Положение о базовой школе педагогического вуза

Обновлено: 05.07.2024

Министерство просвещения создаст сеть базовых школ при педагогических вузах. Также будет подготовлен порядок, определяющий правила работы студентов в школах. Об этом рассказал замминистра просвещения Виктор Басюк во время видеосовещания, посвященного итогам волонтерской работы в педвузах.

- Одна из инициатив министра просвещения России Сергея Кравцова - создание пула базовых школ при педагогических вузах. Это школы с высоким качеством образования, где ребята будут получать профессиональные навыки, - сообщил он.

Также Виктор Басюк заявил, что министерство готовит порядок, который будет определять правила работы студентов в школах. В начале июня президент подписал закон, согласно которому студенты старших курсов смогут преподавать до получения диплома.

- Мы очень ждем вас в школе, - сказал Басюк. - Образовательным организациям очень не хватает молодых увлеченных педагогов, которые обладают самыми современными знаниями и компетенциями, особенно в сфере информационных, цифровых технологий.

Замминистра поблагодарил студентов - участников проекта "Волонтеры просвещения" за помощь учителям в организации дистанционного обучения школьников.

На совещании выступили студенты-волонтеры нескольких вузов, в том числе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Армавирского государственного педагогического университета, Шадринского государственного педагогического университета.

Они рассказали о добровольчестве: улучшении цифровых навыков педагогов, помощи школьникам в выполнении домашних заданий, консультировании родителей, психологическом сопровождении.

– Создание пула базовых школ при пед­университетах – одна из мер по обновлению системы подготовки школьных учителей. В перспективе данные меры смогут не только восполнить нехватку учителей, увеличивающуюся с каждым годом, но и повысить уровень подготовки педагогов.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

– Вариант наличия школы внутри вуза достаточно оправдан и целесообразен. Точнее, у нас целых три таких варианта. Первый – это школа, расположенная непосредственно внутри нашего университета, в ней учатся около 400 детей с 1‑го по 11‑й класс. На ее базе наши студенты проходят педагогическую практику, а сотрудники проводят научные исследования. Второй вариант – предуниверсариум, в рамках которого также внутри университета организовано несколько старших классов, этим ребятам интересны социогуманитарная специализация, коммуникации, науки о человеке. Используя ресурсы университета, они получают полноценное общее образование с участием наших преподавателей, слушают элективные курсы. И третий вариант – это предпрофессиональное образование в обычных школах, которые аффилированы с вузами, но не являются университетскими подразделениями. Таких школ у нас около 60. В целом же все эти варианты помогают университету наладить тесное взаимодействие с системой общего образования, в первую очередь чтобы обеспечить прохождение нашими студентами педагогической практики с максимальной пользой для всех. Кроме того, это помогает проводить различные исследования, опросы, собирать аналитику. Наконец, обратная связь, которую мы получаем от школ, – это огромное подспорье в плане понимания, как работают наши программы и что в них следует поменять.

– У нас в городе есть лицей, который считается педагогическим. Но выпускники этого учебного заведения нечасто выбирают профессию учителя. Думаю, одна из причин в том, что набор в лицей ведется с седьмого класса. В этом возрасте дети еще не думают серьезно о выборе жизненного пути. Гораздо эффективнее, я думаю, было бы создавать профильные 10‑е и 11‑е классы при обычных школах.

– У нас в вузе эта идея реализована уже несколько лет назад. В нескольких школах города мы организовали так называемые клинические базы практик. Начиная с первого курса наши студенты регулярно выходят на уроки и внеклассные мероприятия, знакомятся с процессом преподавания и воспитания изнутри. В течение всей учебы идет постоянное общение с наставниками, детьми и родителями. Наши студенты уже к 4‑му курсу имеют полное представление о всех требованиях к проведению уроков, проверке знаний и отчетности, то есть для них нет сюрпризов и неожиданностей, когда они начинают работать самостоятельно. Кто-то из студентов уже на практике понимает, что школа не то место, куда он хочет прий­ти по окончании вуза, и это тоже хорошо. Чтобы не было разочарований потом, лучше это понять в студенчестве.

Ирина СОБОЛЕВА, методист отдела развития общего образования Карельского института развития образования, Петрозаводск:

Ефим ШАИН, завкафедрой социальных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:

– Убежден, что педвуз не может выполнить одну из своих миссий – создание условий для становления настоящих учителей, если он повседневно не взаимодействует со школой. Это аксиома. Так было в советское время, это есть и сейчас в лучших педвузах России. У нас в университете каждый факультет имеет договорные отношения с лучшими (по своему профилю) образовательными организациями региона. И если этот процесс получит федеральную нормативную и финансовую подпитку, то вполне можно рассчитывать на повышение качества подготовки учителей.

Поэтому для меня вопрос не в целесо­образности, а в механизме реализации решения Минпросвещения России. Можно придать уже имеющимся хорошим школам в каждом регионе статус базовых школ педвузов с целевым финансированием и материально-техническим снабжением. Но этот вопрос придется решать с региональными и федеральными органами власти, что может похоронить вообще саму идею.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка "Положение о базовой школе по реализации направления «Повышение эффективности образовательного процесса и качества преподавания русского языка" будет интересна методистам и руководителям образовательных организаций.

о базовой школе (ресурсно-консультационном пункте)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, основные направления деятельности и порядок функционирования базовой школы по вопросам повышения эффективности образовательного процесса и качества преподавания русского языка.

1.2. Базовые школы создаются в целях повышения качества преподавания русского языка как ресурсно-консультационные пункты.

1.3. Признание образовательной организации базовой школой (ресурсно-консультационным пунктом) /далее – Базовая школа/по вопросам повышения качества преподавания русского языка не приводит к изменению её организационно-правовой формы, типа и вида образовательной организации.

1.5. Базовые школы организуются на основе образовательных округов.

II. Цель и задачи базовой школы:

2.1. Целью базовой школы является повышение эффективности образовательного процесса, качества преподавания русского языка через внедрение современных технологий обучения, видов и форм контроля знаний.

2.2. Задачи базовой школы:

- повышение

профессиональной компетентности учителей;

качества преподавания русского языка;

- внедрение современных технологий обучения, видов и форм контроля знаний, осуществление инновационной деятельности.

III. Организация деятельности базовой школы

3.1. Базовая школа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования и образовательными организациями округа.

3.2. Базовая школа в закрепленном за ней образовательном округе:

- оказывает методическую и консультационную помощь учителям русского языка и литературы по вопросам повышения профессиональной компетентности и качества преподавания русского языка;

- организует семинары-практикумы, творческие и проблемные группы, педагогические мастерские, круглые столы, мастер-классы и т.д.;

- оказывает содействие в распространении инновационного педагогического опыта, методических рекомендаций, пособий;

- совместно с отделом образования проводит мониторинг качества знаний учащихся.

3.3. Общее руководство деятельностью базовой школы осуществляет

руководитель образовательной организации, на базе которого создана и функционирует базовая школа.

3.4. Руководитель базовой школы в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, планом работы базовой школы и выполняет следующие функции:

- утверждает нормативную документацию, регулирующую деятельность базовой школы в соответствии с настоящим Положением;

- назначает тьютора научно-методического сопровождения повышения качества преподавания русского языка из числа наиболее опытных и компетентных учителей русского языка;

3.5. Тьютор научно-методического сопровождения повышения качества преподавания русского языка базовой школы выполняет следующие функции:

- осуществляет текущее руководство деятельностью базовой школы;

- принимает участие в планировании, организации мероприятий;

- консультирует педагогов по проблеме базовой школы;

- проводит мониторинг эффективности деятельности базовой школы по данному направлению.

3.6. Педагоги образовательного округа

- участвуют в планировании и проведении мероприятий, осуществляемых в рамках базовой школы;

- организуют занятия по закрепленным темам;

- участвуют в мониторинге качества знаний учащихся по русскому языку, эффективности деятельности базовой школы.

3.7. Результатом работы базовой школы являются методические рекомендации, дидактические материалы и повышение качества преподавания русского языка в городе.

IV. Оплата и финансирование

4.2. Участники базовой школы имеют право на стимулирующие их труд доплаты за счет бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.33

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.33 1

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.34

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.34 1

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.54

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.54 1

WhatsApp Image 2021-11-01 at 16.18.55

В ходе выступления эксперт ТГПУ поделилась с коллегами опытом научного сотрудничества Томского педагогического университета и школ, рассказала о научной работе сегодня и о том, какие перспективы видятся в будущем.

Отдельное внимание Наталия Альбертовна уделила созданному в ТГПУ Институту развития педагогического образования, который объединяет три значимые для развития научных коллабораций вуза и школ структуры: кафедра педагогики и психологии образования, Парк инновационных образовательных практик и структура, связанная с сопровождением научно-исследовательской работы аспирантов по педагогическим направлениям.

В перспективе сотрудников Томского педагогического университета – сохранить многолетние научные связи, а через деятельность Парка инновационных образовательных практик, разрабатывающего новые механизмы взаимодействия, расширить сеть базовых школ.

В процессе общения эксперты педвузов также обсудили роль базовой школы в практикоориентированной подготовке студентов-педагогов, реализацию федеральных инновационных площадок в образовательной деятельности базовых школ, психологические исследования как инструмент управления инновационной деятельностью в общем образовании, нормативное обеспечение деятельности базовых школ (механизмы межведомственного взаимодействия) и другие. Итоги встречи подвел представитель Минпросвещения РФ Балахонов Андрей Петрович:

Завершая проведение совета, А.П. Балахонов акцентировал, что работа как школ, так и педагогических университетов должна быть направлена в первую очередь на ребенка, чтобы привести как к повышению качества подготовки школьника, так и будущего учителя.

Читайте также: