Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве ответ 5 класс кратко

Обновлено: 02.05.2024

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Сочетание этнографических, историко-культурных и психических способов является, по суждению И. С. Кона, нужным для корректного исследования психолого-философского парадокса. Конкретно потому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки деток в окружающем мире мы рассматриваем Деньки как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Другими словами, острие нашего исследования обращено к парадоксу ДПИ таким образом, чтоб за формами игрового поведения и мышления малыша, улавливаемыми в решении им особых задач, раскрыть общее значение ДПИ для ребяческого развития.

Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.) раскрывают для нас особенное пространство существования идеи естественных славян (до сих пор поддерживающих особенное отношение с природой). Это место исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ - значимая и неотъемлемая часть, момент этого духа; одним из более существенных его параметров является адресованность каждому опять зарождающемуся поколению этнической общности. Конкретно в этой форме (наряду с оформленной либо оформляющейся письменностью) языком костюмчика и узора, узора и ритуала, декора и цвета народы хранят связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи укрыт от посторонних глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, желая и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается личным образом.

Итак, все предметы семейного обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Любая семья имела огромное количество берестяных емкостей различной формы и предназначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и различных сумках, сшитых из шкур и тканей, берегли одежку и мелкие предметы. Возможно, главнее этих, чисто практических и утилитарных функций были информативные и волшебные функции ДПИ. Ярко и художественно, с великий выдумкой изготавливались одежка, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового дизайна и орнамент, который был широко всераспространен. Узорами скрашивали одежку, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и хоть какой иной этнический графемный язык, отличался богатством форм, разнообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Потому орнаментация предметов, как, вобщем, и все ДПИ в целом, обязана восприниматься нами не как необыкновенная фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, государственных необыкновенностей народа, его миропонимания и истории.

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ясно выраженной для постороннего наблюдающего, но ее обстоятельность и регулярность, непременно, приметны. Малыша теснее с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в ясной художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация симбиоза воспитателя (у ханты он в очевидном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и малыша. Психологическое расстояние меж взрослым, ребенком и предметом начинает уже в ранешном детстве значительно преобразовываться у этой немногословной культуры в необыкновенный паритет.

Будучи языком общности, ДПИ несет в для себя идеи, соединяющие народ в единичное целое, общий символ, который консолидирует духовные силы ханты и их методы самосознания и выражения веры в превосходнейшее будущее, признаки которой просто обнаруживаются у детей. При этом направляет на себя внимание, что язык ДПИ вполне не сформирован (или теснее утерян) как всеобщая этническая универсалия и употребляется в основном без осознания.

Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши вероятные представления о нем. Одно светло, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то издавна изделия ДПИ несли в для себя функцию идола и обойтись без их не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья либо наслали бы болезни. Эти изделия, например декорации для дам, орнамент либо родовой знак на одежке для мужчин, обороняли их собственников от воздействия не светлых еще для их сил. В наше время люди не всегда признаются, что веруют в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Не считая того, что украшения великолепны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а ранее несли еще и идентификационно личностную определенность их собственников.

SLAVAiT4WERKEIWINDY

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Давай поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.

Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожеланием блага.

А вот ковш-скопкарь. В нем подавали квас, пиво, медовуху.

На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, или ладьи. Как удобна и совершенна его пластическая форма! Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть-чуть изогнутый хвост. Сама форма сосуда несла образное звучание, становилась украшением.

Обрати внимание на единство нарядной росписи и формы.

Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами. Рассмотри форму. Чем она отличается от ковша-скопкаря? Какие образы соединил в себе ковш-конюх?

Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы. Ты можешь увидеть в облике сосуда образы ладьи, солнца, коней, птицы.


Деревянная резная ложка. 18—19 вв.



Ковш-скопкарь. Русский Север, 19 в.


В. Стожаров. Туеса, красная и черная рябина. Фрагмент. 1970 г.

В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш-утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяюшки.

Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. Вот ковш-черпак — название его говорит само за себя. Что в нем особенно привлекло твое внимание? Внимательно рассмотри его форму, декор, который сохранил в резьбе древние элементы. Не напоминает ли тебе застывшая фигурка коня на ручке коня-охлупня?



Самое почетное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча дорогих гостей, невесты с женихом? «Без соли, без хлеба — худая говорили в народе.

Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солоницы. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая в старину очень дорого.

Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зеленым и золотисто-желтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.


Хлебница с росписью. Русский Север, 19 в.

В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.

Вальки. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в.

Посмотри, как выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке белье на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А если посмотреть на вальки спереди, не напоминают ли они тебе своей формой женские фигурки? Резной декор смотрится как нарядные одежды.

Каково назначение этого предмета, определить сегодня непросто. Название его — рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.


Рубель. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в.

Посмотри, с какой изобретательностью и смекалкой сработан рубель, как декоративно решена форма, удобная для работы. Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землей. Об этом говорит и конек, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.

Солоницы резные в форме стульчиков. Дерево. 19 в.

А эти старинные предметы, наверное, не раз встречались тебе. Русские прялки — неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.


Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.


Прялка с Сирином. Мастер А. Мишарин. Роспись по дереву. Русский Север, 19 в.

Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Вся поверхность этой архангельской прялки словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге — солнце, опоясанное лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. Жених дарил невесте прялку с ее изображением как бы с пожеланием сладостной жизни. В нижней части лопасти изображена жизненная сценка—катание парня с тальянкой. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. Рассмотри, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета.



Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Пряха старалась прикрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце.


Ножка прялки. Резные и расписные прялки

На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.

Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.


Детские работы. Сангина, уголь; гуашь

Задание

Выполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. Вначале продумай его форму. Она должна быть выразительной.

Когда форма будет найдена, продумай композицию росписи. Включи в нее наиболее полюбившиеся тебе традиционные образы и мотивы.

Центральное изображение постарайся выделить размером, придать ему черты условности и обобщенности. Смело используй в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном порядке. Для выполнения росписи будет достаточно трех-четырех цветов.

Можно передать впечатление резной поверхности, используя рисунок восковым мелком, а поверх его — акварельную заливку под цвет дерева.

Какую роль играет декор крестьянского прикладного искусства.


- учить язык декоративно - прикладного искусства, дать представление об украшении в жизни людей, его функции в жизни общества ; - развивать творческие способности при выполнении декоративного рисунка с орнаментом, развивать эстетические чувства ; - формировать творческое начало ребёнка.

Методы обучения : объяснительно - иллюстративный, проблемный, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная.

Материально - техническое оснащение урока : - учителя : наглядные пособия, предметы русского быта из школьного музея, фотографии, таблицы, методические пособия и книги по искусству, презентация ; - ученика : краски, альбом, книги по искусству, кисти и др.

Основные понятия, изучаемые на уроке : декор, конструкция предмета.


Сочетание этнографических, историко - культурных и психологических методов является, по мнению И.

С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого - философского феномена.

Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию.

Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Исследования культурно - философского характера (Дж.

Леви - Строс и др.

Это пространство исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др.

ДПИ - существенная и неотъемлемая часть, момент этого духа ; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению этнической общности.

Именно в этой форме (наряду с оформленной или оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и обряда, декора и цвета народы сохраняют связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы.

Этот процесс передачи скрыт от посторонних глаз ; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен ; он задан культурным обиходом, но осваивается личностным образом.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов.

Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки.

Оригинальны были коробки, тарелки.

В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы.

Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ.

Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь.

Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен.

Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели.

Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения.

Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны.

Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ.

Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей.

При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем.

Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни.

Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил.

В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия.

Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев.

Читайте также: