Идея соборности как главная философская русская идея кратко

Обновлено: 03.07.2024

Соборность - ключевая категория русской религиозной философии и социально-философской мысли, не имеющая аналогов в истории западного теоретического и культурологического мышления.

  1. собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо вопросов;
  2. храм для совершения богослужения духовенством нескольких церквей.

В самом общем смысле под соборностью русская традиция понимает как реальное внутреннее согласие, единодушие людей, так и нравственный идеал общения личностей в истине, любви к Богу и друг другу. Соборная интенция, предполагающая органическое соединение начал свободы и единства в отношениях между людьми, глубоко определяет мировоззренческий контекст русской православной культуры, её ориентацию на органическую связь принципа личности с принципом нравственной общности, согласности лиц в истине, избегая крайностей индивидуализма и коллективизма.

Об этом же говорит и ещё один русский философ - С.Л. Франк, отмечавший, что для русских непредставима жизнь иначе, как коллективная, общий порядок и совместное пользование благами жизни для всех сограждан.

Принцип общинности заложен уже на самых ранних этапах становления русского этноса и имеет экономическую основу - способ производства, выражающийся в коллективном характере труда. Русская общинность выразилась в социально-политическом механизме идентификации индивида с общностью, благодаря которому русский человек осознавал себя не отдельной личностью, а частицей целого, которая вне этого целого существовать не может.

Понятие соборности глубоко сопряжено с православным учением о Церкви, как о благодатном соборе всего человечества вокруг Христа, Богородицы и святых, должном охватить единством духовного преображения всю тварь, весь космос. Каждый христианин поэтому призван найти свой личный путь к соборности твари, обогатить её нравственными проявлениями своей неповторимой души и вместе с тем восполнить собственное бытие соборным духом. Именно восполнение, обогащение индивидуальных душ универсальным духом христианской истины и любви определяет религиозно-нравственный смысл межличностной соборной связи.

В целом можно отметить, что истоками идеи соборности в русской культуре выступают:

  • особенности природных и климатических условий,
  • хозяйственная практика русского крестьянства (община),
  • особенности понимания роли государства не только как политического, но и как религиозного объединения,
  • православное вероисповедание.

Г. В. Драч, исследуя соборность в лоне русского культурного архетипа, подразделяет соборность, проявляющуюся в часовом культурном архетипе и индивидуальном. Суммируем его выводы в табл. 3.1.

В свете христианской метафизики соборность представляется истинной формой человеческого существования, способствующей не только становлению и развитию всех позитивных сил человеческой личности, но и её благодатному приобщению к возможности вечной жизни. Соборное бытие - путь духовно-нравственной актуализации высших способностей человека, стезя спасения не только индивидуальной души, но и духовных плодов совокупного развития многих лиц, объединенных общностью веры, исторической судьбы, культуры.

В целом, осмысляя феномен соборности в русской философии и культуре, можно отметить ряд атрибутов, которыми она обладает:

  • благодать,
  • преображающая сила,
  • соборная Любовь, которая предполагает, с одной стороны, космическое бытие, с другой - обращение к каждому единичному факту во Вселенной.

Понятие соборности как категорию русской философии впервые определил А.С. Хомяков, но статус важнейшей черты отечественной духовной традиции дала ей всё же Церковь. Разработкой идеи соборности в русской философской мысли занимались также С.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

СОБОРНОСТЬ — понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом “соборная”; первоучители славянства Кирилл и Мефодий при изложении 9-го члена Символа веры перевели термин “кафолическая” (Церковь).

Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли (А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, П. Λ Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Пафос соборности — основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве. У К. С. Аксакова выражением соборности служит “хоровое начало”, где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии (а затем у Федорова) соборность есть критерий познания, в противоположность картезианскому cogito: не “я мыслю”, но “мы мыслим”, т. е. в общении, через взаимную любовь в Боге доказывается мое бытие. Для Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы, единство Церкви понимается им как согласие личных свобод. Соборность Православной Церкви противополагается им и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. Вл. Соловьев подытожил воспринятое им представление славянофилов в формуле: католицизм есть единство без свободы; протестантизм — свобода без единства; православие — единство в свободе и свобода в единстве.

Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Св. Троице, которая есть “предвечная соборность”: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами. Умопостигаемая небесная Церковь воплощает в себе соборную сущность Троицы. “И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Св. Троицы” (“Православие. Очерки учения Православной Церкви”, Париж, [1985], с. 39). Обстоятельства места и времени, национальные особенности народов могут извращать соборные начала, но могут и способствовать их развитию, — последнее философ связывает с именем Сергия Радонежского, узревшего духовным зрением Св. Троицу Напротив, многие интеллигентские теории и практика коллективизма, имеющие высший идеал не в любви, а в “солидарности”, представляют собою лжесоборность.

Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: “Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди — братья по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром” (“Философия свободы. Смысл творчества”. М., 1989, с. 190). Бердяев указывает на непереводимость понятия соборности на другие языки и для западного его усвоения вводит термин “коммюнотарность” (от франц. commune — община, коммуна). Соборность он признает существенно русской идеей и близость к ней находит лишь у немногих мыслителей Запада. В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий коллективизм, который был деформацией русской идеи. Г. В. Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает “подсознательную и заблудившуюся жажду соборности” (“Философы русского послеоктябрьского зарубежья”. М., 1990, с. 339).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Всеединство понималось в трех аспектах:

· гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

· социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя (Н.Бердяев).

В русской философии XIX-XX вв. также выделяют философию русского космиз­ма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

Распространение деятельности человека на весь космос, ов­ладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Со­ловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций актив­ной эсхатологии дал Н.Федоров. Он доказывал, что нельзя по­нимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для побе­ды над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избе­жать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.

19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Всеединство понималось в трех аспектах:

· гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;




· социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя (Н.Бердяев).

В русской философии XIX-XX вв. также выделяют философию русского космиз­ма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

Распространение деятельности человека на весь космос, ов­ладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Со­ловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций актив­ной эсхатологии дал Н.Федоров. Он доказывал, что нельзя по­нимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для побе­ды над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избе­жать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.


Совершенно справедливо возражение, что русское национальное самосознание не представляет собой чего-то цельного и завершенного. Однако его история и философское осмысление отечественными и зарубежными мыслителями заставляют предположить наличие общих констант или оснований, обнаруживающих себя в каждый исторический период жизни нашего народа. Безусловно, каждый период русской, российской, советской и снова российской истории очень самобытен, порой опровергает предыдущий. Тем не менее, очевиден единый фундамент, позволяющий понимать все названные выше периоды как периоды истории и культуры одного народа. В этой статье речь пойдет о соборности как одной из констант русского национального самосознания.

ПОНЯТИЕ СОБОРНОСТИ

Нужно сказать, что соборность – это какое-то особое слово для русского человека. Даже если сделать скидку на моду, всё равно – от кого только не услышишь о соборности и каких только соборов не созывалось за последние годы. Например, о соборности говорили на III Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 1995 года.

Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Это центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий – самый всеобъемлющий по части философской терминологии.


Семён Людвигович Франк — крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог

Соборность – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного. В немецкой классической философии впервые поставлена проблема неформального общего (ведь это и есть суть соборности) как реальности абстрактной мысли. Шеллингу принадлежит идея системы категорий: понятие становится конкретным в философской системе, где каждая категория занимает строгое место и связь с целым позволяет определить понятие. А начало этой дискуссии было положено Кантом.

СОБОРНОСТЬ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ


ПОНИМАНИЕ СОБОРНОСТИ СЛАВЯНОФИЛАМИ

Отцы Первого вселенского собора (325 года с текстом Символа Веры 381 года)

Отцы Первого вселенского собора (325 года с текстом Символа Веры 381 года)

Никео-Константинопольский символ веры является для А.С. Хомякова основой правильного познания христианских истин. Философ особо подчеркивает, что церковные догматы недоступны мысли, находящейся в уединении. Они открываются лишь духовному единству христианского общества, то есть принимаются соборным сознанием и являются его свидетельством.

В то же время каждый член церкви может по-своему переживать религиозные действия, в силу этого в них присутствует и множественность.


Алексей Степанович Хомяков — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОБОРНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Супрядки — женский вид помочи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, соборность в иллюстрации русских философов и славянофилов – идеальная величина. Полностью осуществить в конкретном обществе и в настоящее время её основные идеи невозможно. Тем не менее, принцип соборности, сформулированный отечественными мыслителями, прослеживается на всех этапах нашей истории и культуры, является основным при изучении русского национального самосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богословские труды. Сб. 12. М, 1997. С. 129.
2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян в XIX в. М., 1988. 270 с.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992. C. 255.
4. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994. С. 104.
5. Третий Всемирный Русский Народный Собор. Россия и русские на пороге XXI века. М., 1996. C. 3, 191.
6. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М., 1993. С. 14.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992. С. 58.
8. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в
10 томах. М., 1908. Т. 8. С. 123.
9. Хомяков А.С. Там же. С. 130.
10. Хомяков А.С. Церковь одна. М.: ГПИБ,1991. С. 15.
11. Шапошников Л.Е. Философия соборности. СПб., 1996. С. 24.

Читайте также: