Сравнительный анализ учебников литературы для речевой школы и школы общего типа массовой

Обновлено: 02.07.2024

1. Сделайте сравнительный анализ учебников по русскому языку для общеобразовательной школы и специальной школы.

ID (номер) заказа

1. Сделайте сравнительный анализ учебников по русскому языку для общеобразовательной школы и специальной школы. Примерная схема анализа. 1.) Авторы, выходные данные. 2.) Внешний вид, оформление. 3.) Основные принципы отбора материала для учебника чтения. 4.) Содержание учебника. 5.) Основная тематика, структура отдельных тем, содержательные характеристики материала, коррекционная направленность материала. 6.)Методический аппарат учебника. 2. Провести сравнительный анализ учебников литературы для речевой школы и школы общего типа (массовой). Примерная схема анализа. 1.) Авторы, выходные данные. 2.) Внешний вид, оформление. 3.) Основные принципы отбора материала для учебника чтения. 4.) Содержание учебника. 5.) Основная тематика, структура отдельных тем, содержательные характеристики материала, коррекционная направленность материала. 6.)Методический аппарат учебника.

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работу выполнили:

Сопоставительный анализ учебников литературы для 10 класса

1.Выходные данные учебника.

УМК Авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Русская Литература XIX ВЕКА

Учебник для общеобразовательных учреждений

Базовый и профильный уровень

Под редакцией В.И.Коровина

Допущено Министерством образования и науки РФ

6-е издание, переработанное

профильного и базового уровня) Зинина С.А., Сахарова В.А., Чалмаева В.А.

Л И Т Е Р А Т У Р А 10 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Часть I

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

(экспертиза РАН и РАО 2007 г.)

2. Структура учебника, состав художественных текстов.

Под редакцией В.И.Коровина

В основе учебника лежит историко-литературный принцип: п редметом изучения выступает литературный процесс в целом, изменение словесно-художественных форм, творчество крупнейших писателей и подробный анализ отдельных произведений. В соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и примерной программой (10 класс)

Историко-литературный принцип

Структура названных учебников во многом схожа:

Структура УМК Под редакцией В.И.Коровина

Обзорные и монографические темы

Вопросы и задания

Основные теоретические материалы

Тематика исследовательских работ (рассширяет возможности форм работы)

Структура учебника В.И.Сахарова и С.И.Зинина

Обзорные и монографические главы

Вопросы и задания

Доклады и рефераты

Шрифтовые выделения дополнительных материалов

Иллюстрация и иллюстрированные блоки

Структура и содержание учебников соответствует программе

В.И.Сахаров С.И.Зинин

Под редакцией В.И.Коровина

3. Научность содержания.

Представленные учебники литературы соответствуют требованиям программы: достаточно теоретических сведений и практических упражнений

Формирование теоретико-литературной грамотности учащихся осуществляется различными способами

закрепление специальной терминологии, ранее усвоенной учащимися, в разборе конкретных произведений;

разъяснение важнейших теоретико-литературных понятий в рамках статьи учебника

вынесение круга новейших литературоведческих понятий в отдельный раздел в конце учебника (11 кл.).

Конкретные разделы курса представлены тем или иным кругом теоретико-литературных понятий, вторичной актуализации и закреплению которых способствует рубрикам , помещенная в конце каждой монографической или обзорной статьи

Научные понятия введены корректно , соблюдена общепринятая терминология.

4. Доступность содержания

Учебный материал излагается доступно, понятно, что позволяет работать учащимся с учебником самостоятельно, прослеживается дифференцированный подход в заданиях и в учебнике Под редакцией В.И.Коровина и в учебнике В.И.Сахарова и С.И.Зинина,

но учебная статья, включающая биографические сведения, необходимые для создания целостного образа художника, а также анализ произведений шире и подробней в уч-ке В.И.Сахарова и С.И.Зинина. Что больше соответствует профильному уровню.

5. Практическая направленность.

Вопросы и задания соответствуют требованиям программы.

Но очень существенные различия

Вопросы репродуктивного, проблемного, исследовательского характера.

поэтому большАя часть учебной статьи, посвященной творчеству и деятельности писателя, остается не востребованной для контроля

-Как понимает Тургенев проблему преемственности поколений?

В.И.Сахаров и С.И.Зинин

Количество вопросов меньше (10), но вопросы состоят из нескольких подвопросов:

первая часть – репродуктивный, вторая и третья проблемные, требующие не только обращение к тексту художественного произведения, но и к оценке самого автора:

вопросы , затрагивающие категории поэтики рассматриваемого автора

задания , основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя

Учебная статья дает возможность построения полилога. Вопросы для обсуждения содержатся и в тексте статьи

-Подумайте над вопросами: К каким средствам прибегает Тургенев, рисуя фигуры Ситникова и Кукшиной? Как проявляет себя Базаров в обществе подобных людей?

Эти задания дополняют и детализируют проблематику основной статьи. Важность такой работы очевидна – активизируются аналитические способности учеников.

6. Учебно-методический и справочный аппарат.

Основу методического аппарата учебника составляет организация самостоятельного анализа произведения: пошаговый, по аналогии с уже освоенной на примере другого произведения моделью, сопоставительный анализ.

В условиях современного подхода к уроку литературы опора на самостоятельное понимание текста имеет очень важное значение. Во-первых, это необходимо для формирования умения самостоятельного принятия ответственных решений в любых ситуациях выбора, с которыми предстоит столкнуться выпускнику школы. Во-вторых, для учителя литературы приоритетной является задача формирования умения учащегося понимать авторскую позицию, что и является основой воспитания компетентного читателя. В- третьих, научить понимать любой текст - важнейшая задача школьного обучения, так как без этого общеучебного навыка невозможно овладеть новой информацией. В целом структурно-содержательные особенности учебника В.И. Сахарова и С.А. Зинина помогают учителю оптимизировать процесс образования реализовать разноуровневый подход в обучении. Организовать текущий и итоговый контроль знаний по предмету помогают перечни тем сочинений различного уровня сложности, докладов и рефератов. Вариативность реализуется предоставлением права выбора каждому ученику формы контроля знаний. Причем, темы, в основном, проблемного характера. Некоторые из них можно рекомендовать в качестве исследовательской работы по предмету.

Дифференцированные задания (знак * проф.уровня) есть и в учебнике под редакцией В.И. Коровина

*Чем обусловлен духовный кризис Тургенева середины 1860-х годов? ;

Та же рубрика в учебнике В.И. Сахарова и С.А. Зинина рассматривается как

Подводя итог, можно отметить, что , на основе рассмотренного раздела о И.С.Тургеневе, в названных учебниках присутствует направленность учебного материала на развитие литературно-творческих умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, но ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной теме, проблеме лучше отражена в учебнике В.И. Сахарова и С.А. Зинина .

Разговор о содержательной и методической основе учебников и учебных пособий по русскому языку для старшей школы мне хотелось бы начать с небольшого исторического отступления.

В этой дилемме для меня суть спора о том, каким должен быть урок русского языка и литературы, да и, наверное, вообще урок в современной школе. Что для нас, учителей, важнее: чтобы ребенком было удобно управлять или чтобы у него было 300 возможностей для реализации своего потенциала?

Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по русскому языку для 10–11-х классов проводился с учетом требований Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Согласно этому документу изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

– «развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

Достижение этих целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен владеть умениями аудирования и чтения, а именно:

– «использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

владеть умениями говорения и письма, а именно:

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения…

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/08 учебный год (образовательная область – филология) (Приложение к приказу от 14.12.2006 № 321) включает следующие учебники.

Думаю, многим учителям, как и мне, важно понять, насколько каждый из учебников является организующим процесс усвоения содержания образования средством обучения, поэтому были выбраны следующие критерии сравнения:

Сейчас к каждому учебнику есть методические рекомендации, почти ко всем – сборники для тестового контроля, упражнения и даже готовые домашние задания. Не рассматривая весь учебно-методический комплекс, заметим, что развивать у учащихся навыки самореализации, совершенствовать информационные умения проще, если в самом учебнике есть:

– оглавление;

– система условных обозначений;

– деление на темы/параграфы;

– выделение теоретического материала;

– материал для самопроверки;

– словари.

Для сопоставительного анализа были выбраны учебники 1, 4, 5. Материалы (как мне показалось, без выражения личного отношения) представлены в таблице: так сказать, думайте сами… И все же позволю себе кое-какие моменты прокомментировать.

1. Отражение в названии учебника авторского замысла.

Курс русского языка в 10–11-х классах не может быть излишне теоретизированным, так как наряду с дальнейшим развитием лингвистической, языковой компетенций огромное внимание уделяется развитию компетенции коммуникативной, которая обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Разве школьный учебник по русскому языку для старшей школы может не содержать практики (упражнений)? Наряду с этим нельзя забывать о необходимости повторения основных орфографических, пунктуационных правил русского языка, поэтому учебник должен содержать весь необходимый теоретический материал курса – в виде таблиц или правил, схем…

2. Структура учебника.

Так, деление на параграфы есть только в одном учебнике (авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.)

В других учебниках нет четкого деления материала на микротемы, объем которых рассчитан на определенное число уроков-часов, и у учителя наверняка возникнут затруднения в логичном распределении материала по годам обучения. Причем затруднения вероятны как в случае избытка материала при ограниченном времени изучения, так и при ограниченном объеме материала и большом количестве часов, отведенном на его изучение.

Так, сложно понять, сколько параграфов, тем предполагается к изучению на 1-м уроке, если параграфов 106, а часов, отведенных в учебном плане на изучение предмета, 34 (базовый уровень), следовательно, 68 часов за два года. Объем включенного в учебник содержания превышает возможности учебного времени. Такой объем рассчитан только на ознакомление и первичное усвоение информации. Нельзя забывать и о том, что часть времени необходимо отводить для контрольных, проверочных работ. Или как из учебника, рассчитанного на 2 года обучения, распределить материал для изучения его части в 10-м и в 11-м классах, если разделов, тем – 32 (учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой) или 24 (учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой)? Причем все учебники ориентированы также на углубленное изучение предмета, на профильный уровень, что означает, что весь материал предполагается изучать из расчета 2 или 3 часа в неделю, соответственно, 136 и 204 часа на 2 года обучения. Безусловно, помощь в организации учебного процесса могут оказать методические материалы, примерные программы, подготовленные авторами учебников. Но это уже другое издание, причем рассчитанное на учителя, а было бы неплохо, если бы ученик мог планировать свой темп, график работы с каждым учебным пособием.

3. Наличие упражнений, способствующих совершенствованию речевых умений учащихся.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ставит задачи изучения особенностей аудирования (слушания), говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности. Учащиеся должны владеть монологической и диалогической речью, знать закономерности построения текста, владеть умениями его информационной переработки, писать доклад, реферат, тезисы. Все это важно для овладения культурой учебно-научного и делового общения.

Чтобы определить, какой учебник использовать в работе, следует обратить внимание на разнообразие представленных в нем текстов. Для уроков русского языка это особенно актуально, поскольку текст становится не только целью, но и средством обучения.


Продолжение следует

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
С. 11.

2 Там же. С. 14–15.

3 Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. С. 301.

5 Федоренко Л.П. К вопросу о типах школьных учебников русского языка // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М.: Просвещение. С. 93–100.

6 Казаков В.П., Багге М.Б., Мичурин С.В., Брысов В.Л. Результаты Единого государственного экзамена 2004/05 учебного года как отражение качества подготовки учащихся по русскому языку в Санкт-Петербурге // Русский язык в школе. 2006. № 2. С. 16–18.

7 Фоменко А.В. Методические труды профессора Н.К. Кульмана (К 120-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 55.

Нажмите, чтобы узнать подробности


140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: [email protected]ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

в номинации: исследовательский проект

Фёдорова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Глава 1. Роль учебника в образовании ………………………………..стр. 5

Глава 2. Из истории методики изучения русского языка…………….стр.6-8

Глава 3. Предмет и задачи методики преподавания русского языка . стр.9-10

Глава 4. Практическая работа

Глава 4.1.Сравнительный анализ содержания учебников…………. стр.11-15

Глава 4.2. Сравнительный анализ содержания методических пособий………………………………………………………………. стр. 16-17

Актуальность

В старину было мало школ и грамотных крестьян. Редко в деревне находился грамотей. Но крестьяне с большим уважением относились к грамотным людям, к учению. Не все родители могли учить своих детей в школе, так как школы были далеко, не было теплой одежды. После Октябрьской революции 1917г. правительство поставило перед собой задачу: ликвидировать безграмотность. В стране открылось большое количество школ. Они нередко располагались на частных квартирах или в зданиях бывших церквей. При большом количестве учеников или недостатке учителей занятия проводились в две смены, что вызывало свои трудности. Работу школ нарушали и частые переброски учителей из школы в школу. Только к концу 1930-х было более-менее налажено снабжение школ учебниками. Однако не было необходимых тетрадей. Например, для обучения письму в младших классах тетради приходилось разлиновывать самостоятельно. Учителя зачитывали на уроках учебник, диктовали главы из него под запись или, напротив, сидели в стороне, пока ученики читали. Время на уроках тратилось на запись на классной доске стихотворений для заучивания.

Главным критерием успеха учителя для органов управления образованием были грамотность и успеваемость учеников. Неуспеваемость и второгодничество всегда рассматривались как "педагогический брак", что актуально и в наши дни.

Итак, в 1930-е годы советская школа и учитель пережили несколько волн глобальных перемен.

определить роль учебников и методической литературы в процессе образования;

познакомиться с историей методики изучения русского языка;

изучить предмет и задачи методики преподавания русского языка.

Объект исследования: методическое преподавание русского языка в начальных классах; уровень сформированности грамотности учащихся.

Предмет исследования: учебники и методические пособия для 2 класса.

Методы исследования: анализ информационных ресурсов, наблюдение, сравнение, обобщение.

Гипотеза: уровень сформированности грамотности учащихся и их общее развитие зависит от распределения количества учебных часов и изучаемого материала.

Продукт проекта: презентация.

Глава 1. Роль учебника в образовании

Одной из проблем современного школьного образования является учебник – ключевой элемент образовательного процесса. Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения (Википедия). Успеваемость учеников во многом зависит от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении. Полноценный учебник формирует у учителя педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения, и тем самым служит руководством к организации учебного процесса. Для ученика он является источником, содержанием и инструментом усвоения учебного материала. Именно поэтому проблема создания качественных учебников стояла перед педагогами-методистами во все времена. Особое внимание уделяется пособиям, предназначенным для изучения родного языка, без знания которого невозможно воспитание полноценного гражданина, настоящего патриота.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и. пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. На основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. На протяжении 19-21 веков подход к изучению русского языка в школе менялся.

Глава 2. Из истории методики изучения русского языка

20-е годы XX века были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Комплексные программы нарушали систематич­ность изучения родного языка, не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, некритически позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для твердых правописных навыков.

Развитие методики русского языка в 40—60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфографии (Н.С. Рождественский), грамматики. Изучаются ошибки по русскому языку, главным образом орфографические, а в 60-е годы — и речевые (в словоупотреблении, в построении предложений и пр.).

За последнее время в методике русского языка появилось немало принципиально нового, что уже внедряется в практику массовых школ или же находится пока на стадии эксперимента.

Читайте также: