Какая проблема обозначена в притче в школе животных

Обновлено: 29.06.2024

Гипотеза 1. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Необходимо понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Гипотеза 2. Весь учебный процесс отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала - подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, И.В. Костикова, Н.Щ. Царева).

Гипотеза 3. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго-долго ругают мальчика, нагнетая эмоции и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг для этого не приспособлен, и чтоб не перенапрячься, отключил слуховой аппарат и информация до его сознания не доходит. Он уже ничего не слышит.

Гипотеза 4. Существует противоречие между содержанием и формами обучения. Сегодня наблюдается тенденция маскулинизации женщин (повышение авторитарности, агрессивности, стремление к лидерству и т.д.), что не может не отражаться на бессознательном стремлении к феминизации мальчиков и маскулинизации девочек как в семье, так и в учебно-воспитательных учреждениях. Суворовское, Нахимовское училище, кадетский корпус преследуют функциональные цели подготовки защитников Отечества, что, несомненно, повышает маскулинность, т.к. направлено на формирование потенциального мужского гендера.

Участники делятся на три группы и рассаживаются за три стола. Подряд проигрывается три сценки, а затем каждой группе участников предлагается обсудить одну сценку, сделать выводы и предложить рекомендации.

Игра №1 “В школе животных”

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Разыгрывается сценка: всем участникам раздаются маски того или иного животного или птицы.

Учительница дает замечания участникам игры в авторитарно-агрессивном стиле.

Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на обдумывание.

Учительница ругает ученика, затрагивая его личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты, почему все время вертишься, кривляешься, как обезьяна. С таким отношением к учебе ты не станешь человеком. Ты - неудачница. Я тебе ставлю двойку. ”

Игра №2 “Инопланетяне изучают тему: “Человек. Мальчик и девочка”

Всем участникам раздаются маски инопланетян. Имя каждого инопланетянина зависит от цифры и буквы того класса, в котором учитель является классным руководителем. Например: Инло 9- Б или Инло 8 -А, и т.д.

В центре класса на стульях сидят мальчик и девочка. Учитель объясняет новый материал. По ходу объяснения, учительница ругает детей, обзывает их бестолковыми и ставит двойки за поведение или невнимательность.

Тема нового материала: “Человек. Мальчик и девочка”.

Учитель рассказывает об отличительных особенностях у мальчиков и девочек.

Женщина и мужчина имеют различия не только по половым признакам. У них разный мозг, разная физиология, биохимия, анатомия организма, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. Поэтому мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые.

Существует несколько подходов к изучению особенностей мужчины и женщины, мальчика и девочки.

С первых дней жизни у детей начинает быстрее развивается правое полушарие мозга. Правому полушарию свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Правое полушарие перерабатывает всю информацию комплексно. Из его поля зрения не выпускается ничего и не делится на важное и неважное. Левое полушарие, хоть оно включается в работу еще до рождения, как и правое, развивается медленнее. Благодаря левому полушарию, информация дробится на блоки, отбрасывается несущественное, выбирается наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивается мыслительная цепочка (причинно-следственная, логическая). Центры речи расположены в левом полушарии. Человек, овладев речью, научился классифицировать информацию, разбивать ее на блоки. Однако с речью происходит утеря некоторых конкретных признаков предметов, явлений, событий.

Пучок нервных волокон, соединяющий два полушария и позволяющий полушариям обмениваться информацией, у детей тоньше, чем у взрослых. У мальчиков и мужчин он тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у мальчиков интеграция информации, обрабатываемая в каждом из полушарий, речевом и неречевом, затруднена. Это особенность сказывается на особенностях их мышления и других психических функциях. Однако вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского. У девочек организация мозга менее разнообразна. Но среди девочек мало ярких левополушарных и ярких правополушарных. Среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Однако мальчики и девочки, отнесённые к одному и тому же типу, мыслят по-разному, потому что процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связываются друг с другом, образуют неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.

Теория асинхронной эволюции полов генетика В.А. Геодакяня

Зачем природе деление на мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится когда-то тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление, обеспечит приспособление к новым условиям. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи.

Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс. Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Природа бережёт женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. Но природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий, то есть они лучше приспосабливаются к негативным условиям внешней среды, чем особи мужского пола. Поэтому самцам приходится что-то изобретать, чтобы выжить. Этими различиями и определяется высокая расположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Ситуация №3.

Ведущий. Предлагается просмотреть два видеосюжета: учитель на уроке и боксер на ринге.

  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи, методы и приемы, профессиональные деформации, травмы тела или психики, профессиональная пригодность и способности и т.д.).
  2. Что общего в деятельности учителя и боксера? ( любовь к своей профессии и т.д.)
  3. Имеет ли право вести бой боксеры разных весовых категорий?
  4. Придумайте аналогичный вопрос, относящийся к учителю и ученику. Задайте этот вопрос участникам первой и второй группам.
  1. Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
  2. Как учить разных?
  3. Как поддерживать разнообразных?
  4. Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?
  5. Как оценивать разных детей:
    -по способностям,
    -по старанию,
    -или еще как-нибудь?
  1. На сколько существенные различия у мальчиков и девочек, что это стало проблемой в обучении?
  2. Нужно ли учитывать учителю особенности организации мозга и психики при обучении мальчиков и девочек?
  3. Нужно ли учитывать учителю особенности организации познавательной и эмоциональной сфер при обучении мальчиков и девочек?
  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи, методы и приемы, профессиональные деформации, травмы тела или психики, профессиональная пригодность и способности и т.д.).
  2. Что общего в деятельности учителя и боксера? ( любовь к своей профессии и т.д.)
  3. Имеет ли право вести бой боксеры разных весовых категорий?
  4. Придумайте аналогичный вопрос, относящийся к учителю и ученику. Задайте этот вопрос участникам первой и второй группам.

Далее участники трех круглых столов выступают со своими отзывами и предложениями.

Предлагаются конкретные методические рекомендации и инструкции.

Подводит итоги, благодарит всех участников.

  • Что Вы узнали нового для себя?
  • Что Вам понравилось?
  • Какую тему Вы бы хотели поднять на следующем тренинге?

Ведущий акцентирует проблему для следующего тренинга на тему “Опять двойка” (проблема мотивации и оценивания мальчиков).

Учителя жалуются на низкую мотивацию учеников. Нынешнее поколение не хочет бездумно овладевать прославленным “багажом знаний”, который может им когда-то понадобиться. Это уже прагматическое поколение, которое требует конкретного ответа от учителя: “А зачем мне это нужно, что это мне даст?” Сегодня ученик, умеющий пользоваться Интернетом, мгновенно может получить необходимую ему информацию. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что учитель перестал быть основным источником знаний для учеников. Педагоги жалуются на то, что не осталось рычагов воздействия на учеников.

Когда ученик не хочет учить тот или иной предмет, то он и не учит этот предмет. Они знают, какие предметы нужно сдавать на вступительных экзаменах в вуз, знают, что родители, наймут им репетиторов для подготовки к поступлению. Практически это обесценивает значение средней школы. В школе можно не учиться. Аттестат и так дадут, а к поступлению в вуз готовят репетиторы, а не учителя, наконец, есть платная форма обучения. Значительная часть высших учебных заведений берет всех подряд, лишь бы платили.

Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны быть проективные методики, системы индивидуальной педагогической поддержки движения учеников по индивидуальным образовательным траекториям, самостоятельное обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что, если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можем ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться в школе, и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий.

Рассматривая самого себя как садовника в питомнике человечества, преподаватель должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами.

Это педагога ответственность – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

Проблемы мотивации и оценивания мы с Вами обсудим на следующем тренинге “Опять двойка”. Удачи всем!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но е нее были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научил своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

Мораль сей притчи такова: необходим учет индивидуальных способностей, не надо развивать то, на что ребенок не способен. Развить можно только то, на что ребенок способен.

Если бы в школе животных был бы такой же подход.

Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что никого это не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

Есть ли у этой притчи мораль?

Мораль очевидна — перестать выстраивать образовательную стратегию в расчете на аномальных лосей. При разработке стандартов всерьез реализовать идею вариативного образования, при котором мы будем продолжать обучать и развивать всех детей без исключения, не питая иллюзий насчет равных возможностей освоения учебного материала в полном объеме. Тогда станет возможным перевод в следующий класс с двойками, предоставление права учащимся наверстать упущенное на любом этапе обучения, даже после получения итогового документа об образовании с прочерками по отдельным предметам. Главное — перестать врать.
---

Блог создан для общения и обмена опытом с коллегами, учителями, учащимися и их родителями. Здесь ВЫ можете найти сказки, притчи, статьи, презентации, методические материалы к урокам и многое другое.

Хочу поделиться я всем, что имею.
Что нравится мне, что люблю, что умею.
Надеюсь, в работе поможет блог Вам.
Смелей заходите, я рада гостям!
Давайте дружить, давайте общаться,
Давайте не будем в себе замыкаться.

понедельник, 3 ноября 2014 г.

Школа для животных - (притча о школе)


Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что никого это не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось , который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.


Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами? Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.

Читайте также: