План психолого педагогического сопровождения детей в школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Вопросы развития детей, неразрывно связаны со стратегией национального развития и является неотъемлемой частью государственной политики РК.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшний день школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т.д.

В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах дети ведут и чувствуют себя по-разному. У некоторых детей сложности адаптации, чрезмерные учебные нагрузки, непонимание со стороны одноклассников, способствуют пробуждению скрытых ресурсов, самосовершенствованию и успешной самоактуализации. А у других те же проблемы приводят к ухудшению их физического состояния действуют угнетающе.

Поэтому так важно, чтобы у детей, испытывающих трудности, была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для учащихся помогает находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся средней образовательной школы предусматривает следующие направления:

  • диагностическое (в начале и в конце года) все параллели с 1 по 11 класс;
  • коррекционно-развивающее (с декабря по апрель).

1. Дети с проблемами в общении, поведении и обучении;

2. Дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети;

3. Дети, имеющие высокий уровень агрессии;

4. Дети, склонные к противоправным действиям;

Для каждой группы разработаны коррекционно-развивающие мероприятия:

  • Возраст участников программы от 7 до 17 лет (группы разновозрастные).
  • Основной курс рассчитан на 4 занятия; длительность одного занятия от 40 до 45 минут.
  • Занятия могут проводиться 1 раз в неделю.
  • Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения (задания) происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры, которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы.

Формы и методы:

Выбирая формы и методы для коррекционно-развивающей работы с учащимися необходимо тщательно подбирать. Основными и наиболее ресурсными методами при коррекции, учитывая то, что в группах разновозрастные учащиеся, являются арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игры. Страхи, обиды, стрессы тормозят развитие детской психики, поэтому первая задача психолога - выявление психотравмирующего фактора и работа с ним, наиболее эффективными методами при коррекции являются арт-терапия, рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ребенок как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии позволяет каждому ученику творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой. Пластилин, соленое тесто, краски, карандаши, близкие до боли многим детям, прекрасно позволяют создать точный образ и отреагировать в социально приемлемой форме психотравмирующую ситуацию.

Групповая арт-терапия:

  • позволяет развивать навыки общения;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Предполагаемые результаты:

Содержание программы направлено на реализацию цели:

  • Развитие способности учащихся вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные задачи:

1) Пробуждать у детей интерес к самому себе, своему внутреннему миру; формировать положительную эмоциональную Я-концепцию.
2) Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, активизации личностных ресурсов.
3) Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Программа строится на главных педагогических принципах:

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 11 класс средней школы

Тематический план практических занятий с детьми, группы №1 (дети, имеющие проблемы в общении, поведение)

Содержание программы:

Цель - содействие установлению контакта между детьми, помощь детям в осознании своих положительных черт характера.

Основные задачи:

1. Создавать в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. Побуждать каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. Формировать значимые групповые нормы взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Организация занятий:

  • Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек.
  • Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью 1 раз в неделю.

Возраст участников: от 7 до 17 лет.

Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:

  1. на занятиях безопасно;
  2. меня принимают, тепло ко мне относятся;
  3. мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.

Структура занятия: (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы)

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание условий для сохранения и восстановления психологического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.

1. Организация мониторинга динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения.

2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся 1-5 классов.

3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации психологического климата в школе. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

5. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования

на период 2015-2020гг

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Программа создана для учащихся с 6 до 11 лет (с 1 по 4 класс) с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Сроки реализации программы 4 года.

Механизм реализации программы: обеспечение методической базой, разработка программы, реализация программы.

Содержание программы: программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс, реализация программы осуществляется в течение всего учебного года.

Материал, планируемый к использованию, состоит из следующих разделов:

- диагностический блок (мотивация, познавательные процессы, уровень формирования учебных навыков и умений, эмоциональное состояние учащегося);

- коррекционно-развивающий блок (развитие универсальных учебных действий, снижения уровня тревожности учащихся);

- психологическое просвещение учителей и родителей (выступления на родительских собраниях, проведение семинаров и лекций по запросам учителей).

Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, урок, лекции, семинары, конкурсы.

Методы работы: беседа, наблюдение, психологическое обследование с помощью различных методик, игры, упражнения, элементы арттерапии, сказкотерапия.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального

общего образования

Направление деятельности

Срок проведения

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическая диагностика

Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

I этап сентябрь

Создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков

Выявление уровня сформированности мотивов учебной деятельности младшего школьника

4. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (логические действия);

Выявление умения дифферинцировать план знаков и символов и предметный план

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

1.Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности

Смыслообразование, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника

I этап сентябрь

Установление мотивационных предпочтений обучающихся в учебной деятельности, планирование коррекционного маршрута

2.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого,действия самоконтроля

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Декабрь (по результатам сформированности УУД)

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Познавательные (логические действия: анализ, синтез)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

4. Выявление степени дифференциации моральных норм по методике Э. Туриэля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.

Личностные (ценностные ориентации)

Формирование программы развития и коррекции ценностной ориентации учащихся, моральных норм

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л.Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

4.Изучение уровня регуляции морально-нравственных отношений между учащимися по методике Э.Туриеля

Установление уровня регуляции морально-нравственных отношений между людьми

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

7.Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления)

(логические действия: анализ, синтез)

Определение уровня сформированности познавательных УУД

8.Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике

Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению

9. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах

Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптации

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО :

Содержание деятельности Срок проведения Ответственный Результат

1. Психолого-педагогическая диагностика

1. Изучение внутренней позиции школьника по методике Беседа о школе (модифицированный вариант (Нежнова Т. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л.) октябрь Педагог-психолог Определение сформированности внутренней позиции школьника

2. Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант) октябрь Педагог-психолог Выявление сформированности самооценки школьника

высоким риском школьной дезадаптации, формирование группы обучающихся для проведения развивающих занятий.

1. Изучение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций по методике Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра февраль Педагог-психолог Определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций

1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г. Ю.)

февраль Учитель Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

4. Изучение интеллектуального развития младших школьников по методике Кеттелла март Педагог-психолог Определение уровня интеллектуального развития

2. Консультативная деятельность

2. Тематические консультации для педагогов сентябрь – май (по запросам) Педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышения уровня информированности педагогов

3. Профилактическая и просветительская деятельность

1. Посещение уроков В течение года (по запросам) Педагог-психолог, логопед, Профилактика

в процессе обучения

ребенка в школе.

2. Выступления на педсоветах, на МО учителей начальной школы.

В течение года (по запросам) Педагог-психолог, логопед, Повышения уровня информированности педагогов

Педагог-психолог Повышение уровня психологической компетентности родителей

6. Психолого-педагогический консилиум по адаптации обучающихся 1-х классов

май Зам. директора по УВР, учителя 1-х классов, учителя предметники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышение уровня информирования педагогов и администрации о результатах диагностики с разработкой рекомендаций по сопровождению детей, которые испытывают трудности в процессе адапттации.

7. Психолого-педагогический консилиум по готовности обучающихся 4-х классов к переходу на среднюю ступень обучения

май Зам. директора по УВР, учителя 1-х классов, учителя предметники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог Повышение уровня информирования педагогов и администрации о результатах диагностики с разработкой рекомендаций по сопровождению детей, которые могут испытывать трудности в процессе адаптации в 5 классе.

8. Оформление информационных стендов и выпуск буклетов:

4. Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися испытывающими трудности в адаптационный период (групповые и индивидуальные) ноябрь-апрель Педагог-психолог Развитие познавательной,

эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у обучающихся в начальных классах, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации

5. Аналитическая деятельность

1. Изучение медицинских карт обучающихся, поступивших в 1 класс сентябрь Медицинский работник, педагог-психолог, логопед База данных о состоянии здоровья обучающихся. Формирование группы риска из обучающихся, имеющих неврологические и логопедические нарушения

2. Составление отчетов.

Консилиум май Педагог-психолог, логопед, социальный педагог Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

Инновация данной программы еще и о том, что все классические и авторские диагностические методики приведены в соответствии с основными видами УУД. Об эффективности программы можно судить по результатам мониторинга, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим направлением.

Разработанную программу можно использовать, как ориентировочную, на основе которой можно составить индивидуальные стратегии психологической работы, основанные на специфических проблемах и ресурсах своей собственной школы.

1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолог. Под ред. И. В. Дубровиной, М. : 2001.

3. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введение в ФГОС : планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И. В. Возняк – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е, 2014. – 235 с.

5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.

6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М,2008

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Перспективный план работы с детьми педагога-психолога на 2014–2015 учебный год Цель и задачи: - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; - оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач.

Читайте также: