужчинами также растянулось на столетия. Так, лишь в 1893 году женщины впервые получили избирательное право (в Новой Зеландии). На сегодняшний день в развитых странах запрещена дискриминация по половому признаку. Но, несмотря на равенство по закону, по-прежнему существуют социальные нормы, ставящие женщин ниже мужчин.

Классификация прав человека

Международная эмблема прав человека

Выделяют несколько категорий основных прав.

Личные права обеспечивают само существование человека и защищают от государственного произвола. К таковым относятся право на жизнь, неприкосновенность, свобода передвижений, право на убежище, запрет принудительного труда (рабства), свобода совести.

Социальные и экономические права иногда объединяют в одну категорию. Они направлены на то, чтобы удовлетворить материальные и некоторые духовные потребности. Это, например, право на свободный труд и охрану труда, на жилище, право на социальное обеспечение, на медицинскую помощь.

Политические права гарантируют участие человека в осуществлении власти в своей стране. Среди них право избирать и быть избранным, свобода собраний и союзов, свобода слова и печати.

Культурные права затрагивают духовное развитие личности. К ним относятся право на образование, свобода науки и творчества, свобода преподавания, свобода языка.

Также есть экологические права, которые обязывают государство заботится об окружающей среде. Они не являются основными и утверждены не во всех странах. В первую очередь, это право на благоприятную окружающую среду.

Некоторые права относятся сразу к нескольким категориям. Например, свобода совести - одновременно личное и политическое право, а право частной собственности - личное и экономическое.

Влияние права на идеологию государства

Концепция прав человека - основа демократического общества, а значит, она не совместима с авторитарными и тоталитарными режимами. Тем не менее многие тоталитарные государства имеют конституционный строй, основанный на демократических ценностях и идеологии права. Примеры - современная Армения, Венесуэла, Россия, многие страны Африки. Такие режимы называют имитационными демократиями. Примечательно, что именно в российской Конституции прописаны экологические права человека.

Свобода слова - одно из основных

Механизмы, обеспечивающие реализацию прав

Как известно, закон сам себя исполнять не умеет. А потому для реализации своих прав общество создает различные социальные институты. Средства массовой информации, открытые и честные выборы, принцип разделения власти - все это призвано в том числе оберегать права человека.

Шествие за права человека в Китае

Однако главным инструментом защиты прав является само знание человеком своих прав, готовность ими пользоваться и, в случае необходимости, отстаивать.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Таня Масян

Общение. должно быть это.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Судейский молот и весы

Под идеологией подразумевается некоторая совокупность идейных воззрений, которая позволяет выразить и защитить интересы определенной общественной группы. В рамках данного материала правовая идеология будет рассмотрена несколько подробнее.

Что такое правовая идеология?

Правовая идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит отражение в отношении человека к праву. Вопросами разработки правовой идеологии занимаются политики и ученые, а именно юристы, политологи, экономисты. В их задачу входит определение актуальных особенностей общественной реальности, текущую расстановку сил, а также общий уровень развития общественного сознания к текущему моменту.

При этом стоит понимать, что правовая идеология выступает в качестве некоторого отражения правовой действительности с точки зрения взглядов, идей, принципов рационального мышления. То есть, подобная деятельность неразрывно связана с логическим мышлением, а также различными формами его проявления. В таком случае под правовой идеологией подразумевается некоторое общественное правосознание во всех тонкостях его проявления. Правовая идеология позволяет отражать интересы и потребности общественного развития, поскольку она выступает в качестве некоторого сборника идей, показывающих различные стороны реальности.

Структура правовой идеологии

Структура правовой идеологии характеризуется следующими компонентами:

  • терминологическая база об особенностях правовых явлений общества;
  • комплекс юридических идей, позволяющих подробнее раскрыть сущность развития правовых феноменов;
  • перечень учений, который определяет особенности развития правовой системы.
  • взгляды и мировоззрения, господствующие юридические доктрины.

Особенности правовой идеологии

Стоит понимать, что подобное явление характеризуется определенными особенностями, среди которых можно выделить ее формализованность, нормативность, направленность на регулярное ведение принципов социального регулирования. Другими важнейшими элементами являются возможность создания стереотипной правовой оценки общественных явлений.

Из этого следует, что процесс создания и формирования правовой идеологии тесно связан и взаимно направлен от индивида к государства, от государства к индивиду. Таким образом, для успешной реализации правовой идеологии требуется адекватная реализация идеологических наставлений со стороны государства.

Функции правовой идеологии

У правовой идеологии можно выделить следующие основные функциональные возможности:

  • Познавательная функция. Суть заключается в передаче определенного объема юридических знаний, ставших результатом ведения активной интеллектуальной деятельности. Способствует накоплению базы знаний и ее развитию.
  • Регулятивная функция. Является результатом правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. То есть, осуществляется синтез всех источников правовой активности, что позволяет организовать качественную систему регулирования общественных взаимоотношений.
  • Прогностическая функция. Создание некоторого набора правил и моделей поведения, которые являются положительными с точки зрения правового сознания, а также отвечают всем требованиям социума. Задача данной функции заключается в определении перечня норм, которые позволяют наиболее полно и точно регулировать имеющиеся общественные отношения. В таком случае нормы права выступают в качестве продукта правового сознания, что позволяет впоследствии эффективно реализовывать прогностическую функцию.

Как формируется правовая идеология?

Во время формирования идеологии играют роль такие факторы, как: историческое прошлое, духовные начала, нравственные начала, религиозный дух, а также самосознание и ценности.

Уровень правовой культуры является другим компонентом, который играет значительную роль в вопросе формирования правовой идеологии. Под уровнем правовой культуры подразумевается некоторый обобщенный показатель, который демонстрирует отношение к праву с позиции общества. В правовую культуру также входит непосредственное уважение к праву, уровень информированности людей, то, насколько хорошо они знают имеющиеся законы, а также уровень их готовности следовать данным законам. Стоит отметить, что правовая культура во многом отражает исторические особенности развития конкретного народа.

Благодаря правовой идеологии становится возможным создание непосредственного обоснования и оценки имеющихся правовых отношений, их правопорядок и законность. На основе подобной информации также становится возможным создание соответствующих прогнозов о развитии данной отрасли. Здесь крайне важным является задействование специалистов из отрасли юриспруденции, политологии, экономики, которые смогут учесть все исторические и социальные особенности развития общества, определить имеющийся уровень общественного сознания и интересы большей части населения.

Разновидности правовой идеологии

В зависимости от имеющегося приоритета тех или иных ценностей становится возможным создание классификации типов правовых идеологий. В таком случае выделяются следующие виды:

1. Антропоцентристский

В этой категории в качестве главной ценности рассматриваются набор прав и свобод конкретного человека. Стоит отметить, что данная разновидность также подразделяется на две категории: либеральную и волюнтаристскую.

  • Либеральная была сформирована в западноевропейской правовой мысли в период с 17 по 18 век, она выделяет в качестве главной ценности — человека. Основными идеями являются максимальная свобода человека, которая должно достигаться посредством реализации всех других ценностей. Государство также рассматривается только в контексте способа реализации абсолютной свободы человека. Одним из наиболее ярких приверженцев являлся Джон Локк.
  • Волюнтаристская категория является более древней, поскольку она сложилась еще в Древней Греции. Первыми о ней заговорили софисты, которые определяли право как нечто, что удобно имеющейся власти. Еще одним сторонником волюнтаризма можно выделить Ницше.

2. Теоцентристский

В подобной теории главной ценностью выступает бог. Стоит отметить, что формирование данной категории непосредственно связано с консервативными взглядами, и является результатом консервативного правового сознания. При этом консерватизм сильно отличается на Западе и в России. К примеру, на Западе консерватизм рассматривается как просто мироощущение, которое подразумевает уважительное отношение к мудрости предыдущих поколений.

Консерватизм является полной противоположностью либерализма, а также представляет Бога в качестве высшей ценности, которой должны подчиняться все права и свободы человека. Это объясняется тем, что весь жизненный путь человека является историческим служением всего человечества Добру, а значит, сиюминутные желания и права человека не должны быть учтены. Стоит отметить, что консерватизм отличается и от социализма, где главной ценностью выступает равенство, поскольку консерватизм подразумевает концепцию братства, опирающегося на основные постулаты христианского мира.

3. Социоцентристский (коллективистский)

В качестве основных правовых ценностей данной категории рассматриваются права определенных коллективов, групп, классов и нацией. Здесь одним из основных движений является коммунизм, национализм и солидаризм.

  • Основой солидаризма является идея социальной солидарности, то есть, запрещаются любые поступки, которые могут ее скомпрометировать. Здесь также отрицается субъективное право, а главенствующую роль занимают юридические обязанности, являющиеся требованием к выполнению конкретных имеющихся социальных функций.
  • Коммунистическая идеология характеризуется общим признанием права в качестве преходящей ценности, наличие которой объясняется классовой структурой общества. При этом право должно строго выражать интересы господствующего класса, во второстепенную очередь подчиняясь общим интересам.
  • Национализм является противовесом индивидуальных прав, поскольку он ратует за права нации. Нация в таком случае рассматривается в качестве некоего единого организма.

Отличия правовой идеологии и правовой науки

Правовая идеология содержит в себе не все правовые взгляды и представления, а лишь те, которые наиболее полно отражают закономерности и особенности правовой жизни общества. Правовая наука является особой формой правовой идеологии, она является некоторым сборником всех знаний о праве, законодательстве и особенностях юридической практики. Также правовая наука может выступать в качестве источника информации для некоторых правовых систем.

Стоит отметить, что правовая идеология и правовая науки могут содержать определенные противоречия. К примеру, правовая идеология может развиваться вне правовой науки, как например в исламских государствах, где она основывается на догматах из религии. Главная проблема в таком случае заключается в том, что идеология служит интересам только правящей элиты, что приводит к некорректному всеобщему отражению правовых реалий.

Читайте также: