План урока познание мира 3 класс

Обновлено: 01.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровый образ жизни это соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, физическая культура, зарядка, соблюдение правил гигиены, нет вредным привычкам, доброе отношение к природе, людям, правильная организация отдыха и труда.

Всё в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветочек тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие зелёные листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки.

Так же и человек – частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств.

VII. Составление МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Теперь попробуем сделать модель здорового человека. Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек?

Выберите те качества, которые по вашему, наиболее присущи здоровому человеку. Уберите лишнее, чего бы вы не хотели у себя увидеть.


Здоровый человек это:

Сильный, весёлый, стройный, подтянутый, красивый, румяный, ловкий, смелый, славный, спортивный, активный, умный, доброжелательный, бодрый, добрый, довольный, жизнерадостный.

Почему вы убрали: бледный, сутулый, неуклюжий, грустный, усталый, тучный?


Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он обижает людей, животных? Мешают ли плохие мысли здоровому человеку?

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье.

Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы. А ещё, ребята, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.


Давно доказано на деле:

Здоровый дух в здоровом теле

Об этом забывать нельзя!

Запомните волшебные слова:

Грубых слов не говорите

Только добрые дарите.

Улыбайтесь друг другу,

И всегда говорите только добрые слова.

VIII. Опережающее домашнее задание.

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок.

Чистота – залог здоровья.

Здоровье – дороже золота.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

В здоровом теле, здоровый дух.

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чистота – лучшая красота.

Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.

Будешь здоров и силён – узнаешь победу!

Внимательно посмотрите ещё раз на советы и скажите, кто же главный в ответе за ваше здоровье.

Выступление 1 группы: Надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться ты сам.

Выступление 2 группы: Здоровье - это бесценный дар, без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

IX. Физкульминутка.


Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делали?

Правильно, зарядку, разминку, т.е. мы с вами ведём активный образ жизни.


Посмотрите, вы узнали кто это?

Сегодня к нам в класс заходил Мойдодыр! Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него много забот. Но он оставил вам этот мешочек. Что в этом мешочке мы узнаем, если отгадаем загадки.

Ускользает, как живое 2. Хожу – брожу я по лесам.

Но не выпущу его я. А по усам, по волосам

Белой пеной пенится И зубы у меня - длинней

Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.

(мыло) (расчёска)

3. Пластмассовая спинка 4. И сияет, и блестит

Жёсткая щетинка. Никому оно не льстит

С зубной пастой дружит. А любому правду скажет-

Нам усердно служит. Всё как есть ему покажет.

(зубная щётка) (зеркало)

5.Вытираюсь я, стараюсь

После ванной паренька

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.

Давайте произнесём золотое правило у Мойдодыра:

Мы должны запомнить главное: мыть руки с мылом и мыть все овощи и фрукты.

Вспомните, какими полезными продуктами вас кормят в столовой, дома, в гостях.

На большом листе бумаги изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, чёрный хлеб). Обведите зелёным маркером то, что полезно.

Объясните, почему именно эти продукты вы выделили?


Питание должно быть разнообразным, правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами.

Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность в еде и разнообразие.

Ни один продукт не даёт человеку всех питательных веществ, которые необходимы человеку. Одни продукты дают человеку энергию, чтобы он хорошо двигался, думал. Другие помогают сделать организм человека более сильным, а третьи содержат много витаминов и помогают организму расти и развиваться.





Что же мешает нам быть здоровыми?

Как быстро вы вышли из-за парт и никто не остался. Вот так быстро происходит и привыкание к курению, ковырять в носу, грызть ногти, что отрицательно влияет на организм человека.

Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, Потому их называют полезными.

Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью – это вредные привычки.


Некоторые неразумные школьники пробуют курить, не отказываются от пива и даже употребляют наркотики.

Пока у вас не появились такие привычки, давайте послушаем выступление экспертов по вредным привычкам.

Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи на столе у него беспорядок. Родители расстроены: у нашего сына плохая привычка – он не кладет вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.

Привык ученик постоянно палец держать во рту или грызть карандаш. Опять же плохо: с грязью можно и микробов в рот занести.

Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные.

Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается.


Курильщик не только отравляет свой организм, но и всех окружающих. В дыму одной папиросы содержится до двадцати ядовитых веществ, в том числе никотин – сильнейший яд. Если извлечь никотин из пяти папирос, он убьет кролика, а из ста – лошадь.


Организм курильщика постепенно привыкает к никотину, но от этого вредное воздействие не уменьшается. Каждый курильщик втягивает в себя ядовитые вещества, которые разрушают организм и могут привести к смерти. Курящие часто страдают легочными заболеваниями, никотин действует на их мозг и другие органы, курение способствует развитию тяжелой болезни – рака.

Курение вызывает преждевременное старение всего организма.


А вот другая очень опасная привычка. Ты, наверное знаешь, как страдают взрослые от всякого вина, водки и вообще алкогольных напитков. Для детей это яд втройне. Известны случаи, когда дети тяжело заболевали от алкоголя или умирали.






Нельзя не сказать о страшной болезни нашего века – наркомании. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ – наркотиков. Отведав сигарет с наркотиками или специальных таблеток, слабые и или излишне любопытные люди, как правило, вскоре переходят к введению вредных веществ в организм с помощью уколов. Случается, что человек становится стойким наркоманом после двух – трех инекций. Наркоманы разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, они нередко наносят себе страшные ранения, совершают преступления или кончают самоубийством.


Вот почему. Совет, просьба, приказ - никогда, ни при каких обстоятельствах не пробуй никаких наркотических веществ!



Спасибо большое за выступление.

Ребята, кто из вас за здоровый образ жизни? Поднимите руки!

У вас на партах лежат листы бумаги и много картинок. Разделите эти картинки по группам.



Хорошо, что рядом с нами есть хорошие привычки. А чтобы укреплять своё здоровье нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду вы получите крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение к людям.

Смелый не тот , кто научился курить, пить, принимать наркотики, а тот, кто сумел от этого отказаться и помог это сделать другим.

Придумайте слова связанные со здоровьем на каждую букву этого слова.


Что же нам даёт здоровье? Какие возможности?

Физический комфорт. Возможности учиться, работать, познавать мир, обладать материальными и духовными ценностями?

Пять правил в жизни соблюдай.

И на земле увидишь рай.

В делах мирских не возмущай покой.

Зря не рискуй своею головой.

Здоровье береги, как ценный клад.

Живи в достатке, но не будь богат.

Постарайтесь следовать этой формуле здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту


У кого все пятёрки? У кого больше пятёрок? Что нужно сделать, чтобы было больше пятёрок?

Самое главное воспитывайте у себя силу воли, Начинайте свой день с зарядки, закончите его вечерней прогулкой, поиграйте несколько часов на воздухе, и вы сразу почувствуете, что стали бодрыми, а учёба пошла успешнее.

Я хочу каждому подарить памятку и здоровом образе жизни.


XV. Советы о здоровом образе жизни.

Яблок с малиной отведай скорей

Бегать и прыгать ты будешь бодрей!

Клюква, клубника, айва, абрикосы

Шмыгать зимою не будешь ты носом.

Сливы, крыжовник, колючий шиповник

Дети здоровы, доволен садовник.

Вишня, черника, брусника, калина

Много содержат в себе витаминов.

Груша, черешня и гроздья рябины-

Силы добавят и выпрямят спины.

Ягоды, овощи, свежие фрукты-

Нету чудесней на свете продуктов.

Рыба, креветки и зелень зимой-

Злобный микроб обойдёт стороной.

Больше гуляй, физкультурой займись

Радостней, светлой пройдёт твоя жизнь!

Воздухом свежим почаще дыши-

Будут здоровы все-все малыши.

Витамины ешь в обед-

Милым, добрым станет свет!

Что вы пожелаете друг другу?


Вы сегодня отлично поработали, подарили мне тепло и радость хорошей работы. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Давайте же чаще улыбаться!

XVI. Рефлексия.

У вас у каждого на партах лежат ладошки. Если вам понравился урок и вы взяли из него для себя много полезного – поднимите ладошки вверх.

А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового – опустите ладошки вниз.


Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

Познание мира 3 класс разработка

- образно представлять жизнь кипчаков в форме сценария или ролевой игры.

Критерии успеха

- Строят высказывания, используя опорные слова.

-Представляют полученную информацию.

Языковая
цель

Учащиеся могут: на основе изучения различных материалов определять образ жизни кипчаков.

Предметная лексика и терминология: кипчаки, Кипчакская степь.

Серия полезных фраз для диалога/письма. Кипчаки – крупное тюркское племя. Кипчаки – одни из предков казахов. Казахский язык возник на основе кипчакского языка.

Привитие ценностей

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами посредством деятельности и содержания :

Навыки использования ИКТ

На данном занятии ИКТ не используется.

Предварительные знания

Тюрки и их образ жизни.

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Good morning dear children! I ’ m glad to see you

Здравствуйте дорогие ребята, я рада вас всех видеть.

Настрой на работу: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами

Проверка д/з

На предыдущих уроках мы исследовали страницы истории казахского народа. Что вы узнали о предках казахского народа, изучая различные источники? ( О саках, гуннах, тюрках, их образе жизни, занятиях) Давайте вспомним о роде занятий тюрков. Чем они занимались? Как слово земледелие звучит на каз. и англ. языках? Переведите слово ремесло на каз. и англ. языки.

- Чтобы определить тему и цели нашего урока, нужно разгадать кроссворд.

1. Название представителя потомков гуннов и предков казахов.

2. Название океана, до которого простирались земли тюрков на востоке.

3. Броня, которая защищала тюркских воинов в бою.

4. Название моря, до берегов которого простирались земли тюрков на западе.

5. Переносное разборное жилище, изобретенное тюрками.

6. Тюркский ремесленник – мастер ковки из металлов.

7. Предшественники тюрков и гуннов, населявших земли современного Казахстана.

- Прочитайте ключевое слово.

Сформулируйте тему нашего урока. (Наши предки – кипчаки.)

По-казахски их называют также кыпшаки.

Целеполагание.

· Определите цели урока:

Учащиеся: - Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались.

-Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков.

- Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались.

- Откройте учебники на стр. 58. Прочитатйте, совпала ли наша цель с той, которую ставят перед нами авторы учебника?

Прочитайте 2-ю цель нашего исследования.

Прочитайте ключевые слова нашего урока на русском, казахском и английском языках.

- Как вы думаете, какие источники помогут нам достичь цели урока? ( Слово учителя, учебник, компьютер, архивные документы, видеофильмы, карты)

Перед вами, ребята, древо казахского народа.

Найдите на нем род кыпшаков. ( Показывает ученик) К какому жузу относится род кыпшаков? ( К Среднему) На территории которого мы проживаем.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( сопровождается презентацией)

Рассмотрите на карте Кипчакскую степь. Она

простиралась от Алтайских гор до Дуная. На этой территории сейчас проживает множество народов: казахи, татары,

башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы и др. Все они своими предками считают кипчаков.

Рассмотри иллюстрации казахов и кипчаков. Что вы находите общего в одежде кипчаков и в казахском

национальном костюме? Есть ли общие черты в облике кипчаков и казахов? (Ответы учащихся.)


- Обратимся к следующему источнику знаний – архивным документам. В учебнике – статья, написанная по материалам архивных документов. Изучите её методом инсёрт.


лошади, если за нее платили такую высокую цену.

Учащиеся. Степные лошади были необычайно выносливыми, неприхотливыми, быстроногими.

Путешественник пишет о кипчаках: «Чаще всего у них встречается просо. Им они питаются,

Учащиеся. Из проса казахи готовили пшено, из него – пшенную похлебку. Жареное пшено – тары ели с молоком,

маслом. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки – тары табанан. Тары

перемалывали и делали толокно – талкан. Одним из изысканных лакомств у казахов считается жент из талкана

с сахаром и маслом.

Чтобы проверить себя, насколько вы хорошо изучили документ , выполним работу в группах.

Я вам раздам информационные листы о культуре древних тюрков, в тексте есть 3 фактологические ошибки. Вам нужно прочесть текст, найти ошибки и отметить их.

Выполним взаимопроверку. Кто закончил, передайте свой лист другой группе для проверки.

Сверьте с правильным текстом.

Критерии оценивания:

- найдут 3фактологические ошибки в тексте про культуру древних тюрков – отлично

Найдут 2 ошибки – хорошо

Найдут 1 ошибку – удовлетворительно

Не найдут ошибку – плохо

(П) Казахский язык возник на основе кипчакского. Сравни слова в таблице и сделай выводы об особенностях кипчакского языка.


Проверить, насколько вы хорошо исследовали материал о достижениях тюрков нам поможет тест.

Вы ответите на вопросы, а затем сами оцените свои ответы по критериям.

9-10 верно выполненных задания – молодец, отлично

7-8 верно выполненных заданий – хорошо

4-5-6 верно выполненных заданий – удовлетворительно, повтори материал

0--3 верно выполненных заданий – материал усвоен слабо, плохо

1.Самое многочисленное среди тюркских племён

А) саки б) гунны в) кипчаки

2. Где расселялись кипчаки в 11-12 веках?

А) Между Тихим океаном и Черным морем

Б) Между Алтаем и Дунаем

В) Между Азией и Европой

3. Чем занимались кипчаки?

А) скотоводством Б) ремеслом В) рыболовстовом

4.Что выращивали кипчаки-земледельцы?

А) Рожь, овёс, гречиху

Б) Ячмень, пшеницу, просо

В) Пшеницу, горох, чечевицу

5. Сколько видов скота разводили кипчаки?

6. В какой стране кипчакские лошади стоили 500 динаров?

А) Китай Б) Россия В) Индия

7. Название цифры 7 на кипчакском языке:

А) жет і Б) Беш В) Йети

8. Главная еда кипчаков

А) просо Б) кумыс В) пшеница

9. Как называется Кипчакская степь?

А) Кипчакский каганат Б) Кипчакское ханство

В) Дешт – и Кипчак

10. В состав какого жуза вошли кипчакские племена?

А) Младшего Б) Среднего В) Старшего

Итог урока. Рефлексия.

Обратите внимание на доску (на доске изображение лошади). Из урока мы узнали, что кыпчакских коней высоко ценили в других странах за их выносливость неприхотливость, быстроту. У вас на парте картинка война, вам необходимо расположить война так, как они усвоили материал

На лошади - все усвоил, могу рассказать соседу.

Возле лошади - было понятно, но остались вопросы, которые бы я хотел еще узнать

Вдалеке от лошади - не понял, ничего не узнал

Дифференцированное домашнее задание


2.Составить закрытые и открытые вопросы по изученной теме

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация осуществляется по сложности заданий, по темпу их выполнения, по поддержке учителя, по домашнему заданию

Использование музыкальной физминутки.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Цели обучения на уроке были реалистичны. Все учащиеся достигли цели обучения. Этому способствовала правильно проведенная дифференциация. Временные этапы урока были выдержаны должным образом. Отступления от плана урока не было.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Работа с дополнительными источниками информации.

2: Групповая работа способствовала сплочению коллектива.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Установка временных рамок.

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

1. Этот урок помог увидеть способных учащихся, которые легко выполняют задания учителя;


Содержимое разработки

Учитель начальных классов Горбачева Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок познания мира в 3 классе

Тема: Явления природы

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

И спешат несчастные

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

– Какое у вас сейчас настроение?

Чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Постановка целей урока. Введение в тему.

1. Р а б о т а в г р у п п а х.

Демонстрируются иллюстрации – изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.

1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолет, поэтому рейс задерживается.

2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух легкий и горячий.

3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.

4) Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер.

Все тексты – описание погоды в разное время года.

– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)

– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)

– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)

2. М у з ы к а л ь н а я м и н у т к а.

Изменения в природе

Происходят год от года,

Непогода нынче в моде,

Словно из водопровода,

Льет на нас с небес вода…

Полгода – плохая погода,

Полгода – совсем никуда!

Грома грозные раскаты

От заката до восхода,

За грехи людские плата

Не ангина, не простуда –

Полгода – плохая погода,

Полгода – совсем никуда!

П р и п е в: Никуда, никуда

Нельзя укрыться нам,

Но откладывать жизнь

Но есть ведь где-то там

Место, где тебя ждут

– Послушайте текст и определите, о чем он. Стр.40.

3.Р а б о т а в г р у п п а х задание по учебнику стр 41. (Учащиеся в группах составляют признаки каждого времени года.

4. Р а б о т а с погодными явлениями.

– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)

– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)

– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)

– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)

– Попробуйте дать научное объяснение, что такое природные явления.

– Откройте учебник и прочитайте определение. (стр 40.)

– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)

2. Положение солнца.

3. Температура воздуха.

4. Облачность. Осадки.

5. Ветер. Его сила и направление.

6. Продолжительность дня.

7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней.

– Кому понравилось вести наблюдения?

– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах. На этих картах линии, называемые изобарами, соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением. Стрелки указывают направление ветра. Черточки на конце стрелки подсказывают скорость ветра в узлах. Условные знаки показывают величину облачности. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)

– Посмотрите, что это за приборы и для чего они нужны.

Где следует прикреплять уличный термометр? Выберите правильный ответ:

1) в тени, с внутренней стороны окна;

2) снаружи окна, на солнечной стороне;

3) снаружи окна, на любой стороне;

4) в тени, с наружной стороны окна;

5) с внутренней стороны окна, на солнечной стороне.

Барометр – измеряет атмосферное давление (состоит из диска и иглы, помещенной в его центре, при измерении давления игла вращается).

Дождеметр – сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.

Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).

Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).

Погода подчиняется строгим правилам закономерности. Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны между собой. Например, летом, если понижается давление воздуха, то понижается температура, повышается влажность, усиливается ветер. Что является следствием? (Дождь.)

– Что вы знаете о дожде?

– Летом после дождя можно наблюдать удивительное явление:

На минутку в землю врос

Мост высокий без перил.

– Когда вы будете изучать физику, то узнаете, как возникает радуга, почему она держится на небе так недолго, почему не удастся никогда по ней пройтись.

– В чем ценность умения человека предсказывать погоду?

– Случается, что в природе происходят чрезвычайные, яростные погодные явления. О них сообщают в газетах и по телевидению. Разбушевавшаяся стихия может принести огромный ущерб природе, зданиям и даже смерть людям. Какие стихийные бедствия вам известны? (Ураганы, тайфуны, торнадо, цунами, штормы.)

– Что вы знаете об этих явлениях? Давайте найдем на карте места, наиболее страдающие от стихии.

Ураганы, тайфуны – тропические, вращающиеся бури. Они возникают тогда, когда над теплыми тропическими морями поднимается воздух и начинает вращаться. Большая часть таких бурь возникает в Тихом океане. Бури проходят над Филиппинами, Гонконгом, Китаем и Японией. Они наносят большой ущерб Австралии и югу США.

Дует ветер, и над землей несется огромный вихрь – торнадо. Тяжелую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все.

Водяные смерчи похожи на торнадо, но образуются над морем. Центр столба засасывает воду и водяные брызги так, что между морем и небом образуется длинная воронка тумана и облаков.

Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы и смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

– Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле.)

– За многие тысячелетия климат нашей планеты менялся. Были холодные периоды, получившие название ледниковые, и более теплые – межледниковые. Мы живем в одном из таких межледниковых периодов, который начался 10000 лет назад.

– Почему так сильно отличаются показатели погоды в разных городах? (Обширная территория Кахахстана, одни города на берегу моря, другие нет, различный рельеф, другие факторы.)

– Посоветуйтесь в группе и напишите выводы; они будут нам полезны при изучении следующих тем.

Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней станет для нас простым и ясным.

Гонит вечером пастух

Зорек, Дочек и Пеструх.

На мосту они мычат

Да копытцами стучат.

А хозяйки у дворов

Ждут давным-давно коров,

Ждут, какая из коров

Раньше всех придет с лугов.

Если черная – гляди –

Завтра выпадут дожди.

Светлой масти впереди –

Ясный день назавтра жди.

Ну а если – вот дела –

Первой пестрая пришла…

Хочешь – думай на печи,

Хочешь – радио включи.

III. Обобщение и закрепление. Итог.

– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)

– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)

– С октября 1981 года специальные службы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)

Домашнее задание: найти народные приметы и записать в тетрадь.

Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.

Содержимое разработки




1 группа распределяет семейные обязанности. Красным цветом- обязанности мамы, синим – обязанности папы.

Забота о чистоте Ремонт обуви Замена лампочек

Уход за огородом Уход за животными Стирка белья

Мытье окон Ремонт Просмотр телевизора

Заработок денег Забота о семье Приготовление еды

Забота о чистоте

2 группа указывает качества, от которых зависит благоприятная атмосфера в семье

Читайте также: