Положение о базовой школе педагогического вуза
Обновлено: 05.07.2024
Министерство просвещения создаст сеть базовых школ при педагогических вузах. Также будет подготовлен порядок, определяющий правила работы студентов в школах. Об этом рассказал замминистра просвещения Виктор Басюк во время видеосовещания, посвященного итогам волонтерской работы в педвузах.
- Одна из инициатив министра просвещения России Сергея Кравцова - создание пула базовых школ при педагогических вузах. Это школы с высоким качеством образования, где ребята будут получать профессиональные навыки, - сообщил он.
Также Виктор Басюк заявил, что министерство готовит порядок, который будет определять правила работы студентов в школах. В начале июня президент подписал закон, согласно которому студенты старших курсов смогут преподавать до получения диплома.
- Мы очень ждем вас в школе, - сказал Басюк. - Образовательным организациям очень не хватает молодых увлеченных педагогов, которые обладают самыми современными знаниями и компетенциями, особенно в сфере информационных, цифровых технологий.
Замминистра поблагодарил студентов - участников проекта "Волонтеры просвещения" за помощь учителям в организации дистанционного обучения школьников.
На совещании выступили студенты-волонтеры нескольких вузов, в том числе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Армавирского государственного педагогического университета, Шадринского государственного педагогического университета.
Они рассказали о добровольчестве: улучшении цифровых навыков педагогов, помощи школьникам в выполнении домашних заданий, консультировании родителей, психологическом сопровождении.
– Создание пула базовых школ при педуниверситетах – одна из мер по обновлению системы подготовки школьных учителей. В перспективе данные меры смогут не только восполнить нехватку учителей, увеличивающуюся с каждым годом, но и повысить уровень подготовки педагогов.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:
– Вариант наличия школы внутри вуза достаточно оправдан и целесообразен. Точнее, у нас целых три таких варианта. Первый – это школа, расположенная непосредственно внутри нашего университета, в ней учатся около 400 детей с 1‑го по 11‑й класс. На ее базе наши студенты проходят педагогическую практику, а сотрудники проводят научные исследования. Второй вариант – предуниверсариум, в рамках которого также внутри университета организовано несколько старших классов, этим ребятам интересны социогуманитарная специализация, коммуникации, науки о человеке. Используя ресурсы университета, они получают полноценное общее образование с участием наших преподавателей, слушают элективные курсы. И третий вариант – это предпрофессиональное образование в обычных школах, которые аффилированы с вузами, но не являются университетскими подразделениями. Таких школ у нас около 60. В целом же все эти варианты помогают университету наладить тесное взаимодействие с системой общего образования, в первую очередь чтобы обеспечить прохождение нашими студентами педагогической практики с максимальной пользой для всех. Кроме того, это помогает проводить различные исследования, опросы, собирать аналитику. Наконец, обратная связь, которую мы получаем от школ, – это огромное подспорье в плане понимания, как работают наши программы и что в них следует поменять.
– У нас в городе есть лицей, который считается педагогическим. Но выпускники этого учебного заведения нечасто выбирают профессию учителя. Думаю, одна из причин в том, что набор в лицей ведется с седьмого класса. В этом возрасте дети еще не думают серьезно о выборе жизненного пути. Гораздо эффективнее, я думаю, было бы создавать профильные 10‑е и 11‑е классы при обычных школах.
– У нас в вузе эта идея реализована уже несколько лет назад. В нескольких школах города мы организовали так называемые клинические базы практик. Начиная с первого курса наши студенты регулярно выходят на уроки и внеклассные мероприятия, знакомятся с процессом преподавания и воспитания изнутри. В течение всей учебы идет постоянное общение с наставниками, детьми и родителями. Наши студенты уже к 4‑му курсу имеют полное представление о всех требованиях к проведению уроков, проверке знаний и отчетности, то есть для них нет сюрпризов и неожиданностей, когда они начинают работать самостоятельно. Кто-то из студентов уже на практике понимает, что школа не то место, куда он хочет прийти по окончании вуза, и это тоже хорошо. Чтобы не было разочарований потом, лучше это понять в студенчестве.
Ирина СОБОЛЕВА, методист отдела развития общего образования Карельского института развития образования, Петрозаводск:
Ефим ШАИН, завкафедрой социальных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:
– Убежден, что педвуз не может выполнить одну из своих миссий – создание условий для становления настоящих учителей, если он повседневно не взаимодействует со школой. Это аксиома. Так было в советское время, это есть и сейчас в лучших педвузах России. У нас в университете каждый факультет имеет договорные отношения с лучшими (по своему профилю) образовательными организациями региона. И если этот процесс получит федеральную нормативную и финансовую подпитку, то вполне можно рассчитывать на повышение качества подготовки учителей.
Поэтому для меня вопрос не в целесообразности, а в механизме реализации решения Минпросвещения России. Можно придать уже имеющимся хорошим школам в каждом регионе статус базовых школ педвузов с целевым финансированием и материально-техническим снабжением. Но этот вопрос придется решать с региональными и федеральными органами власти, что может похоронить вообще саму идею.
Данная разработка "Положение о базовой школе по реализации направления «Повышение эффективности образовательного процесса и качества преподавания русского языка" будет интересна методистам и руководителям образовательных организаций.
о базовой школе (ресурсно-консультационном пункте)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, основные направления деятельности и порядок функционирования базовой школы по вопросам повышения эффективности образовательного процесса и качества преподавания русского языка.
1.2. Базовые школы создаются в целях повышения качества преподавания русского языка как ресурсно-консультационные пункты.
1.3. Признание образовательной организации базовой школой (ресурсно-консультационным пунктом) /далее – Базовая школа/по вопросам повышения качества преподавания русского языка не приводит к изменению её организационно-правовой формы, типа и вида образовательной организации.
1.5. Базовые школы организуются на основе образовательных округов.
II. Цель и задачи базовой школы:
2.1. Целью базовой школы является повышение эффективности образовательного процесса, качества преподавания русского языка через внедрение современных технологий обучения, видов и форм контроля знаний.
2.2. Задачи базовой школы:
- повышение
профессиональной компетентности учителей;
качества преподавания русского языка;
- внедрение современных технологий обучения, видов и форм контроля знаний, осуществление инновационной деятельности.
III. Организация деятельности базовой школы
3.1. Базовая школа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования и образовательными организациями округа.
3.2. Базовая школа в закрепленном за ней образовательном округе:
- оказывает методическую и консультационную помощь учителям русского языка и литературы по вопросам повышения профессиональной компетентности и качества преподавания русского языка;
- организует семинары-практикумы, творческие и проблемные группы, педагогические мастерские, круглые столы, мастер-классы и т.д.;
- оказывает содействие в распространении инновационного педагогического опыта, методических рекомендаций, пособий;
- совместно с отделом образования проводит мониторинг качества знаний учащихся.
3.3. Общее руководство деятельностью базовой школы осуществляет
руководитель образовательной организации, на базе которого создана и функционирует базовая школа.
3.4. Руководитель базовой школы в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, планом работы базовой школы и выполняет следующие функции:
- утверждает нормативную документацию, регулирующую деятельность базовой школы в соответствии с настоящим Положением;
- назначает тьютора научно-методического сопровождения повышения качества преподавания русского языка из числа наиболее опытных и компетентных учителей русского языка;
3.5. Тьютор научно-методического сопровождения повышения качества преподавания русского языка базовой школы выполняет следующие функции:
- осуществляет текущее руководство деятельностью базовой школы;
- принимает участие в планировании, организации мероприятий;
- консультирует педагогов по проблеме базовой школы;
- проводит мониторинг эффективности деятельности базовой школы по данному направлению.
3.6. Педагоги образовательного округа
- участвуют в планировании и проведении мероприятий, осуществляемых в рамках базовой школы;
- организуют занятия по закрепленным темам;
- участвуют в мониторинге качества знаний учащихся по русскому языку, эффективности деятельности базовой школы.
3.7. Результатом работы базовой школы являются методические рекомендации, дидактические материалы и повышение качества преподавания русского языка в городе.
IV. Оплата и финансирование
4.2. Участники базовой школы имеют право на стимулирующие их труд доплаты за счет бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.
В ходе выступления эксперт ТГПУ поделилась с коллегами опытом научного сотрудничества Томского педагогического университета и школ, рассказала о научной работе сегодня и о том, какие перспективы видятся в будущем.
Отдельное внимание Наталия Альбертовна уделила созданному в ТГПУ Институту развития педагогического образования, который объединяет три значимые для развития научных коллабораций вуза и школ структуры: кафедра педагогики и психологии образования, Парк инновационных образовательных практик и структура, связанная с сопровождением научно-исследовательской работы аспирантов по педагогическим направлениям.
В перспективе сотрудников Томского педагогического университета – сохранить многолетние научные связи, а через деятельность Парка инновационных образовательных практик, разрабатывающего новые механизмы взаимодействия, расширить сеть базовых школ.
В процессе общения эксперты педвузов также обсудили роль базовой школы в практикоориентированной подготовке студентов-педагогов, реализацию федеральных инновационных площадок в образовательной деятельности базовых школ, психологические исследования как инструмент управления инновационной деятельностью в общем образовании, нормативное обеспечение деятельности базовых школ (механизмы межведомственного взаимодействия) и другие. Итоги встречи подвел представитель Минпросвещения РФ Балахонов Андрей Петрович:
Завершая проведение совета, А.П. Балахонов акцентировал, что работа как школ, так и педагогических университетов должна быть направлена в первую очередь на ребенка, чтобы привести как к повышению качества подготовки школьника, так и будущего учителя.
Читайте также:
- Что такое систола кратко
- Какие чувства переживает чтец когда говорит о соловье услышавшие суд осла кратко 6 класс
- Какое место занимает заметка как жанр публицистики в подобного рода источниках информации кратко
- Какие цели ставили перед собой ополченцы как ополченцам удалось освободить москву кратко
- Календарный план воспитательной работы в доу на 2021 2022 учебный