Проект детский сад и семья два берега одной реки

Обновлено: 14.05.2024

Семья — группа живущих вместе близких родственников.

Семьянин — человек, имеющий семью, а также глава семьи (устар.).

Семьянин — человек, обладающий качествами, необходимыми для семейной жизни.

Итак, почему тема взаимоотношений педагогов дошкольных учреждений и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных?
Начал разговор Игорь Грибков.

Мария Гальперина, методист Городского центра развития образования:
Разрешите, я отвечу. Весь прошлый год по заказу Управления образования я исследовала этот вопрос. На мой взгляд, появление нормативных документов не является единственным объяснением возникших у педагогов сложностей. Ведь что скрывать? Законы и инструкции мы не только выполняем, но и обходим, если они плохо согласуются с практикой. Давайте посмотрим на проблему со стороны родителей. Наши родители, особенно молодые, за редким исключением, с правовыми документами не знакомы и особой любознательности в этом отношении не выказывают. Зато они четко знают, что они самые главные фигуры по отношению к своему ребенку. Это знание, без всяких документов, разлито сегодня в воздухе. Это особенность времени. И родители приходят к нам с ощущением, что они сегодня имеют право очень многое решать.

Марина Аромштам:
В предыдущих выступлениях, на мой взгляд, прозвучали две важные мысли. Первое: проблематика взаимоотношений педагогов и родителей возникла в результате смены идеологического курса. В доперестроечные времена господствовало представление о примате коллективного воспитания. Считалось, что главной воспитательной силой по отношению к детям является коллектив, существующий в рамках образовательного учреждения. Ребенок осваивает социально-нравственные законы, приобретает духовные ориентиры, в первую очередь в детском саду и в школе. Семья же — это дело десятое. Сегодня коренным образом изменился взгляд на семью. Был провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в воспитании ребенка. И это коренным образом изменило ситуацию взаимоотношений между родителями и детским садом.
С другой стороны, в период перестройки казавшаяся такой устойчивой система дошкольного образования стала разрушаться под влиянием новых рыночных отношений. Чтобы выжить, детские сады вынуждены были принять новые условия игры.
Означает ли это, что сегодня их политика должна строиться аналогично политике магазина, бани или парикмахерской — учреждений, которые традиционно принадлежат к сфере услуг?


В семье не без урода.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

Светлана Астафьева, начальник Отдела развития дошкольного и общего среднего образования Департамента образования г. Ярославля:
Детский сад сегодня действительно должен учиться существовать в условиях рынка. Семья действительно является социальным заказчиком образовательных услуг. Но и государство предъявляет нам свои требования. Государству небезразлично, какого ребенка мы воспитываем. Поэтому в нашей стране существуют академии и научно-исследовательские институты, которые финансируются государством и разрабатывают образовательные программы для наших учреждений. Есть сеть учебных заведений, готовящих специалистов для детских садов.
И нам нужно научиться вести грамотную политику, которая бы сочетала интересы родителей и интересы государства.
Кстати, родителей сегодня интересует, по какой программе работает тот или иной садик. Они хотят иметь информацию о тех детских садах, которые могли бы впоследствии обеспечить их ребенку поступление в элитные школы.

Ирина Радостина, заведующая детским садом № 185:
Сложность ведь в чем заключается? Родители хотят видеть своего ребенка самым лучшим, самым талантливым, самым перспективным. Это, с одной стороны, правильно. С другой стороны, если родитель не видит проблем ребенка, он не будет помогать в их решении. Наша задача — показать родителю, в чем проблемы у его малыша.

Людмила Соколова, заведующая детским садом № 187:
Мы пошли по другому пути. На наш взгляд, родитель должен знать, что мы можем предложить его ребенку и как это происходит. Поэтому мы у себя организовали адаптационные группы, куда малыш приходит вместе с родителем. Родитель присутствует в группе, видит, как педагог занимается с его ребенком и с другими детьми. Это одновременно и информирование, и обучение.
Для нас же важно не только сообщить родителю о том, что мы хотим делать с его ребенком, но и узнать, чего он от нас ждет.
Некоторые родители предпочитают сами заниматься с малышом, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки.

Марина Аромштам:
Здесь мы затрагиваем очень скользкую тему: как в этом случае нужно формировать группы? Как подбирать педагогов для работы в группах? И действует ли сегодня — пусть негласно — сословный принцип в выборе родителями дошкольного учреждения? Сегодня, пожалуй, мы эту проблему не осилим.

является повышение педагогической компетентности посредством организации совместной деятельности воспитателя и родителей.

Основными задачами проекта

1. активизация потребностей родителей в сотрудничестве с детским садом;

2. педагогическое просвещение родителей для развития у них компетентности в воспитании детей, учитывая типологию семейного воспитания;

3. сотрудничество воспитателей и родителей в совместной деятельности с дошкольным учреждением.

Ожидаемые результаты:

-родители привлечены к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;

-удовлетворены потребности родителей в разных формах взаимодействия с воспитателем и детским садом;

-семьи сотрудничают с дошкольным учреждением;

-повышен уровень развития компетентности родителей.

В основе проекта лежат принципы взаимодействия воспитателей и родителей, способствующие развитию их компетентности: соглашения (договорённость двух сторон); сопряжения (согласованное установление связи ребёнка, семьи и детского сада); сопереживания (взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и дошкольного учреждения); сопричастности (чувствовать себя частью ребёнка); содеянности (реализация обоюдных практических действий, а так же принцип открытости детского сада для семьи, создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы организации сотрудничества – групповая и индивидуальная работа с родителями.

Особенности проведения совместных мероприятий:

предварительная работа, которая включает:

- индивидуальные беседы, консультации;

Месяц Название мероприятия Цель проведения мероприятия

Сентябрь

2. Составление социально – демографического паспорта семьи.

7. Стенд для родителей «Как мы живём, отражающий культурно-досуговую деятельность детей.

Изучение социального статуса семей группы и отношение родителей в воспитании их детей.

Психолого– педагогическое просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей ребёнка.

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей младшего возраста.

Ознакомление родителей с тематикой праздников и развлечений для детей.

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Выявление запросов родителей и определения тем для консультаций и бесед,посредством использования почтового ящика.

СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА :

налаживание контакта с семьями воспитанников, развитие компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения детей и сотрудничества с детским садом.

Октябрь

6. Темы в родительском уголке:

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

Повышение психолого –педагогической компетентности родителей в отношении родителей к своей семейной роли и к ребёнку.

Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

Сбор сведений о потребностях родителей в сотрудничестве с ДОУ.

СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА:

приобщать родителей к совместной досуговой деятельности, развитие компетентности родителей в оценивании творческих способностей детей.

Ноябрь

Обогатить родителей знаниями о познавательно-речевом развитии малыша, его влиянии на развитие личности ребенка

Реализация единого воспитательного подхода в познавательно – речевом развитии в детском саду и дома.

Объединение усилий педагогов и родителей по проблеме речевых трудностей у детей.

Обогащение педагогических знаний родителей о речевом развитии детей младшего возраста.

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Обогащение знаний у родителей о медико – профилактической работе.

Формирование представления о влиянии быта в неполной семье на развитие личности ребёнка.

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

приобщать родителей и детей к совместной деятельности, развивать компетентность родителей в проявлении инициативы и самостоятельности ребёнка.

Декабрь

Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Повышение педагогической компетентности родителей в восприятии характера ребёнка, его поступков.

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.

СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА:

активизация родителей в совместной досуговой деятельности, развитие компетентности родителей в стремлении проводить много времени с ребёнком, одобряя его интересы.

Январь

Информирование родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения всеобуча.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни малыша.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей.

Формировать представление о процессе общения, атмосферы совместного творчества родителей с детьми из неполных семей.

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

повышение компетентности родителей в развитии здоровья детей, в представлении ребёнка как приспособленной и успешной личностью.

Февраль

5. Приглашение для пап на праздник, посвящённый дню защитника Отечества.

Обогащение знаниями родителей о здоровье детей, профилактики заболеваний.

Распространение педагогических знаний среди родителей в воспитании детей, взаимодействии с ребёнком в семье.

СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА:

активизировать родителей в участии совместной досуговой деятельности, развитие компетентности у них в открытости и доверительности в отношении к детям.

Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.

Реализация единого воспитательного подхода по развитию у детей творческих способностей в детском саду и дома.

Повышение педагогической компетентности родителей в развитии творческих способностях ребёнка.

СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА:

приобщение родителей к совместной досуговой деятельности, развитие компетентности родителей в поощрении инициативы и самостоятельности ребёнка в старании быть с ним на равных.

Апрель 1. Приглашать родителей наблюдать за ребёнком в группе в разные режимные моменты.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, с целью изучения своего ребёнка в непривычной для них обстановке.

Повышение педагогической компетентности родителей в оценивании творческих способностей детей.

Активизация педагогических знаний родителей об интеллектуальном развитии ребёнка.

Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

активизировать совместную деятельность родителей совместно с воспитателями и детьми, развитие родительской компетентности в ощущении себя с ребёнком единым целым.

7. Приглашать родителей посещать прогулку на групповом участке. Знакомство родителей с формированными умениями и навыками, знаниями детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников дошкольного учреждения (отчётное собрание).

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания и навыков общения детей.

Способствовать формированию знаний у родителей о безопасности ребёнка.

Формирование знания у родителей о проблеме социализации ребёнка в неполной семье и путях их решения.

Вовлечение родителей в педагогический процесс с целью изучения своего ребёнка в непривычной для них обстановке.

СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

реализация совместных действий родителей, детей и воспитателей, развитие компетентности родителей в принятии интересов, мыслей, чувств ребёнка.

Проектная деятельность в ДОУ

Проектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родители и воспитатели –

два берега одной реки.

Аннотация. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста принадлежит семье и детскому саду. В статье рассматриваются основные формы работы с семьей по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. Одной из таких проблем является проблема взаимодействия воспитателя и родителя по обучению и воспитанию детей, так как родители переносят всю ответственность на воспитателей.

В Законе “Об образованииРФ” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагоги и родители должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста принадлежит педагогам и родителям. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию. Так как многие родители не знают современных подходов в воспитании детей, и, не имея педагогических знаний, думают, что дети растут сами по себе.

Одной из основных задач является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний.

Особой популярностью пользуются нетрадиционные формы сотрудничества с родителями такие как:

Познавательные формы . Их суть - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания и обучения детей. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка можно провести тренинги, практикумы, выпустить газеты, альбомы, провести родительские собрания.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов и запросов родителей по обучению и воспитанию детей. В целях педагогического просвещения родителей, используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями являются беседы, консультации, анкетирования, опросы.

Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными.

Досуговые формы : организация выставок, участие в районных мероприятиях, конкурсах, праздниках и досугах.

Участвуя в деятельности по реализации задач по обучению и воспитанию детей родители:

ощущают свою причастность к организации образовательной деятельности с детьми;

видят, как ребенок общается с другими;

начинают больше понимать в детском воспитании и развитии;

обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;

получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

Такая организация работы с родителями позволяетструктурировать работу воспитателя с родителями и придать ей комплексный характер.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий педагогов и родителей. Без родительского участия процесс воспитания и обучения невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества.

Автор: Шведова Наталья Александровна

Населенный пункт: Московская область, г. Ивантеевка

Работа с родителями – это сложная и очень важная часть деятельности педагога. Работая в детском саду, я столкнулась с такой проблемой, как недоверие и недопонимание родителей и воспитателя. Многие родители в меру своей занятости считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И по этой причине мы испытываем большие проблемы в общении с родителями. Так как мы сталкиваемся с тем, что родители не слышат и не хотят понимать воспитателя. И отсюда идет волна недоверия.

Я поставила следующие задачи:

Конечно, необходимо расширить формы взаимодействия с родителями и использовать разные методы для улучшения контакта с семьями детей.

В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • открытые занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы.

Родительские собрания – одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями в детских садах. По статистике большая часть родителей пассивна, и не хочет принимать никакого участия в жизни коллектива.

А еще лучше показать для родителей открытое занятие с участием детей. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких мероприятий, родители охотнее идут на контакт с педагогом, прислушиваются к его советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.

Досуговая работа с родителями очень полезна, но и очень трудна в организации процесса. Это можно объяснить тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребёнка, трудности его отношения со сверстниками и попробовать посмотреть, как можно изменить поведение своего ребёнка во взаимоотношениях с другими детьми, но и также пересмотреть своё отношение с родительским комитетом. Это сложный процесс, но он оправдывает свои средства, так как мы можем совместно нормализовать дружеские взаимоотношения с семьями детей.

Всегда и всюду была самая главная ценность у каждого человека - это здоровье и в нашей группе стало традиционным проведение праздников, посвящённых Дню защитника Отечества. Наши мальчики охотно соревнуются со своими папами. Праздник создаёт условия не только для укрепления физического развития и здоровья, но и также для сплочения семьи.

Рис.4 Поход в театр

Рис.5 Поход в театр

Также родители всегда меня поддерживают и оказывают посильную помощь в обустройстве участка и на субботниках и т.д. Мои родители прислушиваются к моим словам и это очень важно, так как мы понимаем и доверяем друг другу. Потому что самое главное в работе воспитателя - это искренние улыбки на лицах детей.

Рис.6 Проведение субботника в детском саду

Рис.7 Проведение субботника в детском саду

Читайте также: