План местности 5 класс география примеры от дома до школы

Обновлено: 01.07.2024

В современном мире не только ученые, но и многие люди ежедневно обращаются к различным изображениям местности. Для того чтобы определить как добраться до определенного места, нам необходимо обратиться к карте. Поэтому нужны определенные умения работы с различными способами изображения земной поверхности. На этом уроке узнаем способы изображения местности и в чем их отличие. Остановимся на составлении плана местности. Узнаем, какие существуют карты и как с ними работать.

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.
  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

Космический снимок Земли

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

Что такое план местности и условные знаки

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 1 0 . На рисунке каждый угол равен 10 0 , если бы мы провели через 1 0 , то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 10 0 . Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 0 0 .

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

В таблице находим длину параллели 10 0 , она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной - 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 10 0 с.ш. и 170 0 з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (0 0 ) к полюсам (90 0 ). Санкт-Петербург расположен на 60 0 северной широты (с.ш.), а Якутск на 64 0 с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 20 0 . Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 0 0 до 90 0 . Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе.

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 60 0 с.ш. и 30 0 в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 40 0 с.ш. и 60 0 с.ш., точнее широта 55 0 . Долгота расположена между 40 0 и 30 0 , приблизительно будем считать 38 0 в.д. Тогда получаем координаты Москвы 55 0 с.ш. и 38 0 в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

Как нарисовать маршрут от дома до школы

Для безопасности передвижения ребенка на пути от дома до школы и обратно, родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых учебных заведениях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника.

Давайте рассмотрим простой вариант, как сделать маршрут от дома до школы. Сначала его чертят родители, а после прорабатывают на местности с ребенком. В старших классах школьник делает уже это сам.

Мастер-класс: как начертить маршрут от дома до школы

Для этой несложной работы нам понадобятся: лист бумаги формата А4, линейка, простой и цветные карандаши:

  1. На листе бумаги делаем рамку чуть меньше чем сам листок, отступив от края примерно полтора сантиметра. Двумя линиями выделяем дороги – длинную основную и короткую примыкающую. Прямоугольниками обозначаем жилые дома района, один из которых – дом в котором живет сам школьник.
  2. Линиями другого цвета чертим пешеходные дорожки по обеим сторонам дороги. Они должны быть уже проезжей части. В верхнем углу отмечаем контур школьного двора и само здание школы.
  3. При помощи крестиков отмечаем конечные пункты – дом и школу. Соединяем их пунктиром. В том месте, где ребенок будет переходить дорогу, рисуем зебру и обозначение светофоров.
  4. По разные стороны проезжей части рисуем другие объекты недвижимости, мимо которых ребенок будет проходить каждый день – большой гипермаркет, а через дорогу маленькие магазинчики. Неправильной полукруглой линией отмечаем парковую зону недалеко от школы.
  5. На свободной части листа, как раз напротив дома, где живет школьник, отмечаем стадион и пешеходный переход, оборудованный светофором. Ребенок должен знать, что попасть туда можно только перейдя по зебре.
  6. Затем раскрашиваем наш маршрут, указывающий ребенку, как пройти от дома до школы, рисовать который совсем несложно. Красным пунктиром отмечаем путь, жилые дома, школа, парк, стадион, магазины – все должно быть разного цвета.
  7. Теперь четкими крупными буквами подписываем объекты.

Как видим, изобразить маршрут от дома до школы достаточно просто. Пройдя с такой картой в руках по указанному маршруту, ребенку будет проще запомнить опасные участки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство Образования и науки РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

План-конспект урока по географии

Тишкова Ольга Владимировна

План местности и географическая карта.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Научить учащихся находить различия между планом местности и географической картой.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Метапредметные:

1) Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленными учебными задачами; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное; искать и отбирать информацию в учебных пособиях; работать с текстовым и нетекстовым компонентом.

2) Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения.

3) Познавательные: Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Личностные: Обладать – ответственным отношением к учебе; уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению в парной работе; развивать способности к исследовательской и творческой деятельностью; повышать мотивацию к изучению предмета.

Используемые технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникативные.

Основные понятия: Масштаб, план местности, меридианы, параллели, экватор, градусная сеть.

Межпредметные связи: с математикой (умение перевести численный масштаб в именованный и обратно), с историей (изображение земной поверхности в древности, появление первых карт), с русским языком (правильность написания географических терминов и понятий).

Оборудование: Учебник 5 класса; тетрадь; атлас; план местности; географическая карта; презентация, раздаточный материал – план города, окрестности населенного пункта, таблица.

Ход урока:

урока

время выполнения

деятельность

учителя

деятельность

ученика

1. Организационный момент

2 мин.

Проверьте пожалуйста, все ли у вас есть для изучения географии?

У кого нет по какой-либо причине атласов, поднимите руки?

Проверка всего необходимого.

Актуализация знаний

- Вспомним тему прошлого урока, какие вопросы мы с вами разобрали?

- А что значит сам термин ориентирование?

- Какие способы ориентирования вы знаете?

- Что такое компас?

- Начертите стороны горизонта на доске.

- Как определить свое местоположение по Солнцу?

- Как определить свое местоположение по полярной звезде?

- Ученикам по ходу проверке Д/з выставляются оценки.

- Отправляемся в поход

- Держим путь мы на восток

- А потом идем на запад

- Пусть присядет, кто не смог

- Раз присели, два, три

- Сейчас на звезды посмотри

- А теперь смотри на север

- А потом иди на юг

- умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта.

Задание. Нарисуйте план местности, используя условные знаки и обозначьте расстояние каждого объекта.

Описать ход работы, какое нам потребуется оборудование.

Как сделать практическую работу на тему "Составление плана местности", как составить план местности?

Для того, чтобы нам с вами нарисовать план, нам нужно продумать и соблюсти расстояние и условные обозначения. Для этого нужно изучить местность, попробовать даже её зарисовать. Для работы вам понадобится хорошо отточенный карандаш, визирная линейка, тренога планшет.


Ход работы. выбираете масштаб, к примеру 1:5000, далее определяете стороны света, "север-юг", "запад-восток", проводим линии. Все предметы, которые находятся на данной местности, нужно будет наносить на план условными знаками. Нужно определить исходную точку- это мост и речка, теперь с помощью визирной линейки направляем поочерёдно на объекты и изображаем кусты, дом и так далее. Изображаем реку условными знаками, а также луг и смешанный лес. Так мы делали визирование предметов, этот способ называется полярный. Есть и другой, который называется - азимутальная съёмка.

Чтобы составить план местности, нам понадобится:

  • Лист бумаги, желательно побольше, например формат А3,
  • Карандаш, ручка.
  • Ластик.
  • Линейка.
  • Компас.
  • Голова и руки.

Первое с чего начинают план, это конечно масштаб, возьмем например 1:10000 (т.е. в 1 сантиметре на карте, помещается 100 метров местности). Далее с помощью компаса находим север и обязательно указывает его на нашем листе бумаги, в верхней части, только там. Потом дорисовываем юг, запад и восток. Юг внизу нашего листочка, запад слева, восток с права. Дальше наносим на карту исходную точку, например дерево и начинаем от неё "плясать", измерять расстояния от исходной точки до условных знаков, нанося их на нашу карту используя линейку и свои шаги.


план - это плоское изображение местности с примерными расстаяниями между ключевыми предметами, карта это изображение местности с указанием высот, широт и долгот. По координатам снятым с карты можно ориентироваться, рассчитывать расстаяние между точками, прицеливать вооружение. Все карты группируются и одна является продолжением другой (упрощенно).

Нужно вспомнить школьный курс географии и посмотреть там, как и какая коммуникация обозначается на картах и на планах местности. И соответствующим образом их нанести пусть даже простым карандашом. Это проще простого.



План местности это подробная карта с топографическими отметками. Такая карта нужна для туристов, которые, смотря на карту, могут оценить своё положение и проложить маршрут. Для коммунальных и аварийных служб - для определения где можно провести коммуникации. План местности необходим и сельскохозяйственным службам (аграрным) для оценки почвы, её плодородия и условий существования сельскохозяйственных культур.

Христофор Колумб, родился в Испании и был итальянецем по происхождению. Он еще в детстве мечтал о путешествиях, может быть потому что вырос рядом с морем, а может быть от того, что любил рассматривать карты и читать. Рас©казывают, что еще в детстве он умозрительно предположил, что если плыть прямо на запад, то можно достичь сказочно богатой страны Индии, Земля - то ведь круглая. Он высчитал расстояние экватора по сфере, чтобы доказать что путешествие до Азии возможно, если плыть в обратном направлении. Не столько математическая ошибка, сколько научная подогревали его уверенность - в своих исследованиях, он опирадлся на путешествие Лейфа Эриксона, имевшее место в 1000 году н. э., который утверждал, что был а Азии, на самом деле высадившись в Гренландии.


Колумб, взяв направление на Запад, был уверен что приплывет в Индию, поэтому когда вахтенный матрос увидел полоску земли, он нанес ее на свою карту с этим именем, а на самом деле это были всего лишь Багамские острова (см. картинку).


Впрочем ни в одно из своих путешествий, Колумб не ступал на побережье Северной Америки, он выбрал объектом исследований не север, а юг - дойдя до того места, которое сегодня известно, как Центральная Америка.

Исключительно потому, что эту землю, на западе Атлантики, открытую Колумбом, впервые на карты как не Азию, внес флорентийский мореплавателяь Америго Веспуччи. Его заслуга состоит в том, что он внес эту землю на навигационные карты как новую и неизвестную землю. ©

На карте ниже приведен маршрут путешествия, совершенного Сюаньцзаном пешком, из Китая до Индии и обратно по Великому Шелковому пути.


Свой долгий путь Синьцзян начал из столицы провинции Шэньси, и далее - через Желтую реку к самому западному перевалу Великой Китайской стены. Он прошел по территории современного Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана до Индии.

В свой обратный путь он отправился через нынешний Пакистан и Афганистан, далее в Кашгар, сегодня это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. От Кашгара Сюаньцзан через Хотян двинулся в сторону пустыни Такла-Макан, чтобы, наконец, в 645 году достигнуть своей родины.

Чем же примечательно путешествие Сюаньцзяна? Почему на родине ему были оказаны почести и почему он был похоронен как национальный герой?

Сюаньцзан был самым известным путешественником по Великому Шелковом пути, он прошел как по северной, так и по южной его части, что не делал даже Марко Поло.

В начале путешествия целью Сюаньцзана были "поиски следов Будды", он посещал различные буддийские школы и мероприятия. Будучи образованным и внимательным человеком он вел записи, из которых современники узнали много нового о кастах Индии, о людях, об их образование, обычаях и традициях. Владея санскритом, он смог описать Индию не просто как сторонний наблюдатель, но как ученый. И, хотя Сюаньцзан считал брахманов еретиками, он отдавал должное их интеллекту и их научным трудам.

Его записи получили широкое распространение по всему Китаю, а их ценность сохранила свое значение и в наши дни.

Читайте также: