Что не относится к основным критериям адаптации ребенка к условиям детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения и организацию работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, поиск новых подходов к адаптации детей раннего возраста.

Специалисты ДОУ, выполняя свои профессиональные задачи, должны взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, другими педагогами и работниками данного учреждения с целью обеспечения комфортных условий для каждого воспитанника. Это требует соблюдения следующих условий: интеграции личностных и воспитательных ресурсов каждого специалиста в процессе профессионального взаимодействия; координации действий специалистов дошкольного учреждения по созданию комфортной социальной среды на основе повышения квалификации специалистов и индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

В целом для успешной адаптации детей в дошкольном учреждении необходимы:

- правильно организованный приём будущих воспитанников;

- создание психологически-благоприятной атмосферы в группе;

- организация работы с семьёй;

Деятельность администрации ДОУ связана с организацией управления всей системой работы в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению: разрабатываются планы действий всех специалистов; организуется повышение квалификации сотрудников, используя все доступные формы: курсы повышения квалификации, методические объединения, участие в проблемных и творческих группах, методическая работа, самообразовательная работа.

Необходим отбор воспитателей, а также повышение их компетентности с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, тренинги, семинары и пр.). В процессе такой работы методист дошкольного учреждения подбирает литературу и методические материалы по организации периода адаптации и взаимодействию с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. По данным темам проводится педагогический совет, методист дает индивидуальные консультации воспитателям.

В ходе реализации программы адаптации должна быть проведена диагностическая работа: составлены индивидуальные адаптационные карты каждого ребенка, проведено анкетирование родителей, выявлены потребности и претензии родителей. По результатам проделанной работы воспитатели готовят творческие отчеты, информацию для родителей. Составляются картотеки информационных материалов и накопительные папки по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Этому способствует работа специалистов дошкольного учреждения с родителями.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем по работе с родителями детей раннего возраста в период адаптации:

- изучение семей детей;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

- привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, целенаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в дошкольное учреждение, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические показатели, которые объединены в три блока:

- поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.

Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.

Чтобы успешнее прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Для ускорения процесса адаптации ребенка в дошкольном учреждении и устранения возможных негативных последствий в психическом и физическом здоровье детей необходимо создание педагогических условий успешной адаптации, включающее:

- методическую поддержку воспитателей по вопросам психолого-педагогической поддержки вновь поступивших детей и вопросам построения взаимоотношений с родителями;

- повышение уровня педагогической грамотности родителей по вопросам подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению;

- систематическую и разнообразную работу по осуществлению взаимодействия педагога и родителей в процессе адаптации;

- создание для детей в дошкольном учреждении комфортной психологической обстановки.

С целью повышения уровня педагогической грамотности родителей по вопросам подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению и повышения заинтересованности родителей в решении совместно с дошкольным учреждением проблем периода адаптации рекомендуется следующая работа:

- изучение компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению и в период адаптации (анкетирование, собеседование);

- изучение претензий и предложений родителей по вопросам взаимодействия с дошкольным учреждением (анкетирование, собеседование);

- знакомство родителей с содержанием работы в дошкольном учреждении по оптимизации адаптационного процесса;

- оказание методической и практической помощи;

- целенаправленная просветительская работа (устные журналы с участием психолога, медиков, методистов; теоретико-практические семинары по вопросам адаптации детей, практические занятия, подбор и оформление информации в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке дошкольного учреждения и пр.);

- проведение (с участием медиков) обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразным виды закаливания и т.д.);

- привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды дошкольного учреждения.

Необходимо учитывать, что традиционные формы работы зачастую не вызывают интереса у родителей и, соответственно, не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим эффективными представляются нетрадиционные формы работы. Примерами такой работы являются следующие.

Накануне прихода детей в дошкольное учреждение проводится День открытых дверей, который дает возможность познакомить родителей детей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию в подготовке ребёнка к дошкольное учреждение и ускорению процесса адаптации. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где будут воспитываться дети. Показывается фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая и методист беседуют с родителями, выясняя их впечатления, отвечая на возникшие вопросы.

Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут быть использованы практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, консультации и т. д.). Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах воспитания здорового образа жизни, воспитания самостоятельности и др.

Для оценки успешности адаптации детей к условиям ДОУ необходимо ориентироваться на критерии успешной адаптации. В целом, как показал анализ литературных источников (В.Н. Белкина и Л.В.Белкина, Р.Калинина), в период привыкания детей к дошкольному учреждению выделяются следующие критерии адаптации:

- удовлетворительное или неудовлетворительное состояние здоровья ребёнка;

- хороший или плохой аппетит;

- сон (быстрое засыпание, спокойный и крепкий сон, пробуждение с настроением хорошим или нет);

- двигательная активность (ребенок активный, подвижный или пассивный, скованный);

- взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками (на контакт идет легко, к общению есть интерес, агрессивность отсутствует или же затруднены контакты);

- деятельность (ребенок занят, даже увлечен, содержательная деятельность, в режимных моментах активен или же равнодушен, пассивен);

- речь (ответная, инициативная или отсутствует);

- позитивный или негативный эмоциональный тонус;

- желание – нежелание ребенка идти в дошкольное учреждение;

- суждения родителей о поведении и состоянии ребёнка в семье (заинтересованные и оптимистичные или же негативные, тревожные).

К основным критериям адаптации, по мнению В.Н. Белкиной и Л.В.Белкиной, относятся:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно – психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

По мнению В.Н. Белкиной и Л.В. Белкиной адаптационный период считается законченным, если:

  • ребенок ест с аппетитом;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • эмоционально общается с окружающими.
  • играет.

Если в течение 1 года и более не произошла адаптация к яслям или детскому саду, то это является для родителей сигналом того, что с ребенком не все в порядке и следует обратиться к специалисту.

В процессе привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения выделено три основных этапа (фазы) процесса адаптации.

1. Острая фаза, которая сопровождается различными изменениями в соматическом состоянии ребенка и его психическом статусе. Это приводит к более частым респираторным заболеваниям, снижению веса и аппетита, нарушению сна, регрессу в развитии речи. Данный этап в среднем длится один месяц.

2. Подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка. При этом все изменения уменьшаются и регистрируются только по отдельным параметрам, на фоне замедленного, по сравнению со средними возрастными нормами, темпа развития, особенно психического. Данный этап длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации, которая характеризуется у детей убыстрением темпа развития. К концу учебного года дети преодолевают задержку в развитии, указанную выше.

В.Н. Белкина и Л.В. Белкина выделяют следующие формы (степени тяжести) прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая форма адаптации:

- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

- аппетита (норма по истечении 10 дней);

- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);

- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

- характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя форма адаптации: все нарушения выражены более и длительно:

- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;

- ориентировочная деятельность нормализуется в 20 дней;

- речевая активность нормализуется в 30-40 дней;

- эмоциональное состояние нормализуется в 30 дней;

- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая форма адаптации (от 2 до 6 месяцев), которая сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).

Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Таким образом, теоретически обоснованная и реализованная на практике комплексная система работы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения способствует более легкому привыканию ребенка к новым условиям. К основным критериям адаптации относятся поведенческие реакции; уровень нервно – психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, рациона питания, системы поведенческих реакций малыша, необходимостью устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к нему.

Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей и воспитателей. Многие дети не способены выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в их поведении. Но если отнестись к малышу внимательно, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для взрослых и ребенка.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ :

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:

В этот период ребенку могут быть свойственны:

эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;

повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребенка.

Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребенку.

Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне зависимости от его и нашего с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.

Признаки невротических реакций в период адаптации :

повышенное пристрастие к личным вещам;

стремление спрятаться от взрослых;

тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;

сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;

недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;

выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.

Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, НЕМЕДЛЕННО обратитесь к детскому НЕВРОЛОГУ!

Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, отношения к проблемам ребенка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.

Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.

2. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.

3. Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.

4. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.

Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.

6. Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.

7. Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.

8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.

9. Будьте терпимы к капризам ребенка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.

10. Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.

11. Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

В различных источниках приводят различные критерии процесса адаптации.

Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение от 10 до 128 дней.

По длительности выделяют три вида адаптации :

Легкая адаптация : от 10 до 15-25 дней.

У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.

Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.

Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.

К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести : от 25 до 40-60 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.

Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным

Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени : болеее 40-60 дней.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.

Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.

Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.

Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет агрессию.

Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.

Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Адаптационный период считается законченным, если:

спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

уравновешенное настроение в течение дня;

адекватное отношение к предложениям взрослых;

общение с ними по собственной инициативе;

умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. •

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Уровень нервно-психического развития

Заболеваемость и течение болезни

Как бы мы не готовили ребенка к саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышенное артериальное давление, иногда и температура). Ребенок беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что ребенок вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Первую неделю желательно приводить ребенка в группу детского сада к 9:00 утра и на два часа. В дальнейшем часы пребывания ребенка на группе будут увеличиваться в связи с положительным психо-эмоциональным состоянием малыша.

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливается поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений.

Если поведенческие реакции ребенка нормализуются только лишь к 60-му дню пребывания в ДОУ, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, можно с уверенностью сказать, что работа педагогов младшей группы не продумана и детям здесь плохо или проблема у самого ребенка (тогда психолог выясняет причину тяжелой адаптации). Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.

Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребыванию в ДОУ, существенно замедляется и физическое и нервно-психическое развитие. Основной причиной является состояние крайнего психо-эмоционального напряжения. В данном случае следует прежде всего позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в ДОУ и коррекция отношения к нему и семье. Педагог же должен принимать ребенка таким, каков он есть и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.

Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручку, спинку, голову. Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головы ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

Плачущий ребенок может засунуть в рот палец. Он, таким образом, защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Нужно чаще предлагать ему попить. Выпив воды он, успокоится.

Лучшее лекарство – это смех. Нужно создать условия, чтобы ребенок смеялся. Для этого в группу вносится игрушки-забавы, смешные игрушки.

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные. Неплохо будет, если родители принесут любимую игрушку ребенка. Когда родитель уходит, оставив ребенка в саду, хоть частичка чего-то останется с ним.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: