Что такое диалектика души и как она связана с христианскими убеждениями толстого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внутренний монолог важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Основная литература:

Дополнительная:

  1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.
  2. Курляндская Б. Г. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. — 214 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум.

Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Н. А. Добролюбову

Н. Г. Чернышевскому

Правильный ответ:

Н. Г. Чернышевскому

Разбор задания:

По мнению Н. Г. Чернышевского, изображение внутреннего мира человека в его противоречиях и развитии подчёркивается толстовским интересом к переломным, кризисным моментам в жизни героя, поэтому персонаж вынужден развиваться – читатель наблюдает все перипетии его становления на фоне исторических событий.

Установление соответствий

Найдите соответствие, соединив фамилию писателя и особенности отображения внутреннего мира героев в его произведениях.

Ф. М. Достоевский

  1. Душевный мир героя целиком захватывает некая идея, которая требует проверки рациональным осмыслением, эмоциональным переживанием, личной практикой и собственной судьбой.
  2. Предельный лаконизм в изображении чувства, скрытый психологизм, выражение внутреннего состояния героя через мимику, жесты, движения.
  3. В центре внимания – не начало или итог психологического процесса, а его течение, тонкий и сложный ход мысли, зарождение и развитие чувства.

Правильный ответ:

  1. Ф. М. Достоевский
  2. И. С. Тургенев
  3. Л. Н. Толстой

Подсказка: Толстой сосредоточивается на динамике развития героя.

Разбор задания.

Тайный психологизм более всего характерен для произведений И. С. Тургенева, раскрытию образа в случае использовании этого литературного приёма способствует описание жестов и действий героев. Достоевский часто прибегает к способу заточения героя в ловушку собственной навязчивой идеи, страсти, чтобы впоследствии дать ему переродиться. В то время как для Толстого характерно наблюдение за героем в процессе внешних событий, как камерных, семейных, так и исторических.

  • Романтические мотивы. Сюжетные линии рассказывают о чувствах, моральных трудностях, жизненном кризисе персонажей;
  • Эпопея. Описание масштабных исторических событий, отображающих действительность военного времени;
  • Разнообразие проблематики. Автор раскрывает важные темы: душа, любовь, дружба, смысл жизни, отношения поколений, сравнение мирной и военной реальности.

Что такое диалектика души – формы проявления

Диалектика души – это в литературе доскональное воссоздание процесса формирования чувства, мысли, настроения, переходящего в другие формы, типы ощущений. Писатель характеризует весь путь:

  • Зарождение чувства;
  • Развитие;
  • Изменение под действием внешних, внутренних факторов;
  • Закономерная последовательность появления других эмоций;
  • Результат.
  • Князь Андрей Болконский, его духовные поиски;
  • Пьер Безухов со своими переживаниями, заблуждениями;
  • Наташа, страдающая от любовных неудач.

Диалектика проявляется в кризисных ситуациях, с которыми сталкиваются персонажи. Характерный пример – Наталья Ростова, переживающая разрыв отношений с князем из-за козней злых людей. Также автор использует литературный подход для описания состояния Николая после проигрыша, Пьера – в результате дуэли. Писатель рассказывает о ходе мышления героев, опираясь на сложные ассоциации, взаимосвязи.

В романе описывается не только русская земля, защита родины, менталитет персонажей, но и каждый герой отдельно. Автор говорит о духовном пути развития, динамичности внутреннего мира. Он проводит глубинный психоанализ, опираясь на основные принципы диалектики души. Перед описанием каждого исторического события писатель создавал толстый блокнот с записями из реальных источников.

На основании этой информации он выстраивал сюжетную линию для каждого персонажа. Методы диалектики души Толстого:

  • Использование снов с целью подачи ментального, подсознательного плана. Детализация впечатлений героев от происходящих событий. Пример – бал с Наташей Ростовой;
  • Создание непредсказуемых сюжетных поворотов, анализ реакции героя на случившееся;
  • Применение внутреннего монолога, подслушанные мысли;
  • Демонстрация динамичности взглядов. Толстой показывает, как одна ситуация способна кардинально изменить мировоззрение человека.

Лев Николаевич оценивает ход мыслей персонажей со стороны нравственности, выстраивает четкую последовательность. Данный подход являлся новаторским для девятнадцатого века. Писатель первым провел столь глубокое психологическое исследование личности.


Диалектика души - это в литературе средство, позволяющие в развернутом виде увидеть развитие персонажа. Автор, умеющий описать внешний мир через переживания и размышления героев, достиг настоящего профессионализма.

диалектика души примеры

Таким автором был Лев Николаевич Толстой. Его романы стали каноном психологизма в литературе.

Диалектика души - это все о персонаже

Диалектика - это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия 2 начал, противоположных друг другу. Если говорить о литературных героях, то их развитие как личностей - ключевой момент в любом произведении. То ли в рассказе, то ли в поэме. Так как именно внутренний мир героя трогает читателя, заставляет последнего сочувствовать выдуманному персонажу или порицать его.

Как мы помним из курса литературы, в произведении есть герой и повествователь. И последний является индивидуальностью со своими личными воззрениями.

диалектика души в романе война и мир

Главный герой произведения и сюжет тесно взаимосвязаны. Чтобы подтолкнуть события в придуманном мире в нужном направлении, нужно изменить строй мыслей и состояние души персонажа. Тогда развитие внешних событий будет естественным. Поэтому начинающий писатель обязан изучать методы, с помощью которых литературный персонаж проходит этапы развития, либо же, наоборот, этапы деградации личности.

Значение диалектики в романе

Понятие диалектика души ввел теоретик литературы Николай Чернышевский. Именно так он обозначил присущую Льву Толстому способность объяснять характер через динамику сюжета. Через внутреннее состояние своего героя, которое изменяется от одной сцены к другой, можно увидеть, насколько многогранна личность описываемого. Как положительные, так и негативные герои в самых разных жанрах литературы должны развиваться. Читателю не интересны статические персонажи, которые не способны изменяться.

Негативный герой может вызывать симпатию внезапной переменой мышления, осознав свои поступки в прошлом, или сильный герой ломается внутренне. Всю эту динамику противоречий писатель должен максимально раскрыть.

Диалектика в эпопее "Война и мир"

Толстой блистательно передал войну 1812 года через мысли и переживания своих героев. Именно через переживания Андрея, Наташи Ростовой, Николая и Пьера раскрывается глубокое противоречие между радостями жизни и потерями войны.

понятие диалектика души

Для Льва Николаевича было крайне важно раскрыть глубину человека в произведении. Он различал в человеке его истинную нравственную сущность, все то наносное, что привносит светское общество в характер личности. Диалектика души в романе "Война и мир" занимает чуть ли не центральное место. Описание природы, неба над Аустерлицем и военных переговоров - все раскрывается читателю через призму состояний души действующих лиц.

Примеры развития через противоречия

Что же такое диалектика души? Примеры можно найти на страницах томов "Войны и Мира". Персонаж Андрей Болконский прошел наиболее глубокое развитие. Толстой провел своего героя через потери и разочарования, чтобы читатель увидел, как постепенно гордый молодой человек стал умудренным военным и житейским опытом зрелым человеком.

Писатель хотел, чтобы читатель увидел, насколько противоречивыми могут быть мысли и чувства в одном человеке, и как он справляется с этим. Духовные метания героев, диалектика души в романе "Война и мир" приводит к значительным трансформациям внутренней психологии героев.

повесть юность толстой

Сначала Болконский показывается нам тщеславным человеком. Но пройдя через ранение, испытав душевный кризис, герой становится более человечным, мягким и умиротворенным внутри.

Через внутренние переломы проходит и графиня Марья, и Николай Ростов. Каждый из героев находит свою новую судьбу. А вот князь Андрей ищет счастье во внутреннем спокойствии, его последнее испытание стало роковым. Он принимает после очередного ранения Бога, исповедуется и умирает.

диалектика души это

Своих героев Толстой намеренно ставит в сложные ситуации, которые изменяют в корне их мысли и духовные устремления. Например, Пьер Безухов. Когда он попадает в плен, его личность изменяется до неузнаваемости. В условиях плена он общается с простым народом, пересматривает свои личные усмотрения и попадает домой уже более духовно сильным, нравственно более чистым человеком.

Трилогия Толстого

В трилогии "Детство","Отрочество" и "Юность" писатель старается показать тяжелый путь, который нужно пройти, чтобы стать настоящей личностью. Герой Иртеньев медленно, шаг за шагом, проходит все этапы взросления и социализации. Анализ своей личности, сравнения и духовные поиски - все это крутится хаотическим потоком в душе героя, заставляя его страдать и познавать жизнь.

В повести "Юность" Толстой во многом описывал свои переживания. Диалектика как метод здесь максимально точна. И писатель подчеркивает, что без постоянной внутренней борьбы человек не станет ни нравственным, ни великим.

Роман "Анна Каренина"

В наиболее драматичном романе Толстой также использует метод диалектики души. Это тоже очень сильное произведение, раскрывающее человеческий нравственный мир. В "Анне Карениной" личность героини показывается очень глубоко. Вся накаленная ситуация, которая ставит ее перед выбором - муж, положение или любовь - отзывается в ней гигантским нравственным кризисом. Аристократическая среда ее изгоняет, совесть и желание счастья вне брака раскалывают ее. Это внутренний кризис ломает героиню. Здесь происходит не диалектическое развитие, а диалектическое падение, надлом и отчаяние в жизни.

диалектика души героев

Моральную своеобразную перестройку проходит и Вронский. Раскрытию характера Графа Вронского Толстой уделил меньше внимания. Этот герой до встречи с Анной полностью доволен своим высоким положением и успехом в обществе. Но любовь меняет его еще юношеские взгляды на жизнь. Он разрушается изнутри из-за любви, становится опустошенным, хотя настоящая любовь должна окрылять, а не опускать на дно душу.

Методы диалектики у Толстого

Благодаря нескольким хорошо продуманным методам, Толстому удается сделать внутренний мир своих героев настолько красочным, глубоким, многогранным, что они кажутся реальными людьми. Писатель раскрывает эти миры через внутренние монологи, сны, размышления.

Очень важными для сюжета здесь оказываются страницы из дневников в "Войне и мире". Например, нам многое рассказывает дневник графини Марьи. Также дневник ведет Пьер, когда увлекается масонскими идеями. Причем все размышления не оторваны от окружающей персонажа действительности. Толстой создает гармонию между внутренним и внешним миром героя.

Заключение

Диалектика души - это главный метод раскрытия внутреннего мира героев во всех произведениях Льва Толстого. Именно в таких роковых внутренних кризисах раскрывается истинная сущность персонажа, и писатель намекает на то, что именно в раскрытии этой сущности он и видит смысл существования.

И в огромных по объему романах, и в повести "Юность", Толстой безупречно вырисовывает нам образы своих героев через описания их собственных переживаний, через внутреннее и сокровенное. Лев Толстой был хорошим психологом, умеющим показать в динамике все "пласты" души через своих героев.

Я выбрала тему диалектики души у Л. Н. Толстого, потому что, как мне кажется, Лев Николаевич как никто другой показывает развитие, эволюцию человека. На протяжении всего повествования многие персонажи Толстого меняются, изменяется их внутренний мир, но читателю самому предстоит дать оценку – неизбежна ли была смерть Анны Карениной, нашёл ли свою стезю Андрей Болконский…

1. Диалектика души у Льва Николаевича Толстого

2. Диалектика души писателя

Тайны творчества Л. Н. Толстого во многом понимаются, если мы изучаем биографию самого великого прозаика. Диалектика души Толстого – это терзания, переход через внутренние противоречия, это постоянное стремление к совершенству. Но мы видим и опрощение человека, который взрослеет, а потом стареет. Опрощение в самом высоком, христианском смысле. Если молодой Толстой берёт масштабный материал, проблемы жизни и смерти, проблемы истории, то к старости всё чаще пишет детские рассказы, героями которых становятся крестьянские дети. И нравоучения эти ненавязчивы, но мудры и добры. Человек, в детстве гордо срывавший с себя крестик, к старости проповедует христианские ценности.

Дневник, который Толстой вёл с 1847 до конца жизни, был первой его литературной школой — школой скрупулёзного самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. Характерная для Толстого автобиографичность также идёт от дневника.

Заключение

Л. Н. Толстой пишет "говорящие" литературные произведения, передавая ту или иную идею на более простом и доступном нам языке. Его приёмы различны, подход к каждому персонажу у Толстого особый. Но каков бы ни был способ передачи настроения, душевных переживаний, любви и ненависти создаваемых персонажей или пейзажа, суть остается одной: автор способен донести до нас то, без чего, может, жизнь была бы неполноценной.

Литература

Бурсов Б. И., Л. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1963

Толстой Л.Н.. Полное собрание сочинений, т. 1—90 (юбилейное издание), М. — Л., 1928—58

Читайте также: