План канспект урока прыказкі 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи учащихся.

ВложениеРазмер
malye_zhanry_folklora._poslovicy_i_pogovorki.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица)

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились . (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять … (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Ноги – ходунюшки . (пестушка)

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить . (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе . (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

- Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

- А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

- Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

2. Работа с литературоведческим словарём:

- Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Отражение народной мудрости

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

- Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

- А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

- Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)

разгадаем кроссв орд, он - то нам и поможет ответ ить на вопрос.

( Ответы:1. Сказка. 3. Скорогов орк а. 4.Поговорка. 5 Часту шка . 6. Драз нилка.

- Молодцы, реб ята! Какое ключево е слово полу чилось? (ЗАГА ДКИ)

- А что это? На лес ной опу шке две подру жки, шапочки зелё ные, платьишк и

- Давайте определ им цель у рока? (Ребята оп ределяют цель занятия, у читель

- Что же такое зага дка? (Учащи еся пробую т дать определение зага дки .)

- Трудно дать определение з агадки? Нам на п омощь опять пришла н аша

Затейница. П осмотрите на эк ран! Это она приготов ила для вас! (Учащие ся

читают определен ие загадки: «З агадки - это иносказател ьное изо бражение

предметов и явлений де йствительности или их описа ние, которое

- Как вы думаете, к огда появ ились загадки ? Давайте все вме сте посмотр им

презентацию об истории в озникновен ия загадок, к оторую приг отовила ваша

Затейница. ( Затейн ица рассказыв ает историю воз никновения зага док,

– А для чего слу жит загадка в наше время? Почему и сейчас мы

продолжаем их загадывать ? (Загадка в наши дни – это игра, проверка

сметливости, умения образно и поэтически мыслить). Загадки продолжают

- Темы загадок самы е разнообраз ные. Давайте сейчас, работая в группах,

определим тематику загадок. У нас будет шесть групп, в каждой группе

лежат карточки с загадками. По пробуйте опре делить темы загадок в каждой

группе и расскажите классу о результатах работы. (Дети работают в группах ,

а затем предст авители групп, в ыступая перед классом, рассказывают о том,

- Итак, подводя итоги самостоятель ной работы м ы пришли к выводу: это

загадки о людях, о явлениях природы, об окружающем мире: о луге, о лесе, о

- Посмотрите на в аши карточк и – задания е ще раз и давай те

вместе определим главные осо бенности загадок. Ч ем же они

отличаются от сказок, например? (Ребята, работая в группах, предлагают свои

варианты о тветов: загадки лаконичны, ритмичны, иногда для них характерна

- Итак, кратко о загадке мы можем сказать следу ющее: для загадок

характерны: 1) краткость, 2)к онкретност ь, 3) ритмичность .

- А как ие загад ки бывают по форме? Предлагаю выяснить это, отгадывая

загадки, котор ые приготов ила для вас З атейница. Вы согласны?

1. Что над нами вв ерх но гами? (Лампочка) Что на свете слаще всего ?

2. За темными лесами двое лебедей плясали. (Серьги) - загадки -

3. Стоит к опна посреди двора, спере ди вил ы, сзади метла. (Корова )

Сам с вершок, г олова с горшок. (Сам овар) - загадки - описания.

4. Летела стая гу сей, навстречу им од ин гусь. « Здравствуйте, -

полстолька, да полстолька, да четверть столько, д а ты, гу сь, так нас было бы

- Да вы мо лодц ы, ребята! Все загадки отгадали, а выводы давайте

запишем в тетрад и. (Учащиеся делают записи в тет ради).

- Ребята , читаешь загадки и удивляешься, как ладно они сложены, как

звучны, как поэтичны! А создатель этого поэтического чуда –ру сский народ,

мудрый и удивитель но тал антливый. Заг адки позволяют мно гое у знать о быте

самого народа, его характе ре , понять, что он любит , ценит, над чем

подшучивает, насмехается. Большую р оль загадки сыграли и в становлении

русской литер атуры. Вспомн им хотя бы посл овицы – загадки .

- О каких людях идет речь? Какие недостатки человеческого характера

1. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня ). Моё горе - стрела

во мне, чужое горе - стрела в о п не. (Эг оизм.) Подал р уку да подставил ногу .

- Многие писател и использовали загадки в своих произведени ях,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Образовательные:

развить представление о сказке;

показать особенности жанра сказки;

дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся;

развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент.

- Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

- Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

- Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

- Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 15).

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

- А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!


а) Изучить художественные особенности построения сказки.
б) Показать своеобразие народной сказки и отличия ее от рассказа.

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3. Использование воспитательной возможности сказки как средства воспитания коллективизма; нравственных отношений друг другу.

Ход урока

I. Слово учителя.

1. Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Елена Александровна.

2. В некотором районе, в некотором городе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

- Что сейчас я вам сказывала?

- А что такое сказка?

- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

С азочные герои

С к азочные превращения

С азочные чудовища

Трое ратные повторы

- А если к сказке подберем ряд однокоренных слов.

- Сказка – сказывать – рассказывать (Сказывать)

- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

- Кто помогает раскрыть сказочный секрет?

- Сегодня мы все будем сказочниками.

- Всякий мы рассказ будем сказкой, даже если имеет фантастический сюжет?

- А многие ли из нас могут рассказать сказку?

- Рассказать сказку – это значит так исполнить ее, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись.

- На первый взгляд ничего сложного нет, но сказка имеет строго выстроенную композицию.

- Давайте попробуем в этом разобраться?

- Нам нужна небольшая помощь.

- Знаете, что я сейчас держу в руках?!

Клубок серых ниток, тот самый, который помог Ивану-Царевичу найти царство Кощея-Бессмертного.

Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу.

- Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живет, у тесовых у ворот. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться

- Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у ларца.

- Как вы думаете, что же находится в этом ларце?

- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

- Зачем я взяла в руки ключ?

- Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

- Как называется начало сказки?

- А какие зачины вам известны?

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

- Ой, какое волшебное дерево растет около избушки. На нем не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.

Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

- Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят удивительный сказочный мир.

- У нас вроде бы все есть сказочник: присказка, зачины, концовка и , наверное мы можем сказывать?

- А чего нам не хватает?

- Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса Прекрасная – лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

Баба-Яга (избушка; ступа; помело).

5. Загадка (Ковер-самолет).

Испечь хлеб за одну ночь и т.д.

6. Заклятье – “Стань к лесу задом, а ко мне передом”.

- Сивка-бурка, вещая каурка стань передо мной, как лист перед травой.

- Стань, белая береза у меня позади, а красная девица напереди.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (Мораль).

II.

- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

- Начнем с присказки и зачина, концовка.

- Сказка не совсем обычная.

- Героем будет соломенный ? Он будет двигаться, заводить всякого рода испытаниями в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.

  1. Из какого материала сделан человечек? (Солома)
  2. Свойства соломы? (Хрупкая, легкая, в воде не тонет; боится огня; несъедобная)
  3. Какое имя? (Соломок, соломинка)

IV. Индивидуальные задания для групп

а) Присказка, зачин.
б) Как появился соломенный Человечек (из соломы) на свет?
в) Почему ушел из дома?

а) Первое испытание (Огонь).
б) Мораль – дружба побеждает все.
в) Мал да удал.

а) Третье испытание.
б) Мораль (Город Разбойников; злой Волшебник).

V. Итог. Чтение сказки

VI. Вывод: Чему учит сказка? (Быть добрыми; справедливыми, противостоять злу; презирать хитрецов и льстецов; ненавидеть злодеев, врагов. Мораль – дружба делает людей сильными. Дружба преодолевает все)

Читайте также: