Составьте общий план характеристики государств входящих в снг кратко

Обновлено: 02.07.2024

СНГ – это форма сотрудничества независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СНГ

сотрудничество и взаимодействие практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, позволяющая учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляющая возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают национальным интересам.

ГОСУДАРСТВА – УЧАСТНИКИ СНГ

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ СНГ

ЦЕЛИ СОДРУЖЕСТВА

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств – членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств – членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ СНГ


В рамках Содружества Независимых Государств создано 85 органов, в том числе 70 органов отраслевого сотрудничества, из них: 37 действуют в экономической сфере, 16 – в сфере безопасности, 11 – в гуманитарной сфере, по 3 – в информационной и правовой.

В рамках СНГ действует 61 базовая организация государств – участников СНГ в различных областях и направлениях сотрудничества: в экономической сфере – 20, в сфере обеспечения безопасности – 16, в гуманитарной сфере – 25.

Основные направления деятельности базовых организаций:

подготовка специалистов для государств СНГ;

проведение совместных научных исследований государствами СНГ;

разработка рекомендаций по гармонизации нормативной базы;

проведение международных научно-практических мероприятий и другие.

Базовые организации работают во взаимодействии с органами отраслевого сотрудничества СНГ, органами управления государств СНГ и Исполнительным комитетом СНГ.

Время создания

Декабрь 1991 года


Символы СНГ

Эмблема


Флаг

(утвержден решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года)


После распада СССР появилась новая организация СНГ. Статья предлагает сведения о союзе, его функциях, успехах и проблемах.

Страны СНГ

Страны СНГ – это республики бывшего СССР, пожелавшие создать новое объединение для совместного решения задач, возникших после создания самостоятельных государств. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств.


Рис. 1. Эмблема СНГ.

В СНГ отсутствуют наднациональные органы власти, в их работе участвуют все члены организации. Место председателя сроком на 1 год занимает поочередно каждый руководитель государства, входящего в объединение. Очередность устанавливается по алфавитному списку стран-членов СНГ.

Принцип принятия решений по экономическим, политическим и другим вопросам в обоих Советах базируется на принципе консенсуса.

При этом правом вето обладают в равной степени все страны. Страна-участница имеет право выхода из содружества по своему желанию, для этого прописана специальная процедура. В любом проекте могут принять участие только те государства, которые посчитают нужным.

Создание СНГ

Формирование организации происходило в декабре 1991 года.

  • Страны-основатели Содружества – Россия, Беларусь, Украина, чьи руководители в Беловежской пуще подписали соглашение о создании объединения.
  • Вскоре выразили желание присоединиться азиатские республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
  • В конце декабря в Алма-Ате соглашение о создании СНГ подписывают главы перечисленных республик и президенты Молдовы, Азербайджана, Армении.
  • В 1993 году присоединяется Грузия, но в 2009 году вышла из Содружества.
  • В 2005 году Туркмения пожелала сменить статус с участника на положение ассоциированного члена-наблюдателя.
  • В 2018 году начался процесс выхода Украины, которая больше не принимает участие в работе органов СНГ, объявив целью ассоциацию с Европой.

Состав СНГ

Рассмотрим состав СНГ, составив список на 2019 год.

Европейские республики: Россия, Беларусь, Молдова, Украина.

Азиатские республики: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан в роли наблюдателя.

Республики Кавказа: Азербайджан, Армения.

Встречи президентов республик происходят ежегодно в столицах государств, включая столицу Туркмении Ашхабад, а также в городах Сочи, Бурабай, Казань, Ялта; юбилейные встречи (10 и 20 лет с момента основания) прошли в Москве и Душанбе (столица Таджикистана).

Душанбе

Рис. 3. Душанбе.

Территория СНГ включает 11 республик из состава бывшего СССР, что составляет более 281 млн человек.

Развитие СНГ

С 1996 года опробуется взаимодействие в Таможенном союзе. В 2011 году начинает действовать Договор о зоне свободной торговли. В 2015 году завершено создание ЕАЭС (Евразийский экономический союз), куда вошли 5 стран-членов СНГ – Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан, Молдова (в качестве наблюдателя с 2018 года).

Направления деятельности

Основные направления деятельности касаются демографических проблем, преодоления конфессиональной нетерпимости, развития экономических взаимосвязей. В вопросах гуманитарной деятельности осуществляется обмен специалистами, организуются мероприятия по повышению квалификации при внедрении инновационных технологий. Миграционная политика облегчает перемещение граждан республик в поисках работы.

Армии СНГ проводят совместные учения, взаимодействуют в вопросах охраны границ. Разрабатываются планы по совместной защите территории СНГ, создана объединенная система ПРО.

Что мы узнали?

Мы узнали расшифровку СНГ, состав организации, этапы развития. Мы познакомились с историей создания союза, направлениями его деятельности. Взаимодействие в различных сферах создает благоприятные условия для развития стран-членов СНГ.

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР. Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.

Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики;, борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Следует также обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой' установлено, что соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, Социальной и иных сферах общих интересов (ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Согласно Уставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП.

Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет (ст. 28). Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Для организационно-технического обеспечения работы всех органов Содружества при Координационно-консультативном комитете создан Секретариат, возглавляемый Координатором Комитета. Местопребывание Секретариата и Комитета — Минск (Белоруссия).

Уставом СНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета глав государств. Это — Совет министров обороны, который является органом СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.

Совет командующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Особое положение в структуре Содружества занимает Экономический суд, задачей которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от 6 июля 1994 г.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она действует на основании Положения, утвержденного СГГ 24 сентября 1993 г.

Уставом СНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которые могут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов, например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу. Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет и др.

Межпарламентская ассамблея была создана на основании Соглашения руководителей Верховных Советов (парламентов) государств — участников СНГ от 27 марта 1992 г. В Уставе СНГ ей посвящен раздел VII, тогда как другие органы СНГ определены в разделе VI. Однако уже в Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г. Ассамблея определена как межгосударственный орган Содружества, то есть за ней признан статус органа СНГ.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемых или назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов в соответствии с внутренними регламентами и процедурами. Главы парламентских делегаций образуют Совет Ассамблеи, выбирающий из своего состава председателя Совета. На сессиях Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз в год, председательствуют поочередно руководители парламентских делегаций.

Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль в сближении законодательств государств-участников путем разработки типовых (модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международных договоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Местопребывание Межпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург.

За время существования Содружества Независимых Государств в его рамках принято много важных решений, подписано более 200 договоров, конвенций и соглашений. Однако деятельность организации еще недостаточно эффективна. Вместе с тем надо отметить, что определенных успехов добились в своей деятельности Экономический суд. Комиссия по правам человека. Предпринимаются шаги в области экономической интеграции (см. гл. VIII), по созданию системы коллективной безопасности (см. гл. XV).

Международные неправительственные организации: понятие и роль

Международная неправительственная организация (МНПО) — это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX веке, но их численность существенно возросла во второй половине XX века. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС;

принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А — консультативная и сотрудничающая:, В — информационная и консультативная и С — категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляется в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная. МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная. МНПО неоднократно создавали специальный следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

По мнению большинства юристов, МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитета.

После распада Советского Союза, республики в него входившие, объявили о своей независимости. Некоторые из них снова решили объединиться, но в другой союз. Страны СНГ образовали содружество, которое несколько лет ассоциировалось с СССР.

страны снг

СНГ – что это. Расшифровка

Страны СНГ – содружество независимых государств. Это международная организация, включающая в себя 10 стран, которые ранее входили в Союз. Изначально в состав СНГ входило 11 государство – бывших республик СССР, но в 2009 году Грузия добровольно покинула содружество. Расшифровка СНГ принята международными стандартами.

Не ратифицировали документ о создании нового объединения страны Балтики, они изначально были против. Украина также не присоединилась к содружеству независимых государств, но исполняла обязанности ассоциированного члена.

Ныне объединение функционирует 29 лет.

Символика СНГ

У каждой страны, входящей список стран СНГ, есть свой флаг, свой гимн. Но было принято решение о создании единой символики. Эмблема и флаг были разработаны в марте 1994 года. Уже в апреле этого же года флаг был впервые поднят во время очередного совещания, на котором присутствовали главы стран, ратифицировавших соглашение.

Эмблема и флаг похожи между собой. Эмблема – круг с обрамлением синего цвета. Сам круг внутри также синий, содержит внутри себя вертикальные белые полосы. Выглядит эмблема так:

Флаг – синие полотнище, в центре которого располагается эмблема. Длина флага ровно в 2 раза больше его ширины.

Положение о символике было принято в январе 1996 года, но не все члены содружества подписали.

Как образовывалось СНГ шаг за шагом

Датой создания Содружества Независимых Государств объявлено 08.12.1991 года. В этот день главы 3-ёх государств, ранее входивших в СССР, подписали соглашение. Документ получил название Беловежский, по месту подписания.

Изначально подписали соглашение, в котором указывалось о прекращении полномочий СССР, и создании СНГ (содружество независимых государств):

  • Б. Ельцин – глава России.
  • Л. Кравчук – глава Украины.
  • С. Шушкевич – глава Беларуси.

Последующие события развивались так:

  • Ратификация Беларусью и Украиной состоялась 10.12.1991 года. А в России возникли проблемы. Согласно Конституции, не только Верховный Совет РСФСР должен был принять документ (заседание состоялось 12.12.1991 года), но и Съезд Народных Депутатов. А его ещё нужно было созвать, что и сделали в ближайшее время. Но результат был неожиданный – троекратный отказ в ратификации.
  • 12. того же года состоялось встреча глав государств, ранее входивших в Союз. Отсутствовали только руководители стран Балтики и Грузии. Встреча проходила в Алма-Ате. Была разработана декларация, в которой отразились основные принципы работы содружества, цели деятельности.
  • В 1993 году был утверждён Устав. Событие произошло в Минске. Подписали все государства, кроме Украины и Туркменистана.
  • В этот же год в состав вошла Грузия, её членство длилось до 2009 года.
  • Через год к соглашению присоединилась Молдова.

Какие страны входят в СНГ: список на 2021 год

Некоторые считают, что СНГ стало дублёром Советского Союза. Это не так! Какие страны в 2021 году входят в СНГ? Актуальный список на текущий год:

  • Азербайджан.
  • Армения.
  • Белоруссия.
  • Казахстан.
  • Киргизия.
  • Молдавия.
  • Россия.
  • Таджикистан.
  • Туркмения.
  • Узбекистан.

страны снг флаги

Карта СНГ менялась. В 2009 году вышла из состава Грузия, а в 2018 году Украина закрыла своё представительство. Туркменистан не ратифицировал Устав объединения, поэтому номинально он входит в состав, но в качестве ассоциированного члена. Это означает, что может принимать участке не во всех видах деятельности содружества.

Бывшие страны участники

Страны со спорным участием

Украина закрыла представительство в 2018 году. Республика подписала соглашение в 1991 году, сразу же ратифицировало его, приняла нормы. Но возникли проблемы с принятием Положения. Украина не подписала его, тем самым поставив под сомнение свой статус. До тех пор, пока не было закрыто представительство, республика считалась ассоциированным членом, то есть, мнение учитывалось не всегда, государство могло принимать участие не всех видах деятельности содружества.

Аналогичная ситуация с Туркменистаном. Номинально республика входит в состав членов. Но глава государства не подписал Положение и Устав, тем самым поставив под вопрос полноценное участие страны в деятельности международной организации. Представительство работает, но Туркменистан является ассоциированным членом, то есть, может принимать участие не всех видах деятельности международного объединения.

СНГ на карте мира

Карта стран содружества несколько напоминает карту бывшего Союза, но отмечены на ней только 10 государств. Актуальный список представлен выше.

Большую часть занимает Россия, так как наша родина – самое большое государство на карте Евразии. Остальные страны занимают меньше места. Второй по величине – Казахстан. Держава ратифицировала соглашение сразу же после РФ.

снг на карте мира

Органы управления содружеством

Высший орган управления – Совет глав государств, имеющих членство в содружестве. Также деятельность координируют:

  • Ряд советов, которые собираются по различным причинам.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Высший Экономический суд.

Ещё есть около 70 органов, которые контролируют деятельность сообщества. Каждый из органов управления собирается по необходимости. На постоянной основе работает только Исполнительный совет СНГ, штаб-квартира располагается в Минске. С 2007 года и по сей день возглавляет его Сергей Лебедев.

Высший совет СНГ, Президиум СНГ.

Собирается на постоянной основе 2 раза в год. В ходе заседаний принимаются важные документы, имеющие прямой отношение к деятельности содружества.

В полномочия Совета входит решение вопросов, касающихся деятельности и развития стран, имеющих членство. Совет решает только принципиально важные вопросы – внесение изменений в Устав, создание новых органов управления или упразднение уже ныне действующих.

У каждого совета есть свой председатель. Председательство осуществляется поочерёдно каждым участником. Согласно Уставу, председательство должно передавать каждый год в порядке ротации в алфавитном порядке. Каждый год – если иной не будет установлено в ходе очередного заседания Совета. Сегодня картина председательства такова:

  • Председатель СГГ – Президент республики Беларусь – Лукашенко А.Г. Полномочия ему были переданы 31.12.2020 года. Он действующий Председатель на весь 2021 года.
  • Председатель СГП – Президент республики Кыргызстан – Жапаров С.Н. Полномочия ему были переданы 28.01. 2021 года.

Во время заседаний Советов, председательствует выбранный Президент. Предыдущий и будущий Председатель выступают в роли сопредседателей.

Межгосударственный совет СНГ

Это Парламентский орган СНГ. Является высшей законодательной ассамблеей с представительством союзных держав. Выборы проходят каждые 4 года. Выбор равные, но проходят в тайном формате. Ведётся тайное голосование глав государств. Каждый глава выражает мнение своего народа.

Межгосударственный совет состоит из 2 палат:

  • Совета Республик. Сюда входит по 16 представителей от каждого государства – члена. Избираются представители от законодательных органов каждой республики в рамках СНГ.
  • Совета народных представителей. Сюда входит 500 депутатов по одномандатным и многомандатным округам. Всего в содружество входит 250 округов.

Если в состав содружества будут приняты новый участники, придётся менять принципы деятельности МС. Обе палаты рассматривают законодательные акты независимо друг от друга. Решение принимается большинством голосов, после передаётся на рассмотрение Высшему Совету. Законодательная норма будет принята только в том случае, если за неё единогласно проголосуют главы всех государств.

Исполнительный секретариат СНГ

Если сравнивать СНГ с государственной единицей, то функции Правительства выполняет Исполнительный секретариат. На него возложены полномочия административного и исполнительного характера. Структура такова:

  • Сам секретариат.
  • Потом союзные комитеты.
  • Каждый комитет состоит из департаментов.
  • Департамент из союзных служб.
  • Каждая служба из отделов.

Комитеты формируются на основании решений Совета народных представителей, а состав служб – совместно обеими палатами (о них речь шла выше). Напрямую влиять на состав служб и комитетов может Высший Совет. В ограничительной мере – Председатель указанного Совета.

Центральный банк СНГ и гознак СНГ

В СНГ принята единая валюта, в которой можно законно осуществлять платежи на территории каждого государства, имеющего членство в содружестве. Такой валютой всегда выступал рубль, не смотря на различные реформы.

Полномочия по эмиссия единой валюты были переданы сразу же после создания международной организации Банку России. В 1999 году эти полномочия в полной мере были переданы Центральному Банку СНГ. Госзнак бывшего Союза стал Госзнаком содружества. Этот государственный орган выпускает ценные бумаги и всю валюту для нужд объединения.

В полномочия ЦБ СНГ входит определение постулатов кредитной и валютной политики, которых должны придерживаться все республики. Подчиняется Центральный Банк только высшим органам управления.

Любые надписи, которые стоят на монетах, ценных бумагах, драгоценных металлах союзного назначения осуществляют на русском языке. Он принят в качестве единого международного для всех республик – членов.

Верховный суд СНГ

Орган судебной ветки власти содружества. Решает споры, которые споры, которые возникают между гражданами стран – членов, предприятиями и самими странами. Но, чтобы спор рассматривался Верховным Судом СНГ, необходимо чтобы конфликт напрямую затрагивал интересы международного объединения.

верховный суд снг

Также занимается рассмотрением конечных апелляций по спорам, решение по которым было принято судами низших инстанций в республиках. Рассмотрение дела в данном судебном органе является окончательным, обжалованию не подлежит.

Определения, принимаемые ВС СНГ, носят регламентный характер для судебных инстанций стран – участников. Но полные полномочия высшего судебного органа ограничены совместным решением глав государств. Такие меры предпринимаются для того чтобы не допустить власти одного суда. Поэтому решения по апелляциям хоть и носят окончательный характер, но не являются обязательными для принятия.

Состав ВС СНГ таков:

  • Председательствует один судья
  • Есть заместители.
  • Ещё 150 судей – представители судебной системы республик – членов.

Вышеуказанное количество судей входит в 3 коллегии:

  • Мировую – занимаются рассмотрением споров, носящих бытовой и административный характер.
  • Уголовную – рассматриваются дела уголовной тематики.
  • Арбитражную – рассматриваются дела экономического характера и споры, возникающие на хозяйственной подоплёке.

Отдельно выделяют конституционную коллегию. Она рассматривает споры, вытекающие из Договора СНГ и принятых протоколов.

Чтобы стать судьёй ВС СНГ, необходимо знать закону и правовые нормы всех государств, входящих в международное объединение. Это правило вытекает из норм, что рассматриваются дела различного национального масштаба, а у каждой республики свои законодательные нормы.

Цели и задачи СНГ

Когда содружество образовывалось, был принят Устав. Его подписали не всего члены, но большинство. Цели и задачи объединения прописаны в основном учредительном документе. К ним относятся:

  • Взаимовыгодное сотрудничество в области культуры и во всех сферах экономики.
  • Созданное общее экономическое пространство должно обеспечить полноценное развитие каждой республики, входящей в состав содружества.
  • Контроль над соблюдением основных прав и свобод человека.
  • Полное взаимовыгодное сотрудничество в сфере обеспечения мира и согласия в каждом государстве.
  • Тотальное сокращение гонки-вооружений, расходов на военные нужды.
  • Ликвидация в каждой стране ядерного запаса.
  • Оказание взаимной помощи в правом поле.
  • Мирное разрешение споров, которые могут возникнуть внутри объединения.

Почему из состава вышла Грузия? В 2008 году случилась война, которая длилась 5 дней. Абхазия и Осетия решили объявить о своей независимости от Грузии. Прочие страны – члены СНГ не поддержали конфликт (по мнению грузинской стороны, нарушили одну из задач создания содружества), а потом ещё и признали их независимость, не приняв во внимание аргументы грузинского правительства. Глава государства принял решение покинуть международную организацию добровольно.

Исходя из установленных задач, основной целью объединения нескольких государств в союз является полное раскрытие социальное-экономического потенциала каждой республики, а также взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах полноценного развития.

Но цели прописаны, достигаются! Но какой же союз без дальнейшего развития? Поэтому в планах на ближайшие несколько лет стоит увеличение взаимного торгового оборота в 2,5 – 3 раза. Также планируется увеличить уровень среднедушевого дохода по странам примерно в 3,5 – 3, 7 раз. В планах также разработать и подписать документы, касающиеся совместного развития в области космонавтики, компьютеризации, информатизации.

Реформы СНГ

Когда содружество образовалось, начало действовать, стало понятно, что радужные принципы работают только на бумаге. Было принято решение о реформировании. Поручение было дано Б.А. Березовскому, который в 1998 году сменил на посту Ответственного Секретаря СНГ И.М. Коротченю.

Предпринятые меры не увенчались успехом, что дало повод для обсуждения, что СНГ – уже развалилось, не приносит выгоды республикам – участницам. Некоторые политологи призывали Россию выступить инициатором ликвидации содружества, считая отношения России и СНГ право преемническими от Союза. С юридической точки зрения, отношения России и СНГ таковыми и являлись, но содружество создавалось (по общему мнению) не для захвата власти в единые руки (в данном случае, российские), а для совместного экономического развития республик. По этой причине Российская Федерация не стала выступать инициатором ликвидационного процесса содружества.

В 2004 году было принято решение о реформировании органов управления международной организацией. Некоторым органам повышали ответственность, некоторые упраздняли. Так, был упразднён Штаб по координации (военная сфера). Его функции и полномочия полностью были переданы Секретариату совета министров обороны. На 10% была сокращена Координационная служба, и прочие отделы в военной сфере. Такие реформы стали началом достижения целей по сокращению военных расходов и завершению гонки вооружений между республиками.

Также реформируется исполнительный аппарат. Оптимизируется структура Исполнительного комитета, проводится инвентаризация органов отраслевого сотрудничества, образуются новые органы в области юстиции, финансового контроля.

В августе 2005 года проходит все стадии одобрения Концепция совместной пограничной политики. Рассматриваются и принимаются Положения о борьбе с терроризмом, насильственными проявлениями экстремизма.

24 сентября 1993 гола был ратифицирован Договор о создании Экономического союза, что считают главной реформой за всю деятельность содружества.

Заключение

Читайте также: