Что такое тризна кратко
Обновлено: 04.07.2024
Корень: -тризн-; окончание: -а [Тихонов, 1996] .
-
заключительная часть погребальногообряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. А. С. Пушкин церковный обряд поминания умершего у православных ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
- обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). , поэт. , высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Е. А. Баратынский
1. Заключительная часть 412 похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. Книжн. Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. || Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРИ'ЗНА, ы, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною. Некрасов.
три́зна
1. истор. заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин
2. религ. церковный обряд поминания умершего у православных
3. обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки
4. перен. поэт. высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Баратынский
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: среднемесячный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
О наших предках, живших до крещения Руси, практически ничего не известно. Древние обычаи с проводимыми обрядами остались в глубине веков и покрылись тайной. Часто смысл и значение стародавних таинств доходят до нас в искаженном виде.
В современном понимании тризна — это похороны, поминки об умершем, с обедом и дальнейшем поминании в определенные дни. Считается устаревшим словом, вышедшим из употребления. В современном мире это слово успешно заменено перечисленными с соответствующими пониманиями. Однако у древних предков значение слова несло более глубокий смысл.
Что такое тризна
Из древних дохристианских летописей слово означает славянский обряд, проводящийся после сожжения покойного, на месте захоронения.
- песен и плясок;
- воинских турниров;
- пира.
Проводили его со всеми составляющими действиями в честь умершего человека.
Происхождение слова
Лингвисты не могут найти ясности в вопросе о происхождении по причине существования исследователей утверждающих о ином обозначении этого слова.
Другие значения в источниках:
- конфликт;
- сражение;
- тревога;
- страдание;
- подвиг;
- поощрение.
Одна из причин разнообразного значения
Слова, с которыми понимается:
- битва;
- пиршество;
- подвиг;
- состязание.
Все они по отдельности имеют косвенное отношение к похоронным действиям, происходящим после сражения с героическими поступками. Вот и стали толковать лишь одно действие, подвиг или битву, не имеющие ничего общего с погребением и поминками.
Значение понятия
Маловероятно, что тризна принесена в русский язык из другого языка или приходом христианства. Весомым тому аргументом будет использование слова в летописях, датируемых до крещения Руси. Понимание его означало похороны со всеми сопутствующими действиями, посвященными памяти усопшего или погибшего.
Само слово является сокращенным от знаний трех миров: правь, Навь и явь. Знание о трех мирах, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, вот какая содержится информация в этом емком понимании обряда, являющегося целым мировоззрением. Задача его поддерживать связь между мирами и поколениями, независимо от нахождения. Постоянно участвуя в традиционных действиях, народ с детства впитывал образ мышления, становящийся взглядом на жизнь.
Обряд тризны
Традиционно древний русский ритуал погребения и поминовения берет свое начало с незапамятных ведических (языческих) времен. Весь комплекс обрядов объединялся в одно таинство, называемое тризной.
Цель проведения
Проводили погребальные действия для облегчения перехода почившего в мир нави и защиты родственников от бесовских сил. Обряд, оказывающий воздействие на два мира, наблюдаемый с детства, вносил в восприятие мира особые взаимоотношения со смертью. Славяне убежденно считали смерть лишь переходом в другой мир.
Близким и родственникам необходимо было попрощаться с грустью о внезапной утрате. Дальше по сценарию — веселье, и должно быть не до печали. Она может удерживать почившего и повлиять на процесс перехода духа в иной мир.
Традиционная тризна на Руси
Начиналось погребение с подготовки тела усопшего. Проводились обряды обмывания, после чего на тело одевали роскошные одеяния. Потом проводились прощания, рыдания и чтение молитв. После прочтения готовили тело к сожжению. По знатным жителям тризна правилась шикарная во всех отношениях.
По князю, например, или славному воину, знатного рода обряд был более известным. У княжеского рода было больше возможностей обеспечить почившему лучший прием в том мире. С ним могли положить разную утварь, животных, драгоценности, выполненные в образе оберегов, оружие. При изъявлении желания жена отправлялась вместе с мужем в мир нави. В добровольном порядке слуги тоже следовали за господином. Сжигать могли в ладье, а не просто на сложенном костре, называемом Крада.
По ходу обряда славили богов, утверждая вечную победу жизни над смертью в силу единства трех миров. Налаживали незыблемую связь между поколениями, независимо от места пребывания. Богами на Руси были славные предки, единого рода со всеми жителями.
Как и когда проводят в современном мире
Христианство изначально отрицательно относилось к проведению погребения и поминок в языческих традициях. Однако позже православная церковь на протяжении веков ассимилировала эти обряды под свои нужды. Большую часть мероприятий убрали, а оставшуюся изменили, также поступив со многими традиционными праздниками и обрядами на Руси.
Значение слова тризна в православии не изменилось до наших дней, означая погребение и поминовение усопшего. От церкви понятие вошло в обыденную жизнь. На останках древних обычаев сейчас существуют традиции, которые предписываются церковью и соблюдаются людьми.
После смерти человека родственники приглашают священника, чтобы отпеть его дома, или согласовывают для проведения в храме. Во время службы присутствующих кормят хлебом и коловом — специально приготовленной кашей.
Варится из зерен:
Угощение на отпевании несет отпечаток древних обильных жертвоприношений. После захоронения проводят обед с распитиями спиртных напитков с пожеланиями покойному царствия небесного и приятных воспоминаний с почившим при жизни. На следующее утро на могилу несут завтрак. Потом поминают на 9 и 40 дней, полгода и год, справляя в тесном кругу близких и родственников.
Структура поминального обряда
Отправляя в последний путь дорогого человека, родные и близкие смирялись с его утратой, а ему облегчали путь в иной мир. Все поминальные действия (от омовения тела до пира в честь памяти ушедшего) были ориентированы на помощь ушедшей душе. Часть из них была направлена на облегчение душевного состояния и защиту оставшихся родичей, находящихся в эмоциональном и моральном истощении, от бесов.
Действия, входящие в состав тризны:
- жертвоприношения;
- военные игры, ристалища;
- оплакивания;
- поминальный пир до и после сожжения.
Костер старались разводить огромный: от его высоты и мощи зависела легкость перехода. При сжигании князей и знатных воинов пламя достигало таких высот, что видимость его была на десятки километров. Огонь был основой веры и жизни древних славян, он использовался во всех ритуальных действиях. Считался основой создания вселенной: с него начиналось ее творение.
Переход в мир иной облегчался сожжением тела. По столпу огня с дымом, рвущемуся ввысь, дух уходил в Навь легко и свободно. Кроме способствования перехода души к предкам, стихия огня очищала от всех совершенных проступков при жизни в грешной плоти.
После сожжения прах:
- развеивали по ветру;
- пускали по реке;
- закапывали в землю.
Перечисленные действия позволяли праху ушедшего гармонично слиться с элементами Яви, предоставив свободу духу.
Считается, что наши предки кремацию стали проводить только к началу нашей эры, которая практически выжила ингумацию — предание тела земле. Праславянские племена клали тело в скорченном виде, в позицию эмбриона. Подпитана эта традиция была представлением о перевоплощении душ. Но незадолго до использования сожжения стали хоронить в распрямленном виде.
После погребения начиналась увеселительная часть: сородичи с пришедшими почтить память проводили поединки, пиршества с песнями и плясками — всем, чем жил усопший. Это был не совсем печальный обряд.
Игры и пляски в честь умершего
Проводились игрища, состоящие из поединков, сражений, сопровождаемых жизнь усопшего. Начинались увеселения с песнями и танцами, которыми выражали радость о благости богов. К пляскам у славян было особое отношение, они очень тесно соприкасались с боевыми играми.
В танце могли выражать жизненные ситуации, в том числе и боевые. Состязания проводились не только в кулачных боях, но и среди пляшущего народа — это было неотъемлемой частью жизни. Танцами отгоняли грусть и печаль, открывая дорогу к радости и веселью.
Оплакивание покойного
Сразу после наступления смерти родственники начинали оплакивать покойного с громкими причитаниями обрядовых песен, которые содержали хвалебные речи за заслуги при жизни. Плачем живые показывали, насколько дорог был покойный и как им будет его не хватать.
В истории известны случаи приглашения плакальщиц, особенно при погребении знатного человека. Это были специально обученные женщины, певшие ритуальные песни с причитаниями и рыданиями. Он помогали родным излить всю боль утраты и пережить горе для дальнейшей счастливой жизни.
По поверьям, душа сразу после смерти находится в доме, и если вновь приставленный достойно оплакан, то душа его будет спокойна, а родственников не будут тревожить сновидения и мысли о нем.
Поминальное пиршество
Пир, проводимый в честь упоминания покойного, состоял из роскошного застолья с возлиянием медов хмельных, сопровождаемых содержательными тостами и пожеланиями. Проводился до кремации тела и после. Первый символизировал переход в иной мир, а второй проводился в защиту родных покойного от бесов из темных миров.
На пиру вспоминали богов и силы подземного мира, воздавая им хвалу и славу, призывали принять умерших и не трогать живущих.
Видео о тризне
Из представленного видео вы узнаете об обряде тризны.
В данном видео представлены советы Трехлебова, касающиеся современных реалий и веры.
Многим из нас известно слово Тризна, однако немногие полностью понимают его смысл. Тризна – это древнеславянский поминальный обряд, длившийся три дня. Он включал в себя поминальное пиршество и военные игрища.
Поминальный обряд, с помощью которого древние славяне провожали усопшего в иной мир, назывался Тризна. Славяне справляли его, следуя самым древним традициям, поверьям и ритуалам. Отмечалась Тризна в течение трех дней.
Тризна: значение и происхождение слова
При разборе слова тризна по составу, выделяется корень три. Он означает, что человек одинаково принадлежит трем мирам: Земному, Подземному и Небесному, и имеет право свободно путешествовать между ними после смерти. Число 3 во многом символично для данного мероприятия. Например, оно означает и количество дней в нем.
Существует несколько интересных сходств в других европейских языках:
- Тризна (русский) – погребальный обряд,
- Thrène (с французского) означает погребальный плач,
- Treno (испанский язык) обозначает погребальное пение,
- Threnody (с английского) также означает погребальное пение и плач,
- Thrēnos (греческий) – как и большинство примеров обозначает плач.
Существовало несколько видов тризны:
- Войска тризна – справлялась при смерти воина,
- Боярская тризна – смерть боярина, мудрого селянина,
- Мирская тризна – в память об общиннике (члене селянского управления),
- Мальская тризна – тризна в память о ребенке (не следует путать с игрой детская тризна)
- Родовая тризна – смерть родича,
- Людская тризна – справлялась в смерть чужого человека, например, приезжий купец заболел и умер. Никого из родных и знакомых нет.
Славянский обряд тризна состоял из нескольких этапов:
- оплакивание,
- пиршество,
- игрища.
Кроме того, обряд включал в себя умывание покойного и одевание его в самые чистые и дорогие ему одежды.
1 день обряда: подготовка умершего
Сразу после смерти покойного оставляли в той одежде, в которой он умер, и заносили в дом на прощание с семьей. В этот день вся семья прощалась с усопшим – за исключением беременных женщин. Всем беременным в селении (даже если они являлись родственницами) запрещалось присутствовать на похоронах и тризне, участвовать в омовении тела даже прикасаться к нему и смотреть на его.
Пока усопший находился в доме, производились некоторые действия, согласно древним верованиям имевшие определенный смысл:
- Из потолка доставали одну доску, покойнику расстегивали одежду, а входную дверь открывали. Считалось, что это помогает душе выйти из мертвого тела.
- На стол ставили сосуд с водой. Считалось, что душе необходимо умыться, после того, как она покинула тело. Затем воду выливали, а сосуд сжигали.
- На порог дома клали еловые ветви – чтобы не допустить смерть в жилище.
В первый день также готовилась большая часть блюд для поминальной стравы. В список обязательно входили кутья и холодные постные блины. Кисель готовился прямо перед застольем. Приготовлением всех этих блюд также занимались исключительно взрослые женщины.
2 день Тризны: поминальная страва
В этот день готовилось большое пиршество. В качестве места для его проведения выбиралось возвышение – курган или холм. На возвышении устанавливался поминальный стол. Первыми за него усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья.
Детей и молодежь, как уже упоминалось ранее, старались огородить от смерти, поэтому их либо сажали в самый дальний конец стола, либо для них устанавливался отдельный маленький столик.
Поминальное застолье проводилось спокойно и тихо. Смех за столом был слышен крайне редко, поскольку существовало поверье о том, что засмеявшийся на тризне вскоре должен был получить известие о смерти близкого человека. Еще одним правилом категорически запрещалось пользоваться чужими приборами.
После стравы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали за столом истории из его жизни. Причем, вспоминали об усопшем только хорошее. Дети на этой части Тризны отсутствовали. Вся страва длилась до конца ночи.
3 день Тризны: боевые игрища
Чтобы сражения выглядели наиболее правдоподобными, воины одевали доспехи. Однако за столом они сидели в обычной одежде. Для того, чтобы переодеться перед игрищем, они вставали из-за стола и готовились к выступлению.
Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу
После окончания поминального пиршества и военных побоищ, место, где проводился обряд, засыпали песком, чтобы скрыть следы поминальной трапезы. На этом месте, в память об усопшем, ставили чур – деревянную статую-оберег.
Тризна, как древнеславянский ритуальный обряд, давно забыт. После введения Христианства на Руси начали справлять поминки. И все же, некоторые традиции сохранились вплоть до наших времен. Так, на стол до сих пор подают кутью и постные блины, пирог ломают руками, а жизнь и поступки усопшего вспоминают только самыми добрыми словами.
Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала
Читайте также:
- Каким хочет казаться фамусов и каким он выглядит в 1 4 явлениях кратко
- Почему при буксировке автомашины ведущий автомобиль не должен резко снижать скорость кратко
- В каких странах социалистического лагеря пытались проводить реформы и чем они закончились кратко
- Уточните у преподавателя обж какие меры пожарной безопасности предусмотрены в вашей школе
- Как поговорить с директором школы чтобы устроить ребенка в школу не по прописке