Что такое канделябр кратко

Обновлено: 02.07.2024

Танцующие огоньки пламени в грациозном подсвечнике – что может быть романтичнее и чувственнее? Действительно, несмотря на множество современных изысков в сфере света и иллюминации украсить интерьер изящным канделябром актуально до сих пор. Именно поэтому в этой статье мы хотим рассказать вам об удивительном изобретении человечества, чья история метаморфоз насчитывает целые тысячелетия, а красота и разнообразие форм завораживает и сегодня.

Старинный канделябр: как все начиналось

Достоверных фактов о том, кто и когда изготовил первый канделябр, не существует. Однако точно известно, что появился аксессуар тогда же, когда и свеча. Об этом говорит и происхождение слова "candelabrum", что в переводе с латинского означает свеча и подставка ("candela" и "brum" соответственно).

Благодаря изысканиям археологов и историков мы можем утверждать, что канделябрами пользовались еще в древности. Например, в Египте они применялись в ритуальных обрядах и символизировали возрождение бога Ра из цветка лотоса. Именно в его форме были выполнены первые подсвечники из глины, дерева и тростника.

В Греции подставки под свечи были расставлены в храмах, а также встречались в домах знати. Тут они имели более эстетичный вид, так как обожженная глина покрывалась прототипом современного лака.

До наших времен дошли этрусские подсвечники-канделябры. Несколько из них по сей день хранятся в музеях Западной Европы. Это были первые светильники из бронзы, железа или серебра, но встречались аксессуары и из дерева. Особенностями украшений был декор в виде людей и животных, а высота изделий достигала 1,6 м. В некоторых чаша могла двигаться по стержню, другие включали ряд подставок.

Интерьерные же светильники приобрели знакомую сегодня форму треноги с чашами для сала или воска. Полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона, а удивительные мраморные изваяния хранятся в Ватиканской Галерее.

Жирандоль, Менора, Шандал – красивые имена или…

В Средние века одиночный канделябр на 3 свечи и более продолжал оставаться атрибутом элиты. Их устанавливали в храмах и домах знати. Зачастую подсвечник имел довольно крупные габариты. Высота могла достигать от 1,5 до 2,7 м. Наряду с этим, церковь использовала и маленькие светильники, с которыми передвигались по территории обители священнослужители.

В 16-17 вв. деревянные подсвечники сменились металлическими, с которыми риск пожаров существенно сократился. Их делали из олова, бронзы и серебра, зачастую украшали позолотой и драгоценными камнями. Гнезда аксессуаров выполнялись в виде раскрытых цветочных бутонов, что было символом зарождения новой жизни, а также разделения тьмы и света.

Особенно яркий период в истории канделябров – Эпоха Возрождения. Именно она сделала подставки под свечи такими изящными и красивыми. На чашах и ножках появились причудливые завитки растений, ангелочки, цветы и лепестки, которые вместе представляли собой настоящие произведения искусства.

Со временем разновидностей светильников стало больше и каждый из них получил свое название:

Жирандоль – объемная, многоярусная форма на низкой подставке (часто делался из хрусталя). "Ножки" здесь располагались по окружности, а устанавливался он на каминных столешницах.


Содержание

В культуре

Канделябры встречаются в культуре этрусков. Канделябр представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа). Высота канделябра достигала 1,6 метра. Стержень был укреплен на ножках, часто в форме звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника, иногда она перемещалась вдоль стержня. Часто канделябр завершался четырьмя подсвечниками [3] .

У этрусков канделябры были переняты древними римлянами.

В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства [5] .

Бить канделябрами

В карточной игре пойманных шулеров били канделябрами (также подсвечниками, шандалами), призыв бить канделябром в современном языке соответствует обвинению в мошенничестве [6] .

Другие значения

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Канделябр" в других словарях:

КАНДЕЛЯБР — большой массивный подсвечник на одну или на несколько свечей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАНДЕЛЯБР большой подсвечник для одной или нескольких свечей. Полный словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

канделябр — шандал, светильник, подставка, паникадило, бра, подсвечник Словарь русских синонимов. канделябр см. подсвечник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

канделябр — а, м. candélabre m. < , лат. candelabra. 1. Большой, украшенный шандал, для двух и более свечей: свечник. Даль. Сътвори же и канделабра злата десять по образу яко повеле (candelabra aurea). Библ. 1499. // Сл. 18. В приемной стены расписаны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КАНДЕЛЯБР — (франц. candelabre) светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп … Большой Энциклопедический словарь

КАНДЕЛЯБР — КАНДЕЛЯБР, канделябра, муж. (франц. candelabre). Большой подсвечник, б. ч. для нескольких свечей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАНДЕЛЯБР — КАНДЕЛЯБР, а, муж. Подсвечник для нескольких свечей, а также подставка светильник с несколькими лампами в форме свечей. Бронзовый к. | прил. канделябровый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАНДЕЛЯБР — муж., франц. большой, украшенный шандал, для двух и более свечей; свечник. Кандило ср. или дон. кандель, канделька, кандилка жен., дон., вор., оренб. лампада к иконе. Кандельный, к кандели относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

канделябр — канделябр, м., род. канделябра и устарелое канделябра, ж., род. канделябры … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Канделябр — Канделябр снится к неожиданному успеху, удовольствиям и роскоши. Если он разбит или в плохом состоянии, то впереди неудачная спекуляция или игра на бирже разрушит вашу судьбу, казавшуюся прочной и надежной … Большой универсальный сонник

КАНДЕЛЯБР — большой подсвечник на несколько свечей или электрических ламп; представляет собой декоративный переносный настольный или постоянный настенный светильник. Для канделябра применяют матовые или молочные лампы свечеобразной формы мощностью не более… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КАНДЕЛЯ'БР, а, м. [фр. candelabre]. Большой подсвечник, б. ч. для нескольких свечей.

канделя́бр

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова продуцирование (существительное):

Несколько столетий назад подсвечники и канделябры были обычными предметами в любом доме. В эпоху электрических лампочек, у них появилось совсем другое значение. Антикварный кованый предмет – украшение для дома. Это признак высокого вкуса, утонченности и эстетики. А уж о той атмосфере волшебства, которую дарит приглушенный свет свечи, можно и не упоминать.

Канделябр – это тоже подсвечник, но только с характерным дизайном. У него есть несколько разветвлений, из-за них в одну подставку можно поставить сразу несколько свечей.

фото. подсвечник со вставкой из стекла

Как и любой культовый предмет , подсвечники имеют интересную историю.

Что мы знаем о появлении подсвечников

Истории появления уходит в самую глубину веков, когда наши предки ютились в пещерах вокруг костров. Первые свечи появились еще во времена каменного века. Тогда в качестве подставки для свечей использовали углубления в пещерах и камнях, а свечи делали из жира животных. Как видите, с тех пор многое изменилось. Из века в век форма молниеносно эволюционировала. Их начали делать из камней, кусков металла, дерева и других средств. Но вскоре стал самый главный вопрос – о внешнем виде.

Первый красивый подсвечник: где он родился

Есть одна интересная легенда, с которой связано появление первого подсвечника, внешний вид которого напоминает современные декоративные образцы.

Жители Египта верили в бога Солнца Ра, который пришел в самые тяжелые времена, чтобы помочь народу выжить. Впервые он появился из цветка лотоса, в котором горело пламя. В честь него египтяне начали делать подсвечники в форме этого цветка. Их делали из тростника, глины и дерева, а верхушку украшали листьями. Использовали такие подсвечники не только как светильники, но и в качестве важных предметов для ритуалов.

Кроме египтян, первыми, кто стал делать необычные подсвечники, были этруски. Они изготавливали высокие держатели для свечей из бронзы. А многие предметы были сделаны в форме лап животных.

Первые канделябры встречаются в культуре этрусков. Тогда они представляли собой подставки из дерева или металла, высотой 1, 6 метров. Стержень закреплялся на специальную ножку, выполненную в форме звериной лапы. А в верхней части закреплялась розетка с 4 подсвечниками.

канделябр

фото. старинные канделябры

Старинные подсвечники в Древней Греции и Индии

В магазине "Антикзон" вы увидите интереснейшие виды антикварных канделябров в греческом стиле. Известные мифологические персонажи, боги, виноградные листья и орнаменты – все это станет украшением гостиной или спальни. Греческий стиль – бессмертен. Гармония форм, глубокий символизм, тонкие линии вызывают восхищение как у коллекционеров, так и у любителей редких антикварных подсвечников.

Но несмотря на греческий сюжет, много канделябров выполнены мастерами 19 в. из бронзы. Греки изготавливали подсвечники из красной и белой глины, затем предметы обжигались и покрывались глазурью.

Фото. подсвечник старинный в форме змеи

Подсвечники во времена Средневековья

В Средневековье подсвечники и канделябры из металла использовались в основном в храмах и богатых домах. В обычных домах люди ставили свечи в обычные тарелочки из керамики. В 19 веке мода на простые подсвечники в форме блюдца снова вернется.

Канделябры в эпоху Возрождения

Переворотным моментом в создании подсвечников стала эпоха Возрождения. Тогда значимость красоты окружающих предметов стремительно взлетела вверх. Люди стали придавать большое значение убранству, а вместе с ним и украшению аксессуаров. В эпоху Возрождения канделябры окончательно приобрели свою декоративную значимость, став популярным украшением. Мастера стали декорировать их фигурами людей, животных, греческих богов, цветочными орнаментами. А с 14 по 17 век медные подсвечники появились во всех богатых домах.

подсвечник антикварный

Фото. Старинные подсвечники с посеребрением

Для производства предметов использовали более качественные материалы. Наибольшей популярностью тогда пользовалась бронза. Благодаря прочности и стойкости к высоким температурам из нее стали создавать искусные утонченные подсвечники и канделябры. Также предметы создавали из металла, латуни, серебра и даже золота. Ими украшали не только покои и залы дворцов, но также площади и улицы.

Подсвечники стали интересны для многих художников и скульпторов. Их украшали рельефной резьбой, скульптурными композициями, драгоценными камнями. В качестве мотивов рисунка часто использовались библейские и мифологические мотивы, пейзажи, ангелы и вензеля.

Одними из самых роскошных предметов тех времен считаются фарфоровые подсвечники, украшенные позолотой и рисунками. Такие предметы могли себе позволить только королевские семьи и известные люди.

Подсвечники в 18 веке

В этот период были популярны подсвечники, выполненные в форме тюльпанов. Изготавливали их из серебра или золоченой бронзы. В качестве украшений часто использовались флористические орнаменты – один из самых известных мотивов в искусстве во время правления Людовика 15. А формы подсвечника прямо копировала линии цветка: у основания красовались листья, стержень имитирует гибкий стебель, чашка напоминает раскрытый бутон.

подсвечник тюльпан

Фото. Старинный подсвечник-в форме тюльпана

фото. антикварный подсвечник в форме Лозы

В конце 18 в. на смену цветочных орнаментам пришли простые симметричные формы. Чаще всего в это время использовались невысокие подсвечники с незамысловатым декором в виде чередующихся бус и линий, напоминающие колонны. Они рассчитаны на одну свечу и располагаются на крепком круглом или квадратном основании. Такая же стилистика подсвечников была актуальна и в начале 19 в.

Кроме подсвечников-тюльпанов и колонн, в 18 в. делали подсвечники и канделябры из фарфора. Чаще этот материал использовали в качестве вставок в серебряных и бронзовых держателях свечей. Но есть отдельные предметы, выполненные полностью из фарфора.

Также 18 век интересен тем, что в это время канделябры стали делать не только из дорогих металлов, но также из железа. Обычно железные держатели свечей применялись для освещения улиц и площадей.

Фото. Подсвечник антикварный в форме колонн

Как изменились подсвечники с 19 века

Эпоха Возрождения запомнилась тем, что канделябры изготавливались с роскошью и требовали затрат. Поэтому позволить такие предметы в декоре себе могли только богатые люди. 19 век стал своего рода революционным, так как подсвечники стали делать не только из бронзы и благородных металлов, но и из чугуна. У этого металла есть много преимуществ: прочность, надежность, а главное, доступная цена. Подсвечники приобрели популярность и среди обычных людей, ведь чугунный предмет мог позволить себе каждый.

К середине 19 в. искусство производство подсвечников обретает новые формы. Предметы начинают делать из мрамора и алебастра. А уже спустя несколько десятилетий начинается новый пик моды: подставки для свечей делают из прозрачного и цветного стекла, хрусталя и мрамора. Канделябры и более высокие подсвечники использовались либо в качестве украшений для интерьера, либо во время ужина.

подсвечник блюдце

фото. подсвечник антикварный в виде блюдца

Внимания заслуживает подствечник начала 20 века Max Le Verrier. Это очень редкий предмет, выполненный по модели известного скульптора Макса Ле Веррье. Основание подсвечника выполнено в форме вытянутого блюдца с рельефом раковины.

Фото. подсвечник антикварный Макса Ле Веррье

В ту же эпоху во Франции стало популярных делать стержни свечей и канделябров в виде человеческих фигур. Чаще всего в качестве образа использовались женщины в античных одеждах, древние египтяне, мифические персонажи. Иногда фигуры возвышались на мраморных основаниях, а в их руках можно было увидеть канделябр, украшенный виноградной лозой или другими орнаментами. Часто в старинных подсвечниках можно найти целый мифический сюжет, с проработкой всех деталей и символизма.

Фото. старинный подсвечник-женская фигура

Фото. подсвечник старинный Вакх и Ариадна

Интересно, что во второй половине 19 в. на смену античных девушкам пришли пухлощекие амуры, держащие в руках цветы-подставки для свечей. А еще кроме людей чаще стали использовать фигурки лошадей, драконов и птиц разных видов. Среди популярных мастеров, создающих подсвечники с зооморфными мотивами стоит упомянуть Антуана-Луи Бари.

антикварный подсвечник амур

фото. антикварный подсвечник Амур

Особенно изысканным считается скульптурное изображение на канделябрах дельфинов. Интересно, что такая мода во второй половине 19 в. часто использовалась и в других предметах интерьера, а также в садово-парковой архитектуре. Свою актуальность тенденция украшать разные предметы дельфинами получила сначала во Франции. Затем она распространилась и в России, где дельфинов часто любили изображать такие известные мастера, как Карл Фаберже и Феликс Шопен. Подсвечник в форме дельфина очень редкая искусно выполненная модель, изготовленная во Франции в середине 19 в. Она выполнена из бронзы с цветным патинированием. Основание сделано в форме шестигранной звезды, а стержень в виде дельфина. Подсвечник относится к стилистике рококо и станет хорошим пополнением для коллекции антиквариата.

старинный подсвечник дельфин

В целом, 19 век характеризуется пиком разнообразия подсвечников и канделябров. Популярны были стили рококо, ампир, ренессанс. Много антикварных подсвечников в нашем магазине датируются именно 19 веком. Среди них вы найдете образцы из Франции, Англии и Германии.

Основные виды подсвечников сегодня

Как видите, с момента появления самого первого подсвечника по сегодняшний день предметы претерпели много изменений. Из простых каменных подставок под свечи они превратились в произведения искусства. И несмотря на то, что эпоха свечей уже давно позади, старинные подсвечники и канделябры ценятся все больше.

Есть несколько видов старинных подсвеников:

подсвечник старинный из фарфора

фото. старинный Фарфоровый подсвечник

Несколько советов по выбору подсвечников и канделябров для интерьера

Красивый антикварный канделябр станет украшением практически в любом стиле: от лофта до винтажа. Особенно роскошно он сочетается вместе с камином, хрустальными люстрами, натуральной деревянной мебелью. Кстати, совсем не обязательно при этом использовать свечи. Канделябр – это отдельный предмет интерьера.

Чтобы выбрать старинный канделябр для украшения интерьера, стоит руководствоваться общим стилем оформления помещения. Например, в зале, оформленном в стиле барокко, хорошо будет смотреться подсвечник с фигурами людей, животных, а также растительным орнаментом.

Фото. старинный подсвечник- растительный орнамент

Фото. старинный хрустальный подсвечник

Фарфоровые и керамические подсвечники впишутся в классический и современный интерьер.

Кстати, для ультра-современных направлений, таких как хай-тек, минимализм и модерн, старинный канделябр тоже может стать оригинальным украшением. Многие дизайнеры отмечают, что иногда яркий контрастный элемент из другого жанра смотрится очень креативно и лаконично. В любом случае не бойтесь экспериментировать. В нашем магазине антиквариата вы сможете купить подсвечник или канделябр довольно разных стилистик, размеров и форм.

Роль канделябров в декоре сегодня

Со времен появления электричества первоначальная роль подсвечников потеряла свою актуальность. Однако эти прекрасные изделия буквально возродились, заняв почетное место в украшении наших домов. Их все чаще используют в оформлении интерьеров, для стилистических фотосессий, во время семейных застольев, романтических свиданий и просто для красоты.

подсвечники антикварные

Фото. подсвечники старинные

Обратите внимание на подсвечники 19 века. Они способны в миг преобразить даже самый простой классический интерьер. А уж для дизайна в стиле рококо или ампир такой атрибут - буквально находка. Если вы думаете сделать яркий акцент в интерьере, удивить своих гостей или просто пополнить коллекцию антиквариата, рекомендуем присмотреться к каждому подсвечнику в нашем каталоге. Возможно, именно здесь вы найдете то, что давно искали.

Подсвечники и канделябры купить в Антикварном магазине Антикзон

Читайте также: