Диагностика результатов проектной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Оценка качества работы происходит, как правило, экспертным путем и требует подготовленных экспертов, которые могут оценить как предметное содержание работы (квалификация в конкретной научной области), так и степень владения материалом и самостоятельность при выполнении работы (квалификация педагога). Ни учитель даже самой высокой квалификации, ни маститый ученый не обладают необходимыми возможностями, так как нередко учитель работает в парадигме оценки усвоения учеником материала (экзамена), а ученый интересуется прежде всего объективной новизной полученного результата, степень включенности и самостоятельности ученика иногда остаются за пределами его внимания. Поэтому для адекватной экспертизы качества исследовательских и проектных работ школьников необходимы целенаправленная подготовка экспертов, их обучение по специальной программе повышения квалификации.Качество исследовательской или проектной деятельности школьника может быть оценено по портфолио достижений, то есть качества и количества дипломов, полученных на конференциях и конкурсах разного уровня. Качество определяет уровень достижений на конференциях (участник, призер, лауреат, победитель) и уровень (качество, рейтинг) этой конференции, который задает степень конкуренции между участниками. Для адекватной оценки уровня конференций, составления рейтинга и присвоения рейтингового балла А необходима систематизация исследовательских и проектных конференций и конкурсов, проходящих в Москве и на всероссийском уровне в нашей стране. Есть критерии, по которым может быть составлен рейтинг таких конференций. При всем кажущемся несовершенстве отдельных критериев в совокупности они дают достаточно адекватную оценку уровня конкретной конференции, которая в целом (на примере Московского региона) совпала с экспертной оценкой специалистов.A = E / N,где:А – коэффициент качества конференции;Е – сумма баллов, определенная по таблице;N – максимально возможная сумма баллов.(См. таблицы.)Таким образом, методика подсчета качества портфолио происходит по формуле:K = (Ai * Bi), iгде:К – искомый коэффициент качества портфолио достижений;Ai – коэффициент качества конференции (зависит от места конференции в общем рейтинге, например, если во взятом рейтинге 10 конференций, то первые 2 дают 1 балл, вторые 2 – 0,8 балла);Bi – коэффициент уровня достижений учащегося на конференции (победитель – 1 балл, призер – 0,5 балла, участник – 0,1 балла, при этом количество победителей должно составлять не более 10% от общего количества участников, призеров – не более 35%, как это принято в регламенте олимпиад школьников).Одна и та же работа учащегося в течение одного учебного года при подсчете коэффициента может быть учтена только три раза на трех уровнях: муниципальном, региональном, всероссийском (при условии выдвижения с предыдущего уровня на последующий как победителя). Учащийся может выполнить в течение одного года две работы по рекомендации педагогического совета школы, решение которого подтверждает, что вторая работа не влечет перегрузки и не идет в ущерб освоению общеобразовательных программ. В этом случае учащийся может получить гораздо более высокий балл портфолио, что отражает реальный уровень его возможностей.На основе рейтинга портфолио учащихся из разных образовательных учреждений может быть выстроен рейтинг учреждений по параметру качества организации исследовательской и проектной деятельности и разработана региональная система грантовой поддержки таких учреждений, что будет стимулировать их администрации к развитию образовательных программ, основанных на исследовательской и проектной деятельности. Это даст возможность к повышению качества работ учащихся и эффективной реализации ФГОС в части достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.

В процессе проектной деятельности я использую два вида диагностики: общая и тематическая. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей).

Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).

Начальный этап диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к началу проектной деятельности. Полученные данные помогают мне определиться с выбором тем проектов.

Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогает мне судить об эффективности проектной деятельности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми. Я имею возможность более активного, самостоятельного, творческого участия их в деятельности группы и коллектива.

Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе проекта. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы проекта, важности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой проекта, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников проекта. Как и текущий этап общей диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы над проектом, совершенствовать взаимоотношения между детьми. Провожу на поисково-исполнительном этапе выполняемого проекта.

Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе проекта. Его цели - выявление личностных изменений в процессе работы над проектом: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы над проектом.

Здесь провожу сопоставительный анализ начальных и итоговых данных диагностики. Разница между ними определяет эффективность как отдельного проекта, так и проектной деятельности в целом.

Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам проектной деятельности, помогает выстраивать работу по проекту.

Я использую следующие диагностики:

  • "Восприятие родителями личных качеств детей";
  • "Взаимопонимание между родителями и детьми";
  • "Знание родителями потребностей ребенка".

Тест для обучающихся и их родителей "Когда все дома";

  • "Определение степени проявления заботы о ребенке";
  • "Определение уровня самостоятельности ребенка".

Психологическую игру для обучающихся "Винтик и Шпунтик"

Работу по проекту помогают организовать тематическая диагностика. В зависимости от темы проекта я использую:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Диагностика проектных умений

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Функции мониторинга:

Диагностическая – определение уровня развития проектных умений обучающихся, отслеживание динамики развития проектных умений обучающихся.

Оценочная – наличие критериев отслеживания проектных умений обучающихся.

Контрольная – наличие критериев успешности работы учителя по развитию проектных умений обучающихся.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности проектных умений каждого ученика на разных этапах обучения в 5 классе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных проектных умений.

3. Определение успешности работы педагога по формированию проектных умений обучающихся 5 классов, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность:

В 5 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – с целью выявить начальный уровень проектных умений, и в апреле - первый срез. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Затем мониторинг будет проводиться в конце 6 класса, чтобы увидеть динамику развития проектных умений у каждого ученика, поставить задачи работы на 7 класс. И так до конца 9 класса.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Для учителя имеются следующие акценты при планировании и организации проектной деятельности учащихся.

Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

Как выстроить серию проектов учащихся для последовательного формирования проектных умений?

Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная деятельность учащихся?

Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, предмета и условиям имеющегося обеспечения?

Как разработать учебный проект?

Как осуществить учебный проект? Какие формы образовательной деятельности применять?

Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта?

С кем консультироваться по вопросам организации проектной деятельности?

Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него
является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

практическое использование ЗУН;

количество новой информации использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

уровень организации и проведения презентации;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся,
что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.

Анализ работы над проектом в течение проектного урока

Выполнен кем (укажите ФИ) ________________

Где и как вы искали информацию для ответа на этот вопрос _____________________

Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________

Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________

К каким выводам вы пришли: ______________________________________________

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

проектных работ учащихся

ФИО обучающегося _______________________________________________________

Тема учебного проекта __________________________________________________________

1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта

1.1. Проблема

1.2. Целеполагание

1.3. Планирование

1.4. Оценка результата

1.5. Значение полученных результатов

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)

2. Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

2.2. Обработка информации

Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____

3. Оформление работы

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

4.2. Продуктивная коммуникация

4.3. Владение рефлексией

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________

5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

6. Оформление, оригинальность представления результатов (продукта)

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы используются следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Функции мониторинга:

Диагностическая – определение уровня развития проектных умений обучающихся, отслеживание динамики развития проектных умений обучающихся.

Оценочная – наличие критериев отслеживания проектных умений обучающихся.

Контрольная – наличие критериев успешности работы учителя по развитию проектных умений обучающихся.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности проектных умений каждого ученика на разных этапах обучения в 5 классе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных проектных умений.

3. Определение успешности работы педагога по формированию проектных умений обучающихся 5 классов, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность:

В 5 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – с целью выявить начальный уровень проектных умений, и в апреле - первый срез. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Затем мониторинг будет проводиться в конце 6 класса, чтобы увидеть динамику развития проектных умений у каждого ученика, поставить задачи работы на 7 класс. И так до конца 9 класса.

Проектные умения

1. Формулировать проблему

3. Ставить задачи

4. Выбирать методы и способы решения задач

5. Планировать работу

6. Организовать работу группы

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации проектной деятельности учащихся.

1) Для руководителя образовательного учреждения:

 Что дает проектная деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения?

 Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

 Как научить учителей руководить работой учащихся?

 Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

 Как оценивается успешность работы учащегося в проектной деятельности?

2) Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе:

 Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ

 Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых)?

 Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

 Как организовать мониторинг формирования проектных умений?

 Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

 Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?

3) Для учителя:

 Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

 Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

 Как выстроить серию проектов учащихся для последовательного формирования проектных умений?

 Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная деятельность учащихся?

 Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, предмета и условиям имеющегося обеспечения?

 Как разработать учебный проект?

 Как осуществить учебный проект? Какие формы образовательной деятельности применять?

 Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

 Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта?

 С кем консультироваться по вопросам организации проектной деятельности?

Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него
является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

 степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

 практическое использование ЗУН;

 количество новой информации использованной для выполнения проекта;

 степень осмысления использованной информации;

 оригинальность идеи, способа решения проблемы;

 осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

 уровень организации и проведения презентации;

 творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

 значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся,
что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.

Анализ работы над проектом в течение проектного урока

Выполнен кем (укажите ФИ) ________________

Где и как вы искали информацию для ответа на этот вопрос _____________________

Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________

Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________

К каким выводам вы пришли: ______________________________________________

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

проектных работ учащихся

ФИО обучающегося _______________________________________________________

Тема учебного проекта __________________________________________________________

1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта

1.1. Проблема

Объясняет выбор проблемы

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

Назвал причины существования проблемы

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

1.2. Целеполагание

Формулирует и понимает цель

Задачи соответствуют цели

Предложил способ убедиться в достижении цели

Предложил способы решения проблемы

1.3. Планирование

Рассказал о работе над проектом

Определил последовательность действий

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

Спланировал текущий контроль

1.4. Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

Предложил критерии для оценки продукта

Оценил продукт в соответствии с критериями

Предложил систему критериев

1.5. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

Рассказал, как будет использовать продукт

Обосновал потребителей и области использования продукта

Дал рекомендации по использованию продукта

Спланировал продвижение или указал границы применения продукта

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)

2. Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

Задает вопросы по ходу работы

Называет пробелы в информации по вопросу

Назвал виды источников, необходимые для работы

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

2.2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

Привел пример, подтверждающий вывод

Сделал вывод и привел аргументы

Сделал вывод на основе критического анализа

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____

3. Оформление работы

Не соблюдает нормы

Неточное соблюдение норм

Соблюдает нормы, заданные образцом

Использует вспомогательную графику

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

Речь соответствует норме, обращается к тексту

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

4.2. Продуктивная коммуникация

Привел дополнительную информацию

Привел объяснения или дополнительную информацию

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

4.3. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

Назвал сильные стороны работы

Назвал слабые стороны работы

Указал причины успехов и неудач

Предложил способ избегания неудач

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________

5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

6. Оформление, оригинальность представления результатов (продукта)

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы используются следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Проектных работ учащихся

Фамилия и имя учащегося

Критерии оценки проекта

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

Осмысление проблемы проекта и

формулирование цели и задач проекта исследования

Работа с информацией

Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом

Читайте также: