Что такое канон в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, так как кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но качественно и по- настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень не простым заданием.

ВложениеРазмер
kanon.docx 20.6 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

школа им. Г. Струве

Преподаватель Шевцова О.В.

Канон (от греческого слова kanon- правило, образец ) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один из самых распространённых жанров вокального многоголосья эпохи Средневековья. По композиционному строению канон представляет собой строго выдержанную имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Иногда вступление происходит с той же ноты, иногда с другой, но всегда последующие голоса выдерживаются по образцу начального голоса. Пение канонов стало популярным в 16-17 веках. Такие пьесы можно встретить у И. С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф. Шуберта, Й Брамса, Б. Бартока и многих других.

Наиболее распространённый вид канона – бесконечный , записанный на одной строке. Конец мелодии в таких канонах непосредственно переходит в начало, поэтому голоса могут вступать любое количество раз. Вступление каждого голоса отмечается цифрой, которая расположена над местом вступления данного голоса. Исполнительский план канона каждый раз может создаваться заново- в этом еще одна привлекательность его черт. Количество проведений, порядок вступлений голосов, их количество в одновременном звучании, развитие динамики, т.е. форма канона предусматривается, изобретается самим дирижером вместе с певцами.

Как правило, проведения канона исполняются несколько раз. Наиболее простой способ пения канонов такой: первый раз мелодия канона поется одноголосно (всем хором в унисон, или отдельной партией), для того чтобы лучше донести текст произведения; второй раз –двухголосно; третий- трехголосно и т.д. в зависимости от количества голосов.

Окончания бесконечных канонов бывают двух видов в зависимости от выставленных фермат. Обычно ферматы ставятся в конце каждого проведения и обозначают место завершения данной мелодии. В этом случае сочинение оканчивается на аккорде. Но иногда в каноне стоит только одна фермата в конце. Здесь каждый голос, который спел это произведение либо заканчивает пение, либо тянет последний звук, дожидаясь остальные голоса.

Мелодии канонов чаще всего яркие, развернутые и охватывают достаточно большой диапазон. И хотя среди представленных канонов есть произведения, не превышающие октавы, все же встречаются мелодии с диапазоном в нону, дециму и ундециму. Для того, чтобы такие мелодии звучали равномерно на всем диапазоне, можно порекомендовать исполнять их смешанными партиями. Т.е. делить хор не по голосам (сопрано, альты), а создавать специальные партии, состоящие из детей с разными вокальными возможностями. Чтобы не пересаживать и не менять свои места, партии можно создавать по рядам.

Разобрав канон сольфеджио на первом хоровом занятии, очень долго и постепенно впевается мелодия канона, исполняя его на различные вокальные слоги, ищется слитность унисона, выразительность фразировки, активность и удобство в распределении дыхания. Переходя к пению со словами, надо стараться, как можно качественнее исполнять распевания слогов, не подталкивать звуки на переходах с одной ноты на другую, грамотно соединять окончания слов.

Только тогда, когда мелодия канона прочувствована детьми, и они поют ее наизусть осмысленно, чисто и выразительно, надо пытаться исполнить его на два голоса. При пении двухголосным каноном постоянно обращать внимание поющих на получающиеся созвучия, на переплетения мелодических линий. Стараться с детьми выявить новую красоту в получающемся двухголосном звучании. При этом постоянно надо менять голоса- первыми канон начинают то сопрано, то альты.

Детальная работа над этой музыкой потребует от дирижера проявления выдумки, остроумия, артистизма. Каждое сочинение должно быть прочувствованно и пережито ребятами. Тогда в концерте оно непременно произведет глубокое и яркое впечатление на слушателей. Творчески работая над предложенным музыкальным материалом, мы не только научим хор петь красиво, грамотно, на много голосов, а,cappella и т.д., но получим главное- неподдельную любовь детей к музыке, неиссякаемую радость от каждодневного соприкосновения с ней.

Содержание

История

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон — такая запись называется закрытой. Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным.

Необыкновенная музыкальная пьеса, которая вот уже много веков не теряет своей популярности у композиторов и исполнителей.
В чем же причина?
В переводе с греческого языка слово canon означает "правило".
Есть хорошее определение канона - канон это полифоническая форма, в которой мелодия имитирует сама себя или образует контрапункт сама с собой . Это может происходить самыми разнообразными способами.
Обычно этот контрапункт образуется за счёт техники имитации: когда мелодия или её часть воспроизводится в разных голосах. Мелодия может воспроизводится на одной высоте или на разных высотах (от разных нот).

Каноны любят петь на несколько голосов, голоса имитируют погоню друг за другом, петь каноны интересно и весело!

Каноны бывают двух, трёх, четырёх, пяти, шестиголосными. Количество голосов теоретически неограниченно. Из известных рекордов многоголосия: 36-голосный канон Deo Gratias нидерландского композитора Йоханесса Окегема.

Также существуют двойные и тройные каноны, где в четырёх, пяти, шестиголосной фактуре (это количество голосов не предел) имитируются две или три мелодии.

Такие каноны как элизионный, достаточно редко используемый вид канона.

Пропорциональный канон, в котором мелодия проходит одновременно в своём обычном виде и в увеличении или уменьшении.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием каноны конечный и канон бесконечный, а также его разновидность каноническую секвенцию.
Бесконечный канон как необычная музыкальная форма появился давным-давно, в эпоху Возрождения. Также такой канон назывался canon circularis , то есть, циркулярный канон, иначе говоря, круговой.

Иногда он даже записывался вот таким необычным образом:

На протяжении семи веков интерес к этой музыкальной форме не угас и значение не уменьшилось, композиторы 20-21 веков также используют бесконечные каноны в своём творчестве. На английском форма называется neverending canon. Почему канон бесконечный? Он никогда не заканчивается. Потому что музыка в этом каноне словно бы движется по кругу приходя всё время от конца к своему началу.

Существует отличие канонов 1-го разряда от канонов 2-го разряда. В канонах 1-го разряда применяется вертикально-подвижной контрапункт, а в канонах 2-го разряда горизонтально-подвижной или вдвойне-подвижной контрапункт.

Тому, как написать канон 1-го разряда можно научиться в этом видео:

Поставьте лайк и подпишитесь на канал, если видео понравилось.

Каноническая секвенция часто использовалась в музыке начиная с эпохи Возрождения. Она также называлась циркулярный (или бесконечный) канон от разных тонов.
Это основные типы канона, которые применяются в музыке, но, конечно же, существуют и более редкие разновидности: уже упомянутый элизионный, а также полиморфический, распределённый, ракоходный.


КАНО́Н в му­зы­ке, 1) по­ли­фо­нич. фор­ма, в ко­то­рой ме­ло­дия (од­на или не­сколь­ко) об­ра­зу­ет кон­тра­пункт са­ма с со­бой. Тех­ни­че­ски ча­ще все­го ос­но­вы­ва­ет­ся на по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­мой (ка­но­ни­че­ской) ими­та­ции , ко­гда ме­ло­дия в ка­ж­дом ими­ти­рую­щем го­ло­се всту­па­ет до то­го, как она за­кон­чи­лась в др. го­ло­се. На­чи­наю­щий го­лос ка­но­нич. ими­та­ции на­зы­ва­ет­ся про­пос­той (P), ими­ти­рую­щие – ри­спо­ста­ми (R):

Читайте также: