Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стоит начать с того, что такого понятия как прогресс в общественной мысли и, тем более, в обывательском сознании, в эпоху средневековья просто не существовало. Само понятие прогресса как поступательного движения общества вперед посредством развития науки, технологий и социальных институтов — продукт рационального сознания эпохи Просвещения, которая была хронологически позже.

Человек средневековья же иррационален. У него было совершенно особое, чуждое для современного человека отношение к природу и миру вообще. Человек средневековья не стремился объяснить и изучить окружающий мир, для него уже были заготовлены понятные ответы в Священном Писании, согласно которому весь материальный мир — творение Божие, а человек — органическая часть этого мира, его проекция и воплощение, а не "хозяин", "царь" или кто-то ещё. Отсюда следует, что относится человек средневековья к природе не как к "мастерской", а стремится находится с ней в гармонии.

И, наверное, самое важное, это представления средневековых европейцев о времени. Повторюсь, идеи о прогрессе тогда попросту не существовало. Если мы воспринимаем исторический процесс как линию от менее развитого общества к более развитому (со своими перепадами и провалами, конечно), то в средневековье это был бесконечный круг, цикл. Прошлый год ничем качественно не отличался от настоящего. Прошлое поколение — от настоящего. "Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит" — вспомним книгу Екклесиаста из Ветхого Завета, где подобное отношение к историческому времени демонстрируется довольно ясно.

Если время циклично, и в мире ничего глобально не меняется, то потребности в создании чего-то нового просто не возникает. Потребность была другой: прожить свой отрезок цикла "правильно" — воспроизвести идеал, установленный Писанием и церковью. Именно это определяло сознание средневекового человека, а не стремление привнести в мир что-то качественно новое.

Имярек опрокинул людей в такое варварство, такую архаику, такое Средневековье. Вы знаете, это надолго.

Такое ощущение, что нас тянут вспять, в Средневековье, к кастовому обществу, к какой-то доиндустриальной стране.

Я не разделяю отождествление Средневековья с Темными веками человечества. Потому что именно в средние века в Европе начали строить многочисленные университеты, появились обширные библиотеки, первые билли о правах и парламенты, а на стогнах и весях европейских городов — школяры ваганты распевали сатирические стишки, высмеивающие власть и церковь. Я уж не говорю о Каролингском ренессансе VIII-IX вв или о первых попытках реформации (Джон Уиклиф, Ян Гус, Иероним Пражский), об Абеляре, Авиценне, Ионнне Солсберийском, Ансельме Кентерберийском, Низами, Оккаме, Росцелине или о таких, увы, ныне забытых просветителях и мудрецах, как Алкуин, Иоанн Скот, Эриугена, Нитхард.

В каком-то смысле история непрерывна: с одной стороны, налицо неумирающая античная, еврейская или арабская мудрость, с другой стороны, по словам Станислава Ежи Леца, каждый век имеет свое средневековье.

Средневековая необузданность характерна и для другого столь знакомого нам типа — экзальтированного фанатика, который в равной степени готов идти на костер за веру и уничтожить любого, кто не согласен с его вопиющей забубенностью и дурью.

Зомбированный нацистской или большевистской пропагандой человек масс страдал еще большей апперцепцией, то есть воспринимал мир не таким, каков он есть, а таким, каким его рисовали каноны уже не христианской доктрины, а отцы новых церквей, плодящихся в Европе ХХ века. Разве что видения святых, ангелов или бесов теперь заменили эсэсовцы или чекисты. Я уж не говорю о новой мифологии, переплюнувшей бесовство средневековой. Или — органов государственной безопасности, по сравнению с которыми средневековые инквизиторы — жалкие щенки. Та же жалкая кучка примитивных нуворишей и огромная масса обездоленного и одураченного народа.

Средневековое сознание воспринимало мир через призму религиозного фанатизма: не в виде представленного в строгих понятиях опыта или видимой реальности, а посредством внушенных духовенством (нынешними пропагандистами) догм или промысла Божьего, олицетворяемого властью.

Магически-мифологическое сознание обладало неискоренимой потребностью в чудотворцах и чудесах, используемых господствующей церковью или властью в качестве эффективных средств социально-психологического воздействия на сознание зомбируемых.

Средневековье в наши дни? А почему бы нет, если этого жаждет народ, точнее, его доминирующая средневековая часть.

Мы живем в мире интернета. Если не интернета, то телевидения. Газет. Телефонов. Фотографий. Мы знаем, что земля круглая и летает в космосе, понимаем, что если бросит предмет на землю, то он упадет под действием гравитации. Мы посчитали континенты, изучили жирафов и более или менее понимаем, откуда берутся дети. Научились спорить о религии и изобрели атеизм.

Всего этого был лишен средневековый человек.

Мир глазами человека Средних веков

Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.

Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:

  • Мир создан Богом.
  • Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
  • Бог наблюдает за миром.
  • Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.

Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.

А вот остальные — крайне любопытны.

Особые смыслы

Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени здесь ).

Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.

Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Большой брат следит за тобой

Средневековый человек был твердо убежден (так же твердо, как мы с вами убеждены в том, что информации на заборе лучше не верить, а в Интернете иногда врут), что Бог следит за каждым его шагом и читает каждую его мысль.

По совокупности поступков и мыслей после смерти будет решено, отправится человек в Ад или в Рай (или застрянет в Чистилище, но это явление сложное).

У Церкви было особое право — отпускать грехи после исповеди и раскаяния. И с большой регулярностью каждый средневековый человек приходил на исповедь, где рассказывал обо всех своих греховных мыслях и поступках. Чаще всего рассказывали честно: какой смысл врать, если Бог все равно все знает?

Интересный факт: говорить на исповеди, что грехов нет, было нельзя — это считалось тягчайшим смертным грехом гордыни. Безгрешен был Иисус, а все остальные таковыми быть не могут.

Поскольку этот мир — только зал ожидания перед настоящей жизнью, считалось, что не только можно, но даже и нужно пострадать здесь — и тогда там, в настоящей жизни, будет счастье и благополучие.

Счастье — это опасно

Счастливую жизнь в Раю еще надо было заслужить. А для этого не следовало слишком уж наслаждаться в обычной жизни. Осуждалось не только обжорство, но и просто получение удовольствия от еды.

Значило ли это, что средневековые люди меньше грешили? Ну, как же. Мечтать не вредно. Грешили, судя по всему так же, но испытывали по этому поводу страдания, угрызения совести, готовились к адским мучениям, за огромные деньги покупали индульгенции, бегали исповедоваться, истово молились. и продолжали грешить.

Смерть за порогом

В некотором роде, человек Средних веков привык к смерти и не боялся ее. Перед родами женщина готовила себе саван и исповедовалась в своих грехах — готовилась к смерти. Младенцев старались крестить как можно быстрее — некрещеные младенцы после смерти, как считалось, попадают в ад.

От простейших болезней, ран, даже пустяковых, в войнах и просто на улицах гибло огромное количество людей. Поэтому мысли людей были во многом сосредоточены не в настоящем, а в посмертном будущем.

Любопытно, что средневековые авторы и художники, в отличие от творцов более поздних времен, не старались обессмертить свои имена. Мы не знаем авторов большей части средневековых произведений искусств. И знаете, причину такого подхода легко понять, если попытаться вжиться в сознание человека того времени. Действительно, какая разница, как тебя зовут, если завтра ты умрешь и попадешь в лучший мир, а про этот забудешь, как про страшный сон.

А как же магия?

Помимо Бога средневековый человек верил в магию. Церковь боролась с этой верой, поскольку магия во многом оспаривала религиозные постулаты. Однако для средневековых людей магия — наследие язычества — была крайне важна. Это был способ подняться над своей судьбой, переломить ее. Грех — потому что это вызов Богу. Но зато позволяет немного облегчить тяжелую жизнь.

Очень важно: для человека средневековья не стоял вопрос: есть магия или нет. Вопрос был в том, накажет ли Бог за использование магии. При дворах королей работали маги. В деревнях жили ведьмы. Алхимики искали философский камень. И человек Средних веков знал о работе всех этих колдунов примерно столько же, сколько мы — о работе ученых (то есть в целом все ясно, но мифов, сказок и фантазий все равно много).

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Помимо колдунов и волшебников, мир средневекового человека населяло множество потусторонних сущностей, в реальности которых никто не сомневался.

В лесах жили лешие, дома — домовые. Ночами и по особым дням на землю приходили страдающие души из Ада. Бесы, черти и демоны разных мастей (про демонологию напишу как-нибудь отдельно) шастали по земле и пытались совратить грешников. От всего этого полчища невидимых. но опасных созданий требовалось защищаться — и здесь тоже помогала магия, причудливо смешанная с религией.

Магическое мышление

Люди Нового времени, эпохи Просвещения и последующих веков во многом искоренили из своего сознания средневековые взгляды. Однако даже в XXI веке многие люди рассуждают как жители средневековья. О том, почему так происходит, писали и пишут многие.

Самые интересные моменты здесь, пожалуй, следующие.

Во-первых, это положительное подкрепление.

Во-вторых, ложные корреляции.

Вы же помните, да, для средневекового человека все в мире взаимосвязано. Его мысли напрямую влияют на реальность. Согрешив сегодня, он назавтра ждет кары. А если кару очень сильно ждать, она обязательно придет: вернее, найдется в повседневной жизни. И наоборот, молитвы и благочестивое поведение должны были приносить некий положительный результат.

Например, молитва об урожае должна была принести хороший урожай. Но если урожай был все равно плохим, значит, кто-то из молящихся был грешником. Или король был большим грешником, поэтому Бог карал таким образом всю страну.

Средневековые люди графиков не строили. Но как доказательство того, что, было бы желание, а связь между событиями найдется, вот вам шикарная подборка безумных корреляций.

В-третьих, эффект Барнума.

Назван по имени американского фокусника Финеаса Барнума. Он работает так: если человеку дать позитивное описание его личности, подготовленное именно для него авторитетным для него автором, он сочтет это описание истинным. В Средние века люди не знали об этом эффекте, поэтому гороскопы, составляемые магами, казались им достоверными.

А вы — из средневековья?

Предлагаю маленький чек-лист.

(Опрос шуточный. Автора не бить).

  • Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
  • Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
  • Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
  • Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
  • Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
  • Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
  • Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
  • Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
  • Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
  • А гадания работают?

Большое спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте комментарий!

✨Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры. .

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

BBC: Средневековый разум / ВВС: В сознании средневекового человека / BBC: Inside the medieval mind (2008)

Один их ведущих мировых авторитетов в области Средневековья, профессор Роберт Бартлетт из шотландского университета Сэнт-Эндрю, исследует интеллектуальный ландшафт средневекового мира и раскрывает удивительные непоследовательности и сходства между жизнью сегодня и в средние века.

Знание / Knowledge. В первой серии мы исследуем понимание средневековым человеком окружающего мира - как полного таинств и даже колдовства. Мир был книгой, написанной Богом. Но с закатом средневековья, человек стал стремиться не только подчинить себе мир, но и эксплуатировать его. В этой программе один из крупнейших мировых авторитетов в области Средневековья профессор Роберт Бартлетт из Университета Сэнт-Эндрю исследует интеллектуальный ландшафт средневекового мира. Со времен Возрождения мы стремились понять этот мир, освоить его и извлечь из него пользу. Профессор Бартлетт доказывает, что средневековый мир не так легко подчинить себе, как казалось.

Секс / Sex. В этой серии профессор Роберт Бартлетт приводит примечательные факты о сложностях чувственных отношений средневековых мужчин и женщин. Церковь проповедовала ненависть к плоти, активно поддерживала культ девственности и считала женщину греховной наследницей Евы. Тем не менее, это была эпоха, давшая начало идее романтической или “куртуазной любви”. Отдельная часть программы посвящена проблеме преследования гомосексуалистов в средневековом обществе.

Вера / Belief. Обретает силу сверхъестественное. Усопшие в Средневековье сосуществовали бок о бок с живыми: культ святых, встречи с умершими и видения потустороннего мира считались доказательством двустороннего движения, существовавшего между реальным и потусторонним миром.

Власть / Power. В последней серии профессор Бартлетт обнажает жестокое лицо средневековой классовой системы. Неравенство было в естественном порядке вещей. Жизнь крепостных немногим отличалась от жизни животных, в то же время рыцарский кодекс основывался больше на кастовой солидарности, чем на морали. Класс, в котором рождался человек, раз и навсегда предопределял его будущее.

Читайте также: