Анализ здоровья учащихся в школе

Обновлено: 29.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Анализ состояния здоровья школьников.ppsx

будь здоров 2.pub

Выбранный для просмотра документ Анализ состояния здоровья школьников.docx

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

"Грани науки" 2017г.

Анализ состояния здоровья школьников

Зарыпова Анастасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Алданского района

Волобуева Лидия Ивановна, учитель математики

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

"Грани науки" 2017г.

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

Оценивание состояния здоровья учащихся школы №4.

З адачи мониторинга:

Провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2015 – 2016 учебный год на предмет выявления заболеваний учащихся.

Определить индекс и уровень здоровья учащихся.

Показать динамику заболеваний учащихся в течение 2015-2016 учебного года.

Сравнить уровень заболеваемости за 1 четверть 2015-2016 уч. года и 1 четверть 2016-2017 уч. года.

Выявить причины возникновения заболеваний.

Разработать буклет с советами по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Объект исследования : учащихся школы №4.

Предмет исследования: заболеваемость учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ медицинской документации, сравнение статистических данных, анкетирование, опрос, собеседование, изучение и обобщение.

Проблема. Отсутствие эффективных мер по укреплению здоровья.

Актуальность. В исследовательской работе показан процесс систематизации и обобщения полученных сведений, представленных посредством диаграмм и графиков, наглядно демонстрирующих ситуацию состояния здоровья школьников.

Гипотеза. Заболеваемость учащихся старших классов выше, чем у учащихся начальных классов.

В ходе работы был проведен анализ результатов медицинских осмотров на предмет выявления заболеваний детей. По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья школьников. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.Проанализированы данные по заболеваемости 408 учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года.

Работа имеет практическую значимость для профилактики заболеваний школьников. Результатом работы стали рекомендации.

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

"Грани науки" 2017г.

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Показатели состояния здоровья……………………………………..6

Динамика заболеваний по месяцам 2015-2016 учебного года……12

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся………………… 15

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много.Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников страны. По различным статистическим, научным данным, значительная часть детей школьного возраста имеет отклонения физического здоровья. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка предполагают постоянное изучение его состояния.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

В школе № 4 был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, справок, также проведен опрос учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

Показатели состояния здоровья

Результаты представлены в виде графика и диаграммы.

Уровень здоровья низкий в среднем и старшем звене, в 6-х классах мало здоровых детей и дети часто болеют. В 11-м классе нет здоровых детей, все дети болели в течение года.

Все учащиеся школы разделены на группы здоровья.

Ӏ группа (абсолютно здоров);

ӀӀ группа (перенес тяжелое заболевание, длительно или часто болеет ОРЗ, с общей физической задержкой);

ӀӀӀ группа (имеет хронические заболевания с редкими обострениями, с физическими недостатками);

Ӏ ᴠ группа (имеет хронические заболевания с частыми обострениями, с ограниченными функциональными возможностями);

ᴠ группа (имеет тяжелые хронические заболевания, инвалид).

Данные по группам здоровья оформлены в таблице (Приложение 2) и представлены в виде диаграммы. Около 50% детей относятся ко второй группе здоровья, здоровых детей 34,3%.

В зависимости от состояния здоровья, детей распределяют в физкультурные группы. (Приложение 3)

По диаграмме видно, что 23% учащихся старших классов должны заниматься в подготовительной или специальной группах, имеют хронические заболевания с частыми обострениями и с ограниченными функциональными возможностями.В начальной школе - 12%, в средней школе-13,6%.

По медицинским картам получили представление о состоянии здоровья учащихся школы. Данные заполняли в таблицы по результатам медицинского осмотра. (Приложение 4).

По рейтинговому распределению патологии указанной в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.

Как показал анализ данных, первое место в структуре имеющихся патологий в начальной школе занимает заболевание кариесом. Выделение этой патологии на первый план вполне закономерно. Высокая поражённость значительного числа учащихся начальных классов кариесом (31,58%) характеризует низкий уровень профилактической работы в ДОУ и работы с родителями.

Вполне закономерно на первое место среди всей патологии и у подростков нашей школы выдвинулось заболевание кариесом, которое выявлено у 23,4%. Наблюдается динамика в сторону улучшения, но это достаточно большой процент заболевания. В школе мало уделялось внимания профилактическим мероприятиям, либо они имели слабый эффект.

Второе место в структуре патологической распространённости в начальной школе принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (18,42%). Нарушение осанки приводит к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание.

Второе место в структуре хронических заболеваний в среднем звене, занимают нарушения осанки (11,24%). Это значит, что примерно каждый девятый подросток нуждается в оздоровительных мероприятиях.
На третьем месте у младших школьников заболевания сердечно - сосудистой системы (7,89%), у старших школьников количество заболеваний сердечно - сосудистой системы увеличилось (10,26 %).

В начальной школе с ЛОР-заболеваниями всего 0,66%, в последующие возрастные периоды частота этих нарушений увеличилась. В среднем звене-5,62%, а в старшем-

10,26%. Среди ЛОР-заболеваний часто встречается хронический тонзиллит, в результате которого значительно снижается иммунитет ребёнка, его работоспособность, серьёзно страдает сердечно-сосудистая система организма, поэтому необходимы профилактические мероприятия, направленные на снижение количества сезонных заболеваний.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения органов чувств, к которым относятся зрение и слух. Снижается острота зрения и слуха. В начальной школе нарушения зрения и слуха у 3,29% школьников, в среднем звене-5,29%, а в старшем 16,67%. Прирост частоты данной патологии у старшеклассников по сравнению с учащимися начальной школы составил 13,38%. Это связано с увеличением учебной нагрузки и длительной зрительной работой. Поэтому самое пристальное внимание следует уделять способам снятия зрительного утомления у старшеклассников при работе с текстами, с компьютером, а также вопросам профилактики нарушений зрения. В первую очередь это касается освещённости учебных помещений и рабочих поверхностей парт и классных досок. Нормативы по этим параметрам указаны в СанПиНе. Кроме того, гигиеническими правилами предусмотрены периодические упражнения для глаз во время зрительных нагрузок. Немаловажным профилактическим средством является периодическая витаминизация детей и питание с достаточным содержанием витамина А в продуктах.

На диаграмме представлено сравнение наиболее часто встречающихся заболеваний в начальной, средней, старшей школах. В старших классах снижается уровень заболеваемости кариесом. Увеличиваются заболевания сердечно –сосудистой системы, Лор-заболевания, нарушение зрения.

Из заболеваний внутренних органов - хронический пиелонефрит, больше всего болеют старшеклассники-5,4%. С возрастом увеличивается количество учащихся с избыточным весом. В старших классах 9% учащихся с избыточным весом.

Динамика заболеваемости по месяцам 2015-2016 учебного года

Проанализированы данные по заболеваемости учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года (Приложение 5)

Анализ данных по месяцам и по классам показывает что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта

Почему это происходит, потому что подростки частенько любят одеваться не по погоде , следовательно, и болеют чаще. Кто - то может и зимой выйти в футболке , а другой же этого не может. Тут все зависит от самого человека, какой у него иммунитет, насколько он приспособлен к перепадам температур, смене климата и т. д. Лучше всегда одеваться по погоде и не доводить свой организм до изнеможения. Ведь не очень то нравиться болеть, особенно различными простудными заболеваниями . Всегда нужно одеваться по погоде и следить за своим здоровьем , тогда и болеть будете намного реже. Так же вирусными инфекциями,возможно, заразится от других подростков, которые болеют, но приходят на занятия не выздоровев до конца. Самая высокая заболеваемость ОРЗ приходится на сентябрь и февраль, период эпидемии.(Данные представлены в таблице. Приложение 6)

Следующее рейтинговое положение занимает дисфункция желудочно-кишечного тракта. Ученики нашей школы большие любители чипсов и кириешек, многие не ходят в столовую, считают, что лучше сбегать в магазин и купить что-нибудь вкусненькое. Покупают сладкие безалкогольные газированные напитки, состоящие из вредных химических компонентов в виде пищевых добавок, шоколадные батончики, содержащие гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. От такой еды и происходит сбой в организме.

Динамика заболеваний по классу показывает, что высокая заболеваемость ОРЗ в 1-х, 6-х и старших классах. (Приложение 7)

В среднем звене высокая заболеваемость в течение года в 6-х классах. Сравнивая патологии указанные в медицинских картах среди 5-7-х классов, получено представление о преобладании отклонений в состоянии здоровья учащихся 6-х классов. Получили, что чем больше патологий, тем чаще болеют дети простудными заболеваниями. То же самое и в 11 классе, 15 учащихся имеют патологии по медицинским картам, и заболеваемость простудными заболеваниями высокая.

График наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников 5-7 классов.

Проследили динамику заболеваемости учащихся за первую четверть 2015-2016 уч.года и первую четверть 2016-2017 уч. года. Число простудных заболеваний уменьшилось, это связано с тем, что осень 2016 года была более теплой, число заболеваний желудочно-кишечным трактом почти не изменилось. (Приложение 8)

В начале учебного года медицинским работником школы был проведен письменный опрос родителей по классам на согласие сделать прививку от гриппа их детям. Согласны, чтобы детям сделали прививку от гриппа 64,9% родителей.(Приложение 9).

hello_html_m3ce2823.jpg

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся

В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы. Анализ заболеваемости учащихся был сделан на основе изучения материалов медицинских карт, справок, опроса учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах, получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. В школе всего 34% здоровых детей, 28% имеют хронические заболевания, у 5% учащихся наблюдается нарушения зрения, нарушение осанки -12%, кариесом страдают 27%. Избыточный вес у 9%старшеклассников. В старших классах количество детей ӀӀӀ и Ӏ ᴠ группы здоровья увеличивается.В ходе исследования сделали вывод, что, чем больше у детей патологий, тем чаще они болеют простудными заболеваниями.

Анализ данных по месяцам и по классам показывает, что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта у 11% детей. Сделать прививку от гриппа детям согласны 64,9%родителей.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают, что гипотеза верна. У учащихся старших классов меньше индекс здоровья, уровень здоровья низкий, т. е. многие старшеклассники часто болеют в течение года. .

Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Выявление проблем и определение путей, способов совершенствования работы УО по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Важнейшей задачей воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности, а также содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения. Главная цель работы педагогического коллектива – научить детей основам здоровой жизни, позитивному отношению к своему здоровью.

Распределение групп здоровья по годам:

Как видно из сравнительной таблицы, процент учащихся с 1 группой здоровья колеблется от 30% до 36%. В январе 2016 года он выше, чем в мае 2015 года.

Среди учащихся 1-11 классов выявлено, что:

-на 1-м месте по заболеваниям снижение зрения 89 человек (19,3%),

-на 2-м – хирургическая патология (плоскостопие, сколиоз) 14 человек (3,05%),

-на 3-м месте заболевания органов дыхания – 13 человек (2,8 %),

-всего среди учащихся выявлено заболеваний у 142 человек (30,9%).

В разрезе город/школа статистика по группам здоровья выглядит так:

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4 группа здоровья

Как видно из таблицы учащихся с 1-й группой здоровья в УО больше, чем в целом по городу. Обучающихся со 2-й группой в школе меньше, чем в городе в целом. Учащийся с 4-й группой в этом учебном году в школе 1.

Ежегодно проводится мониторинг знаний ЗОЖ среди учащихся 7-11 классов. Проанализировав его результаты, можно сделать следующие выводы:

-учащиеся в параллели 7 классов не курят.

-93% учащихся 9-х классов владеют информацией о болезнях, передающихся половым путём.

-учащиеся 10-11 классов владеют информацией о ВИЧ (СПИДе) и понимают злободневность и актуальность в наше время данной проблемы.

Наблюдения врачей и педагогов показали, что учащиеся, не потребляющие горячую пищу, быстрее утомляются, часто жалуются на головные боли и усталость.

Общий процент охвата горячим и поддерживающим питанием учащихся 1-11-х классов в школе за 1 четверть составил: 93,64 %. По сравнению с 1 четвертью прошлого уч. года - 90,54% (увеличился на 3,1 %).

В целом по школе 100% охват горячим питанием в начальных классах. Почти все учащиеся начальных классов посещают группы продлённого дня, питаются в школьной столовой 3 раза в день. 100% охват питания в 5 А, 5 Б, 6 А, 7 А, 7 Б, 8 А, 8 Б, 11 А классах. Низкого процента охвата - нет.

В целом по школе в летний период оздоровилось следующее количество учащихся:

Пришкольный оздоровительный лагерь

Организация занятости (трудовая бригада, лагерь труда и отдыха ОО БРСМ)

Деревня/ дача у бабушек и дедушек

Загородный оздоровительный лагерь

Выезд за границу на отдых

Одной из самых активных форм оздоровительной работы являются туриско-краеведческие экскурсии в период каникул и 6-й школьный день. Классными руководителями активно использовался этот потенциал, о чём свидетельствуют статистические данные:

Количество экскурсий по историческим местам и музеям

Антинаркотической профилактике в учреждениях образования способствуют мероприятия, которые приурочены ко Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).

Единой целью проводимой работы являлась организация досуга и здоровьесберегающего отдыха детей и подростков в летний период.

В рамках акции прошли мероприятия:

В период с 01.06.2015г. по 01.09.2015г. оказывалось содействие в оздоровлении учащихся. Большое внимание уделялось подучётным категориям учащихся (СОП, ВШК, ИДН, замещающие семьи). 16 учащихся из 28 (57%), состоящих на различных видах учета, оздоровились в загородных лагерях.

С 01.06.2015г. по 01.09.2015г. осуществлялся еженедельный контроль за жизнедеятельностью несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, и их родителей, несовершеннолетних, состоящих на учёте в ИДН Новополоцкого ГОВД. Один раз в две недели осуществлялось посещение несовершеннолетних, состоящих на ВШК.

В декабре 2015 года проведено психосоциальное анкетирование, рекомендованное Министерством Образования Республики Беларусь, по итогом которого не выявлены дети склонные к аддиктивному поведению.

Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная поддержка. Около 70 % учащихся к старшему классу имеют нарушенное зрение, у 30 % хронические заболевания, у 60 % учащихся нарушенная осанка. Проблема здоровья детей нуждается в новых подходах, в этом вопросе необходимо оказать всестороннюю оценку состояния физического, психического здоровья детей.

Здоровье школьников – это задача не, сколько социальная, сколько нравственная. Подрастающее поколение должно уметь быть здоровым, и в будущем воспитывать здоровых детей.

Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве [1]. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность сердечно-сосудистым заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность [3].

Результаты Всероссийской диспансеризации детей подтвердили негативные тенденции в состоянии здоровья, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых лиц (с 45,5 до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность [2].

По данным, представленным на XVII Съезде педиатров России (февраль 2010 г.), 40% детей рождаются больными или заболевают в периоде новорожденности, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, ежегодно на 5-6% растет общая заболеваемость детей всех возрастов, более чем у 50% подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно

повлиять на репродуктивную функцию. Ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе по состоянию здоровья [5].

В Хабаровском крае, как и в России в целом, на фоне низкой рождаемости, высокого уровня смертности населения, сокращения средней продолжительности предстоящей жизни, отмечается прогрессивное снижение удельного веса детей в общей численности населения и ухудшение качества их здоровья [6].

При этом следует отметить, что при оказании квалифицированной помощи детям с нарушенным состоянием здоровья необходимо учитывать именно региональные особенности течения заболеваний для конкретной территории. Это позволит более дифференцированно подходить к вопросам улучшения качества оказания медицинской помощи и состояния здоровья детей [7].

Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУООШ Бельговского сельского поселения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ данных мониторинга является основой для принятия упрвленческих решений разного уровня и создания здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Разработчик: Ирина Александровна Хрипкова

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Состояние здоровья - это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательной системы. Не случайно, одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. Анализ данных мониторинга является основой для принятия управленческих решений разного уровня и создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Состояние здоровья учеников – ключевой показатель образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса.

а) 1-х классов – период адаптации к школе;

б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;

в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.

Показатели, используемые для мониторинга здоровья учащихся в школе.

Цель мониторинга:

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего

развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

Формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье

учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования

школы, корректировки здоровьесберегающей деятельности;

Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья, выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Объект мониторинга:

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

здоровье учащихся и учителей;

содержание и результаты обучения;

социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

уровень воспитанности учащихся.

Участники мониторинга:

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

Учителя физической культуры;

Медицинская сестра школы.

Педагог дополнительного образования

Основные методы сбора и обработки информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

Ежегодный медицинский осмотр;

контроль знаний, умений и навыков;

Получатели информации

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру,

психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.

Планируемые результаты

Оформление паспорта здоровья для каждого класса;

Определение уровня здоровья всех учащихся;

Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

- учитель физической культуры, руководитель программы;

- медицинская сестра школы;

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация школы. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является завуч по учебно-воспитательной работе И.А. Медведева.

Сроки исполнения

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

Схема мониторинга развития учащихся

Объект наблюдения

Периодичность измерений

Медицинские показания ученика

Группа здоровья:

Анализ медицинских документов

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Устойчивость к заболеваниям

Гигиеническая оценка освещенности классного помещения

Гигиеническая оценка школьной мебели

Гигиенические требования к организации учебного процесса

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Гигиеническая оценка урока

Сведения о пропусках по болезни за триместры

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Соответствие возрастным показателям по:

– прыжкам с места;

челночный бег 3х10 м;

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Уровень воспитанности:

Бережное отношение к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 1-х классов

Отношение к природе

Прекрасное в моей жизни

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 5-х классов

Отношение к труду

Я (отношение к себе)

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 9-х классов

1. Интеллектуальный уровень

2. Нравственная позиция:

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 11-х классов

Социально-педагогическая запущенность детей:

Отсутствие патологии развития

Неадекватная активность в общении и деятельности

Неразвитость ребенка как субъекта самосознания

Общая средовая адаптация

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Социальное благополучие в коллективе

Социальный статус в коллективе

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д.

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Не менее 3 раз в год

Анализ успеваемости по итогам триместров

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Мотивация к здоровью и ЗОЖ

Стремление вести ЗОЖ

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Умение вести здоровый образ жизни

Экспертные оценки родителей, учителей

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Тест Филлипса, методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина,"Самооценка психических состояний" Айзенка

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Модифицированный тест Л. Люшера, САН

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Уровень психоло-гического развития

Личностное развитие (самооценка, особенности характера)

Тест Л. Шмишека, тест Айзенка, тест Кеттела

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание)

Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Результаты комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся

Медицинские группы здоровья

I группа здоровья

II группа здоровья

III группа здоровья

IV группа здоровья

V группа здоровья

Состояние здоровья учащихся

Заболевание органов дыхания

Нарушение эндокринной системы

Нарушение нервной системы

Количество здоровых детей

Физкультурная группа здоровья учащихся

Уровень физической подготовленности учащихся

Распределение учащихся по медицинским группам здоровья

1-я группа здоровья - учащиеся, не имеют отклонений в физическом развитии, состояния

2-я группа здоровья - учащиеся, без отклонений в физическом развитии и состоянии

здоровья и, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической

3-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в учащиеся, имеющие значительные отклонения постоянного или временного характера не мешающие выполнению учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой в полном объеме. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физической культуре;

4-5-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера, мешающие выполнению учебной работы в школе.


Анализ результатов:

2. Состояние здоровья учащихся


Оценивается по результатам диспансеризации и медицинских осмотров медицинскими работниками

В школе в 2016-2017 году наблюдался высокий рост заболеваний: - нарушениями зрения-14% от общего количества учащихся, динамика улучшения зрения составила в 2019 году7 %, показатели свидетельствуют о внедрении в школе специальных технологий и условий во время учебного процесса: использовании парт-конторок, гимнастика для глаз использовании тренажера Базарного для детей с ослабленным зрением организованы консультации специалистов, проводятся зрительные минутки. Первостепенной задачей педагогов при выявлении школьников с ослабленным зрением является работа с родителями, обеспечивающая своевременное обращение ребенка к врачу. Обязательным компонентом каждого урока в 1-11 классах является зарядка для глаз. Количество нарушений зрения учащихся не ухудшилось по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе уделяется особое внимание этой проблеме.

Выявлены в 2016 году проблемы у детей в здоровье это: нарушение эндокринной системы-5%, плоскостопие-11%, нарушение осанки 7% за три года работы в этом направлении школа добилась положительных результатов. Показатель по данным позициям составил 1%. В школе созданы условия, подобраны методики для коррекции данных заболеваний и профессионально используются учителями физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Показатели по всем остальным заболеваниям улучшились на 1% или стабильны.

Созданные условий в школе, организация и учет профилактических мероприятий совместно с медицинскими специалистами и специалистами образовательного учреждения, учителями, родителями позволило добиться положительных результатов по профилактике заболеваний. Динамика здоровых детей за три года составила 9 %.

Удалось добиться компенсации или длительной ремиссии имеющихся хронических заболеваний, предотвратить переход функциональных нарушений в органическую патологию.

3. Физкультурная группа здоровья учащихся

Распределение учащихся по физкультурным группам здоровья

Основная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам в полном объеме, сдача всех нормативов по физической культуре и занятия в секциях по физическому воспитанию;

Подготовительная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений, сдача контрольных испытаний и норм – с особого разрешения врача;

Специальная группа: учащиеся, занимаются по особой программе или отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Анализ результатов: наблюдается переход детей из подготовительной группы в здоровую -4 %, рост показателей на 1% наблюдается у детей со специальной группой, что обусловлено поступлением в классы детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соблюдение САНПИН, использование здоровьесберегательных технологий на всех уроках, оздоровительных и профилактической мероприятий, забота, контроль и помощь родителей, семьи позволило повысить уровень здоровья учащихся.


4. Физическая подготовленность учащихся

Уровень физической подготовленности проводит учитель физической культуры 2 раза в год (осень-весна) всем детям. Учителя физкультуры имеют тесты для оценки физической подготовленности для основной, подготовительной и даже специальной медицинской группы. Оцениваются следующие параметры: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.


С переходом детей в основную группу здоровья, увеличилось и количество детей с мотивацией заниматься физической культурой и спортом и развивать свои физические качества. Результат детей с высоким уровнем подготовленности возрос на 9%, а средний показатель составил-10%. Учащиеся ежегодно сдают нормативы норм ГТО, участие и победы в соревнованиях по разным видам спорта свидетельствует о хорошей и отличной подготовленности детей в области физической культуры.


Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание населения.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, обучение, воспитание.

Актуальной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Описание проблемы иактуальность

Если оценивать данные по соматическим заболеваниям, то ситуация остается достаточно сложной по заболеваемости гриппом и ОРВИ (1080 случаев заболевания в общем по 7 школам). По сравнению с 2017 годом (962 случая) этот показатель повысился. Если взять образовательные учреждения по отдельности, то за 2018 год ситуация ухудшилась в 4 школе (137 случаев по сравнению с 2017 -122 случая), 6 школе(93 случая по сравнению с 2017–87 случаев); сильно повысилась заболеваемость в 11 школе (с 69 случаев за 2017 год до 111 за 2018) и в 25 школе (с 137 случаев в 2017 до 193 в 2018 году). Небольшое повышение также наблюдается в 15 и 27 школах (с 94 и 102 за 2017 год до 102 и 106 за 2018 год соответственно). Снижение случаев заболеваемости по гриппу и ОРВИ наблюдается только в РФМЛИ (с 351 за 2017 до 338 за 2018 год).

Если оценивать статистику тубинфицированных, то резкий скачок в положительную сторону имеет 11 школа, где количество тубинфицированных школьников за год снизилось почти в 2 раза (до 310 за 2018 с 643 в 2017 года), причем, наибольшее снижение выявлено среди школьников в возрасте 15–17 лет (до 38 в 2018 с 289 в 2017 году). Но все равно ситуация пока оставляет желать лучшего. Небольшое снижение числа тубинфицированных школьников наблюдается так же в школах 25, 27 и РФМЛИ, но, в целом, ситуация остается непростой.

Оставляет желать лучшего и анализ хронических заболеваний. Так, на 2018 год у 123 школьников выявлены проблемы с эндокринной системой. Больше всего дети страдают гипотиреозом (58 школьников), на втором месте ожирение (36 школьников), далее СД (16 школьников). У 4 школьников был выявлен тиреоидит.

Не последнее место занимают болезни нервной системы — проблемы имеют 68 школьников. В основном это эпилепсия, эпилептический статус (28 школьников) и врожденная гиперплазия надпочечников (25 школьников).

Первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (на 2018 год проблемы имеются у 1077 школьников). Чаще всего у детей выявляются болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции: миопия; астигматизм, слепота или пониженное зрение.

На втором месте, по результатам исследования расположились болезни костно-мышечного аппарата- проблему с ними имеют 691 школьник (2018 год). Из общего числа больше половины занимает сколиоз (выявлено у 378 школьников), 112 школьников страдают артропатией и у 34 выявлено плоскостопие.

Болезни органов пищеварения занимают третье место по частоте заболеваемости — на 2018 год проблема с ними выявлена у 183 школьников. При этом чаще всего дети болеют хроническим гастритом (65 школьников), язвенной болезнью (19 случаев) и у 50 школьников имеются проблемы с желчным пузырем и желчевыводящими протоками.

Основные термины (генерируются автоматически): школьник, владикавказ, школа, здоровый образ жизни, инфекционная заболеваемость, заболевание, проблема, результат анализа, укрепление здоровья, школьный возраст.

Читайте также: