Какие две тенденции сталкиваются в современной мировой политике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос:

Какие две главные тенденции существуют в международных отношениях?

Подробный ответ:

Как и в любом сложном процессе, историческом процессе, большом обществе, существует 2 противоположные тенденции.

1. На лицо тенденция к глобализации, интернет объединяет людей из разных стран, а современные технологии позволяют общаться используя переводчик речи в онлайн режиме.
2. Усложняются межнациональные и межгосударственные экономические цепочки. Бывает, что одна компания закупает сырье в 3х странах, производит продукцию в 4х других странах, а продает в 20 тоже разных стран.
Дифференциация:

1. Желание национальной элиты защитить свой бизнес заградительными пошлинами.2. Стремление народа к сохранению национальной культуры.
Наличие таких противоречивых тенденций это нормальное явление в сложных процессах. Сейчас идет активно процесс глобализации. В первую очередь благодаря интернет. Это процесс объективный и сопротивляться ему бесполезно, но нужно понимать что проводить глобализацию - интеграцию народов можно по-разному.
Можно по принципу сохранения отношений толпа-элита через капиталистические отношения.
А можно по принципу справедливого распределения благ и первенства трудящихся как класса в обществе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные тенденции развития международных политических процессов Писарев А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современные тенденции развития международных политических процессов Писарев А.

Современные тенденции развития международных политических процессов
Писарев А.А.
Орёл-2015
ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Международный политический процесс –это взаимодействие и противодействие разн.

Международный политический процесс –
это взаимодействие и противодействие разнокачественных субъектов мирового сообщества по поводу определённых объектов международных отношений.
Три составляющих структуры современного международного политического процесса:
1. Субъекты международного политического процесса (суверенное государство и общественные организации, создаваемые для решений двухсторонних и многосторонних отношений на дипломатическом уровне: ЕС, СНГ, НАТО,ООН).
2. Объекты международного политического процесса (конкретные международные, экономические и политические процессы государства либо группы государств).
3. Нормативно – правовая база международного политического процесса (значимую роль играют институты дипломатии, составляющие основные принципы международного права, которое в 40 – 50-е годы XX в. зафиксированы в уставе ООН)

Принципы международного правасуверенное равенство государств; неприменение си.

Принципы международного права
суверенное равенство государств;
неприменение силы и угрозы сил в международных отношениях;
территориальная ценность государств;
мирное разрешение международных споров;
невмешательства во внутренние дела;
всеобщее уважение прав человека;
сотрудничество и взаимопомощь;
добросовестное выполнение международных обязательств.

Международные отношения - система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.
На развитие международных отношений влияет такой важный фактор как мировая политика.
Арена международных отношений не может называться мирной, пока хоть на одном из ее участков идет война или вооруженные столкновения, конфликты.

Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между госуд.

Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между государствами
политические,
экономические,
научно-технические,
идеологические,
культурные,
военные.
Первостепенность политических международных отношений заключается в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.

Среди положительных тенденций развития современных международных отношений мо.

Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие:
1. Процесс деидеологизации международных отношений.
- С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось идеологическое противостояние, разделявшее народы и государства на два враждующих лагеря. Железный занавес, разделявший народы социалистического и капиталистического лагерей, пал с началом перестройки в СССР, а вместе с ним ушла идея классовой борьбы.
Культивируется идея мирных международных отношений и мирного сосуществования, в основе которых будет находиться консенсус при всем многообразии типов социально-экономического государственного устройства.

2. Следствием процесса деидеологизации международных отношений является перех.

2. Следствием процесса деидеологизации международных отношений является переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству: народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях торговли, экономической взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д.
В недалеком прошлом господствующее положение в мире занимали две сверх­державы - США и СССР. С распадом СССР на мировой арене осталась осталась одна сверхдержава - США. Это чревато диктатом со стороны сверхдержавы более слабым странам и ущемления их собственных интересов.
Поэтому в современном мире возникла и набирает силу тенденция к формированию международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике.
3-я тенденция современных международных отношений - демократизация и гуманизация мировой политики.
Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны оцениваться с точки зрения общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования. С этой точки зрения главной ценностью становится личность, а не государство и его интересы.

4-я тенденция-расширение сферы международных отношений, участниками которых у.

4-я тенденция-расширение сферы международных отношений, участниками которых уже становятся не только государственные чиновники, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные организации, повседневные общения людей через Интернет.
5-я тенденция - осознание общих для всего человечества, глобальных проблем, ставших жизненно важными проблемами мировой политики и международных отношений. В их числе: проблема мировой безопасности; экологическая, демографическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная, освоение космического пространства и Мирового океана, ликвидация опасных болезней.

Геополитические исследования позволяют прогнозировать и моделировать возможны.

Геополитические исследования позволяют прогнозировать и моделировать возможные варианты развития международных отношений и формирования мирового порядка.
В современных геополитических условиях специалисты в области международной политики прогнозируют три возможных варианта развития международных отношений.
1. будущий мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической державы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.
2. мир будет представлять собой однополюсно-авторитарную систему во главе с США, которые останутся единственной сверхдержавой мира, и этот мир будет экономически и политически подчинен интересам США.
3. Неконфронтационная демократическая система мирового сообщества народов, в основе которой будет соблюдение всеми норм международного права и установление баланса экономических и политических возможностей между государствами.

Возможные варианты международных отношений:Современными тенденциями являются.

Возможные варианты международных отношений:
Современными тенденциями являются: переход к многополярному миропорядку и противостояние гегемонии США; глобализация и нарастание глобальных проблем; демократизация и в тоже время усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии (Север) и полюса войны, брожения и тирании (Юг). Все это свидетельствует о противоречивости развития современных отношений и их более тщательного исследования.

Библиографический списокПолитология: Учебное пособие для вузов / научный реда.

Библиографический список
Политология: Учебное пособие для вузов / научный редактор А. А. Радугин.- 2-е изд., перераб. И дополн.-М.: Центр, 200.-336с.
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. И сост. Ю. И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.- 431с.
Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352с.
Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь.-2006.-№1-2


Глобальные проблемы, решение которых фактически лежит в основе работы международных институтов, создают не только новые стимулы к многостороннему сотрудничеству, но и новые противоречия между государствами-членами.

Для одних государств участие в подобных организационных структурах способно увеличить их международный авторитет, влияние и даже выживаемость, а для других — возможность использовать различные инструменты мягкого и жесткого воздействия в борьбе за региональное и глобальное лидерство.


Государствоцентричные методологические подходы к анализу международных отношений, к примеру политический реализм и неореализм, считают международные институты вторичными по отношению к государствам как главным субъектам международной жизни и не уделяют необходимого внимания функционированию, автономии, легитимации и эффективности данных институтов. Однако несомненные научные достижения организационной теории, конструктивизма, в частности социологического институционализма [1], и особенно пространственного подхода [2], позволили по-новому взглянуть на разнопорядковые международные институты как социальные организмы, организационные поля и транснациональные политические пространства коммуникации и взаимодействия, исследуя вопросы управления организациями и их взаимодействия как между собой, так и с международной средой, их институциональную структуру, имидж, культуру, идентичность и факторы трансформации.

Конструктивистский и пространственный аспекты анализа международных институтов становятся еще более оправданным в контексте формирующейся системы глобального управления. [4] Под ним понимается решение глобальных проблем (в терминологии стратегических документов Российской Федерации — больших вызовов), управление глобальными рисками, связанными с угрозами природе, здоровью человека, продовольственной безопасности, устойчивому развитию и сбалансированности глобальной финансовой системы, достижение общих целей согласованными усилиями государств и других организационных структур, включая международные институты.

В традиционном представлении легитимность международных институтов невозможна без согласия государств-членов с их действиями. Новые подходы подразумевают, что международные неправительственные институты по своей природе относительно независимы в административном и функциональном плане. Те из них, которые учреждены государствами, по мере становления обретают автономию, развивая, как в случае ЕС, наднациональный компонент в модели своего экономического и политического управления, а, следовательно, и субъектность в мировой политике. Это подтверждает выводы многих исследователей о нынешнем кризисе государства как социального института и субъекта международных отношений.

По мере становления и развития международные институты становятся сложными коллективными субъектами, осознавая себя целостными структурами и одновременно представляя себя миру таковыми, способными разрабатывать и реализовывать долгосрочные стратегии поведения. Роль государств в отношении таких негосударственных акторов неоднозначна. С одной стороны, сохраняется желание контролировать их деятельность и необходимые для этого ресурсы. С другой — участие в подобных организационных структурах способно увеличить международный авторитет, влияние и даже выживаемость одних государств и возможность использовать различные инструменты мягкого или жесткого воздействия других — тех, которые претендуют на региональное и глобальное лидерство.


Второй случай ярко демонстрирует политика Соединенных Штатов в условиях трансформаций миропорядка после окончания холодной войны. Постепенное и неуклонное, но все же относительное ослабление супердержавы, которое часто измеряют динамикой доли страны в мировом ВВП, одновременно не приводит к потере США лидерской роли в мировой экономике, финансах, торговле, науке, технологиях. Тот факт, что эта роль сохранится на достаточно длительную перспективу, превращает США как в источник серьезных стрессов на международной арене в контексте ориентации американской внешней политики на однополярность, так и в потенциального агента кооперативного взаимодействия с другими участниками международной жизни. [5] Это можно наблюдать, с одной стороны, на примере возвращения демократической администрации Джо Байдена в Парижское соглашение по климату и во Всемирную организацию здравоохранения, которые покинул его предшественник-республиканец Д. Трамп. С другой стороны, эти же тенденции проявляются при рассмотрении причин, тормозящих давно назревшую реформу ВТО как регулятора мировой торговли.

Следуя в русле идей Макса Вебера о новом типе легитимной власти — рационально-легальном, присущем современному государству и бюрократии (в отличие от традиционной власти и власти харизматической), и о бюрократии как об организационном феномене [6], можно говорить о ключевой роли бюрократии в международных институтах, которая во многом определяет их форму, содержание деятельности и организационное поведение. Бюрократия также создает и распространяет символы, смыслы, нормы и правила и даже формулирует новые интересы для государств.

Отдельно следует упомянуть международные рейтинговые исследования, результаты которых регулярно публикуют некоторые многосторонние институты. К наиболее авторитетным из них относятся Индекс человеческого развития, издаваемый ежегодно Программой развития ООН, и Индекс глобальной конкурентоспособности, разрабатываемый экспертами Всемирного экономического форума. Хотя подобные рейтинги критикуют за политизированность, недостаточную объективность и западноцентризм, они являются важным инструментом влияния международных институтов на общественное мнение, использующее их экспертное сообщество и лиц, принимающих политические решения на различных уровнях управления.

Тенденцией в развитии организационной структуры многосторонних институтов стало появление новых измерений или компонентов деятельности, обусловленное вниманием к таким целевым аудиториям, как экспертное сообщество, женщины, молодежь, малый и средний бизнес, гражданское общество. Проблему дефицита демократической легитимности вынужден решать не только Европейский союз как элитистский проект, но и другие многосторонние организации, выполняющие регуляторные функции, привлекая к своей работе представителей или делегации национальных парламентов государств-участников. [7]


В рамках взаимодействия такого рода организуются неформальные обсуждения, сопровождающие принятие обязывающих международных решений вне государственных рамок. С их помощью образуются арены уже более формализованного общения, подготавливающего принятие глобальных решений по вопросам мирового значения, обязательность которых для исполнения не предполагается. [8]

Глобальные проблемы, решение которых фактически лежит в основе работы международных институтов, создают не только новые стимулы к многостороннему сотрудничеству, но и новые противоречия между государствами, обостряя международную конкуренцию и провоцируя разногласия в вопросах мирового развития и глобального управления. Нельзя отрицать как тренд деглобализации, наметившийся со времен глобального финансово-экономического кризиса и укрепившийся в ходе пандемии COVID-19, так и крен в сторону национальных озабоченностей и императивов внешней политики. Вместе с тем налицо и позитивные сигналы международному сообществу. Один из них — подписание США и КНР, двух крупных источников выбросов парниковых газов в мире, декларации о сотрудничестве в борьбе с изменением климата на климатической конференции в Глазго в ноябре 2021 г.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Проблема экономики и экологии.

Ответ

+

1. права человека имеют основополагающее значение,

2. демократия сильнее тирании,

3. рынок эффективнее командной экономики,

4. открытость лучше самоизоляции

Процесс реализации новой системы ценностей, сложившейся к XX в. - глобализация

1) под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества.

2) Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере.

1) например, Северная Корея, СССР, Албания при Ходжи и прочие тоталитарные государства

2) или в Ирландии, Исландии, на острове Фиджи – сохранились некоторые аспекты их аборегенной жизни

1) Межличностные отношения сопровождаются переживаниями, личными эмоциями, которые испытывает человек

2) Есть первичные межличностные отношения, которые формируются по необходимости, сами по себе, и вторичные – формируются в необходимости какой-то функций и так далее

Три примера влияния экономических явлений на жизнь человека:

1) Экономический кризис влияет на уровень реальной зарплаты, на покупательскую и на уровень жизни в общем

2) Снижение инфляции увеличивает покупательскую и реальный уровень зарплаты

3) безработица снижает уровень жизни, не дает развиваться и вызывает психологические переживания

Читайте также: