Чем наблюдение отличается от эксперимента 5 класс биология ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Во время наблюдения не происходит принятие участия в процессе.
Эксперемент, требует непосредственного участия.

ну тут все просто. .
ты можешь наблюдать за чужим экспериментом, а свой эксперимент ты проводишь сама.. .
вобщем экспериментировать это когда ты сама ставишь определенные условия для эксперимента, а уже потом ты наблюдаешь.

Наблюдение - направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения.

ЭКСПЕРИМЕНТ — научно поставленный опыт: активное вмешательство в ход процесса (протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами, включая их измерение, с целью проверки научных гипотез и построения научной теории изучаемого процесса, а также с целью проверки практических рекомендаций в области управления системами.

Во время наблюдения не происходит принятие участия в процессе.
Эксперемент, требует непосредственного участия.

Наблюдение восприятие природных объектов или явления с помощью органов чувств
В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты не вмешиваясь в сам процесс Например наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных
Эксперимент наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях которые позволяют установить как те или иные условия влияют на объект или явления
Например мы можем поставить эксперимент который позволит выяснить какие условия необходимы для прорастания семян разных растений

Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.

Определение

Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.

Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.

Сравнение

Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.


Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.

Если в пятом классе возник подобный вопрос, а имеющиеся в учебнике и Интернете описания выносят мозг ученику и родителям, то лучше не заучивать готовые формулировки, а попытаться описать оба понятия своими словами.

Наблюдение: что-то происходит, а мы (учёные) затаились и смотрим, слушаем, ведём записи, снимаем на видео и т. д. Над увиденным и услышанным потом придётся думать, делать выводы. У нас была некая идея о некоторых природных (или социальных) явлениях или же у нас не было никаких знаний или мнений, только предположение о том, где мы с этим можем столкнуться. Поэтому мы отправились в лес летом, в горы зимой, в поле ночью или нырнули в море посреди дня в надежде застать нечто происходящим. Наше вмешательство в естественный ход событий минимальный: мы там присутствуем и занимаем место. Вот почему наблюдать можно долго и безрезультатно, но если проводить эту работу терпеливо и не ждать мгновенного успеха, то можно собрать ценную неискажённую информацию.

Эксперимент - это провокация. Мы создаём условия, которые интересны нам и помещаем в них испытуемых, например, начинаем подогревать кусок льда или оставляем в закрытом пространстве волка и ягнёнка. Самые первые эксперименты мы проводили в возрасте нескольких месяцев от роду, когда совали абсолютно любой предмет в рот, а потом начали вышвыривать игрушки из кроватки, наблюдая, как они падают вниз. Наше вмешательство в происходящие события максимально: мы их и создаём и уже потом наблюдаем за тем, что из этого получится. Из этого напрашивается важный вывод: эксперимент тоже требует наблюдения, но в этом случае мы смотрим на плоды наших же усилий. Может быть, в естественной среде произошло бы то же, но нам пришлось бы караулить счастливый шанс год. или десять. или веками.

Как наблюдение, так и эксперимент являются методами изучения. Но наблюдение и эксперимент существенно отличаются, эти два метода изучения являются очень разными.

Наблюдение - это метод изучения, которые не подразумевает вмешательство со стороны изучающего и наблюдающего. Наблюдающий проводит анализ того, что видит, описывает и сопоставляет факты, не вмешиваясь в происходящее. Например, человек может изучать мир природы, наблюдая за ним и анализируя. Он находится на природе, наблюдает за животными или насекомыми, сопоставляет увиденное с теми знаниями, которыми обладает. Он не вмешивается, не оказывает никакого воздействия.

Эксперимент - это метод изучения, подразумевающий создание необходимых условий. Человек искусственно создает среду и может повлиять на ход эксперимента и на объекты. Условия, в которых проводится эксперимент, контролируются и могут быть изменены, если это потребуется.

В этом главное отличие простого наблюдения и эксперимента. В первом случае наблюдатель пассивен и не воздействует на объекты наблюдения, во втором случае он сам создает условия и может их менять.



Лучше ввидетаблички заполнять в тетрадке, наблюдение, это планомерное восприятие явлений, уточним, с помощью органов чувств, и целенаправленное, все это фиксируется наблюдателем, потому такое название.

Ещё отметим, что исследователь в протекание процесса не вмешивается.

Это формапротекания процесса - пассивная.

Теперь перейдем к эксперименту, это такой метод исследования явления (некоторого) в условиях управляемых.

А вот "исследователь" вмешивается в процесс, в его протекание, причем активно.

Это именно активны форма исследования, исследования процесса.

Интересный вопрос. Наблюдение и эксперимент в биологии это совершенно два разных понятия, которые ни в коем случае не следует путать с друг-другом.

Наблюдение - это когда человек не вмешивается в природный процесс, его влияние на наблюдаемый объект минимально. Он просто смотрит.

Эксперимент - это когда человек уже влияет на наблюдаемый объект, ставит на нем "Опыты" - то есть погружает животное в искусственно созданную среду, например.

И наблюдение, и эксперимент являются двумя методами научного познания окружающего мира - оба существует уже достаточно давно, с момента возникновения такого понятия, как "Наука".

К сожалению нет самой таблицы, по которым пунктам можно было бы ее заполнить, но попробую привести сравнение без таблицы.

1) Наблюдение - это такой метод, при котором лицо, проводимое наблюдение, не вмешивается в процесс. Наблюдение может быть открытое и закрытое, т.е. если наблюдение ведется над человеком или группой лиц, не всегда эти люди знают, что за ними наблюдают (например, за баскетбольной командой, наблюдатель учитывает количество пропущенных голов и забитых с определенной командой, но на разных площадках. Команда может об этом знать, а может и не знать). Если ведется наблюдение, к примеру, над растением, то и вовсе просто записываются данные, какие изменения происходят. Главная цель наблюдения - получение новой информации.

2) Эксперимент - это такой метод, при котором проводимое лицо вмешивается в процесс, а если быть точнее искусственно его создает (например, баскетбольная команда играет с одной и той же командой, но в разных условиях: на своей площадке, на незнакомой площадке, с сильным психологическим давлением в виде шумящей публики или в присутствии родных и близких людей. А вот с растением - поливает, не поливает, подпитывает удобрением, растет без света, постоянно с включенным светом и т.д., т.е. создание разных ситуаций). Основная цель эксперимента - подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

Главное отличие: взаимодействие с изучаемым предметом.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно знать понятия этих слов.

Наблюдение - это когда человек смотрит на ситуацию со стороны, не принимая в ней никакого участия.

Например человек может наблюдать за поведением животных, насекомых и т.д. не вмешиваясь в естественную среду обитания и не нарушая обычного образа жизни и существования объекта за которым ведётся наблюдение.

Эксперимент - это когда человек собирает факты, так же проводит какие-то действия в специально созданных для этого условиях.

Например человек проводит опыты с проращиванием семян, из которых делает выводы о том, что нужно семенам, растениям для нормального роста.


Все методы познания природы (или научного познания) делятся на эмпирические и теоретические. Эмпирические связаны с получением знаний (опыта) через органы чувств, а теоретические - работу с информацией. К эмпирическим методам относятся, в том числе, наблюдение и эксперимент. Их различие состоит в том, что наблюдение не требует прямой работы с объектом, оно проводится независимо и без воздействия. А эксперимент ставится, чтобы подтвердить гипотезу, с объектом работают, изменяют условия окружающей среды, создают искусственные ситуации, чтобы узнать, какова реакция объекта.


В пятом классе такой вопрос должен быть рассмотрен не с научной точки зрения, а в таком контексте, чтобы ребенок смог осознать, что представляют собой эти два понятия. Следовательно, нужно объяснить понятным для ребенка языком.

А затем уже, чем же эти два понятия отличаются друг от друга.

Наблюдение можно показать за окно и предложить понаблюдать за поведением людей, или описать какая погода на улице, что меняется с приходом весны, или с первым снегом.

Можно вывести детей на экскурсию в парк, например, И предложить понаблюдать за поведением животных, насекомых, бабочек и другой живности. Мы просто наблюдатели. В естественный ход событий не вмешиваемся.


После естественного наблюдения переходим к понятию эксперимент. Становится понятным, что эксперимент подразумевает под собой какое-то действие. Есть специальные учреждения, где проводят эксперименты, например, ставят опыты и наблюдают, как будут вести себя животные при приеме новых лекарственных препаратов.


Наблюдение - это пассивное действие над процессом. Например, мы наблюдаем как растут цветы или как их опыляют пчелы. Наблюдать можно за спортивной игрой, за тем как распускаются листья на деревьях.

Эксперимент - когда человек сознательно создает условия для процесса. Например, мы сажаем семена, создаем им условия - влажность, освещение и наблюдаем за их ростом. Фиксируем данные. В процессе эксперимента собираются данные, они достоверные и научные. Эксперимент длится по времени дольше наблюдения.

Можно ответить на данный вопрос самыми простыми и понятными для любого ребенка словами.

Наблюдение не требует нашего вмешательства, это способ познания с помощью органов чувств.

Но эксперимент - совсем другое, здесь наше прямое участие, активное вмешательство в процесс.

В РЕШУ ОГЭ есть такой вопрос и ответы на него следующие:

mHX9ZGOqKH5DDdGylUHEU5RXP12wUhY.jpg

Всех птиц исходя из особенностей миграции (сезонных переселений) принято делить на три вида:

Оседлые птицы

Их также называют зимующими. Такие птицы на протяжении своей жизни придерживаются определённой территории и за её пределы не перемещаются.


Почему оседлые птицы никогда не покидают родные края?

1) Они способны находить себе пищу даже в самое холодное время.

Голуби или воробьи являются синатропами, то есть находят себе пропитание вблизи от человека.

Дятлы могут питаться семенами хвойных пород деревьев, орехами и жёлудями. В конце зимы и начале весны они также могут пробивать кору деревьев и пить их сок.

Есть птицы, которые запасают себе корм на зиму - сойка, кедровка и др.

2) Другая причина - благоприятные и комфортные климатические условия для проживания (тропический или субтропический пояс).

Перелётные птицы

На время холодов и морозов они улетают в тёплые края, как правило, на значительные расстояния (например, они могут зимовать в Индии, Африке и др.).

Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми (например, стрижи или ласточки). А позже всех - водоплавающие птицы (утки, гуси).


Кочующие птицы

Эти птицы отличаются тем, что в поисках пищи могут перемещаться с одного места на другое (на небольшие расстояния). Подобные перелёты не являются цикличными, они зависят от доступности привычной для птиц пищи и погодных условий.

Примеры кочующих птиц, живущих в России:

Синица, клёст, свиристель, снегирь и др.


Выделим несколько признаков, по которым различаются оседлые, кочующие и перелетные птицы:

1) Способность к миграции.

Оседлые птицы живут круглый год на одном месте, кочующие птицы могут совершать перелёты из одной местности в другую для поисков пищи (но далеко от своей родины всё равно не удаляются), перелётные птицы совершают регулярные перемещения (они чётко привязаны к сезону) между местами гнездовий и местами зимовок.

2) Характер перемещения (миграции).

Перелётные птицы могут летать ежегодно по одним и тем же маршрутам, их передвижения цикличны.

Кочующие птицы в свою очередь определённых путей перемещения не имеют, они просто ищут пищу и комфортные для себя условия проживания.

К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.

2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?

Мне известны такие приборы: бинокль, весы, термометр, лупа, микроскоп, часы.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие методы исследования в биологии вам известны?

Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.

Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Во время наблюдения человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.

Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определенные закономерности .

2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Во время наблюдения человек не вмешивается в сам процесс, а наблюдает со стороны.

Во время эксперимента человек ведет наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

3. Что изучает фенология?

Фенология изучает наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных.

Задания для любознательных

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).

У разных растений осенью происходит окраска листьев в разные оттенки и цвета. Листья березы, липы окрашиваются в желтый цвет; листья дуба в коричневый. В багровый цвет могут окрасится листья клена и осины; темно-пурпурный цвет становится у листьев винограда. Ель и сосна остаются зелеными, а так же остаются зелеными листья клюквы и брусники осенью.

2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелеными до заморозков.

У сирени, ольхи, брусники, черемухи листья остаются зелеными до заморозков.

3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

Сроки листопада зависят от разных условий: температуры воздуха, состояния растений и пр.

Примерная длительность листопада у березы — около 2-х месяцев, у рябины, клёна и дуба — около месяца, у липы — около 2 недель.

4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Вывод: у каждого растения происходят изменения со сменой времен года, но на изменения в жизни растений (в том числе на наступления и продолжительность листопада) влияет множество факторов (состояние самого растения, освещенность, количества влаги и пр.)

Читайте также: