Что такое форма предмета в доу

Обновлено: 02.07.2024

Прежде чем пойти в школу, ребенок должен приобрести множество знаний об окружающем мире. В их число входит умение различать предметы по форме. Причем, ребенок дошкольного возраста должен уметь различать близкие по форме фигуры, например, круг и овал. Знать разновидности существующих форм предметов. Находить их сходство и различия с основными геометрическими фигурами. Уметь описывать фигуру по форме, рассказать об ее особенностях и признаках. Владея такими знаниями, ребенок быстрее и легче освоит математику, а позднее и геометрию. Следовательно, обучение таким понятиям необходимо включить в занятия по подготовке ребенка к школе.

Начать обучение дошкольника формам предметов можно с изучения основных геометрических фигур. Это круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Важно, чтобы ребенок не просто запомнил названия фигур, но и понял, что они из себя представляют.

Для этого проведите с ребенком следующие занятия. Вырежьте основные виды фигур из картона. Желательно, чтобы они были разноцветными.

  • Сначала возьмите квадрат и прямоугольник. Попросите ребенка рассказать, чем фигуры похожи и чем отличаются. Расскажите ему, что квадрат имеет равные стороны, а у прямоугольника противоположные стороны равны. Дайте ребенку линейку, пусть он измерит их и сам увидит это.
  • Покажите, что если разрезать квадрат и прямоугольник по диагонали, то получится треугольник и прямоугольный треугольник соответственно. Так ребенок поймет, что бывают различные виды треугольников. Продемонстрируйте и всевозможные виды других фигур. Соединяйте фигуры. Пусть из двух или трех получится одна.
  • Далее можно перейти к такой фигуре, как многоугольник. Расскажите, что точка, где стороны соединяются, называется вершиной. Сторона фигуры - это отрезок. Дайте ребенку самому попробовать соединить вершины, и увидеть, какая получится фигура. Расскажите своему дошкольнику, что такое угол. Покажите его на разных фигурах.
  • Позвольте ребенку самому нарисовать, раскрасить и вырезать фигуры. Составляйте их из палочек, длинных и коротких. Например, из спичек и их половинок. Так он запомнит фигуры и визуально, и тактильно. Сравните геометрические фигуры с предметами в доме. Например, сторона шкафа похожа на прямоугольник, а сторона сыра на треугольник, тарелка – это круг и так далее.
  • Следующим этапом занятий станет изучение самих форм предметов. Шар, куб, конус, цилиндр и многих других. Для этого понадобиться пластилин или тесто для лепки, желательно разноцветные. Вылепите фигуры разных цветов вместе с ребенком. Спросите его, чем они отличаются друг от друга. Попросите ребенка рассказать, на какую геометрическую фигуру похож шар – на круг или квадрат. А куб – на квадрат или треугольник. Затем сравните цилиндр. С одной стороны он похож на круг, с другой на прямоугольник. Шар и цилиндр покатятся, а куб? Проведите параллель между формами и окружающими предметами. Например, мячик – это шар, ваза – цилиндр и тому подобное.

Изучайте фигуры и формы с ребенком постепенно. Пусть занятия будут короткими и интересными. Старайтесь проводить их в форме игры. Например, покажите, что из треугольника и квадрата получится домик с крышей. Проявите немножко фантазии и изобретательности. Тогда обучение не только принесет пользу, но и доставит удовольствие вам и ребенку.


Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать для самообразования, в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.

Цель: расширение представлений педагогов дошкольного образования о работе по освоению формы и обозначению ее словом детьми среднего дошкольного возраста.

Задачи:
- систематизировать знания педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми.



В средней группе (4 – 5 лет) педагог закрепляет представления о шаре и кубе, сформированные в младшей группе, и совершенствует способы сенсомоторного обследования предметов на основе зрительного и тактильно - мышечного восприятия. В соответствии с программными требованиями он знакомит детей с новыми фигурами: прямоугольником, квадратом, треугольником, цилиндром - и учит различать предметы прямоугольные, квадратные, треугольные.




Ознакомление детей с новыми фигурами (цилиндр, прямоугольник, треугольник) педагог проводит обычным и уже знакомым детям способом: учит видеть форму в предмете на основе зрительного, тактильно - мышечного восприятия и практического опробования в играх, при создании разных построек, обращает внимание, например, на сочетание движения и устойчивости у предметов цилиндрической формы, сходство и различие у предметов прямоугольной и квадратной форм и т. д. Новое качество формы как общего признака многих окружающих предметов следует раскрывать на знакомом ребенку содержании.




Таким образом, от конкретного восприятия дети переходят к воспроизведению того, что имеется в их представлениях. Они уже освобождаются от конкретных сторон предмета, а руководствуются поставленной задачей и, можно сказать, пользуются в ее решении геометрической фигурой как эталоном - меркой. Практические познавательные действия опробования уступают место умственным действиям.

1.Теоретические вопросы: Значение знаний о форме дошкольниками. Особенности восприятия формы дошкольниками. Приёмы ознакомления с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о форме предметов. Исследования учёных по данному вопросу.

2.Практическое задание: Придумать сказку (стихотворение) по ознакомлению детей с формой предметов.

3.Основные понятия: форма, восприятие, геометрические фигуры.

4.Основные исследователи: Метлина Л.С. Столяр А.А

Теоретические вопросы.

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Значение развития у дошкольников представлений о форме:

- расширяются и углубляются знания об окружающей действительности;

- расширяется и обогащается словарь;

- развивается сенсорика и мелкая моторика;

- способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.

- подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.;

- развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребёнка (А.М.Леушина, Л.А.Венгер, Т.Игнатова, А.М.Пышкало, А.А.Столяр). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом.

Этапы восприятия формы

1. (3-4 года) Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

2. (4-5 лет) Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).

3. (5-6 лет) Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.

Этапы восприятия геометрических фигур

1. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т.п.).

2. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т.п.).

3. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т.д.).

После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника, которое проводится по определённому плану:

- обследование фигуры по контуру и её называние;

- выделение и подсчёт углов, вершин и сторон;

- нахождение фигуры определённого цвета и размера среди множества таких же фигур, находящихся в различных пространственных положениях;

- поиск предметов изучаемой формы;

- сопоставление с другими фигурами.

Для того чтобы дети получили общее представление о треугольнике, необходимо организовать рассмотрение и ощупывание этих фигур, различающихся не только по цвету и величине, но и имеющих разную конфигурацию. Дети рассматривают и изучают контуры всех фигур и под руководством взрослого определяют: у треугольников равное количество углов, вершин и сторон. Около каждого угла одной фигуры кладут картинки (изображения куклы, домика, пирамидки). Воспитатель поясняет, что у каждого угла и вершины – своя картинка. Потом эти картинки передвигают к углам другого треугольника. Педагог поясняет, что каждой картинке достался свой угол, вершина и лишних углов, вершин не осталось. Значит, у всех треугольников одинаковое количество углов и вершин. Таким же способом можно сравнить количество углов, вершин и сторон треугольника и квадрата.

В средней группе начинается знакомство с прямоугольником. Дети обследуют его уже известными им способами. Воспитатель называет фигуру и организует работу по подсчёту количества её сторон, углов и вершин. Дети сравнивают прямоугольник с квадратом и делают вывод: и делают вывод: у прямоугольника сторон, углов и вершин столько, сколько у квадрата, - по четыре, но не все стороны одинаковы по длине, а только две.

Вопрос 5. Организация работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовательном учреждении

1. Теоретические вопросы: Разделы по математике. Формы работы по ФЭМП в разных возрастных группах. Количество, длительность игр и занятий. Размещение детей в процессе занятия по ФЭМП. Количество программных задач на одном занятии в разных группах. Дробная подача программного материала. Закрепление математических знаний. Роль слова, образца, показа в работе по ФЭМП.

3. Основные понятия: разделы, формы работы по математике, дробная подача материала, математические знания.

4. Основные исследователи: Метлина Л.С., Леушина А. М.

Начиная со 2-ой младшей группы по всем программам вводится раздел по развитию элементарных математических представлений у детей и состоит из 5 частей:

Формы работы по математическому развитию дошкольников различны:

Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль
Занятие Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (в соответствие с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Педагог-дефектолог или воспитатель
Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить знания, умения и навыки На занятии или вне занятий Группа, подгруппа, один ребёнок Воспитатель и дети
Индивидуальная работа Уточнить знания, умения и навыки, устранить пробелы На занятии и вне занятий Один ребёнок Воспитатель
Досуг (математический утренник, праздник, викторина) Увлечь математикой, подвести итоги 1 – 2 раза в году Группа или несколько групп Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать знания, умения и навыки Во время режимных процессов, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребёнок Дети и воспитатель

По многим программам развития в д/у знакомство детей с элементами математики в младшей и средней группах вынесено в повседневную деятельность (во время питания, одевания), либо это подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые математические игры. В средней группе часто проводятся игровые занятия или небольшие математические развлечения. Начиная со старшей группы, по всем программам, занятие проводится как организованная форма обучения.

Организованная работа по математике (игры и занятия) проводится только в утренние часы в сочетании с музыкальным, физкультурным занятием, а также со всеми видами занятий по изодеятельности. Наилучшие дни проведения занятий по математике – вторник, среда, четверг.

В разных возрастных группах длительность занятий и их количество разное:

1 младшая группа 1 занятие в месяц 8 - 10 мин
2 младшая группа 1 занятие в неделю 10 - 15 мин
Средняя группа 15 – 20 мин
Старшая группа 20 – 25 мин
Подготовительная группа 1 – 2 занятия в неделю 25 – 35 мин

Важно продумать размещение детей во время игр и занятий по математике. В младшей и средней группах дети часто сидят на коврике в любом положении, которое может меняться; также могут сидеть на стульчиках за столом и без него. В старших группах столы используются чаще. За столами дети могут как сидеть, так и стоять (в зависимости от выполняемой операции). Их можно расставить следующим образом: полукругом, в виде букв П, Г, Т, в шахматном порядке, ёлочкой и пр. Важно, при размещении детей помнить, что воспитателя или ребёнка, вызванного к образцу, должны видеть все дети. На протяжении занятия положение детей может неоднократно меняться (сидеть, стоять, переходить от предмета к предмету и пр.).

На занятиях по математике берутся задачи разной степени сложности, но даже самая простая задача дробится на несколько мелких задач: на 3-4, иногда на 10-12 задач. Все эти задачи считаются новыми до тех пор, пока они не будут изучены на всех этих последовательно проведённых занятиях. Такая подача материала называется дробной. Например, в подготовительной группе дети знакомятся с делением предметов на 2, 4 и 8 равных частей:

- На 1 занятии дети сгибают предмет на 2 части путём сгибания, знакомятся с половинкой.

- На 2 – делят лист бумаги на 2 части путём разрезания, знакомятся с дробью ½ и 1.

- На 3 – делят предмет на 4 части, знакомятся с дробями ¼, 2/4, ¾, сравнивают дроби между собой в целом.

- На 4 – делят предметы одинаковой формы на 4 части разными способами, приходят к выводу, что число не зависит от полученной формы.

- На 5 – делят предметы разной формы на 2 и 4 части, упражняются в сравнении дробей, закрепляют независимость дроби от формы предмета.

- На 6 – подводим детей к тому, что дробь не зависит от размера.

- На 7 и 8 – делят предмет на 2, 4 и 8 равные части, сравнивают дроби между собой, подходя к выводу: чем на меньшее число разделён предмет, тем дробь больше и наоборот.

- На 9 и 10 – делят на 2, 4 и 8 частей несгибаемые предметы с помощью условной мерки.

- На 11 и 12 – делят на 2, 4 и 8 равных частей нарисованные в тетради в клетку отрезки.

После этих 12 занятий следует закрепление данной задачи через игровой материал. В данном случае задача будет считаться пройденной.

Важно обеспечивать повторяемость программного материала. Сначала к повторению задачи возвращаются через 2 недели, а затем ещё через 3-4 недели. Важно, чтобы каждая задача была в поле зрения воспитателя на протяжении всего учебного года.

Повторяемость программных задач можно обеспечить путём комплексного соединения задач из разных разделов математики (например, предлагаем положить 6 больших треугольников с правой стороны карточки). Основное закрепление знаний происходит через дидактические игры и упражнения, а также в повседневной деятельности.

Не менее важную роль играет показ воспитателя. Несмотря на то, что знания даются детям с опорой на их опыт, невозможно при этом избежать показа каких-либо действий с предметами. К показу предъявляются требования: чёткость и расчленённость; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Большую роль играет и образец. Его роль не зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а зависит лишь от новизны программной задачи. Образец рассматривается в три этапа:

На первом этапе, при рассмотрении новой программной задачи, воспитатель показывает образец и разнообразные действия с ним. Во время самостоятельной работы детей по данной задаче образец не убирается, а остаётся до конца выполнения задания.

На втором этапе, когда дети имеют определённые навыки действий с образцом, образец вносится в начале занятия и рассматривается частично. Во время самостоятельной работы детей он убирается и вносится только в конце занятия, для проверки знаний.

На третьем этапе, когда дети овладели способами действий с образцом, в начале занятия образец не выставляется. Дети выполняют задание по указанию воспитателя. Образец вносится в конце занятия для контроля действий детей.


Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследования предметов, определяя форму как их основной признак, в ней выделяют:

 Целостное восприятие предмета;

 Анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется. ), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

 Двигательно-осязательное ощущение формы — обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

 Построение модели из заданных форм или частей.

На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3.Е.Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая):

 Демонстрация геометрической фигуры и название ее.

 Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

 Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине.

 Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

 Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

 Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

 Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Дошкольников следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и так далее). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка — от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами — большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру.

Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой. Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании — дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2–4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

  1. Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с;
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2007. — 416 с;
  3. Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с;
  4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974.- 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, фигура, геометрическая фигура, квадрат, куб, игра, левая рука, ознакомление детей, правая рука, предмет.

Читайте также: