Морфемы значимые части слова план урока 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: систематизация знаний по теме "Морфемика и словообразование".

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование: презентация, рабочий лист.

1. Организационный момент. (слайд 1)

2. Введение в тему (Работа с текстом - слайд 2)

Прочитайте текст. Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Что мы должны знать, чтобы правильно записать их? (Знать состав слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними).

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.

3. Устный опрос. Теоретический диктант . (слайд 3)

А) Изменяемая часть слова.(окончание)

Б) Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)

В)Гласная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (корень)

Г) Часть слова без окончания (основа)

Д) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)

4. Работа в парах. (слайд 4 + рабочий лист)

- Молодцы, с теоретическим заданием вы справились, а теперь посмотрите на следующее задание и выполните его .

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “замечательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “бумажка”?

Какой корень в слове “собрать”?

Какой корень в слове “учительская”?

Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

(Учитель читает правильные ответы. Ребята проверяют соответствие оценки)

Какие вы знаете способы образования слов?(слайд 5) (Ребята перечисляют, приводят примеры)

6. Определите, как образованы следующие слова.

7.А теперь давайте немного отдохнём и разгадаем ребусы (слайд 7-11)

8.Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные правила орфографии, изученные в этом разделе.(слайд 12)

А) Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

Б) Расскажите о правописании корней –кас- -кос.

В) Расскажите о правописании корней –гар- -гор.

Г) Расскажите о правописании корней –зар- -зор.

9. Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.

А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит

Б) Ночь уже л..жилась на горы.

В) Заг..релась на небе над рекой семицветная радуга.

Г) Белый пар по лугам расст..лается.

Д) Детей из школы заб..рает бабушка.

Е) Испокон века книга р..стит человека.

Ж)Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.

- Проверяем по цепочке, выставляем оценки. (слайд 13)

Гласные в приставках пре- и при-.

10. Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

С теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

- Проверка с объяснением.(слайд 14 + рабочий лист)

пр. вокзальное кафе

пр…клонить колени перед мамой

Пр. мудрый старик,

пр. косновение к руке

11. Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет. Правописание Ы- И после приставок

Буквенный диктант. (слайд 15 + рабочий лист)

1)Подыграть, 2)сверхинтересный, 3) розыгрыш, 4)предыстория, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюньский, 8)по..скать

Проверка. Один человек у доски.

12. Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах? (слайд 16)

Специалист по разведению садов. САДОВОД

Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит. САМОВАР

Русская народная игра — пляска. ХОРОВОД

С утра сидит на озере любитель….РЫБОЛОВ

Тот, кто идет пешком. ПЕШЕХОД

Человек, изучающий родной край. .КРАЕВЕД

13.Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.(слайд 17)

Друг моего друга.

У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)

Итак, что мы сегодня повторили на уроке? (слайд 18)

Над чем стоит ещё поработать?

В чём возникают трудности?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

- Спасибо за работу на уроке.

Рабочий лист ученика(цы) 6-А класса __________________________________

1. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание.

Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “замечательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “бумажка”?

Какой корень в слове “собрать”?

Какой корень в слове “учительская”?

3. Определите, как образованы следующие слова.

4. Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

пр. вокзальное кафе

пр…клонить колени перед мамой

Пр. мудрый старик,

пр. косновение к руке

5. Буквенный диктант

1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать

Специалист по разведению садов.

Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит.

Русская народная игра — пляска.

С утра сидит на озере любитель….

Тот, кто идет пешком.

Человек, изучающий родной край.

6. Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.

Друг моего друга.

У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)


Слайд 1


Слайд 2

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание. Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к… сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.


Слайд 3

Теоретический диктант 1. Изменяемая часть слова……… 2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов………… 3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов…… 4. Часть слова без окончания. ….. 5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов………


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Определите, как образованы следующие слова. 1)Учительский 2)перелесок 3)Пододеяльник 4)выход 5)паровозный 6)Госбанк 7)Морской 8)РФ 10)генерал-майор 11)Ледокол 12) Завхоз 13)Прибрежный 14)Спецназ


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит Б) Ночь уже ложилась на горы. В) Загорелась на небе над рекой семицветная радуга. Г) Белый пар по лугам расстилается. Д) Детей из школы забирает бабушка. Е) Испокон века книга растит человека. Ж)Начинают просыпаться птицы, озаренные лучами разгорающегося солнца.


Слайд 14

Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. Пр. неприятный Слова пр. соединиться пр. землиться пр. вокзальное кафе пр. лечь пр…ступление пр…клонить колени перед мамой Пр. мудрый старик, пр…вращение пр. косновение к руке е и


Слайд 15

Буквенный диктант 1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать


Слайд 16


Слайд 17

Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова. Друг моего друга. У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный. ( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, ухо-, -низ-) - Прочтите получившееся.


Слайд 18


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

I. Вводно-мотивационный.

1. Организационный момент.

1. Составление слова.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

2. Обращение к целеполаганию.

- Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала?

Знание морфемного состава слова.

- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?

3. Вступительная беседа:

Что вы знаете о морфемике?

Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

II. Операционно-познавательный

Работа в группах

I группа: Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;

II группа: Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво.

2. Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.

I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, отпел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.

II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный,суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.

2. Работа с текстом

2. Выполнение заданий:

- Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группа: вошел - отошел – ушел.

Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удале­ние.

II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод: приставка - значимая часть сло­ва, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

- Какие значения прида­ют словам следующие морфемы:

I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.

Делается вывод: суффикс - значимая часть сло­ва, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.

IV. Контрольно-оценочный

1. Индивидуальная работа

Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница;
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный;
возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение;
неприспособленность, неустроенность, несовместимость;
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание;

2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;
честность, точность, смелость, успокоенность;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть - , стучать - , ставка - , ход - ,
бег - , кладка - , брошенный - , мытый - .

1. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
След - , соль - , дым - , цвет - , вред - , говор - , место - , щит - , спор - , суд - .

2. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

3. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

Например :
носиль ( . . . ) Ответ: -щик
набор( . . . )
настрой( . . . )
поме( . . . )
Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)
участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)
работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)
озор (. . .) гитар (. . . ) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

1.. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.
Например (. . .) стрелка Ответ : при - стрелка
(. . .) кидка при - кидка
(. . .) мерка при - мерка
(. . .) бавка при – бавка
( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул
( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет
(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада
( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . . ) бег

2. Придумайте новые слова по данному образцу.
Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать
об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать
об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать
об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать
об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

3. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.
Больной - , больной - ; холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,будущее - прямая - , прямая - , детская - , выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - , мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - , новенький - , новенький - .

2. Работа в группах

1. Распределительный диктант.

- Что называется окончанием?

Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.

I группа: слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.

Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.

II группа: неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.

Выполнить морфемный разбор слова: переливами.

2. Суффиксы. Выделить суффиксы.

I группа: птичка, травка, миленький;

II группа: цветочек, платьице, сердечком.

3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.

3. Работа в группах

- Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.

Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.

I группа: знаток, проколоть, подвеска;

II группа: выключатель, безбрежный, расписание;

III группа: наводнить, решение, старинный.

V. Итог урока

Вопрос-ответ

Каждая группа готовит вопросы для другой группы. Затем каждая группа отвечают вопрос противоположной группы.

3. Закончить предложение

Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).

VI. Рефлексия

1. Лист оценивания на уроке (эмоции): в начале урока, в середине урока, в конце урока.

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Морфема – значимая часть слова.

Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.

Словообразовательный анализ – определение способа образования слова с выделением словообразовательных морфем.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.

Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это морфема, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа – неизменяемая часть слова без окончания.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомните определения морфем. Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова ход, ходить, ходики, ходули, ходовой, поход, заходящий содержат один и тот же корень -ход- и являются однокоренными. Эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ходить.

Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставочным способом образуются многие слова, например, глаголы. К основе глагола ходить можно добавить приставки у-, вы-, за-, с-, пере-, в-, от-, под- и получить следующие слова: уходить, выходить, заходить, сходить, переходить, входить, отходить, подходить.

Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими. В слове может быть один суффикс, например -ок-/-ик-: ходоки, ходики, или 2 суффикса, например, -ац- и -к- в слове рыбацкий.

Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова, выражая значения лица, рода, числа и падежа. Например, в существительном ход нулевое окончание выражает значение мужского рода единственного числа именительного падежа. В слове хода – значение мужского рода единственного числа родительного падежа. В слове ходу – значение мужского рода единственного числа дательного падежа. В слове ходом – значение мужского рода единственного числа творительного падежа. В слове о ходе – значение мужского рода единственного числа предложного падежа.

Основа – неизменяемая часть слова. Она выражает его главное лексическое значение и составляет слово без окончания. Основа может быть равна корню, например, в слове снегирь, в словах снегири, снегирю, снегирей – основа снегир- равна корню, но в этих словах есть изменяемое окончание.

Например, в слове речной основа речн- не равна корню реч-, в основу входит кроме корня -реч- ещё и суффикс -н-.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец морфемного разбора:

Лесной (окончание -ой, основа лесн, корень лес-, суффикс -н-).

Перелесок (окончание нулевое, основа перелесок, корень -лес-, приставка пере-, суффикс -ок).

Приморский (окончание -ий, основа приморск, корень мор-, суффикс -ск-, приставка при-).

Разбор тренировочных заданий

Единичный выборп.

Выберите правильный корень слова подосиновик:

Правильный ответ:

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой от-

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

Правильный ответ:

Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

Тип урока: урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

– Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.

    С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

Читайте также: