Что такое хроматизм в музыке определение кратко

Обновлено: 29.06.2024

Для чего нужен хроматизм в музыке? Его выразительные возможности многообразны. Он бывает и томным, и зловещим, может внести ощущение драматизма (особенно любят композиторы таким способом драматизировать при развитии мелодию, которая изначально была диатонической).

Говоря о хроматизме, обычно имеют в виду полутоновые соотношения звуков. Но, как физика перешла от атомов к протонам, нейтронам и электронам, так и музыкальное искусство в ХХ столетии сделало шаг в сторону микрохроматики – системы, в рамках которой существуют интервалы меньше полутона. В сущности, новое оказалось хорошо забытым старым: это явление существовало еще в древнегреческой музыке, но в эллинистический период о нем упоминали чисто теоретически. Микрохроматику использовали некоторые музыканты эпохи Возрождения, однако это не вышло за пределы единичных экспериментов.

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Хроматизм
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение (повышение или понижение) звука, а также движение по полутонам.

Понятие хроматизма предполагает расширение диатоники как основы за счет полутонового изменения (“расцвечивания”) основных ступеней.

Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации:

бемоль ♭ — понижение на полутон;

дубль-диез x — повышение на тон;

дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.

бекар ♮ — отказ от альтерации

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют на протяжении всего произведения либо его части, раздела во всех голосах и октавах.

Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Каждый случайный знак альтерации действителен лишь в пределах одного такта, в одном голосе, в одной октаве.

Мадригал “Moro lasso al mio duolo” К. Джезуальдо (ок. 1550 – 1613):

Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии).

Хроматизм, который разрешается малосекундовым движением вверх или вниз, подобно водному тону, называют вводнотоновым. Вводный тон (от нем. leitton, “ведущий” тон) — неустойчивая ступень звукоряда, расположенная полутоном выше или ниже соседней ступени.

%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%b7%d0%bc%d1%8b-1

Альтерация

На рубеже 17-18 вв. с внедрением в музыкальную практику темперированного строя и расширением в связи с этим круга тональностей были введены двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль-бемоль .

В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять).

В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой, а двойные знаки не применяются.

В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:

Альтерация ступеней звукоряда

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину) . Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Например, в C-dur:

%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8b-%d1%83%d0%b2-6-1

Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges – альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e – трезвучия VI ступени.


Не только в начале сочинение но и посреди этого каждый масштабный шаг [степень] проявляет непреодолимое стремление достичь ценить из тоник для себя как сильнейшей ступеньки. Если композитор уступает этому стремлению ступени звукоряда в диатонической системе, частью которой является ступень звукоряда, я называю этот процесс тонизация и само явление хроматический.

Хроматизм почти по определению внесение изменений of, интерполяция или отклонение от этой основной диатонической организации.

На протяжении девятнадцатого века композиторы могли свободно изменять любой или все члены аккорда данного третичный структура [аккорд построен из трети] в соответствии с их композиционными потребностями и требованиями. Выраженный или непрерывный хордовые изменения [и 'расширение'] привело к хроматизм. Хроматизм вместе с частыми модуляциями и обилием негармонизма [неаккордовые тона], первоначально осуществил расширение третичной системы; чрезмерное использование процедур в конце века предупреждало упадок и близость к краху [атональность] системы [тональности].

Хроматизм это название, данное использованию тонов вне мажорной или минорной гаммы. Хроматические тона начали появляться в музыке задолго до период обычной практики, и к началу того периода составляли важную часть его мелодических и гармонических ресурсов. Хроматические тона возникают в музыке частично из-за перегиба [изменения] ступеней гаммы в мажорной и минорной ладах, из-за вторичной доминирующей гармонии, из особого словаря измененных аккордов и из некоторых негармонических тонов . Ноты вне гаммы не действуют обязательно влияет на тональность . тональность устанавливается путем развития корней и тональных функций аккордов, даже если детали музыки могут содержать все тона хроматической гаммы.

Иногда . мелодия, основанная на обычной диатонической гамме (мажорной или минорной), пронизана множеством случайностей, и хотя могут появиться все 12 тонов хроматической гаммы, тональные характеристики диатонической гаммы сохраняются. [7] . Хроматизм [это] введение некоторых нот хроматической гаммы в музыку, которая в основном диатоническая по ориентации, или музыка, которая основана на хроматической гамме вместо диатонической гаммы. [8]

Содержание

Развитие хроматизма

Файл: Хроматическая шкала и хроматизм - BassLessons.tv.webm

"> Воспроизвести медиа

Следующая временная шкала является сокращенной из презентации Benward & Saker: [9]



Заключительный аккорд Арнольд Шенбергс Sechs kleine Klavierstücke, 2-я часть, [11] в третях: C – E – G – B – D ♯ –F ♯ –A ♯ –C . Играть в ( Помогите · Информация )

Поскольку тональная гармония продолжала расширяться и даже разрушаться, хроматическая гамма стала основой современной музыки, написанной с использованием двенадцатитоновая техника, а ряд тонов быть конкретным порядком или серией хроматической гаммы, а затем сериализм. Хотя эти стили / методы продолжают (повторно) включать тональность или тональные элементы, часто отказываются от тенденций, которые привели к этим методам, таких как модуляция.

Типы хроматизма



Дэвид Коуп [14] описывает три формы хроматизма: модуляция, заимствованные аккорды из вторичных ключей и хроматические аккорды, такие как дополненные шестые аккорды.

Хроматическое расширение тональности, которое характеризует большую часть музыки девятнадцатого века, иллюстрируется в миниатюре заменой ожидаемой диатонической гармонии хроматической гармонией. Эта техника похожа на обманчивая каденция, который предполагает замену ожидаемой диатонической гармонии цели другим диатоническим аккордом. [15] .

В основной моде замещающий хроматический консонанс часто оказывается триадой, взятой из параллельной второстепенной лада. Этот процесс ["ассимиляция"] . называется смесь режима или просто смесь. Четыре согласных трезвучия из второстепенного режима могут заменять свои аналоги в основном режиме. Мы называем это хроматические трезвучия по смеси. [10]

В общий хроматический это собрание всех двенадцати в равной степени сдержанный классы поля хроматической гаммы.

Список хроматических аккордов:

  • Доминирующий септаккорды из вспомогательные ключи, используется для создания модуляции к этим ключам (V 7 -I каденции)
  • Дополненные шестые аккорды аккорды как хроматические субдоминанты
  • Уменьшенные септаккорды как хроматические vii о 7
  • Расширенные аккорды
    • Шир-Клифф, Джей и Раушер (1965) [16]

    Другие типы цветности:

    Хроматическая нота


    Один из семи примеров линейного хроматизма от Диззи Гиллесписоло из "Горячий дом" [17] Играть в ( Помогите · Информация ) или Слушать на YouTube.

    А хроматическая нота тот, который не принадлежит к масштабу тональности, преобладающей в то время. Точно так же хроматический аккорд - это аккорд, который включает одну или несколько таких нот. Хроматическая и диатоническая нота или две хроматические ноты создают хроматические интервалы.

    Хроматическая гамма состоит исключительно из полутонов, поэтому октава на двенадцать равных шагов по полутону каждая.

    Хроматический аккорд

    Под хроматическим линейным аккордом подразумевается просто аккорд полностью линейного происхождения, который содержит одну или несколько хроматических нот. Многие из этих аккордов можно найти в литературе.

    [В эпоху романтизма] Более широко использовались хроматическая гармония, в котором используются аккорды, содержащие тоны, отсутствующие в преобладающей мажорной или минорной гамме. . Хроматические аккорды добавляют красок и движения романтической музыке. Диссонансные или нестабильные аккорды также были более свободными, чем в классическую эпоху. Умышленно откладывая разрешение диссонанса на согласный или устойчивый аккорд, композиторы-романтики создали чувства тоски, напряжения и тайны.

    А хроматический аккорд это мюзикл аккорд который включает как минимум одну банкноту, не принадлежащую диатоническая шкала связанные с преобладающими ключ, использование таких аккордов - это использование хроматическая гармония. Другими словами, хотя бы одна нота аккорда хроматически измененный. Любой аккорд, который не хроматический это диатонический аккорд.

    Например, в тональности до мажор следующие аккорды (все диатонические) естественным образом строятся на каждой ступени звукоряда:

    • I = трезвучие до мажор [содержит классы высоты звука C E G]
    • ii = трезвучие ре минор [содержит D F A]
    • iii = ми минор триада [содержит E G B]
    • IV = мажорное трезвучие F [содержит F A C]
    • V = мажорное трезвучие G [содержит G B D]
    • vi = минорное трезвучие [содержит A C E]
    • vii о = B уменьшенная триада [содержит B D F]

    Однако ряд других аккордов также может быть построен на ступенях гаммы, и некоторые из них являются хроматическими. Примеры:

    • ♭ II в первой инверсии называется Неаполитанскийшестой аккорд. Например, до мажор: F – A ♭ –D ♭ . Неаполитанский шестой аккорд разрешается к V.
    • В ♯ iv уменьшенный аккорд - это заостренный субдоминанта с уменьшенной седьмой аккорд. Например: F ♯ -ТУЗ ♭ . В ♯ IV уменьшенный аккорд разрешается в V. ♯ IV можно также понимать как тонизация V, где он функционирует как vii о 7 аккорда V, написано vii о 7 / V.
    • ♭ VI: The дополненный шестой аккорд, А ♭ -C (-C, D или E ♭ ) -F ♯ , разрешает V.
    • Согласные хроматические триады, модуляция этих триад была бы хроматическая модуляция:
      • ♭ III, ♭ VI, ♭ II, ♯ iv, vii и ♭ VII в мажоре
      • ♮ III, ♮ vi, ♭ II, ♯ iv, ii и ♮ vii ля минор.

      Хроматическая линия

      В теория музыки, passus duriusculus латинский термин, обозначающий хроматический линия, часто басовая линия, по убыванию или по возрастанию.

      Примеры нисходящих хроматических мелодических линий, которые, казалось бы, передают очень заряженные чувства, можно найти в:

        Смертельное желание отвергнутого любовника, выраженное в мадригале "Moro lasso al mio duolo", автор: Карло Джезуальдо (1566–1613):


      Джезуальдо моро лассо. Играть в ( Помогите · Информация ) или Слушать на YouTube.

      Читайте также: