Что такое доу в университете

Обновлено: 05.07.2024

Что такое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

ДОУ имеет большое значение в образовании, поскольку отвечает за формирование у детей определенных навыков, за их социализацию. Также ДОУ позволяет родителям снять с себя часть обязанностей по воспитанию ребенка и уделить внимание работе и карьере.

В России большинство из них являются государственными или муниципальными, что делает их доступными для большинства населения. Однако с каждым годом возрастает количество частных детских садов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды ДОУ

Деятельность и основные задачи

Задачи ДОУ определяют характер его деятельности. Можно перечислить следующие функции:

  1. Забота о физическом и психическом здоровье детей, охрана жизни, ответственность за нее в течение нахождения ребенка в ДОУ, проведение необходимой работы по устранению и предотвращению различных изъянов в развитии ребенка.
  2. Обеспечение достаточных условий для развития детей по следующим направлениям: речь, социализация, эстетика и физическая культура.
  3. Организация воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
  4. Формирование определенных личностных качеств, например, стремление соблюдать права окружающих людей, патриотизм, беспокойство о природе и так далее.
  5. Коммуникация с семьями дошкольников, оказание родителям необходимой методической и консультативной помощи по обучению, воспитанию и развития их детей.

Как организован образовательный процесс

ДОУ занимает начальное место в иерархии образовательных учреждений.

Группы в ДОУ организованы в соответствии с возрастом детей:

  • 1,5-2 года — посещение ясельной группы;
  • 2-3 года — первая младшая;
  • 3-4 года — вторая младшая;
  • 4-5 лет — средняя;
  • 5-6 лет — старшая;
  • 6-7 лет — занятия по подготовке к школе.

Образовательный процесс — это взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее собственную специфику и особенные цели.

Образовательный процесс в ДОУ строится на определенных принципах:

  1. Принцип целостности развития ребенка — единство всех сторон воспитания.
  2. Принцип систематичности и непрерывности воспитания — оно должно осуществляться в течение всего дня, что ребенок находится в учреждении, информация обязана быть непротиворечивой.
  3. Принцип учета возрастных возможностей детей — составлять программу следует исходя из возрастных, физических, психологических особенностей детей, необходимо насыщать образовательную программу такими занятиями, которые лучше всего подходят детям дошкольного возраста — спортивной нагрузкой, развивающими играми (в особенности групповыми), рисованием, лепкой и всем тем, что способствует развитию мелкой моторики.
  4. Принцип постоянного прогрессирования — постепенное усложнение задач, которое ведет не только к развитию возможностей, навыков и умений малыша, но и к осознанию этого процесса. Следование данному принципу закладывает основы для адекватной самооценки и соответствующего успеха ребенка.
  5. Принцип эмоционально-психологического комфорта ребенка.
  6. Принцип гуманизации — отражает взаимосвязь между образовательным процессом и потребностями, как общества, так и отдельной личности.

Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ

Нормативно-правовая база дошкольного образования — это документы международного, федерального, регионального уровня, а также уровня ДОУ.

Документы международного уровня:

  1. Декларация прав ребенка (1959 г.).
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

Документы федерального уровня:

Региональные документы варьируются в зависимости от субъекта (область, край, республика и так далее).

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

общеобразовательные учреждения

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

дошкольные общеобразовательные учреждения

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.

государственные общеобразовательные учреждения

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

специальные общеобразовательные учреждения

Вечерние школы

Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.

2. Где можно выучиться на воспитателя?

С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.

Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.

3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?

об обучении воспитателей

Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.

4. Сколько нужно учиться на воспитателя детского сада ?

В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.

В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.

Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.

5. Что нужно сдавать для поступления?

В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.

В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.

Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор .

6. Обучение на воспитателя: сколько стоит ?

И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.

Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.

Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.

Стоимость высшего педобразования в ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно.

Курсы профессиональной переподготовки платные, минимальная стоимость составляет 4–5 тыс. руб. за 300–340 часов обучения и от 16 тыс. руб. за курсы длительностью от 1000 часов .

7. Что лучше: колледж или вуз?

Обучение на воспитателя

Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.

Преимущества колледжа:

  • можно поступить после 9 классов и через 4 года уже пойти работать;
  • не нужно сдавать вступительные экзамены и ЕГЭ;
  • в колледже дают прикладные знания, ориентированные на практическое использование, много внимания уделяется практике;
  • на старте заработная плата у выпускника ссуза такая же, как и у выпускника вуза;
  • при желании можно продолжить обучение в вузе.

Преимущества вуза:

8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?

В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:

  • действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  • государственная аккредитация — она дает право выдавать дипломы государственного образца.

9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?

Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.

10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?

Обучение на воспитателя

Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.

11. Где можно работать после окончания учебы?

  • в детских садах, муниципальных и частных;
  • в развивающих и детских досуговых центрах;
  • в центрах предшкольной подготовки.
  • заниматься частной практикой;
  • стать няней или гувернанткой.

Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


МОСКВА, 6 июля. /ТАСС/. Организация ясельных групп и детских садов на базе колледжей и вузов является большой подмогой молодым родителям-студентам, которые не хотят прерывать обучение. С предложением создать в учебных заведениях инфраструктуру для ухода за маленькими детьми, родившимися в студенческих семьях, ранее выступил глава Минтруда Максим Топилин. По мнению министра, такие меры помогут улучшить демографическую ситуацию. Однако руководство учебных заведений нередко сталкивается с проблемами при создании подобной инфрастуктуры.

С чем это связано и насколько велик запрос на ясли и детсады среди обучающихся ТАСС рассказали представители вузов и власти.

Противоречия в законодательстве и помощь чиновников

"Уже год вопрос о создании детского сада для студентов прорабатывается в Санкт-Петербургском государственном университете - старейшем российском вузе и одном из двух самых крупных в городе (здесь и в Политехническом университете по 30 тыс. обучающихся). В ходе общественного обсуждения большинство его участников поддержало идею создать два сада на двух удаленных друг от друга площадка вуза - в комплексах общежитий на Васильевском острове и в Петергофе", - сказали ТАСС в пресс-службе вуза. Там добавили, что эта проблема решаема, так как по закону о федеральных университетах (СПбГУ и МГУ) предусмотрена возможность создания в составе вуза юридических лиц и институтов.

Бесплатная помощница или поддержка рублем: что думают регионы о введении института госнянь

В другом крупном вузе Петербурга - Политехническом университете Петра Великого - несколько лет существует детский сад для сотрудников. Он будет работать еще год, но вуз вынужден будет закрыть детсад, так как изменения законодательства сделали данные расходы нецелевыми. "Средства на детский сад приходиться брать из фонда заработной платы преподавателей, либо средств на содержание зданий", - пояснил ТАСС проректор Дмитрий Кузнецов, уточнив, что тема детского сада для преподавателей и студентов очень актуальна и востребована в вузе. Кроме того, правила работы дошкольных учреждений ужесточились и вузовскому дошкольному заведению трудно им соответствовать.

Российский государственный педагогический университет им. Герцена, крупнейший педагогический вуз страны, напротив, нашел способ вписаться в правовую реальность с идеей создания детского сада.

"Мы обратились в комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга с просьбой рассмотреть возможность создания в нашем вузе детского сада и школы. Это для нас задача двойного назначения - творческая лаборатория для студентов-педагогов по созданию нового качества образовательной среды и решение социальных вопросов", - рассказал ТАСС и.о. ректора вуза Сергей Богданов.

Он отметил, что в составе вуза работает Институт детства, где студенты изучают самые эффективные методики работы с дошколятами. "Вуз сотрудничает с несколькими детскими садами, но хотелось бы создать детсад как структурное подразделение вуза. И здесь без сотрудничества с городским правительством не обойтись", - подчеркнул Богданов.

Жесткие санитарные правила

Ясли на энтузиазме: как инженер-оборонщик создал образцовый частный детский сад

Как рассказал ТАСС Сергей Кулижский, проректор по социальной работе Томского госуниверситета (ТГУ) - старейшего за Уралом вуза, участника проекта "5-100" - вуз имеет два собственных детских сада. В них сотрудники и студенты могут отдавать детей в возрасте от трех лет.

"К помещениям, в которых могут находиться дети грудного и младшего возраста, СанПиН предъявляет очень жесткие требования. Просто так выделить для этого комнату не получится. Мы рассматриваем возможность организации ясельной группы в наших детских садах, где есть необходимая инфраструктура и кадры. Но здесь также стоит вопрос целесообразности, в том числе, и экономической", - пояснил проректор.

Он отметил, что пока острой необходимости организации такой группы нет ни для сотрудников, ни для студентов вуза. "В университете учится 16 тыс. студентов, и только 33 из них имеют детей. Не думаю, что с организацией ясельной комнаты их количество увеличится", - резюмировал Кулижский.

Собственная социальная программа

У Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону) есть богатый опыт по организации работы дошкольных учреждений при вузе. Как рассказали ТАСС в информационной службе ДГТУ, еще в 1964 году на базе университета был открыт детский сад "Березка", воспитанниками которого стали дети сотрудников и студентов вуза.

Сегодня на базе университета работает Центр дошкольного образования, куда принимают малышей от трех лет. В центре действуют льготы для детей сотрудников и студентов: они принимаются вне очереди, оплата за обучение - 1/3 от полной стоимости. Еще одно преимущество: воспитанники могут посещать детский сад по гибкому графику. Это удобно в первую очередь студентам, которые могут приводить детей на несколько часов, к примеру, на время лекций.


Кроме того, в опорном вузе реализуется собственная социальная программа "Материнство". Дети сотрудников и студентов на льготных условиях могут отдыхать в детских лагерях и санатории-профилактории вуза. Для молодых мам предусмотрены денежные выплаты и единовременная помощь от профсоюзной организации студентов ДГТУ.

"Все действующие в университете социальные программы, в том числе работа Центра дошкольного образования, финансируется силами ДГТУ. Для создания новых социальных объектов - например, специальной инфраструктуры для ухода за маленькими детьми, университету понадобится помощь федеральных и региональных властей", - рассказал ТАСС ректор ДГТУ Бесарион Месхи.

По его словам, решению этого вопроса может способствовать законодательное закрепление за ДГТУ статуса "опорного университета" - благодаря этому власти Ростовской области смогут получить основания софинансировать развитие социальной инфраструктуры вуза.

Ясли в колледжах

"С начала 2015 года в пяти учреждениях среднего профессионального образования Астраханской области работают дошкольные группы. В первую очередь, такие группы предназначены для детей студентов и преподавателей того или иного учебного заведения, и рассчитаны они лишь на кратковременное пребывание малышей. Но сюда принимают и остальных юных астраханцев", - сообщили ТАСС в министерстве образования и науки Астраханской области.

Так, дошкольное подразделение "Радуга" Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий сейчас посещают 25 ребят трех-четырех лет: дети преподавателей, студентов и малыши из общей очереди Астрахани. Таким образом, ссуз (среднее специальное учебное заведение) совместно с администрацией города решает проблему очередности в дошкольные учреждения.

Детский сад оснащен всем необходимым оборудованием, новой мебелью. Есть здесь и интерактивный стол, а во дворе подготавливают современную спортивную площадку для малышей. Как считает министр образования и науки региона Виталий Гутман, группы при ссузах - отличная идея еще и потому, что студенты тоже могут проходить здесь практику: шить костюмы для ребят, готовить обеды, пробовать себя в роли воспитателей.

В политехническом колледже группа рассчитана на кратковременное пребывание детей. Здесь ребята могут находиться всего несколько часов в день: в первой или второй половине дня в зависимости от того, как удобнее родителям. В группах кратковременного пребывания осуществляются только услуги по присмотру и уходу за ребенком.

Позиция властей

"Открытие дошкольных групп на базе вузов способствует увеличению охвата детей дошкольным образованием и является, в том числе, дополнительной мерой социальной поддержки и социальной помощи молодым семьям", - заявили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки. Министерство считает перспективной работу по открытию дошкольных групп при образовательных организациях различных типов и предприятиях и ранее направляло в субъекты РФ методические рекомендации с разъяснениями по созданию дошкольных групп при вузах, добавили в пресс-службе.

По мнению главы ведомства Ольги Васильевой, опыт открытия таких групп положителен и возможен для распространения. "У нас есть регионы, в которых открыты дошкольные учреждения при вузах, опыт уже апробируется, и таких вузов на сегодняшний день несколько десятков. И, конечно, этот опыт положительный, его надо анализировать, смотреть и продолжать", - заявила ТАСС министр.

Также в настоящее время Минобрнауки ведется отдельная работа со всеми регионами по определению потребности в открытии новых мест для детей раннего возраста (до 3 лет).

В свою очередь сопредседатель Российского студенческого союза Василий Михайлов добавил, что идея по созданию детских садов при университетах поднимается ежегодно и каждый раз она положительно воспринимается студенческим сообществом и органами власти. "Однако, к сожалению, данный проект так и не перешел к массовой реализации, несмотря на то, что закон об образовании позволяет создавать подобные "детские комнаты". На конец 2016 года было создано лишь 30 детских садов при вузах", - сообщил ТАСС Михайлов.

По его мнению, причин низкой активности в данном вопросе может быть много. "Основные, как мне кажется, это недостаток финансирования и внимания к проблеме. Вузы недооценивают масштаб проблемы - то, сколько молодых мам хотят получить образование, но не могут позволить из-за отсутствия близких родственников и средств на нянь. Убежден, что в ближайшие годы подобных подразделений станет значительно больше, если инициативу проявят как студенческие организации, так и ректорское сообщество", - заключил Михайлов.

Читайте также: