Инновационная стратегия развития педагогической науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

В окружающем мире произошло наступление эффективных информационных технологий в образовании, когда информация и знания могут быть восприняты индивидуально. Сегодня в образовании информация и знания не столько должны передаваться, сколько создаваться, сотворятся и присваиваться обучающимися. Целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и самосовершенствовании, как потребности действовать разумно.

ВложениеРазмер
innovacii_v_pedagogike.docx 27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в педагогике

У значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий, традиционное для нашей школы, гимназическое образование с реальным, то есть позволяющим, если не получить профессию, то составить представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Главная проблема образования (и не только школьного) заключается в противоречии все возрастающего объема необходимой человеку информации и весьма ограниченных способностях человека к освоению этой информации. Практически все остальные проблемы (кроме недофинансирования школ) являются следствием этого. Количество информации растет экспоненциально, и как-то ограничить этот рост мы не можем. Игнорировать его мы тоже не можем, это может иметь весьма печальные последствия как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Способности же человека по запоминанию и переработке информации мало того, что ограничены, так и в связи с плохой экологией, стрессами и социальными проблемами даже снижаются по сравнению с предыдущими поколениями. Таким образом, традиционное образование, основанное на передаче знаний (то есть освоенной информации) от учителя к ученику не только не выполняет свою основную функцию, но и загоняет в тупик все новые поколения учеников. Проблема перегрузки в школе общеизвестна

В окружающем мире произошло наступление эффективных информационных технологий в образовании, когда информация и знания могут быть восприняты индивидуально. Сегодня в образовании информация и знания не столько должны передаваться, сколько создаваться, сотворятся и присваиваться обучающимися. Целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и самосовершенствовании, как потребности действовать разумно.

Критериями качества современного образования являются образовательные достижения учащихся, к которым учеными отнесены:

  1. освоение предметных знаний и умений,
  2. умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины),
  3. овладение междисциплинарными умениями:
  4. коммуникативными умениями,
  5. умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),
  6. овладение информационно-коммуникационными технологиями,
  7. умения сотрудничать и работать в группах;
  8. умения учиться и самосовершенствоваться;
  9. умения решать проблемы и др.

Соответственно перед учителем в современных условиях стоят задачи совершенствования методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся, основанных на личностно-ориентированном и компетентностном подходах.

Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития общества, которые предполагают существенные преобразования в трудовом процессе всех предприятий и организаций каждые 5-10 лет.

Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Эти внутренние переменные связаны друг с другом, например, внедрение компьютеров в трудовой процесс повлечет за собой изменения и в профессионально-квалификационной структуре коллектива, и в уровне решаемых задач, и в системе контроля, и даже в самом характере работы.

Сущность нововведений составляет работа по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых или рутинных элементов традиционной деятельности. При внедрении инноваций в организациях возникают и разрешаются три группы противоречий:

  1. между новым и старым;
  2. противоречия, связанные с глубиной преобразований (происходит ли радикальное изменение, т.е. имеет место инновация-модернизация, или совершенствуются традиционные методы, формы и принципы работы, т.е. имеет место инновация-трансформация);
  3. противоречия, связанные с перестройкой сознания работников, поскольку инновации изменяют их интересы и ценностные ориентации.

В литературе можно встретить довольно много классификаций нововведений по типам. Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов – инновационных и традиционных. Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Согласно современной образовательной теории образовательная инновация развивается в пять этапов.

Первый этап – инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу – от педагогов-новаторов.

  1. владение психолого-педагогической теорией;
  2. умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
  3. обоснование необходимости или неизбежности инновации;
  4. выделение факторов, способствующих внедрению новшества.

Этот этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Третий этап – организационно-практический – это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.

Четвертый этап – аналитический – это обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?

Пятый этап – внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:

  1. от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
  2. от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
  3. от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).

Какие цели и задачи ставят преподаватели, использующие новации в обучении? Внимание к различного рода новшествам обусловлено прежде всего потребностью добиться устойчивого интереса учащихся к изучаемому предмету, приблизить образование к практическим нуждам обучающихся. Сегодня наблюдается многообразие используемых новых методов и технологий обучения. Одновременно возникает проблема их определения. В современной педагогике выделяют три типа таких технологий: радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части); комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения); модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения). Развитие инновационных технологий происходит по следующим направлениям:

  1. поиски по линии репродуктивного обучения (“индивидуально – предписанного” обучения, персонифицированного, а также “бригадно-индивидуального” обучения);
  2. поиски по линии исследовательского обучения (процесс обучения выстраивается как поиск познавательно-прикладных, практических сведений);
  3. разработка моделей учебной дискуссии;
  4. организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).

Как отмечают разработчики программы модернизации, многие ученые, практики, в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривают развитие инновационных подходов к организации обучения (инновационное образование) на основе широкого и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для решения задач современной школы, перехода на индивидуальные образовательные траектории учащихся, возникает необходимость все большей интеграции средств информационно-коммуникационных технологий с другими современными педагогическими технологиями и методиками.

Сложность педагогического мышления в личностно-ориентированном образовании определяется тем, что во внимание должны приниматься философия образования, педагогическая антропология, трудология, социология и психология труда. Педагогическое мышление в отдельных предметных областях обычно с такой многомерностью объекта осмысления не встречается.

Идеология личностно-ориентированного образования в известной мере изменяет границы содержания общего среднего образования, в первую очередь, за счет:

В личностно-ориентированном образовании увеличивается объем данных для анализа; качественно-количественные измерения, в принципе, производятся во всех случая учебного взаимодействия с учащимися путем субъективного оценивания учителем (преподавателем):

Одной из наиболее удачно и полно отвечающей требованиям современного образования является проектная методика, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной.

В методике преподавания школьных предметов особое место занимает проектная технология, позволяющая ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывающая способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся. Обучение с использованием метода учебных исследовательских проектов наиболее эффективный способ достижения высоких результатов образования. Проектная деятельность формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, вносит вклад в допрофессиональную подготовку школьников, а также связана с использованием информационных технологий в различных предметных областях.

На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности, например:

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;




11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;

11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

Для педагогической науки характерны, как общие стратегии научного познания, так и особенные. С позиций информационной концепции научного процесса наука - это сложная динамическая информационная система, созданная человеком для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новых истин и практических

Она функционирует на основе следующих законов: ускоренного движения (роста научного знания) и системного характера современной науки.

Наука меняет свое отношение к практике. Исчезает идущая от греков противоположность между эпистемой (производством знания) и доской (его применением). Актуализируются технологическое знание и инновационная деятельность.

В целом наблюдается переход от классической модели научности, утверждающей назначение науки как отражение объективного мира в сознании субъекта, к неклассической, учитывающей роль познавательных средств, а от нее к постнеклассической. В этой модели принимаются во внимание субъект и практическая направленность знания, его полезность.

К особенным стратегиям развития педагогической науки относятся: интериоризация, экстериоризация, проблематизация и рефлексия. [106]

2. Стратегия экстериоризации предполагает доведение научного педагогического знания до практики, до педагогической деятельности, что исходно подчеркивает инновационную направленность педагогической науки, ее определяющую позицию в инновационном цикле (рисунок 5).

НП - научный поиск;

СН - создание новшества;

Рл - реализация новшества;

Рф - рефлексия нововведения.

Рисунок 5. Структура инновационного цикла

специальности 13.00.08. - теория и методика профессионального

Подготовка

Аспекты подготовки Дифференциация и
будущего учителя в специализация подготовки
высшей школе будущего учителя

Тематический и проблемный анализ позволил в рамках стратегии проблематизации выделить два направления:

а) в инновационной системе осуществляется интенсивная дифференциация предметной области исследований и расширение их объектной области;

б) обогащаются инновационные потоки на основе актуализации новых проблем и тем исследований.

Их определяют следующие концепты- объективаторы: подготовка педагога к инновационной деятельности, педагогический дискурс, профессионально-мобильный педагог, конкурентноспособность будущего педагога, базовое педагогическое

образование (бакалавры), взаимодействие в условиях поликультурности, компетентность преподавателя магистратуры, индивидуальный стиль деятельности, гендерный подход, лидерские качества.

4. Стратегия рефлексии

• При наличии условий р и q с объектом А будут происходить изменения Ь, с, d

Педагогика является социально-гуманитарной наукой и ориентируется на гуманитарный идеал познания. Это является характерным для наук, изучающих человека. Однако в последнее время актуально обращение к доказательной педагогике. Это было выявлено в процессе деятельности автора статьи в качестве члена Президиума ВАК. Участие в анализе и оценке более 3000 исследований по всем наукам позволило сделать следующий вывод: научное экспертное сообщество ориентировано в большей степени на естественнонаучный идеал познания.

Между педагогической реальностью и ученым находится конструкт, состоящий из взаимосвязанных вопросов: (Е) - Что есть? Почему?; (Г) - Каким должно быть?; Каким может стать? (Т) - Как сделать?

Предложенный интегративный подход к исследовательской деятельности в педагогике позволяет органично сочетать описание и объяснение, оценки, моделирование, проектирование и предписания для осуществления педагогического влияния. Критерием истины в педагогике, с учетом рассмотренного выше подхода, является гуманноориентированная эффективность.

Сочетание идеалов познания в педагогической науке позволит в полной мере реализовать в ней общую стратегию развития науки, повысить качество педагогических исследований и освободить образование от вариофикаций и псевдоинноваций.


Рисунок 8. Треугольники идеалов познания в различных научных

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи): доминирует технологический идеал познания

Для доказательной педагогики закономерно обязательное присутствие естественнонаучного идеала познания, как инварианта, во всех научных специальностях, что усиливает гуманитарный и технологический аспекты, так как они реализуются на основе научных знаний, отражающих сущность педагогических явления и процессов.

Педагогика является одной из древнейших отраслей знаний. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывают с именем Яна Амоса Коменского и его научным произведением - Великая дидактика (1657г.). В настоящее

время педагогика является развивающейся научно обоснованной системой знаний о сущности управляемого развития и формирования личности.

Объектом педагогики выступает образование как особая социально и личностно детерминированная деятельность, которая обусловливает развитие, обучение и воспитание человеческого индивида. Предметом педагогики является система отношений, возникающих в образовательной деятельности, целенаправленно реализуемых в специальных социальных институтах и обеспечивающих позитивные изменения образованности, воспитаности, обученности и развитости личности.

Педагогика осуществляет описание, объяснение и прогнозирование явлений педагогической действительности, она совмещает выполнение научно-теоретической и нормативной функции. Приоритетной задачей педагогической науки является выявление объективных закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

Педагогические понятия обладают следующими свойствами: социально­историческая обусловленность; влияние контекста рассмотрения понятия на его содержание; сложность операционализации. Ядром понятийного состава педагогики являются категории педагогики (педагогические: образование, воспитание, обучение, а также общенаучные: развитие, формирование, социализация личности) и основные педагогические понятия (образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая действительность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, содержание образования, цель образования, учение, преподавание).

Педагогика как наука изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного.

Педагогика как учебный предмет, имеющий цель подготовки профессионального педагога, специалиста в области образования, отражает знание теоретического и практического аспектов обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития.

В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Отрасли педагогики изучают определенную сторону образования. Выделяют следующие основные отрасли педагогики: общая педагогика; возрастная педагогика; история педагогики или философия и история образования; сравнительная педагогика; коррекционная (специальная) педагогика; информационная педагогика; этнопедагогика; предметные методики; прикладные отрасли. Методологическую функцию по отношению к педагогике выполняют, прежде всего, философия, логика, психология и социология. Педагогика, как всякая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического поля. В системе наук о человеке педагогика не только воспринимает междисциплинарные взаимодействия, но и сама оказывает серьезное влияние на другие области знания. В процессе междисциплинарного взаимодействия наук из области человековедения существует необходимость в том технологическом компоненте (в возможности получать новое знание о человеке в специально организуемых образовательных системах), которым обладает именно педагогика.

К особенным стратегиям развития педагогической науки относятся: интериоризация, экстериоризация, проблематизация и рефлексия.

В настоящее время образование, воспитание и обучение являются центральными звеньями в социальной среде, обусловливающими стабилизацию общества, уровень его культуры и определяющими перспективы социального развития. Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума.

Приложения к лекции

Вопросы и задания

1. На основе данных педагогической энциклопедии или учебника по истории педагогики проставьте даты жизни, полные имена и национальную принадлежность следующих философов, мыслителей, педагогов, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли:

Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

Дополните список белорусскими мыслителями, педагогами и современными учеными.

3. Охарактеризуйте основные категории педагогики. Приведите различные позиции, отражающие соотношение между ними. Какой придерживаетесь Вы и почему?

4. Изобразите в виде кругов Эйлера, обозначающих содержание понятий, их соотношение.

Воспитание как социальное явление, воспитание как педагогическое явление, образование (во всех значениях), воспитание как собственно воспитательный процесс, воспитание как направление воспитательной работы, обучение.

По каким направлениям, из указанных выше, межпредметные связи педагогики с другими науками развиваются наиболее интенсивно и результативно? Приведите примеры.

Согласны ли Вы с утверждением, что на современном этапе межпредметные связи педагогики развиваются спонтанно и непредсказуемо?

Можно ли, по Вашему мнению, утверждать о связях педагогики с паранауками о человеке (графологией, френологией, физиогномикой и др.)?

6. Дайте характеристику крайних позиций в понимании соотношения философии и педагогики.

7. Согласны ли Вы с мыслью, что психология - базовая наука для педагогики? Аргументируйте свое мнение.

1. Что является объектом педагогики?

A) система отношений в образовательной деятельности, целенаправленно реализуемых в специальных социальных институтах;

Б) образование как особая социально и личностно детерминированная деятельность, которая обусловливает развитие, обучение и воспитание человеческого индивида;

B) развитие, обучение и воспитание человеческого индивида;

Г) образование как сфера человеческой деятельности.

2. Что выступает предметом педагогической науки?

А) образование как сфера человеческой деятельности;

Б) образование как особая социально и личностно детерминированная деятельность, которая обусловливает развитие, обучение и воспитание человеческого индивида;

В) система отношений в образовательной деятельности, целенаправленно реализуемых в специальных социальных институтах;

Г) развитие, обучение и воспитание человеческого индивида.

3. Какой ученый впервые выделил педагогику из философских наук и классифицировал ее как самостоятельную науку?

4. Что является приоритетной задачей педагогической науки?

A) обоснование современных педагогических систем;

Б) разработка нового содержания образования;

B) разработка ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием, адекватных новому содержанию образования;

Г) выявление объективных закономерностей образовательного процесса.

5. Какие основные функции осуществляет педагогика?

A) описание, объяснение и прогнозирование явлений педагогической действительности;

Б) планирование и описание педагогического процесса;

B) обоснование современных педагогических систем;

Г) выявление объективных закономерностей образовательного процесса.

6. Каковы общие свойства педагогических понятий?

A) социально-историческая обусловленность; влияние контекста рассмотрения понятия на его содержание; сложность операционализации;

B) наличие собственных педагогических понятий и неспецифических педагогических понятий в понятийном составе;

Г) развитие и обновление понятийного состава педагогики, уточнение содержания педагогических понятий.

7. Что является ядром понятийного состава педагогики?

A) собственные педагогические категории;

Б) общенаучные категории;

B) основные педагогические понятия;

Г) все перечисленное.

8. Какие из отраслей педагогики относятся к прикладным?

A) теория обучения и теория воспитания;

Б) коррекционная педагогика;

B) социальная педагогика;

Г) все перечисленные.

9. Каким образом наиболее полно раскрывается механизм связи педагогики с другими науками?

A) путем сопоставления готовых педагогических знаний с такими же знаниями из смежных научных областей;

Б) на основе анализа целей и способов использования результатов наук в процессе педагогических исследований разного типа;

B) через анализ теоретического пространства педагогической науки;

Г) путем проведения комплексных исследований.

10. Какие науки выполняют методологическую функцию по отношению к педагогике?

A) анатомия, физиология, гигиена, психология и социология;

Б) психология, социология;

B) философия, логика, социология, психология;

Г) общая и педагогическая антропология.

Цыркун, И.И. Нерешенные проблемы и стратегии развития педагогической науки /И.И. Цыркун //Адукацыя I выхаванне. - 2011. - № 8. - С. 16-24.

Какие же проблемы педагогической науки относятся к нерешенным? Анализ исследований Ю. В. Громыко, В. В. Краевского, Г. П. Щедровицкого, а также собственные изыскания инновационной педагогической системы позволили сформулировать следующие нерешенные проблемы педагогической науки:

1. Что собой представляет человек с педагогической точки зрения? Каков проект цивилизованного человека?

2. Каковы механизмы и границы педагогического влияния, согласования детерминации и индетерминации в массовом образовании?

3. Как гармонизировать педагогическое, социальное и виртуальное влияние на человека?

4. Каков вклад содержания образования в функциональное и органическое воспитание, развитие и самосовершенствование человека?

5. Каковы потенциальные возможности педагогических средств, среды и условий в решении педагогических задач?

6. Что такое электронное образование и каковы его педагогические эффекты?

7. Каковы закономерности взаимодействия традиции и инноваций, педагогической теории и практики в образовании?

8. Как определить образовательный минимум цивилизованного человека?

9. Каков все генетического фактора в культурогенезе человека?

10. В чём сущность политеистической природы педагогических явлений?

11. Может ли массовое образование быть качественным?

12. Какие методы исследования являются основой доказательной педагогики и каковы перспективы их развития?

К основным направлениям развития педагогической науки относятся: развитие методологических основ педагогики; активизация проведения поисковых, междисциплинарных и фундаментальных педагогических исследований с ориентацией на нерешённые проблемы педагогики; повышение качества прикладных исследований с опорой на логику инновационного цикла; укрепление связи науки, образования и инновационной деятельности; модернизация системы управления педагогической наукой; создание завершённой структуры; совершенствование подготовки научных кадров, омоложение корпуса исследователей; преобразование информационного, финансового и материально-технического обеспечения педагогической науки.

Щедровицкнй, Г. П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкнй. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.

Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ

Отправляясь от практически насущных задач перестройки системы общего образования, мы приходим к требованию: должна быть перестроена система

Основная линия этой перестройки, на наш взгляд, должна лежать на пути включения в педагогику понятий и методов социологии, логики, психологии.

Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об использовании данных социологии, логики и психологии в педагогической работе, а о включении социологического, логического и психологического анализа в единый предмет педагогики, о составлении, если можно так сказать, педагогического исследования из педагогико­социологических, педагогико-логических и педагогико-психологических исследований.

Существует несколько различных групп педагогических проблем, для решения которых необходим социологический анализ, и соответственно этому — несколько различных линий связи педагогики с социологией.

Первую группу образуют проблемы анализа и уточнения предмета педагогических исследований.

Таким образом, речь идет о совершенно особом разделе педагогической науки, который должен дать конкретную многостороннюю модель индивида, творчески действующего в системе и условиях коммунистического общества. Оставаясь педагогическим по своим задачам и использованию результатов, это исследование вместе с тем, по методу и объекту, лежит целиком в сфере философии и социологии. Так мы получаем второе особое направление социолого-педагогического исследования.

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Читайте также: