Диагностикой каких ууд универсальных учебных действий занимаются школьные педагоги психологи
Обновлено: 04.07.2024
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
- нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.
Для определения уровня сформированности мною была составлена следующая таблица:
ВЕБИНАР: Нарциссическая мать. Стратегия терапевтической работы с нарциссическим наследством
Скоро
Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой
Психологический мониторинг формирования УУД в рамках ФГОС
Автор
Актуальность проблемы
Проработав в данном направлении уже три года, с ужасом вспоминаю тот ворох бумаг, бланков, опросников, тестов, отчетов, постоянный аврал и чувство неудовлетворенности. Более того, недопонимание с администрацией и всеобщая нервозность привели к увольнению, поскольку в таком режиме работать было невыносимо. Такую нагрузку не каждый организм выдержит.
Работая в этом направлении, я столкнулась с рядом проблем:
- Большое количество детей, а психолог один на всю школу. Чрезмерная нагрузка школьного психолога, работа по разным программам сопровождения, работа с дезадаптантами, с детьми с ОВЗ, которых с каждым годом становиться все больше, работа с одаренными детьми (массовая диагностика способностей и склонностей), заполнение карт сопровождения, отчетность каждую четверть, работа в электронном журнале, профилактическая работа, консультативная, просветительская, подготовка к занятиям и родительским лекториям. Помимо этого, профессиональное самосовершенствование и самообразование, работа над портфолио: печать и публикация опыта, участие в конкурсах, выступления на МО, конференциях и т.п.
- Работа школы в одну смену.
- Негативное отношение учителей к процедуре и необходимости диагностики, поскольку некоторые тесты им предлагалось проводить самостоятельно в удобное для них время, т.к. физически психологу невозможно посетить лично все классы, вести внеурочную деятельность, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, развивающие занятия и элективный курс по расписанию.
- Катастрофическая нехватка времени, авралы во время всевозможных проверок.
- Длительность процедуры проведения диагностики по каждому тесту от 1 до 3 часов.
- Ручная обработка некоторых тестов, отсутствие удобных программ компьютерной обработки.
- Сложность обработки некоторых тестов.
- Большое количество времени на обработку и подсчет статистических данных, поскольку администрацию интересуют только цифры.
- Необходимость в слабых классах повторять инструкции к тестовым заданиям по нескольку раз (особенно в классах, где обучаются дети с ОВЗ и дети с двуязычием).
- Негативное отношение учеников к процедуре тестирования и к самим заданиям некоторых тестов.
- Отказ некоторых родителей от диагностики их детей.
- Отсутствие экспресс – методов психодиагностики УУД.
- Переизбыток тестов познавательных и личностных УУД и недостаток тестов регулятивных и коммуникативных УУД.
- И главная проблема – формальность проведения данного мониторинга, диагностика ради отчета и цифр.
Рождение новой идеи. Все что случается – к лучшему!
К счастью, устройство на работу в новую школу пришло внутренне решение продолжить свои творческие поиски в этом направлении. Но в данном учреждении детей в начальной школе на 4 класса больше и проблема мониторинга формирования УУД также актуальна. К сравнению: на прежнем месте работы было обследовано приблизительно 270 учеников с 1-го по 3-и классы, а на новом месте работы предстояло обследовать примерно 480 учеников с 1-го по 4-й классы.
Поэтому в процессе работы на новом месте была поставлена новая творческая задача – создать такой психодиагностический инструментарий, который должен отвечать следующим требованиям:
- Валидностью и надежностью получаемых данных.
- Простотой в обработке данных, которая предполагает три уровня оценки формирования УУД: высокий, средний, низкий.
- Возможностью создания авторской компьютерной программы экспресс - обработки данных мониторинга и психодиагностики (в программе Excel).
- Позитивностью восприятия у детей и учителей.
- Простотой и доступностью тестовых заданий для понимания учащимися, легкостью восприятия и предотвращением переутомления.
- Экономичностью и компактностью стимульного и бланкового материала.
Профессия психолога - творческая профессия и без креативных решений и идей в современных меняющихся условиях не обойтись. Идея создать экспресс-диагностику формирования УУД, удобную в использовании и экономичную по времени проведения и обработки возникла, опираясь на опыте той диагностической работы, которая методом проб и ошибок была проведена. Общение с коллегами по данной проблеме также способствовало ее развитию. А случайно попавшиеся на глаза, в процессе переезда с одного места работы на другое материалы, привезенные с курсов повышения квалификации ТОИПКРО, позволили воплотить идею в жизнь.
Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД
Поскольку основная проблема диагностики формирования УУД – это формальное отношение руководства. Другими словами, глубинная диагностика администрацию не интересует, в ней нет острой необходимости и смысла, а отнимает такая диагностика очень большое количество времени. Задача психолога – диагностика исключительно познавательных УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.
Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Как мы уже писали выше - оптимальные методы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников просто отсутствуют. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств, что как мы уже упоминали не представляет диагностического интереса для руководства. А в условиях массового мониторинга – это пустая трата времени.
Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий является частью системы психологического сопровождения обучающихся в рамках реализации ФГОС, а также необходимым элементом системы образовательной деятельности организации, поскольку его результаты предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев
Управление образования администрации
Серпуховского муниципального района
мунипальное общеобразоватеьное учреждение
"данковская средняя общеобразовательная школа"
Региональный семинар
«Современные подходы к контрольно–оценочной
деятельности обучающихся
Тема: «Система психологической диагностики УУД
Наталья Федоровна Зубкова
29 марта 2018 года
Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательной организации имеет целью повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.
В условиях внедрения ФГОС приоритетным становится целостная, системно организованная деятельность по психолого-педагогическое сопровождению Стандартов, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
В связи с этими изменениями в системе школьного образования определяют ряд новых видов деятельности педагогов-психологов. Согласно требованиям ФГОС, и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а предметные результаты – еще и оценке. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Мониторинг метапредметных и личностных результатов обучения становится одним из запросов администрации к педагогу- психологу.
Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога, при условии, что такой специалист имеется в штатном расписании образовательной организации.
Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать продвижение ребенка по
пути развития УУД и эффективность психолого-педагогической работы. Мы считаем, что диагностику личностных результатов необходимо проводить именно педагогу-психологу, как специалисту владеющему необходимыми профессиональными компетентностями. Психодиагностические методики могут так же использоваться для оценки части метапредметных результатов.
Адекватность и теоретическая обоснованность методического комплекса, учет возрастных особенностей обучающихся, валидность и надежность методик были положены в основу комплексной диагностики.
Но не все так просто в отборе психодиагностического инструментария, несмотря на то, что современная психология располагает значительным опытом разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее, разработанная диагностическая система, охватывающая развитие ключевых учебных компетенций в рамках отечественной психологии и педагогики, нам неизвестна. Привычные психодиагностики не могут должным образом оценить результаты учебной деятельности.
Поэтому педагоги-психологи образовательных организаций остро нуждаются в принципиально ином инструментарии для психологической оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся, соответствующем общим положениям методологии психодиагностической работы в сфере образования и требованиями, которым должен соответствовать методический комплекс, направленный на оценку развития УУД.
Таким образом, задачу оценки уровня сформированности у обучающихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую по своей содержательной направленности, требующую скорейшего разрешения.
Введение ФГОС в нашей организации осуществлялось в опережающем режиме. Несколько лет назад многие вопросы не имели четкого ответа: кто должен проводить диагностику УУД учитель или психолог, какими методиками пользоваться, как соблюдать процедуру диагностики и т.д? Но, "дорогу осилит идущий", и постепенно на основе изученного материала по этой проблеме, собственного опыта, в нашей образовательной организации сложилась система психологической диагностики для оценки сформированности УУД, представленная в таблице. Ежегодно эта таблица расширяется, дополняется в связи с переходом первых обучающихся по Стандартам в следующий класс, и таким образом, система диагностики в настоящий момент охватывает с 1 по 8 классы включительно.
Диагностика на протяжении ряда лет (если это возможно) проводится по одной и той же методике. Например: диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, с усложнением стимульного материала, что позволяет объективно сравнивать полученные результаты.
Если методики разные, но используются для диагностики одного вида УУД с учетом возрастных изменений например в интеллектуальной сфере развития ребенка, сравнение идет по уровням развития: высокий, средний, низкий.
Описание материала: Для реализации компетентностного подхода в образовании необходима опора на психолого-педагогическое сопровождение.
Вашему вниманию предлагается разработка в рамках педагогического совета как представление работы педагога-психолога по оцениванию сформированности УУД у обучающихся на ступени основного общего образования.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим на ступени основного общего образования (5-9 класс), педагогам-психологам. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся является одной из главных задач для повышения качества образования.
В данном материале обобщены основные понятия, представлен инструментарий "Банк психологических методик", рекомендованный для проведения мониторинга УУД педагогами-психологами на протяжении всего обучения учащихся на ступени основного общего образования. А также разработаны рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий обучающихся.
III этап (9 класс)
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
Мониторинг проводится на основе «Банка психологических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.
Вашему вниманию предлагается банк методик, по диагностике УУД (раздаточный материал)
Мониторинг осуществляется ежегодно с 5 по 9 класс в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (апрель-май).
Бланк для фиксации (сводная таблица/ведомость) развития УУД.
При заполнении таблицы можно пользоваться следующими двумя способами:
1. Уровни: В (высокий), С (средний), Н (низкий)
2. Баллы: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень).
После проведения диагностики, результаты заносятся в данный бланк и по их результатам можно разработать рекомендации для педагогов (см. приложение №2)
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования- школа должна побуждать учащихся принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества, способствовать формированию и развитию Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной, воспитывающее в каждом ребенке человечность, доброту, гражданственность, творческое отношение к труду, бережное отношение ко всему живому.
Приложение 1
Читайте также: