Как правильно задавать вопросы детям начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.

Какими могут быть вопросы. Вопросы можно поделить на две большие группы:

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах :

Есть у меня шестёрка слуг,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Теперь задание : давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.

К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.

«Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепля – то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

[Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1990. с. 30].

Говорите все в ответ

У луны горячий свет?

Повар шьёт себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

Образцы вопросов :

Какой окрас имеют обычно лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Литература (рекомендованная)

1. Запорожец А. В. Развитие рассуждений у ребенка -дошкольника // Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П., - М., Педагогика, 1986, т. 1 ,т. 2

2. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., Педагогика, 1975.

3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., Просвещение, 1975.

4. Нечаева О. А. Функционально - смысловые типы речи. -Улан-Удэ, 1974.

5. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, -Санкт-Петербург, Союз, 1997.

6. Речь. Речь. Речь. / Под ред. Ладыженской Т. А. - М., Педагогика, 1990.

Цель - знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в раз-личных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. За каждый заданный вопрос дети получают фишку.

Цель - формировать умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. В играх используются 14 пиктограмм, которые вводятся постепенно на протяжении восьми игр. Пиктограммы изображены на карточках квадратной формы размером 15x15 см; каждая имеет свой цвет. Каждая пиктограмма обозначает местоимение с которого необходимо начать вопрос

Предлагаемые пиктограммы могут быть - по усмотрению воспитателя - заменены на другие. Хороший эффект дает предварительное обсуждение с детьми тех знаков, которые будут затем изображены на карточках. Это поможет быстрее запомнить соответствующие слова и словосочетания, с которых должен начинаться вопрос.

3-й этап. Цель - формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. В ходе игр дети без опоры на наглядные символы отгадывают какой предмет спрятан. Число игр на этом этапе определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т. п.) к выявлению внешних свойств. Игры этого этапа однотипны, поэтому для примера приведены лишь три.

Педагог по своему желанию может модифицировать игры всех этапов, вводить собственные варианты, изменять число игр на каждом из этапов, но при одном условии - сохранении предлагаемой поэтапности в формировании у детей умения задавать вопросы.

Непременными условиями проведения всех игр-занятий являются также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.

Наверное, многим родителям могут показаться знакомыми такие диалоги:

– Как прошел день в школе?
– Как обычно.
– Что вам сегодня давали на обед?
– Не помню.
– Как тебе фильм?
– Нормально.

Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. Родители беспокоятся, что из детей лишнего слова не вытянешь, а те искренне недоумевают, почему взрослых волнует обед на большой перемене, и отвечают неохотно, зато могут с жаром рассказывать о пройденном вчера уровне компьютерной игры.

В такие моменты кажется, что дети не готовы к нашему любопытству и вниманию. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после дня, проведенного в садике и школе, дети устают, хотят сменить тему разговоров и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:

  • Ты хорошо сегодня ел?
  • Много уроков задали?
  • Ты подготовилась к контрольной?
  • Как у тебя дела?
  • Какая игра у вас была сегодня самой веселой?
  • С какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
  • Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
  • У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
  • Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?

Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье с раннего детства. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном или во время поездок в транспорте, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденных разговорах лучше узнавать друг друга.

Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, дает ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им фантазировать:

  • Если бы у тебя были крылья, куда бы ты полетел?
  • Каким сказочным героем ты бы хотел стать и почему?
  • Как ты думаешь, что находится за звездами?

Малышей интересует все на свете, но и их самих можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, ведь им нравится выдвигать свои версии устройства мира:

  • Как ты думаешь, почему мяч не тонет в воде?
  • Почему осенью листья меняют цвет?
  • Как бы ты мог нарисовать шум? А голос? А радость?
  • Если бы ты мог завести любого, даже самого необычного питомца, кого бы ты выбрал?
  • Если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы попросил ее исполнить?
  • Что бы ты сделал, если бы стал на один день человеком-невидимкой?
  • На что бы ты потратил огромный выигрыш в лотерее?

Родители обычно знают, какие страхи и переживания имеются у детей. Но бывает, что ребенок не выдает своих волнений и переживает их в одиночку. Чтобы проговорить существующие проблемы и понять, как ребенок с ними справляется, вы можете спросить:

  • Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собаку, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
  • Что тебя больше всего злит?
  • Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?

Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:

Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе повспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить все:

  • С какого момента ты себя помнишь?
  • Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
  • Что тебе нравилось делать всей семьей?
  • Чем тебе запомнился детский сад?
  • Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?

А можно поговорить о будущем, о детских устремлениях и мечтах:

  • Есть ли кто-то известный или знакомый, на кого тебе хочется быть похожим?
  • Чему бы тебе хотелось научиться?
  • Как бы ты хотел украсить свою комнату?

Или задать более серьезные вопросы подросткам:

  • Если бы ты мог изменить в себе три вещи, что бы ты исправил?
  • На твой взгляд, девочки лучше выглядят с макияжем или без него?
  • Как ты думаешь, какой возраст самый подходящий для того, чтобы жениться или выходить замуж?
  • Что бы ты сделал, если кто-то предложил тебе попробовать сигареты?

Одним из аспектов коммуникативного компонента универсальных учебных действий является развитие речевых действий, служащих средством коммуникации, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Для развитияу младших школьников умения задавать вопросыучителя начальных классов нашей школы кроме учебных ситуаций используют различные упражнения,игры и задания в процессе ведения уроков и во внеурочной деятельности.

На столе, учебной доске или с помощью мультимедийного устройства на экране размещается любой предмет или его изображение, например, поезд, стол, лист бумаги, коробка пластилина, кукла и др.

Задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, изображенном на картинке (экране)?

Эти упражнения используются при групповых и индивидуальных формах работы с обучающимися.

Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить? (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и др.)

Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину.

Выполнение таких упражнений, заданий, участие в играх помогает детям младшего школьного возраста овладевать умением задавать вопросы и применять это умение в деятельности по получению нового знания.

Многим родителям могут показаться знакомыми такие диалоги:

– Как прошел день в школе?
– Как обычно.
– Что вам сегодня давали на обед?
– Не помню.
– Как тебе фильм?
– Нормально.



Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после проведенного в садике и школе дня дети устают, хотят сменить тему и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:

- Ты хорошо сегодня ел?
- Много уроков задали?
- Ты подготовилась к контрольной?
- Как у тебя дела?

Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. Например:

- Какая игра была сегодня самой увлекательной?
- Какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
- Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
- У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
- Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?

Дети учатся на вопросах, поэтому в дошкольном возрасте так часто их задают. Но ничуть не меньше они любят на вопросы отвечать. При этом дети чувствуют, когда вопросы заданы с искренним интересом, а когда взрослые просто пытаются выведать тайну или, что еще хуже, прочитать лекцию о том, как на самом деле нужно мыслить и действовать.

Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденном разговоре лучше узнавать друг друга.



Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, даёт ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им быть искренними или фантазировать:

- Если бы у тебя были крылья, куда бы ты полетел?
- Каким сказочным героем ты бы хотел стать и почему?
- Как ты думаешь, что находится за звездами?

Малышей интересует все на свете, их можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, но им нравится выдвигать свои версии устройства мира:

- Как ты думаешь, почему мяч не тонет в воде?
- Почему осенью листья меняют цвет?
- Как бы ты мог нарисовать шум? А голос? А радость?

Дети постарше с еще большим удовольствием отвечают на вопросы:

- Если бы ты мог завести необычного питомца, кого бы ты выбрал?
- Если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы попросил ее исполнить?
- Что бы ты сделал, если бы стал на один день человеком-невидимкой?
- На что бы ты потратил огромный выигрыш в лотерее?

- Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собак, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
- Что тебя больше всего злит?
- Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?


Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:

Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе вспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить всё:

- С какого момента ты себя помнишь?
- Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
- Что тебе нравилось делать всей семьей?
- Чем тебе запомнился детский сад?
- Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?

А можно поговорить о будущем, о детских устремлениях и мечтах:

- Есть ли кто-то известный или знакомый, на кого тебе хочется быть похожим?
- Чему бы тебе хотелось научиться?
- Как тебе хотелось бы украсить свою комнату?

Читайте также: