Какое место занимает физика в системе культуры в условиях научно технического прогресса кратко

Обновлено: 19.05.2024

Беседа о физике и НТП,рекомендуемая для проведения на начальной ступени изучения физики в 7 классе или в 10 классе.Целью является заинтересовать учащихся, показать возможности науки в развитии человечества.

ВложениеРазмер
fizika_i_nauchno.docx 19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Физика и научно – технический прогресс.

( используется на первом уроке физики в 7, 9 или 10 классе)

Мозг обрабатывает гигантское количество сигналов, исходящих от тел, и у человека возникает ощущение тепла или холода, гладкости или шероховатости, цвета или яркости, громкости или тишины, размеров и формы. Причем более 95 % всей информации дают зрение и слух. А если человек родился слепоглухонемым? Как ему объяснить, что такое красное или зеленое, если он никогда лучика света не видел? Как рассказать о прекрасных звуках скрипки, если он никогда ни одного звука не слышал? Да, проблемы очень грандиозные, но это уже другая тема.

Человек, в отличие от животных, способен улавливать неявные, скрытые свойства тел и явлений, тем самым накапливать и передавать Знания. За тысячелетия человечество накопило огромное количество знаний, и одному человеку впитать в себя их всю совокупность невозможно. Поэтому люди специализируются в какой – нибудь достаточно узкой области, а потом делятся плодами своих достижений.

Физика – одна из наук о Природе, о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих свойствах тел и явлений. Физики накопили значительное количество сведений, которые понадобились и представителям других естественных наук. Именно эти науки, используя знания физики, привели в ХХ и ХХ1 веке к состоянию, которое мы называем научно – технической революцией или лучше – научно – технический прогресс!

Сегодня научно – технические знания, лежащие в основе научно – технического прогресса, в принципе позволяют пяти процентам населения прокормить остальные 95 процентов и еще создавать излишки!

Могучие силы природы, освобожденные наукой для блага людей, требуют бережного, взвешенного, продуманного обращения с ними. Поиск истины не может быть безнравственным. Безнравственными и несовершенными могут быть люди, пользующиеся научными достижениями с той или иной целью. Поэтому обучение и воспитание нравственного, умного, знающего, трудолюбивого и добросовестного человека является главной задачей учителя физики!

Вот перечень разделов физики, которые внесли неоценимый вклад в научно – технический прогресс:

  1. механика: расчеты конструкций всех средств передвижения и маршрутов транспортных средств, траекторий планет и космических кораблей;
  2. оптика и квантовая физика: лазерная микрохирургия, голография, лазеролокация;
  3. электричество: электро- и радиотехника, компьютерная техника;
  4. физика твердого тела, физика высоких давлений: искусственные алмазы;
  5. электроника: буквенно – цифровые индикаторы (физика жидких кристаллов);
  6. ядерная физика, физика элементарных частиц: энергетика, медицина, биотехнология.
    Физика : очевидная и невероятная!

В эпоху НТП что принесет она людям? Во многом этот зависит от нас!

Сегодня почти все, что нас окружает в городе, почти все, чем мы пользуемся, являются элементами не природного, естественного, а научно – технологического, искусственного мира.

А теперь давайте немного пофантазируем!

Предположим, что сто лет назад, не желая идти на войну, Карп Лыков убежал в тайгу, за 500км от цивилизации и от нервных потрясений заснул летаргическим сном!

Его случайно находят геологи. Применив современные медицинские препараты, им удается его разбудить. И выяснить, что его зовут Карп Лыков. И первое, что он спросил, озадачило геологов. Как здоровье царя Николая Второго? Закончилась или нет Первая мировая война?

Геологи по портативной рации сообщили в город, что нашли в тайге молодого человека времен царствования Николая Второго и попросили помощи для доставки его в город.

Приземление, медицинский осмотр в поликлинике. Карпа Лыкова рентгенируют, ему измеряют давление, электроэнцефалограф исследует волны его мозга, электрокардиограф

Физиологи, офтальмологи, эндокринологи, гельминтологи, психологи и множество других суетятся вокруг Карпа, стараясь исследовать его и даже просто прикоснуться к нему.

Скоростной лифт поднимает Карпа в телестудию, перед ним – искусственное Солнце.

Он видит себя на экране, видит всю историю доставки его в Москву. Потрясенный, он чешет затылок, не подозревая, каждый его жест, каждое его слово транслируются на всю страну и даже за рубеж!

Впервые в жизни он пробует мороженое, пищу, приготовленную в электропечи или извлеченную из холодильника.

Карпа одевают в искусственную шерсть и нейлон, он ощущает запахи, которых не было сто лет назад. Ему показывают на экране рентгеновский снимок его внутренностей, предлагают сделать операцию на сердце, подремонтировать левый клапан.

По мобильному телефону он разговаривает с Президентом и желает ему здоровья.

Ему показывают электронный микроскоп и радиотелескоп, миниатюрный транзисторный приемник, лазеры и ракету, стартующую на Марс.

Это наука, наука, наука. Всего этого не было сто лет назад.

Сто веков лошадь была самым быстрым средством передвижения. И только за один век люди пересели с лошади на паровоз, На пароход, на автомобиль, на реактивный самолет, на ракету.

Тысячекратно увеличилась скорость, с которой мы можем попадать из одного пункта в другой. Новейшие телескопы тысячекратно увеличили нашу дальнозоркость, электронные микроскопы – нашу способность видеть малое, благодаря новейшим энергетическим установкам в тысячи раз возросла мощь человека!

На протяжении жизни одного – двух поколений точное знание выросло в решающий фактор для судеб человеческой цивилизации. Если успехи науки будут использоваться для блага человека, а не во вред ему, мы можем считать, что перед человечеством еще сотни тысяч лет развитого движения к прекрасному будущему!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация в 11 классе "Научно-технический прогресс"

На уроке используется презентация,подготовленная учителем и учащимися.

научно- технический прогресс ( 11 класс по УМК Кузовлев В. П.Английский язык)

на уроке используется проектная методика-научить рассуждать о преимуществах и недостатках научно- технического прогресса.


Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии.


Презентация к уроку "Бионика и научно-технический прогресс".

Разделы бионики : архитектурная бионика, робототехника, протезирование, генная инженерия и т.д.



Здоровое поколение и научно-технический прогресс

Сегодня мы будем говорить не о достижениях НТП, а о том, как уберечь свое здоровье, сохранить его, используя достижения современности: компьютер, мобильный телефон, наушники.Задачи, с помощью ко.


Урок химии для 11 класса " Развитие химической промышленности в условиях научно - технического прогресса"

На уроке просмотрели презентацию и выявили важнейшие направления развития химической промышленности на основе НТП.

Решение.
Поместив брусок в мензурку, наполненную водой, найдем объем воды V1, вытесненной бруском. Запишем теперь условие равновесия бруска:
mg = FА, (1)
где m − масса бруска, а FА − архимедова (выталкивающая) сила, действующая на брусок.
Так как
m = ρV,
где ρ − плотность, V − объем бруска, а FA = ρвgV1, то из условия равновесия (1) легко получить:
ρ = ρвV1/V.

Пропорции F1/S1=p1= p2=F2/S2, F1/F2=S1/S2= H2/H1
1. Fм=1000*2.5/65=≈38.5Н
2. Fб=500*98/4=12250H
3. Fм=10000*2/2000=10H
4. Fб=5000*10/25= 2000см²
5. Fб=8*200/2=800H, m=80кг, Нб=16*2/8=4см
6. Sм=Fм/р=200/400*10³= 0.5*10^-3м²=5см²

5 гелий не взрывоопасен как водород

4потомучто его плотность меньше

3 чтобы потом сбросить и подняться на нужную высоту

2 то гда он сожмётся

1 небольшое колво газа спускают(если я правильно понял вопрос).

Воспользоваться поляризатором. Естественный свет будет всегде терять 50 процентов своей энергии, проходя через поляризатор, в то время как плоскополяризованный может проходить через поляризатор без потерь, так и полностью поглощаться поляризатором, в зависимости от его ориентации

Задача для 7 класса. В бидон массой m=1.0 кг налили молоко, объём которого V=5.0 литров. Какую минимальную силу надо приложи

Мячик бросили с горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту так, чтобы дальность полёта была максимальной. C какой ск

Сколько энергии нужно затратить, чтобы перевести в жидкое состояние 25 кг железа, температура которого 539 градусов?

)Световой луч падает перпендикулярно на поверхность плоского зеркала лежащего горизонтально.Чему будет равен угол между падающим

Ночью температура воздуха была -6 градусов Цельсия ,а днем +4 градуса Цельсия .На сколько градусов изменилась температура воздух

Мяч брошен под углом 60° к горизонту с начальной скоростью 20 м/с. Какова наибольшая высота подъёма мяча? Какова наибольшая даль

Связь физики с развитием общества прослеживается на протяжении всей истории развития цивилизации. Эта связь не всегда носит однозначный характер, что обусловлено, прежде всего, естественным отставанием реализации тех или иных возможностей от потребностей общества. С другой стороны, на определенных стадиях физика как мощная ветвь дерева цивилизации начинает развиваться уже по своим собственным законам, слабо связанным с развитием общества в целом.

В таблице представлена хронологическая связь основных этапов развития физики и общества. По мере развития материального производства в древнем мире идет накопление знаний в области естествознания. Но в древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае эти знания не были систематизированы. Для развития физики, безусловно, важным является и уровень духовной культуры общества, который необходим для обобщения данных наблюдений, появления новых физических идей и представлений, создания стройной системы знаний. Особенно отчетливо это просматривается в истории физики античного мира.

Определенные ценные знания по отдельным вопросам естествознания были у шумеров, вавилонян и египтян, но они носили случайный характер. И только после появления "чистых наук" - философии и математики в Древней Греции стали возможны систематические работы по описанию и объяснению явлений природы. При этом естественно использовались экспериментальные наблюдения, накопленные в процессе развития материальной культуры. Достижение высокого общего культурного уровня в Греции при наличии обширного комплекса знаний и технических навыков обеспечило в 4 веке до н.э. начало работ по описанию, упорядочению и объяснению явлений природы. Поэтому именно в это время у Аристотеля в его натурфилософских работах появляется само понятие "физика" и закладываются основы физического мышления. Подход Архимеда и других древнегреческих ученых к решению физических проблем основывался на простых, но строгих геометрических доказательствах, так что математика стала основным интеллектуальным орудием физики.

Таблица. Хронология развития культуры и физики

Период Материальная культура Духовная культура Физика
до 6 в. до н.э. Господство религии
6-4 в.в. до н.э. Развитие производительных сил Зарождение “чистых наук” Накопление наблюдений
4 в. до н.э. – 2 в. Развитие философии Выделение конкретных наук Появление натурфилософии Зарождение механики и оптики
3 – 12 в.в. Упадок в Европе Развитие в арабском мире Господство новых религий Упадок в Европе Развитие в арабском мире
13 –16 в.в. Промышленная революция Географические открытия Университеты Ренессанс Система Коперника Зарождение экспериментальной физики
17 – 18 в.в. Рост промышленного производства Буржуазные революции Академии наук Создание классической механики
19 в. Промышленная революция Развитие демократических свобод Становление классической физики
Конец 19 – начало 20 в. Революционные открытия
20 в. Научно-техническая революция Развитие демократии Появление тоталитаризма Развитие квантовой, ядерной физики

Следует отметить, что достижения александрийских механиков 2-1 веков до н.э. позволяли создавать очень нужные и полезные технические устройства. Но отсутствие соответствующей производственной базы задержало реализацию этих изобретений до 2-4 веков, когда они частично использовались при интенсивном строительстве в Римской империи, а внедрение подавляющего большинства изобретений затянулось до эпохи Возрождения.

После распада Римской империи в Европе наблюдается экономический упадок. Это определило то, что в средневековье там практически не наблюдалось развитие физики. Важным фактором, определившим развитие науки, явилось появление новых религий: христианства и ислама. Возникающие новые господствующие идеологии очень ревниво и враждебно относились к культурному наследию прошлого, философии и естественнонаучным трудам. В конце 4 века под руководством александрийского архиепископа Феофила был организован разгром части Александрийской библиотеки, а в начале 5 века по указанию патриарха Кирилла был осуществлен разгром Александрийского музея, а также убиты многие его профессора. В 529 г. император Византии Юстиниан закрыл последнюю философскую школу в Афинах, а римский папа Григорий I специальным постановлением запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией. Арабам же приписывают окончательное сожжение Александрийской библиотеки в 640 г.

По мере усиления и расцвета арабских государств ислам становится более терпимым, начинается ассимиляция культур и в арабском мире наблюдается развитие науки, поэтому достижения средневековой физики в основном связывают с арабскими учеными. При этом следует говорить об изменении отношения именно государств, а не религии, поскольку последняя крайне нетерпима к развитию науки, получению новых объективных знаний. Для ортодоксальных религиозных идеологий главным является беспрекословное следование догмам, послушание, а не результат, и религия на протяжении практически всей истории негативно относилась к развитию физики и естествознания в целом.

В связи с этим в средневековой Европе, где католическая церковь имела огромную власть, даже после создания университетов развитие науки в них носит сугубо схоластический характер. И лишь после начала эпохи Ренессанса, возрождения как материальной, так и духовной культуры наблюдается отказ от схоластического мышления в науке и появляются основоположники экспериментального метода в физике - Леонардо да Винчи и Галилео Галилей. Происходящая в это время промышленная революция, применение машин в мануфактурном производстве ставит новые проблемы перед физикой. Достижения античной статики уже практически исчерпаны, и в отличие от техники древности, где в основном использовалась наука о равновесии, в технике мануфактурного периода вперед выходит задача освоения и передачи механического движения. Такие задачи в полной мере решает созданная в 17-18 веках классическая механика.

Промышленная революция в 19 веке дополнительно стимулировала развитие физики. При этом, прежде всего, следует отметить влияние практического использования паровой машины и потребности ее совершенствования на развитие термодинамики. А успехи учения о теплоте в свою очередь способствовали развитию теплотехники во второй половине 19 века, поскольку конструкторы новых тепловых машин - двигателей внутреннего сгорания опирались на теоретические положения термодинамики.

Также необходимо сказать о бурном развитии электротехники в 19 веке, где широко и активно использовались открытия Вольта, Ампера, Фарадея и других физиков в области электромагнетизма. При этом следует подчеркнуть, что пути и сроки реализации технических применений различных физических открытий могут быть разными, поскольку развитие техники происходит по своим внутренним законам. Например, применения электричества для передачи сигналов на расстояния предлагали Вольта, Ампер и другие исследователи. Но реализация телеграфа стала возможна лишь после удачного предложения в 1832 г. телеграфного алфавита американским изобретателем Самуилом Морзе (1791-1872).

После завершения построения классической физики развитие современной физики в большей степени происходило по объективным законам собственной логики. Так, и теория относительности, и квантовая физика возникли вследствие необходимости преодоления внутренних противоречий в физике, которые не могли быть разрешены в рамках классической теории. И теперь уже достижения квантовой и ядерной физики в 20 веке стимулировали развитие техники и обеспечили полномасштабную научно-техническую революцию в материальном производстве.

Влияние развития культуры на физику также не носило односторонний характер. Помимо влияния физики на промышленную и научно-техническую революции 19 и 20 веков, физика активно и глубоко проникала и в процессы духовного формирования общества. Это, прежде всего, развитие во многом определяющих современную духовную культуру средств связи и массовой информации, появление которых было бы невозможно без достижений физики. А успехи атомной и ядерной физики 20 века в огромной степени обусловили изменение сознания общества в различных направлениях, начиная с политики и кончая экологией.

Необходимо отметить еще один аспект связи физики и общества: влияние государственного устройства на развития физики, что наиболее наглядно проявилось в 20 веке. В основном успехи физики определялись достижениями ученых в демократических государствах, а тоталитарные режимы вынуждали, как правило, эмигрировать представителей научной элиты (Россия, Италия, Германия). Но эта связь не является однозначной, поскольку в тоталитарных государствах на решении ряда научно-технических проблем (в особенности по вопросам совершенствования военной техники) сосредотачивались огромные материальные и людские ресурсы. Причем очень большое внимание уделялось развитию физического образования в массовом масштабе. А уже по закону больших чисел здесь всегда находились ученые, которые успешно занимались не только задачами прикладного характера, но и делали фундаментальные открытия.

Вопрос по физике:

Какое место занимает физика в системе культуры в условиях научно технического прогресса

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 03.04.2018 02:00
  • Физика
  • remove_red_eye 4043
  • thumb_up 44
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Физика.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Физика — область естествознания: естественная наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении.

Проводники сообщили заряд 1*10'9 кл, его зарядили до потенциала 100 в. Определить электроемкость проводника?

Две стальные проволоки, имеющие одинаковые длины, но разные сечения, включены параллельно в цепь. В какой из них будет выделяться большее количество теплоты за одно и то же время?

Помогите с переводом поқжалуцста)) Привет Сауле. Как твои дела? Что у тебя нового? Куда ты собираешься этим летом поехать в отпуск? Я хочу поехать на море в Батуми.

Скорость автобуса равна20 м/с а скорость гоночного автомобиля 360 км/ч. Во сколька раз скорость гоночного автомобиля больше скорости автобуса

Читайте также: