Что такое контрапункт в музыке определение кратко

Обновлено: 25.06.2024


1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.

2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

нота против ноты;

две ноты против одной;

четыре ноты против одной;

ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);

смешение предыдущих четырех подходов.

КОНТРАПУ'НКТ, а, мн. нет, м. [нем. Kontrapunkt] (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта — творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать к.

контрапу́нкт

1. муз. одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов

2. муз. полифоническое произведение

3. муз. устар. музыкально-теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением контрапунктических композиций

4. кино осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ятаган (существительное):


В экранных искусствах

В кино, телевидении — осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения. Противоположно синхрону — разновидности видеоматериала, где изображение и звук соответствуют одной пространственно-временной ситуации (чаще всего эпизод интервью — зритель видит человека и слышит шумы и речь, синхронизированные с изображением, записанные там же и тогда же, когда происходит разговор). Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук). Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.

В литературе

В литературе — противопоставление нескольких сюжетных линий.

См. также

Linear.jpg


  • Музыкальные термины
  • Литературные термины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Контрапункт" в других словарях:

контрапункт — контрапункт … Орфографический словарь-справочник

КОНТРАПУНКТ — (ново лат., собственно: противоточие, потому что прежде, вместо нот, ставили точки). Искусство гармонического сочетания многих голосов для образования одной мелодии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

КОНТРАПУНКТ — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… … Современная энциклопедия

Контрапункт — (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах простой контрапункт. Повторение этого… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОНТРАПУНКТ — (нем. Kontrapunkt) в музыке 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт повторное проведение полифонического построения… … Большой Энциклопедический словарь

КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный… … Толковый словарь Ушакова

КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ, а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. | прил. контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

контрапункт — сущ., кол во синонимов: 1 • полифония (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Контрапункт — (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КОНТРАПУНКТ — искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин контрапункт прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении… … Энциклопедия Кольера


Простой к онтрапункт. Сложный к онтрапункт

Контрапункт (лат. punctus contra punctum - точка против точки) - одновременное сочетание двух и более мелодий в разных голосах. Простым контрапунктом называется соединение мелодий, звучащее только один раз. Если при повторном проведении происходят какие-либо изменения в самих мелодиях или в их соотношении относительно друг друга, то такой контрапункт будет называться сложным . Суть сложного контрапункта - пребывание в одном круге образов, бесконечно длящееся одно состояние. Исходное соединение мелодий называется первоначальным соединением. Все видоизмененные повторения будут производными соединениями.

Подвижной контрапункт - вид сложного контрапункта, в котором производное соединение образуется в результате изменения соотношения мелодий путем их движения относительно друг друга по горизонтали, вертикали и одновременно по обеим координатам. Сами мелодии при этом не меняются. Разновидности п одвижного контрапункта: вертикально- п одвижной, горизонтально- п одвижной, вдвойне- п одвижной. В перестановках могут участвовать 2 голоса (двойной контрапункт), 3 голоса (тройной контрапункт), 4 и даже 5 голосов.

Техника п одвижного контрапункта требует высокого контрапунктического мастерства. Она дает возможность практически бесконечно варьировать, "длить" исходный музыкальный образ, избегая с одной стороны повторения, с другой - смены музыкального материала. Поэтому данное средство практически универсально. Оно используется в канонах и канонических секвенциях, в интермедиях фуг, при сочетании темы с удержанными противосложениями, при сочетании нескольких тем в многотемных фугах, а также в неполифонических формах. Первая часть инвенции Баха c-moll - канон в октаву. Вторая часть - производное соединение в вертикально- п одвижном контрапункте. Показатель вертикальной перестановки -14:



Структурно-изменяемый контрапункт - вид сложного контрапункта, в котором производное соединение образуется путем преобразования самих мелодий (обращение, ракоход, увеличение, уменьшение). Наибольшее применение получил обратимый контрапункт, в производном соединении которого обращаются все или только некоторые мелодии первоначального соединения. В результате мелодии обращаются, меняются местами, но интервальные соотношения между ними остаются неизменными. Контрапункт 17 из "Искусства фуги" И.С.Баха включает 2 фуги. Фуга а) - первоначальное соединение. Фуга б) - производное соединение в обратимом контрапункте :


Реприза пьесы № из "Полифонической тетради" Р.Щедрина - это производное соединение в ракоходном контрапункте. П ервоначальное соединение - первая часть пьесы:

Представить современное общество без музыки совершенно невозможно. Она стала частью человеческого существования. Музыка сопровождает каждый шаг и слышна отовсюду. Она может выразить радость и скорбь, триумф и падение, при этом - никогда не бывает лишней. Для тех, кто любит расслабляться или работать под музыкальное сопровождение, все песни - только набор мелодий и голосов. Для тех же, кто выбрал музыкальное ремесло, музыка - это набор нот, аккордов, терминов, техник, которые и создают приятные мелодии.

Значение термина

Многие из музыкальных терминов не знакомы тем, кто не имеет музыкального образования. Одним из таких является контрапункт. Это не случайно, ведь синонимом слова является более известный термин - полифония. Но что же прячется за неизвестным словом?

контрапункт это

Контрапункт - это многоголосье в музыке, одновременное звучание и гармоничное сочетание нескольких самостоятельных мелодий. Благодаря этому произведение становится более объемным и красивым.

Произошел термин от латинского punctus contra punctum, что в буквальном переводе значит "точка против точки". Адаптируя к музыкальной тематике - "нота против ноты". То есть к основной теме добавляется другая мелодия, которая по ритму повторяет основной голос, но немного видоизменена.

Происхождение музыкального контрапункта

Контрапункт как вид музыкального искусства известен еще с 14-го века и пришел на смену дисканту. Все последующие музыкальные эпохи характеризуются именно этим стилем. Первым использовал контрапункт в музыке Джованни Пьерлуиджи Палестрина. В своих сочинениях композитор использовал несколько голосов так, чтобы они, помимо того, что контрастировали друг с другом, имели разные мелодические облики.

контрапункт в музыке

Дальнейшее развитие контрапункта прослеживается в произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Его творчеству присуща более развитая полифоническая система. Мелодические линии имеют больше свободы, но сохраняется общая гармония всего произведения. Творчество композитора считается периодом, в котором наиболее ярко развивался контрапункт. Это также можно сказать и про творения Георга Фридриха Генделя.

Виды контрапункта

Можно привести классификацию, которую имеет контрапункт. Это деление на строгий и свободный. В строгом все мелодические голоса должны были иметь правильное отношение к мелодии баса. Свободный развивался позже и включал в себя как контрапунктические, так и гармонические правила.

музыкальный контрапункт

Строгая и свободная полифония делятся на простую и сложную. В простой сочетаются две и больше мелодий без образования нового сочетания в отличие от сложной, которая такие образования разрешает.

Сложный контрапункт имеет такие разряды: подвижной и обратимый. В подвижном голоса не изменяются, а только передвигаются. Во втором случае происходит обращение или противодвижение голосов.

Музыкальный контрапункт делает звучание многогранным и ярким. Но сам термин известен не только в музыке. Он встречается в киноиндустрии, литературе, помогая передать контрасты, делая эпизоды более выразительными.

Контрапункт в музыке

Контрапункциональный или полифонический?

Виды контрапункта

Полифоническая музыка Палестрины (1525–1594) пользовалась очень большим уважением на протяжении всего Возрождения и вплоть до времен барокко. Было написано несколько учебников, в которых пытались определить, как Палестрина создавал свой контрапункт, чтобы другие могли подражать его замечательному стилю.

Самым известным учебником по контрапункту был ” Gradus ad Parnassum “, написанный теоретиком Иоганном Фуксом в 1725 году.

Существует пять видов, каждый из которых по-разному имеет дело с ритмом и диссонансом / созвучием. Пятый вид представляет собой комбинацию первых четырех.

Барокко и ранний классический контрапункт

Контрапункт в музыке барокко – гораздо более сложный стиль, чем стиль раннего Возрождения.

При одинаковом темперации и диатонической системе стало возможным модуляция (ключевые изменения).

В эпоху барокко бесспорным мастером контрапункта был И. С. Бах. Бах написал много видов контрапунктных композиций, но наиболее замысловатыми являются его фуги. В барочном контрапункте новые способы манипулирования мелодией (математически) сочетались с художественным чутьем. Контрапункт в музыке был очень модным.

В конце эпохи барокко тенденции начали меняться, и стиль вечного двигателя уступил место стилю, основанному на коротких мелодичных фразах. Композиторы, такие как Моцарт, Бетховен, Шуберт и другие, брали элементы из контрапункта (и изучали его очень подробно), но использовали его иначе, чем Бах – контрапункт стал лишь одним из аспектов текстуры в произведении, и это было гораздо менее вероятно. для использования в работе в целом. Например, контрапунктические разделы часто противопоставлялись омофонии (мелодия плюс аккомпанемент).

Читайте также: