Программа школьного кружка что где когда

Обновлено: 02.07.2024

Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить открытие.

Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою собственную победу. Тренировки в кружке делают и победы, и поражения регулярными, превращают их в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано именно на обучающихся 14-16 лет. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.

Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.

Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде, в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.

Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную научную картину мира.

Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

Задачи обучения:

1. Воспитательные задачи:

формирование навыков коллективного принятия решений;

формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.

2. Развивающие задачи:

развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;

формирование межпредметных связей;

развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

3. Обучающие задачи:

обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

Ожидаемые результаты :

знание правил интеллектуальных игр;

знание особенностей распределения ролей в команде;

умение самостоятельно принимать игровые решения;

умение принимать решения в условиях командной работы

Обучение по программе должно дать следующие результаты:

Овладение предметными компетенциями:

– знание правил и особенностей интеллектуальных игр;

– знание особенностей движения интеллектуальных игр в России;

– умение организовать и провести интеллектуальное мероприятие.

Формирование социальных компетенций:

– умение работать в команде;

– умение вести научную дискуссию;

– знание особенностей распределения ролей и игровых функций в команде;

– умение принимать командные и индивидуальные решения.

Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в интеллектуальных мероприятиях школьного, районного, городского уровней. При этом в течение обучения отслеживается результативность участия на разных уровнях.

Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 14–17 лет (учащиеся 9–11 классов) с повышенным интеллектуальным развитием и склонностью к интеллектуальным видам деятельности. Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности: направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.

Срок реализации программы 1 год (68 часов).

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю (по 2 академических часа: по 45 минут с перерывом 10 минут).

В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к проведению или участию в мероприятиях.

При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры, практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения .

Формы проведения занятий:

Основной формой проведения занятий является игра.

Программа основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А. Левитас. При составлении использована программа Л. Климовича, разработанная для гомельского клуба интеллектуальных игр.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Формы и способы проверки результата

конкурс на лучший вопрос;

мультимедийная интеллектуальная игра;

участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.

Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.

Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.

муниципальное общеобразовательное учреждение

Рязанцевская средняя школа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Количество часов в неделю: 1 ч. в год: 34ч

Срок реализации: 1 год

Руководитель:Разумовская Е.Н.

п. Рязанцево, 2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.

Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Развитый интеллект – это ещё и эрудиция, умение вспомнить в нужное время нужную информацию, правильно сформулировать ответ на заданный вопрос, быстро перебрать все возможные направления поиска. Клуб, кроме прочих, решает ещё и задачи общения, взаимодействия, совместного поиска решения. Умения собрать команду. Умения руководить этой командой. Умения корректно взаимодействовать, без взаимных упрёков за неправильный ответ. То есть, кроме общеинтеллектуальных задач клуб решает ещё и социальные задачи.

Цель программы:

вовлечение детей в общественно полезную деятельность;

стимулирование познавательной деятельности;

содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей обучающихся, их самореализации;

удовлетворение потребностей и интересов детей;

расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма.

Задачи клуба:

повышение активности учащихся;

показ моделей организации культурно - досугового пространства;

создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся;

создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для обучающихся;

формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями;

развитие мотивации к учебе;

развитие коммуникативной культуры обучающихся;

углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, математике, МХК, музыке…);

развитие учебных навыков, в том числе исследовательских;

развитие логического мышления, внимания;

развитие творческих способностей;

Развитие мотивации к повышению интеллекта

повышение уровня культуры обучающихся

активизация жизненной позиции ребенка.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей:

изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;

формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;

развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;

создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области.

Формы работы в рамках реализации программы:

виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам России и мира;

работа в библиотечном фонде;

работа с электронными ресурсами;

командные интеллектуальные игры;

интеллектуальные игры на личное первенство;

участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах;

участие в предметных неделях;

участие в школьных и районных научно-практических конференциях,

интеллектуальных марафонах, интеллектуальных играх и фестивалях.

Результаты освоения программы:

В ходе реализации программы учащиеся должны:

научиться работать со словарями и энциклопедиями;

расширить свой кругозор;

научиться применять полученные знания, эрудицию в нестандартныхситуациях;

получить опыт участия в интеллектуальных играх;

овладеть основами дискуссионной деятельности;

развить творческие и интеллектуальные способности;

выработать умение работать в команде.

Методическое обеспечение программы

Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:

архивы вопросов и игр;

информационные базы данных,

электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.

Из технических средств применяются:

ноутбук с необходимым программным обеспечением;

Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов.

Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК

Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.

Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.

Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.

Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорныверасень, 2007.

Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.

О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

Своя Игра / Сост. И.К. Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт 1-10

Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Рабочая программа на основе авторской для работы кружка. Будет весьма полезна для тех кто желает привести в соответствие свою документацию по внеурочной деятельности.

Оценить 12692 0

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

_______________ В.В. Писанков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Количество часов – 34

Уровень____________БАЗОВЫЙ__________

Учитель – Русс Павел Михайлович

Программа разработана на основе: Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011..

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков,библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Введение в игру

Игры «Что? Где? Ког-

Содержание деятельности

2. Компоненты успешной игры. (2 ч) Эрудиция. Логика.Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

.3. Техника мозгового штурма. (5 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.

4. Составление вопросов к играм. (5 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению

вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

Ожидаемые результаты реализации программы

главной опасности для природы; ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; публичного выступления по проблемным вопросам; природосберегающей и природоохранной деятельности; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и организации их досуга; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Рабочая программа внеурочной деятельности на тему

Учебный план образовательной организации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно учебный план образовательной организации состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Варианты учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательных отношений в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают до 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой професс Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

учащийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи);

хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);

уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль);

адекватно оценивать качество его выполнения (оценка),

только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения учащегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

3. Актуальность программы.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную и исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

4. Место в учебном плане:

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Второй, третий, четвёртый классы – 34 часа в неделю (1 час в неделю). Всего 135 занятий.

Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут.

Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

· формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

· обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

· развивать познавательные потребности и способности, креативность,

· развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

· формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

· формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Читайте также: