Что такое аналогия кратко

Обновлено: 06.07.2024

АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

Смотреть что такое АНАЛОГИЯ в других словарях:

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ, -и, ж. (книжн.). Сходство в каком-н. отношении междуявлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогий. Провести аналогиюмежду чем-н. смотреть

АНАЛОГИЯ

аналогия ж. 1) Сходство, соответствие в каком-л. отношении между предметами, явлениями, понятиями. 2) Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-л. отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).

АНАЛОГИЯ

аналогия ж.analogy по аналогии (с тв.) — by analogy (with), on the analogy (of) проводить аналогию (с тв.) — draw* an analogy (to, with)

АНАЛОГИЯ

аналогия Аналогичность, соответствие, соотношение. Ср. сходство. См. соответствие, сходство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. аналогия 1. см. сходство. 2. см. сравнение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. аналогия сущ., кол-во синонимов: 9 • адидеация (1) • параллель (6) • подобие (27) • похожесть (14) • соответствие (29) • сравнение (15) • сходство (39) • уподобление (13) • электроаналогия (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: адидеация, параллель, подобие, похожесть, соответствие, сравнение, сходство, уподобление, электроаналогия. смотреть

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т.д. Умозаключение по А. (или просто А.) — индуктивное умозакл. смотреть

АНАЛОГИЯ

(от греч. analogia – сходство), сходство, соответствие героев, событий, сюжетных линий. Может быть как внутри произведения (напр., аналогия двух героев. смотреть

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ от (греч. analogia — перенос смысла). — Умозаключение по А. — рассуждение, в котором на основе сходства предметов в каких-либо свойств. смотреть

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (греч.) — сближение по сходству, соответствие, соотношение. Встречаются аналогии обычно в научных и философских сочинениях. Существует даж. смотреть

АНАЛОГИЯ

(от греч. analogia - соответствие) сходство между предметами, явлениями и т. д. Умозаключение по А. (или просто А.) - индуктивное умозаключение, когда. смотреть

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia — соответствие) — сходство между предметами, явлениями и т. д. Умозаключение по А. (или просто А.) — индуктивное умозаключ. смотреть

АНАЛОГИЯ

греч. . ) – сходство предметов в к.-л. признаках или отношениях; умозаключение по А. – вывод, сделанный о свойствах одного предмета на основании его сходства с др. предметом. В Др. Греции под А. понимали сходство количеств, отношений, пропорцию (Эвклид, Аристотель). Вывод об одной единичной вещи на основании данных о др. вещи Аристотель называл примером (парадейгма). В ср. века А. называли одинаковое наименование различных вещей. Умозаключение по А. производится по схеме: предметам А и В присущи одинаковые признаки ?1, ?2. ?n, предмет А, кроме того, обладает признаком ?, следовательно, В также обладает ?. Напр., пусть модель корабля (А) обладает такой же формой (?1), таким же отношением веса к объему (?2), такими же соотношениями между весом отдельных частей (?3, . ?n), как и строящийся корабль. Если при испытании модели в бассейне она затонула (?), то отсюда можно по А. сделать вывод о том, что затонет и корабль В, сделанный по этой модели. В зависимости от природы сравниваемых предметов и характера связи между признаками ?1, ?2. ?n, с одной стороны, и ? – с другой, умозаключение по А. может приводить как к истинному, так и к ложному выводу. История развития человеч. мышления изобилует примерами заблуждений, возникавших на основе ложных А. Напр., в физике А. между распространением тепла и движением жидкости привела в 17–18 вв. к учению об особой тепловой жидкости – теплороде. Такие же А. приводили к признанию существования электрич. и магнитных жидкостей. Эти теории долго препятствовали выяснению подлинной сущности тепловых и электромагнитных явлений. Обилие ошибок, к-рые связаны с неверными А., обусловило скептич. отношение к А. вообще. Оно выражено во франц. пословице: comparaison n´est pas raison (сравнение – не доказательство). С другой стороны, А. часто приводили к важным открытиям. Так, А. с волнами на поверхности воды помогала выяснению законов распространения звука и света. А. с отбором в скотоводстве воспользовался Дарвин при создании своей теории естеств. отбора. А. играла большую роль в создании таких наук, как аналитич. геометрия и математич. логика. В большинстве работ по логике (Кант, Милль, Геффдинг и др.) отношение к А. двойственное: признается эвристич. значение А. как умозаключения, ведущего к гипотезе, но отрицается доказат. сила этого умозаключения. Факт общности ряда признаков ?1, ?2. ?n у двух предметов не является достаточным основанием для того, чтобы считать общим и признак ?. Поэтому при отсутствии дальнейшего анализа этих признаков и сравниваемых предметов вывод по А. будет лишь вероятным, причем в очень малой степени. Увеличение вероятности вывода по А. требует выполнения нек-рых условий: 1) число общих для А и В признаков ?1, ?2. ?n должно быть возможно б?льшим. 2) Признаки ?1, ?2. ?n должны быть существенными для сравниваемых предметов А и В. 3) Общие признаки должны охватывать разные стороны сравниваемых предметов, быть как можно более разнородными. 4) Переносимый признак ? должен быть того же типа, что и ?1, ?2. ?n. Выполнение этих правил повышает вероятность вывода по А., хотя и не делает его вполне достоверным. Однако в практике мышления А. часто используется и для доказательства. Напр., с целью показать несостоятельность рассуждения можно привести пример аналогичного рассуждения, несостоятельность к-рого очевидна. Умозаключение по А. приобретает доказат. характер в случае, если будет показано, что: 1) признаки ?1, ?2. ?n в точности одинаковы у сравниваемых предметов и 2) связь признаков ?1, ?2. ?n и ? не зависит от специфики предмета А, т.е. безразлично, каким предметам они принадлежат. При этом число признаков, их существенность для предметов и т.д., т.е. все приведенные выше условия повышения вероятности вывода, теряют свое значение. Поскольку вероятные и достоверные выводы по А. получаются с помощью различных логич. оснований, то, по существу, здесь имеют место два различных вида умозаключений (сравни гомология). В технич. науках разработана т.н. теория подобия, к-рая дает возможность определить выполнение условий доказательности А. для физич. систем, описываемых математич. уравнениями. Выводы, полученные с помощью исследования моделей, созданных на основе применения теории подобия, носят доказат. характер. В последнее время применение моделей получило в технике очень широкое распространение, причем модель может представлять собой систему совершенно иной физич. природы, чем объект, на к-рый переносится признак, полученный при исследовании модели. Напр., можно построить электрич. модель моста, состоящую из емкостей, индуктивностей и сопротивлений, внешний вид к-рой не имеет ничего общего с формой моста. Умозаключения по А. находят все большее применение и в остальных областях знания – физике, математике, лингвистике, кибернетике и т.д. Разработка общих методов, с помощью к-рых можно было бы определить выполнение условий доказательности любого умозаключения по А., является важной задачей логики. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 602; их же, Избр. письма, [M.], 1953, с. 316, 369, 388–89; Маркс К., Капитал, т. 1, [М.], 1955, с. 63–64, 78–79; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 42, 122, 126, 127, 134, 317, 349, 354; его же, Диалектика природы, М., 1955, с 22, 42, 43, 200; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с 442 т. 8 С. 294, 492–94, т. 10, с. 116–19, 196, т. 14, с. 185–86, т. 17, с. 52, 284–85, т. 23, с. 229, т. 24, с. 15–18, 47, т. 25, с. 44–45, 75–78, 233–34, 343, т. 27, с. 159–66; Гутенмахер Л. И., Электрические модели, М.–Л., 1949; Морозов А. И., Тайны моделей, [М.], 1955; ?утковский Л. З., Основные типы умозаключений, в кн.; Избр. труды русских логиков XIX века, М., 1956, с. 278–84; Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., [М.], 1952 (Первая аналитика, кн. 2, гл. 24); Кант И., Логика, М., 1915; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 6, М., 1939, с. 140–44; Милль Д. М., Система логики силлогической и индуктивной, пер. с англ., 2 изд., М., 1914 (кн. 3, гл. 20); Максвелл Д. К., О фарадеевых силовых линиях, в его кн.: Избр. соч. по теории электромагнитного поля, пер. [с англ.], М., 1954 (ч. 1 – Введение); Мах Э., Сходство и аналогия, как руководящий мотив исследования, в его кн.: Познание и заблуждение, пер. с нем., [М., 1909]; Ольсон Г. Ф., Динамические аналогии, пер. с англ., М., 1947; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Biega?ski W., Wnioskowanie z analogji, Lw., 1909; P?trovitch M., La m?canique des ph?nom?nes, fond?e sur les analogies, [Р., 1906]; ??ffding H., Der Begriff der Analogie, Lpz., 1924; Maurice Dorolle, Le raisonnement par analogie, Р., 1949. А. Уемов. Иваново. . смотреть

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ(греч. analogia, от ana - по образцу, и logos - рассудок). 1) сходство, соответствие или подобие двух предметов в известных отношениях. 2) в ло. смотреть

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов католич. схоластики, получил особое развитие в неосхоластике (Пшивара идр.); обосновывает возможность познания — путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное различие их природ.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(греч. ἀναλογία) – сходство предметов в к.-л. признаках или отношениях; умозаключение по А. – вывод, сделанный о свойствах одного предмета на основании его сходства с др. предметом.

В Др. Греции под А. понимали сходство количеств, отношений, пропорцию (Эвклид, Аристотель). Вывод об одной единичной вещи на основании данных о др. вещи Аристотель называл примером (парадейгма). В ср. века А. называли одинаковое наименование различных вещей. Умозаключение по А. производится по схеме: предметам А и В присущи одинаковые признаки α1, α2. αn, предмет А, кроме того, обладает признаком β, следовательно, В также обладает β. Напр., пусть модель корабля (А) обладает такой же формой (α1), таким же отношением веса к объему (α2), такими же соотношениями между весом отдельных частей (α3, . αn), как и строящийся корабль. Если при испытании модели в бассейне она затонула (β), то отсюда можно по А. сделать вывод о том, что затонет и корабль В, сделанный по этой модели.

В зависимости от природы сравниваемых предметов и характера связи между признаками α1, α2. αn, с одной стороны, и β – с другой, умозаключение по А. может приводить как к истинному, так и к ложному выводу. История развития человеч. мышления изобилует примерами заблуждений, возникавших на основе ложных А. Напр., в физике А. между распространением тепла и движением жидкости привела в 17–18 вв. к учению об особой тепловой жидкости – теплороде. Такие же А. приводили к признанию существования электрич. и магнитных жидкостей. Эти теории долго препятствовали выяснению подлинной сущности тепловых и электромагнитных явлений. Обилие ошибок, к-рые связаны с неверными А., обусловило скептич. отношение к А. вообще. Оно выражено во франц. пословице: comparaison n'est pas raison (сравнение – не доказательство).

С другой стороны, А. часто приводили к важным открытиям. Так, А. с волнами на поверхности воды помогала выяснению законов распространения звука и света. А. с отбором в скотоводстве воспользовался Дарвин при создании своей теории естеств. отбора. А. играла большую роль в создании таких наук, как аналитич. геометрия и математич. логика.

В большинстве работ по логике (Кант, Милль, Гёффдинг и др.) отношение к А. двойственное: признается эвристич. значение А. как умозаключения, ведущего к гипотезе, но отрицается доказат. сила этого умозаключения. Факт общности ряда признаков α1, α2. αn у двух предметов не является достаточным основанием для того, чтобы считать общим и признак β. Поэтому при отсутствии дальнейшего анализа этих признаков и сравниваемых предметов вывод по А. будет лишь вероятным, причем в очень малой степени. Увеличение вероятности вывода по А. требует выполнения нек-рых условий: 1) число общих для А и В признаков α1, α2. αn должно быть возможно бóльшим. 2) Признаки α1, α2. αn должны быть существенными для сравниваемых предметов А и В. 3) Общие признаки должны охватывать разные стороны сравниваемых предметов, быть как можно более разнородными. 4) Переносимый признак β должен быть того же типа, что и α1, α2. αn. Выполнение этих правил повышает вероятность вывода по А., хотя и не делает его вполне достоверным.

Однако в практике мышления А. часто используется и для доказательства. Напр., с целью показать несостоятельность рассуждения можно привести пример аналогичного рассуждения, несостоятельность к-рого очевидна. Умозаключение по А. приобретает доказат. характер в случае, если будет показано, что: 1) признаки α1, α2. αn в точности одинаковы у сравниваемых предметов и 2) связь признаков α1, α2. αn и β не зависит от специфики предмета А, т.е. безразлично, каким предметам они принадлежат. При этом число признаков, их существенность для предметов и т.д., т.е. все приведенные выше условия повышения вероятности вывода, теряют свое значение. Поскольку вероятные и достоверные выводы по А. получаются с помощью различных логич. оснований, то, по существу, здесь имеют место два различных вида умозаключений (сравни гомология).

В технич. науках разработана т.н. теория подобия, к-рая дает возможность определить выполнение условий доказательности А. для физич. систем, описываемых математич. уравнениями. Выводы, полученные с помощью исследования моделей, созданных на основе применения теории подобия, носят доказат. характер. В последнее время применение моделей получило в технике очень широкое распространение, причем модель может представлять собой систему совершенно иной физич. природы, чем объект, на к-рый переносится признак, полученный при исследовании модели. Напр., можно построить электрич. модель моста, состоящую из емкостей, индуктивностей и сопротивлений, внешний вид к-рой не имеет ничего общего с формой моста.

Умозаключения по А. находят все большее применение и в остальных областях знания – физике, математике, лингвистике, кибернетике и т.д. Разработка общих методов, с помощью к-рых можно было бы определить выполнение условий доказательности любого умозаключения по А., является важной задачей логики.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 602; их же, Избр. письма, [M.], 1953, с. 316, 369, 388–89; Маркс К., Капитал, т. 1, [М.], 1955, с. 63–64, 78–79; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 42, 122, 126, 127, 134, 317, 349, 354; его же, Диалектика природы, М., 1955, с 22, 42, 43, 200; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с 442 т. 8 С. 294, 492–94, т. 10, с. 116–19, 196, т. 14, с. 185–86, т. 17, с. 52, 284–85, т. 23, с. 229, т. 24, с. 15–18, 47, т. 25, с. 44–45, 75–78, 233–34, 343, т. 27, с. 159–66; Гутенмахер Л. И., Электрические модели, М.–Л., 1949; Морозов А. И., Тайны моделей, [М.], 1955; Ρутковский Л. З., Основные типы умозаключений, в кн.; Избр. труды русских логиков XIX века, М., 1956, с. 278–84; Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., [М.], 1952 (Первая аналитика, кн. 2, гл. 24); Кант И., Логика, М., 1915; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 6, М., 1939, с. 140–44; Милль Д. М., Система логики силлогической и индуктивной, пер. с англ., 2 изд., М., 1914 (кн. 3, гл. 20); Максвелл Д. К., О фарадеевых силовых линиях, в его кн.: Избр. соч. по теории электромагнитного поля, пер. [с англ.], М., 1954 (ч. 1 – Введение); Мах Э., Сходство и аналогия, как руководящий мотив исследования, в его кн.: Познание и заблуждение, пер. с нем., [М., 1909]; Ольсон Г. Ф., Динамические аналогии, пер. с англ., М., 1947; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Biegański W., Wnioskowanie z analogji, Lw., 1909; Pétrovitch M., La mécanique des phénomènes, fondée sur les analogies, [Р., 1906]; Ηöffding H., Der Begriff der Analogie, Lpz., 1924; Maurice Dorolle, Le raisonnement par analogie, Р., 1949.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АНАЛОГИЯ (греч. ?ναλογία—ρоразмерность, пропорция) — отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии—вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами. Общие схемы рассуждений по аналогии: объект α обладает свойствами Ai, Ai. А”, Лл+?; объект β обладает свойствами Αι, Аг. А,: (I) вероятно, что β обладает свойством Ля-ц объекты а, аь а.г. а, обладают свойством А; (II) вероятно, что ο„+ι обладает свойством А.

Идея “переноса” свойств с одного объекта на другой восходит к античности. Термин “аналогия” использовался пифагорейцами. Аристотель упоминает о доказательстве посредством примера (παράδειγμα) как о риторическом приеме, соединяющем индукцию с силлогизмом; свойства одного объекта переносятся на другой посредством образования общего вероятностного суждения, охватывающего оба объекта; выводное суждение не достоверно, а лишь вероятно.

Иное значение аналогии придавал Лейбниц, видя в ней не формальный модус вероятностного умозаключения, но универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа “тождества неразличимых”: объекты могут считаться относительно тождественными, если различие между ними “исчезающе мало”, т. е. становится меньше любой наперед заданной величины. Такие объекты могут заменять друг друга во всех контекстах “с сохранением истинности”. Поэтому установление аналогии является общим условием всякого научного и философского доказательства; универсальные истины, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам, выступающим как аналоги реальных объектов. Метод аналогии многоступенчат; в теоретических системах используются аналогии с ранее построенными идеальными конструктами.

Онтологическим обоснованием метода аналогии в философии Лейбница выступает принцип “оптимальности”: мир управляется минимально простой системой законов и вместе с тем содержит максимум объектного разнообразия. Поэтому рационально объяснение сходных явлений одинаковыми причинами. Но задача исследователя заключается в установлении максимального сходства, вплоть до “тождества неразличимых”. Т. о., аналогия, по Лейбницу, играет двоякую методологическую роль: как мощный эвристический источник идеальных конструктов и как стимул к их эвристическому совершенствованию.

Историческое развитие представлений об аналогии заключает в себе сложное взаимодействие логических (аристотелевских) и логико-методологических (лейбницевских) идей. В оценке аналогии преломлялись гносеологические и методологические принципы различных философских доктрин. Так, Гегель называл аналогию “инстинктом разума”, схватывающим основание эмпирических определений во внутренней природе объектов, а Милль, низко оценивая аналогию как разновидность индукции и способ достижения достоверных результатов, видел ее ценность преимущественно в эвристическом приеме продуцирования гипотез, стимулирующего эмпирическое исследование. За общими схемами рассуждения по аналогии стоит целый спектр различных форм умозаключения, которые могут быть расположены в порядке возрастания степени достоверности вывода (простая, распространенная, строгая или полная, изоморфных объектов и пр.). К числу условий, повышающих вероятность вывода по аналогии, относят: а) максимальность числа и разнородности сравниваемых свойств или объектов (широта аналогии); б) существенность сравниваемых свойств (глубина аналогии); в) производность переносимого свойства от общих сравниваемых свойств; г) отсутствие у объекта выводного суждения свойств, заведомо исключающих переносимое свойство, и др. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.

В ряде современных работ (А. И. Уемов и др.) вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, апредмет, на который переносится информация, полученная на модели, — оригиналом или прототипом. В тех случаях, когда пользуются моделями, построенными с применением теории подобия (Ж. Бертран, М. В. Кирпичников), выводы по аналогии обладают полной достоверностью. История науки дает множество примеров использования аналогии. Так, важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного •тела и движением небесных тел; аналогия между геометрическими и алгебраическими объектами реализована Декартом в аналитической геометрии; аналогия селективной работы в скотоводстве использовалась Дарвином в его теории естественного отбора; аналогия между световыми, электрическими и магнитными явлениями оказалась плодотворной для теории электромагнитного поля Максвелла. Обширный класс аналогий используется в современных научных дисциплинах: в архитектуре и теории градостроительства, бионике и кибернетике, фармакологии и медицине, логике и лингвистике и др. Известны также многочисленные примеры ложных аналогий. Таковы аналогии между движением жидкости и распространением тепла в учении о “теплороде” 17—18 вв., биологические аналогии “социал-дарвинистов” в объяснении общественных процессов и др. Оценка рассуждения по аналогии должна быть конкретно-исторической. Так, многие из них (впоследствии оказавшиеся неверными или ограниченными) имели эвристическое значение в определенный период: напр., аналогия с часовым механизмом в физической картине мира 17 в. способствовала освобождению научной мысли от провиденциализма; аналогия с гидравлической системой помогла современникам У. Гарвея понять его открытие кровообращения и т. д. Эвристическим источником аналогии в науке может стать идея, взятая из вненаучных сфер — обыденного опыта, искусства и т. п. Но в развитой науке, как правило, преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным “поставщиком” аналогий является “лидирующая” область науки. Так, физика Нового времени породила множество аналогий в гуманитарном и биологическом знании, а в наше время биологические аналогии широко используются в технических науках. Огромная роль математического моделирования обусловливает распространение математических аналогий во всех областях современной науки. В ряде работ по логике и методологии науки (Дж. Снид, В. Штегмюллер) отмечается, что в структуру развитой научной теории включается множество “парадигматических” примеров ее применения (образцы решения задач); появление задач, для которых не находится аналогии, считается аномалией и влечет либо расширение данного множества, либо замену самой теории. Т. о., понятие аналогии входит в методологическую схему эволюции научных теорий. В контексте научного творчества предметом особого анализа является способность к продуцированию и восприятию аналогии. В этом аспекте понятие аналогии приобретает психологические и дидактические характеристики. Изучение этой способности имеет значение для разработки технических устройств “искусственного интеллекта”. Аналогия выступает как комплексная проблема теории познания, логики и методологии, истории науки и психологии творчества, педагогики и кибернетики.

Лит.: Аристотель. Соч. в 4 т., т. 2. M., 1978, с. 248—49; Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М.—Л., 1936; Гегель Г. В. Ф. Соч., т. 6. M., 1939, с. 140—44; Милль Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914, кн. 3, гл. 20; Майоров Г, Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1973, с. 231—36; Max Э. Познание и заблуждение. М., 1909; Лейбниц Г. Элементы сокровенной философии о человеческом разуме. Казань, 1913; Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960, с. 264-66.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 39 аналогия

Уподобление одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной серии языковых единиц, на другую серию (в лингвистике).

Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-либо отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).

Сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.

АНАЛО́ГИЯ, аналогии, жен. (греч. analogia). Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-нибудь.

АНАЛО́ГИЯ, -и, жен. (книжн.). Сходство в каком-н. отношении между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-н.

АНАЛОГИЯ - жен., греч. сходство, подобие, близость; соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. Аналогичный, аналогический способ заключений, по подобию.

Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями, понятиями.

схо́жесть, подо́бие (устар.), похо́жесть

ана́лог, аналоги́чный (аналогичные условия), аналоги́ческий (аналогический метод), аналоги́ровать, аналогизи́ровать

От греческого analogia ‘соответствие’, ‘сходство’. В русском языке - с XVII в.

1. Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные.

2. Сходство между предметами, явлениями, понятиями и т.п. в каком-либо отношении.

АНАЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. analogia - соответствие, сходство].

1. (с кем-чем, между кем-чем). Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями, понятиями и т.п. Полная, частичная а. Искать аналогии, аналогий с чем-л. Образовываться, развиваться по аналогии с чем-л. Что-л. не имеет, не знает аналогий. Проводить аналогии между кем-, чем-л. (сопоставлять, сравнивать).

2. Лог. Форма умозаключения, при которой на основании сходства в каком-л. отношении двух предметов, явлений делается вывод об их сходстве в других отношениях.

аналогия - I

(греч. analogía - соответствие, сходство) предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis) - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия Бога из бытия сотворённого им мира.

(в праве), разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путём применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Как правило, допускается в исключительных случаях при разрешении гражданских, административных и трудовых дел.

АНАЛОГИЯ - в лингвистике - уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними др. элементы языка. Напр., русская форма родительного падежа единственного числа "сына" вместо старой формы родительного падежа "сыну" развилась под влиянием форм типа "стола", "раба".

АНАЛОГИЯ - в праве - разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Как правило, допускается в исключительных случаях при разрешении гражданских, административных и трудовых дел.

АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

1. Сходство в каком-л. отношении между предметами или явлениями.

Полная аналогия. Частичная аналогия.

Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Метод аналогии. Исторические аналогии. При помощи аналогии.

АНАЛОГИЯ (греческое analogia - соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего (бытия) (латинское analogia entis) - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия Бога из бытия сотворенного им мира.

нлп Аналоговая субмодальность непрерывно изменяется от светлой до темной; в то время как дигитальная субмодальность работает по принципу "включено-выключено", то есть мы видим картину либо ассоциированно, либо диссоциированно. (Смотри также:Ассоциация и Диссоциация).

с чем и между чем. Вывод был сделан по аналогии с такими же явлениями в недавнем прошлом. Можно провести полную аналогию между одним и другим фактом.

анало́гия, анало́гии, анало́гий, анало́гиям, анало́гию, анало́гией, анало́гиею, анало́гиями, анало́гиях

сущ., кол-во синонимов: 9

АНАЛОГИЯ, единообразие, единство, похожесть, совпадение, сходство, устар. подобие, разг. схожесть

АНАЛОГИЧНЫЙ, близкий, напоминающий, однородный, однотипный, подобный, похожий, сходный, устар. сходственный, разг. копия, разг. схожий

ПОХОДИТЬ, напоминать, устар. сходствовать, разг. смахивать

Аналогичность, соответствие, соотношение.

(греч. ἀναλογία - соответствие, сходство,

соразмерность) - процесс формального и/или семантического уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений,

существующих в одной паре (серии) единиц, на другую пару (серию).

Применение аналогии означает использование в речевой деятельности структурного образца и

создание на его основе новых единиц. В процессы аналогического

выравнивания вовлекаются единицы разного уровня,

протяжённости, строения и т. п. Действие аналогии проявляется при

обобщении любой модели, правила и т. п. и её

(его) распространении на новые единицы. Оно предполагает существование

образца как источника подражания и воспроизведения: так, на основе

т. е. на основе подобных соотношений создаются формы по принципу решения

обнаружении (вычислении) четвёртой искомой (неизвестной) величины в

пропорции по указанной формуле. На этом же принципе основана методика морфологического анализа, связанная в отечественном языкознании с именами

Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского и других, в зарубежном языкознании

с так называемым квадратом Дж. Х. Гринберга (ac : bc = ad : bd).

Аналогия выступает как важный фактор развития и функционирования языка, позволяющий говорящему легко переходить от

корпуса известных ему форм к созданию новых (вследствие их новой

комбинаторики, благодаря следованию определённой модели, схеме и

Аналогия проявляется на всех уровнях строения языка и имеет

основополагающее значение для овладения родным языком в детском

возрасте, для естественного пользования родным языком, при обучении

иностранному языку и вообще для формирования устойчивых навыков речи.

Особенно ярко проявляется действие аналогии в детской речи, где она оказывается основным

инструментом освоения языка; нередко, овладев той или иной структурой

или конструкцией, ребёнок распространяет затем представление о

т. д. Образование форм по аналогии широко представлено в диалектной речи и в просторечии.

Аналогия двойственна по своей природе и последствиям. С одной

стороны, благодаря способности к генерализации правила она может

выступать как организующее и упорядочивающее начало (ср. понятия

выравнивания и др.) и оказывается орудием системности в языке. В этом качестве она

увеличивает ряды правильных, регулярных форм, воспроизводя и повторяя

некие образцы в широком масштабе. С другой стороны, способствуя

преобразованию отклоняющихся от данной модели форм, она может

выступать уже не как консервирующее и консервативное, а как

преобразующее начало, формируя новые ряды форм. Таким образом, она может

лежать как в основе репродуктивной, так и в основе продуктивной,

творческой деятельности; может быть источником как регулярных, так и

т. п.; ср. также в литературном русском языке

роли в эволюции и развитии языков - либо как фактора регулярности,

либо, напротив, как средства появления разного рода инноваций,

отклонений, исключений и даже аномалий.

Истоки диалектического понимания аналогии отмечены в трудах античных грамматистов, у которых это понятие было

противопоставлено понятию аномалии и где оба они отражали

крайние точки зрения на вопрос о том, насколько регулярен язык. Формы,

объясняемые действием аналогии, трактовались как обнаруживающие

отклоняющиеся от них и не обнаруживающие указанных свойств - как

аномальные (греч. ἀνωμαλία

‘несогласие’). Аналогисты искали в языке правильные образцы

классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на

существование в языке многочисленных форм, для объяснения которых

рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали

омонимию, синонимию и некоторые другие явления. Поскольку

нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности,

вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него,

продолжает оставаться актуальной проблемой в языкознании.

Большой вклад в изучение аналогии внесли младограмматики (см. Младограмматизм), которые, выдвинув

исключения, были вынуждены затем ввести для объяснения наблюдающихся

отклонений два явления - аналогию и заимствования. В трудах младограмматиков было

показано, что аналогия - такая же закономерность в развитии и

функционировании языков, как и звуковые преобразования. Ф. де Соссюр

рассмотрел роль аналогии в словоизменении и словообразовании и высказал мысль о зависимости

аналогии от членения и разложения форм, а также подчеркнул

психологическую основу механизма аналогии и связанное с ней творческое

начало в речевой деятельности человека.

Реформатский А. А., Введение в языковедение, 2 изд., М.,

Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис

современного русского литературного языка, под ред. М. В. Панова, М.,

Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;

Соссюр Ф. де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М.,

Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с

Кубрякова Е. С., Размышления об аналогии, в кн.: Сущность,

развитие и функции языка, М., 1987;

Plank F., Morphologische (Ir-)

Regularitäten. Aspekte der Wortstrukturtheorie, Tübingen, 1981

аналогия (др.-греч. αναλογια)

1) Сходство, подобие;

2) лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с ней в грамматической системе языка: форма шофера (вм. шофёры) образована по аналогии с формой мастера и ей подобными. В общем языкознании: А. - один из законов функционирования и развития языка, в соответствии с которым образование и изменение языковых единиц и их форм происходит под влиянием, по образцу уже существующих единиц и форм.

аналогия (греч. analogia - соответствие). Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Встречаются образования по аналогии, изменения по аналогии, распространение по аналогии. Так, благодаря аналогии приобретают один общий вид морфемы, разошедшиеся вследствие фонетических изменений в своем звуковом оформлении. Например, современные формы дательного падежа руке, ноге, восходящие к древнерусским роуцh нозh с чередованием конечного согласного (к), (г) основы (ср.: роука, нога), образовались по аналогии с более продуктивной моделью нора - норе, в которой чередования согласных основы не было. У глагола икать вместо прежней формы ичу появилась в литературном языке форма икаю по аналогии с продуктивным классом глаголов типа читать - читаю.

Аналогия (от греч. analogia.) - соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям, в речи учителя - разъясняемым языковым понятиям, как известно, абстрактным и далеко не ясным учащимся. Иными словами, это создание учителем словесно-образной наглядности, в основу которой кладется какая-то картина, эпизод, оценка, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта; рисуемый пример должен быть конкретен, тогда он явится каналом к пониманию учебного материала. А. должна быть естественной и простой по содержанию и по форме изложения (разговорный синтаксис, лексика, интонационная свобода). Использование А. в объяснительной речи учителя увеличивает силу последней, а значит, учебный материал усваивается лучше. Объяснительная речь учителя с привлечением А. развертывается как два микротекста: первый - с опорой на образ, хорошо знакомую детям картину (это и есть А.), второй - суть изучаемого понятия.

Лит.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М., 1975. - С. 36-39; Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. - М.;Л., 1952. - Т. 7; Психология. Словарь / Под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С.20; Философский энциклопедический словарь. - М., 1988. - С.26; Ша-лыгин А. Теория словесности и хрестоматия.- СПб., 1914.

провести аналогию => реализация

проводить аналогии => действие

АНАЛО́ГИЯ (от греч. analogia - сходство).

1. Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями.

2. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

3. Изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе языка.

4. Перенос усвоенных моделей и образцов на другие явления, которые имеют формальное и функциональное сходство с уже усвоенными. В основе переноса по А. лежат образование и актуализация (см.) ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск ассоциаций, сознательно организуемый преподавателем или самостоятельно учащимся.

Аналогия (греч. ἀναλογία 'соотношение, соразмерность, пропорциональность')

Формальное или семантическое уподобление одной языковой единицы другой единице, принимаемой за образец, или проецирование отношений между двумя языковыми единицами на другую пару единиц; распространение языковых характеристик, отвлекаемых от какой-либо группы единиц на единицы, изначально обладавших иными характеристиками.

АНАЛОГИЯ -и ж. analogie f. Сходство, подобие. Сл. 18. Между им <адмиральским дедом> и водовозом аналогия некакая противная имеется: сей бо воду таскает; той же водами обладает. Кантемир Сат. 2 227. Он имеет особливую способность находить сокровенные сходства, аналогию, тайныя согласия в вещах. Карамзин ПРП 2 42. Дух астральный может производить бесчисленное множество оттенок; он имеет совершенное познание аналогиев или соотношений низших. 4. 6. 1806. Гагарин Письма. // Г. 2001 160. Аналогия и опыт суть две клюки, на которых мы тащимся на дороге умствований. ЭМ 1918 14. ♦ По аналогии изъяснить, доказать, назвать, судить. (ср. par analogie). Надлежит сперва неприметно представить ему <воспитаннику> понятия: perruque, friser, cheveux и потом изъяснить по аналогии, что к действительному решению всякой практической задачи, ..потребно знание специальных правил. 1783-1784. Новиков Приб. МВ. // 1983 346. Нет ни одного положительного сведения <у иностранных говорунов>, а все наугад, все хотят судить по аналогии. 8. 4. 1836. П. Вяземский - А. И. Тургеневу. // Вяземский Пушк. по док. 77. Тичкин терпеть не мог инженеров и по аналогии ревновал их мундир к жене. Соврем. 1859 75 1 167. Две характеристические черты обрисовывают, как мне кажется, нашу русскую оппозицию, охватившую по-видимому все общество: во-1х, наружу выходят только крайние мнения (по аналогии можно пожалуй употребить выражение: extrème droite et extrème gauche. Н. А. Милютин - Д. А. Милютину. 18. 12. 1861. // РОА 1 97. Дамы и господа, разрешите доложить: я придумал слово типоман. Сконструировано это по аналогии с графоманом. А. Касымов. // Знамя 2000 3 181. - Лекс. Нордстет 1780: анало/гия.

АНАЛОГИЯ (греч. analogia, от ana - по образцу, и logos - рассудок). 1) сходство, соответствие или подобие двух предметов в известных отношениях. 2) в логике метод умозаключения, по которому, на основании сходства между предметами в одном отношении, заключают о сходстве их и в других отношениях.

анал о гия, аналогии, жен. (греч. analogia). Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-нибудь.

Политическая наука: Словарь-справочник

(греч. analogia соответствие, сходство)

сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis ), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(от греч. analogia .) — соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям, в речи учителя — разъясняемым языковым понятиям, как известно, абстрактным и далеко не ясным учащимся. Иными словами, это создание учителем словесно-образной наглядности, в основу которой кладется какая-то картина, эпизод, оценка, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта; рисуемый пример должен быть конкретен, тогда он явится каналом к пониманию учебного материала. А. должна быть естественной и простой по содержанию и по форме изложения (разговорный синтаксис, лексика, интонационная свобода). Использование А. в объяснительной речи учителя увеличивает силу последней, а значит, учебный материал усваивается лучше. Объяснительная речь учителя с привлечением А. развертывается как два микротекста: первый — с опорой на образ, хорошо знакомую детям картину (это и есть А.), второй — суть изучаемого понятия.

Лит.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975. — С. 36—39; Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — М.;Л., 1952. — Т. 7; Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — С.20; Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. — С.26; Ша-лыгин А. Теория словесности и хрестоматия.— СПб., 1914.

Словарь лингвистических терминов

(греч. analogia — соответствие). Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Встречаются образования по аналогии, изменения по аналогии, распространение по аналогии. Так, благодаря аналогии приобретают один общий вид морфемы, разошедшиеся вследствие фонетических изменений в своем звуковом оформлении. Например, современные формы дательного падежа руке, ноге, восходящие к древнерусским роуцh нозh с чередованием конечного согласного (к), (г) основы (ср.: роука, нога), образовались по аналогии с более продуктивной моделью нора — норе, в которой чередования согласных основы не было. У глагола икать вместо прежней формы ичу появилась в литературном языке форма икаю по аналогии с продуктивным классом глаголов типа читать — читаю.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. analogia — сходство, соответствие)

1) сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями; подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения;

2) (в биологии) сходство органов или их частей, разных по происхождению, но одинаковых по функции. Аналогия в этом случае — результат биологической конвергенции, при которой появление аналогичных органов свидетельствует лишь о приспособлении организмов к одинаковым условиям среды обитания (жизни) (например крылья птиц и насекомых).

Католическая Энциклопедия

(греч. άναλογία — соотношение, пропорция) — неполное подобие, основанное на соответствующих отношениях подобных предметов.

Фома Аквинский, опираясь, с одной стороны, на неоплатонические интерпретации философии Аристотеля, а с другой — на использование в христ. традиции термина А. для отношений между Творцом и творением, существенно расширил филос. учение об А. В томизме выделяется 3 типа А.: 1) метафорическая А. — перенесение предиката, обозначающего событие, процесс или предмет, на другой объект, которому этот предикат в прямом смысле не свойствен (ребенок улыбнулся — счастье улыбнулось); 2) атрибутивная А. — признак одного предмета производным образом переносится на др. предметы (здоровый человек — здоровая пища, здоровый цвет лица); 3) А. пропорциональности (как у Аристотеля). Наиболее важной является трансцендентальная А., которая относится к существованию, истине и благу любого конкретного бытия. Согласно Де Вио и традиционному томизму, трансцендентальная А. у Фомы Аквинского — частный случай А. пропорциональности (каждое сущее наделено существованием, истиной и благом пропорционально своей природе). Напротив, согласно Суаресу и большинству неотомистов XX в., начиная с Жильсона, трансцендентальная А. в наиболее зрелых работах Фомы Аквинского представляет собой частный случай атрибутивной А. (каждое сущее наделено существованием, истиной и благом благодаря своей причастности к Богу, Который по преимуществу представляет Собой Бытие, Истину и Благо).

Осн. достоинство томистского понятия А. состоит в том, что оно объясняет, каким образом мы относим к Богу те или иные признаки (благость, могущество, знание, любовь): они позволяют осмысленно говорить о Боге по А. с творением, сознавая при этом некоторую неопределенность и ограниченность этой А. (т.к. благость Бога безмерно превосходит всякую благость любого творения и т.д.).

Лит-ра: Phelan G. St. Thomas and Analogy. Milwaukee, 1941; Lyttkens H. The Analogy between God and the World. Uppsala, 1952; Mascall E.L. Existence and Analogy. Chicago, 1960; McInerny R. The Logic of Analogy. The Hague, 1961; Montagnes B. La doctrine de l’analogie de l’Рtre d’aprПs Saint Thomas d’Aquin. Lv.–P., 1963; Kasper W. Die Methoden in Dogmatik. MЯ., 1967; Stępief A., Krampiec A.M., Bejze B., Mikołajczak B. // EK 1, 491–510.

К. Войцель, А. Горелов

Педагогический терминологический словарь

(от греч. analogia - соответствие)

вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. - один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. А. не является строгим методом доказательства, однако применение А. часто приводит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта. А. содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. А. способствует расширению познавательных возможностей учащихся, однако А. необходимо сочетать с более строгими формами доказательства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

Словарь финансовых терминов

применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии и таких норм

общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права или правового института. АНАЛОГИЯ служит средством разрешения конкретных дел при наличии пробела в праве, т.е. когда определенный вопрос должен решаться юридическими средствами, но такое его решение не предусмотрено законодательством или предусмотрено не полностью.

Криминалистическая энциклопедия

(греч. analogia — соответствие, сходство)

сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо их свойствах. Умозаключение по А. означает перенесение знаний, полученных при рассмотрении одного объекта, наменее изученный объект, сходный посущест-венным свойствам и качествам. Умозаключения по А. — один из источников научных гипотез. Метод А. используется при построении криминалистических версий, при анализе данных о способе совершения преступлений в процессе разработки частных криминалистических методик и др.

Античный мир. Словарь-справочник

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Термины Киносемиотики

(от греч. analogos — соответственный, соразмерный) — сходство между объектами, явлениями, фактами в каком-либо отношении.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Мари Франсуа Пьер Мен де Биран (1766–1824) – французский философ-идеалист и политический деятель, роялист. Выступил с критикой сенсуализма и обоснованием психологии самонаблюдения; развивал идеи христианской метафизики.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Сходство, подобие в каком-н. отношении явлений, предметов, понятий.

* Провести аналогию. *

|| прил. аналогический, -ая, -ое и аналогичный, -ая, -ое.

* Аналогический метод. Аналогичный случай. *

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

, т. е. важный фактор в развитии и организации языка. Значительная часть изменений яз. происходит по А.: сходство между фактами в одних отношениях влечет за собою уподобление их в других отношениях. Сюда относятся м. пр. т. н. нефонетические изменения звуков. Так, в великорусском некогда в словах на березе, идете под ударением звучало е в то время, как в словах берёза, идём было о (буква ё обозначает звук о после мягких), а затем по А. с этими формами и теми словами, в которых ударяемый гласный звук при склонении или спряжении но изменялся (напр. погода – погоде, стоим – стоите) е заменилось звуком о. А-ей вызываются и изменения в грамматическом строе яз. и возникновение новых грамматических категорий. А. способствует не только появлению изменений в яз., но и их упорядочению; А – и гл. обр. обязан яз. и закономерностью грамматического строя и устойчивостью, т. к. закономерность и выдержанная система грамматических и др. фактов создается и поддерживается гл. обр. А.-ей.

Толковый переводоведческий словарь

1. Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные.

2. Сходство между предметами, явлениями, понятиями и т.п. в каком-либо отношении.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG analogy)

(греч. analogos - соразмерный)

использование подобия или соразмерности, для того чтобы связать известную вещь с вещью неизвестной. Аквинат использовал аналогию для того, чтобы показать, что одни и те же качества могут быть приписаны Богу (к-рый бесконечен) и людям (к-рые конечны).

Читайте также: