Анализ музыкального произведения чайковского щелкунчик кратко

Обновлено: 08.07.2024

Произошло знаменательное событие в 1890 году. Волшебную историю композитор использовал в пересказе Александра Дюма-отца.

Работа была закончена в феврале 1892 года. В марте того же года публика впервые услышала сюиту из музыки к прекрасному балету. Дирижировал оркестром сам композитор. Создание Петра Ильича Чайковского публика приняла благосклонно. Мариус Петипа к этому времени тяжело заболел.

Постановкой занялся балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Он растворился в музыке Чайковского, полностью превратил все такты в танец.

Новая версия создана Фёдором Лопуховым, известным балетмейстером. В сценарии главную героиню звали Кларой, как у Гофмана, в переводе Дюма её звали Мари, а в советское время героиня стала Машей.

Танец снежных хлопьев, игра лунного света, танцы чая и шоколада, великолепный вальс цветов отличаются тонкостью и изяществом звука.

В произведении Гофмана девочку зовут Мари. Кларой в оригинале звали куклу главной героини. Когда началась Первая мировая война, главная героиня стала Машей. А вот её брат Фриц имя сохранил. Дело в том, что Фриц — отрицательный персонаж.

Сюжет

В доме Зильбергауза собрались гости. Наступил канун Рождества. Дети радуются великолепной ёлке, рады долгожданным подаркам. Но самых главных подарков Клара и Фриц ждут от крёстного девочки, загадочного Дроссельмейера. Часы пробили полночь, и таинственный гость появился. Он принёс невероятные подарки — механических кукол. Дроссельмейер сделал их сам. Дети рады, но строгий отец опасается, что дети сломают кукол. Он велит запереть их в шкаф, который стоит в его кабинете.

Клара расстроена, но добрый Дроссельмейер принёс ещё одну куклу, Щелкунчика. Во время игры Фриц сломал куклу. Клара пожалела Щелкунчика, она уложила его на кровать своей любимой куклы. Детей отправили спать, гости после общего танца разъехались по домам.

Клара не может уснуть, мысли о бедном Щелкунчике не дают ей покоя. Девочке слышатся странные звуки, ей мерещатся глаза мышей, вместо совы на часах сидит её крёстный, Дроссельмейер.

Ёлка начинает расти, игрушки оживают. Обретает жизнь и Щелкунчик, он собирает своё войско для битвы с мышами. Мышиный король хотел убить Щелкунчика, но Клара бросила в короля свой башмачок. Мышиный король ранен. А Щелкунчик превратился в прекрасного юношу. Он попросил Клару следовать за ним. Пара исчезает в пышной хвое ёлки. Клара и Щелкунчик попадают в сказочный зимний лес. Снежинки танцуют, после их танца всё стихает, и снег блестит в сказочном свете луны.

В волшебном городе счастливую пару ждут. Их готова принять сама Фея Драже. Пара приплывает в лодке из позолоченной скорлупы. Для счастливой пары танцуют сказочные персонажи.

Балет-феерия на музыку Петра Ильича Чайковского в двух актах, трех картинах. Сценарист М. Петипа, балетмейстер Л. Иванов, художники К. Иванов, М. Бочаров, костюмы И. Всеволожского, Е. Пономарева, дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре.

Действующие лица:

  • Президент Зильбергауз
  • Его жена
  • Клара (Мари), их дочь
  • Фриц, их сын
  • Марианна, племянница президента
  • Советник Дроссельмейер, крестный детей Зильбергаузов
  • Щелкунчик
  • Фея Драже, повелительница сластей
  • Принц Коклюш (Оршад)
  • Мажордом
  • Матушка Жигонь
  • Мышиный король
  • Куклы: Маркитантка, Солдат, Коломбина, Арлекин
  • Родственники, гости в карнавальных костюмах, дети, слуги, мыши, пряничные и оловянные солдатики, куклы, игрушки, гномы, зайчики; феи, сласти, сестры принца Щелкунчика, паяцы, цветы, серебряные солдатики, пажи, мавры и др.

Действие происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана (рубеж XVIII — XIX веков) и в сказочном городе Конфитюренбурге.

История создания

Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года. Премьера состоялась 6 (18) декабря. Критика была противоречивой — как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым (1886—1973). В 1929 году он создал новую хореографическую версию спектакля. В первоначальном сценарии героиня балета именовалась Кларой, но в советские годы ее стали называть Машей (у Дюма — Мари). Позднее постановки балета на различных советских сценах осуществляли разные балетмейстеры.

Сюжет

Рождественский сочельник в доме Зильбергаузов. Гости собираются на праздник. В зал вводят Клару, Фрица и их маленьких гостей. Все восхищены нарядной елкой. Детям раздают подарки. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары Дроссельмейер. Умелый мастер, он приносит в подарок огромные механические куклы — Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Дети радостно благодарят доброго крестного, но Зильбергауз, боясь, что они испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Утешая огорченных Клару и Фрица, Дроссельмейер вынимает из кармана смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Дети радуются новой игрушке, но потом ссорятся из-за нее. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Фриц раздраженно бросает Щелкунчика на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает как маленького ребенка, укладывает на кроватку любимой куклы и укутывает одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, чтобы устроить в ней общий танец. По окончании танцев детей отправляют спать. Гости и хозяева расходятся.

Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег.

Сказочный город Конфитюренбург. Во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш ожидают приезда Клары и принца Щелкунчика. Все подготовлено к торжественному приему дорогих гостей. Клара и Щелкунчик приплывают по реке в лодке из позолоченной скорлупы. Все почтительно кланяются прибывшим. Клара изумлена богатством раскинувшегося перед ней города. Щелкунчик рассказывает, что Кларе обязан своим спасением. Начинается праздник, в котором принимают участие повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.

Музыка

Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха — вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время — разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке — Феи Драже и принца, ныне — Клары и Щелкунчика).

Как полагалось в то время, критики отчаянно ругали новинку. И музыка не дансантна, и сюжет не для большого балета, да и главные роли исполняет зеленая молодежь из Театрального училища: Клару — Станислава Белинская, Щелкунчика — Сергей Легат. Итальянская балерина Антониетта Дель-Эра (фея Драже) также не произвела должного впечатления, станцевав свою партию всего на двух представлениях. В дальнейшем спектакль Иванова возобновлялся в родном театре дважды (1909, 1923), но уже с середины 1920-х годов навсегда сошел со сцены. Его сюжетная основа была ущербна прежде всего по отношению к главной героине, у нее отняли возможность выразить себя в танце. Да и финал всей истории оставался открытым: то ли Клара должна была проснуться, либо навечно оставаться в сказочном царстве сластей?



Уже в первых сценах перед нами предстает гротескный мир мещанского изобилия: огромные окорока, мясные туши, гигантские винные бутыли. Здесь рождественский праздник лишь повод обильной еды и выпивки, а танцы — удобный способ растрясти желудок. В этом мирке Маша — нелюбимая дочь, чье одиночество и болезненные фантазии не интересны ни родителям, ни гостям. Лишь Дроссельмейер из жалости дарит ей Щелкунчика, который становится ее долгожданным другом.

В сцене ночного сражения глаза зрителей буквально разбегаются. С игрушками сражается не жалкая стая мышей, а целое крысиное царство: семиглавый император с семьей, епископ со свитой, офицеры в камзолах и при шпагах, солдаты и даже артиллеристы. Традиционный бросок башмачка прекращает кровавый бой, и Маша со Щелкунчиком в огромном башмаке-самолете летят в иной, прекрасный мир. На их пути встает злая метель: женский кордебалет в черных трико, юбках и шапочках, на которых угрожающе колышутся снежные хлопья. Прекрасная музыка Чайковского, исполняемая в намеренно убыстренном темпе, неожиданно становится агрессивной. Под стать ей и яркий хореографический образ недоброй вьюги — несомненная удача балетмейстера. Преодолев эти испытания, герои прибывают во второй акт.

В городе карамельные колонны засижены мухами и гусеницами, шествуют огромные фигуры леденцов, человек-муха сражается со Щелкунчиком на шпагах. Маша, наконец, целует Щелкунчика, и он превращается в Принца. Па-де-де героев и общий вальс вселяют некоторую надежду, но финал устрашает. Посреди Конфитюренбурга вырастает многоэтажный торт, его венчают марципановые фигуры Маши и Щелкунчика, а в его средней части уже резвятся ненасытные крысята.

А. Деген, И. Ступников

Пётр Ильич Чайковский


Значение данного эпизода не ограничивается рамками иллюстративного сопровождения сценического образа, исполненная страстным волнением музыка передает душевный рост юной героини, впервые испытывающей зарождение новых, ей самой не вполне еще понятных чувств и влечений. Растущая елка — только символ, внешнее аллегорическое выражение более глубокого психического процесса.

Вступление к этому действию рисует картину полноводной реки со вздымающимися волнами, по которым скользит ладья, привозящая Клару и принца в сказочный Конфитюренбург: светлая мелодия в духе баркаролы, основанная на звуках бесполутонового ряда, оплетается фигурацией арф, создающей иллюзию плавного покачивания плывущей лодки.

Литературная основа

serapionsbru-der

Описанный в сказке Щелкунчик — это одновременно игрушка и столовая утварь для колки орехов. Такие фигурки под названием Nussknacker были распространены в Германии и Австрии с XVIII века.

Либретто

Мариус Петипа в партии Таора. 1862 г.

Мариус Петипа в партии Таора. 1862 г.

Но мы-то помним, что сюжет о Щелкунчике пришёл к Петипа из дирекции императорских театров. Балету с революционной тематикой доступ на императорскую сцену был бы закрыт. Так что из окончательного сценария Петипа все революционные мотивы были изгнаны.

Сюжет Гофмана-Дюма также пострадал: из сказки выпала вся предыстория заколдованного юноши. Зато общая канва истории стала компактной и стройной. В первом действии главная героиня получает в подарок Щелкунчика, который с наступлением ночи вместе с оловянными солдатиками ведет бой против мышей во главе с Мышиным королем. В конце первого действия девочка спасает Щелкунчика, он превращается в прекрасного принца и ведет девочку за собой в сказочную страну. В финале она просыпается — это был всего лишь сон.

Сцена из балета

Сцена из балета "Щелкунчик". Мариинский театр, 1892

В сказке Гофмана имя главной героини — Мари, а одну из её кукол зовут Кларой. Петипа назвал Кларой саму девочку. На этом сложности с именем не закончились: в советские времена возникла традиция звать главную героиню русифицированным именем Маша. Потом героиню стали называть и по-гофмановски — Мари. Аутентичным следует считать имя Клара, которое фигурирует в сценарии Петипа и в партитуре Чайковского.

Музыка

Чайковский. Щелкунчик

П. И. Чайковский, 1893

Первая часть балета — это действие в чистом виде. Второе же, за исключением финала, представляет собой обычный для балета того времени дивертисмент 6 . Идея кондитерского дивертисмента в Конфитюренбурге, городе сладостей, не слишком нравилась самому Чайковскому; впрочем, с поставленной задачей он справился блестяще.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Ильича Чайковского

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Ильича Чайковского

В марте 1892 года публике была представлена сюита из балета 7 . Она имела большой успех: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.

Первая трактовка

Впоследствии, уже после премьеры, газеты сообщали, что Петипа намерен представить его новую версию. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: балетмейстер так и не вернулся к своему проекту.

Вопрос о том, сколько идей Петипа перешло в хореографию Иванова, дискуссионный. Иванов в основном иллюстрировал сюжет, не обращая внимания на драматические возможности партитуры. Именно у него снежная буря и превратилась в безобидный вальс снежных хлопьев. Второе действие балета критики назвали вульгарным: балетные артистки, одетые сдобными булочками-бриошами, были восприняты как вызов хорошему вкусу. Сам Чайковский также остался недоволен постановкой. Последний раз спектакль Иванова возобновляли в 1923 году, после чего он навсегда исчез со сцены Мариинского театра.

Другие интерпретации

Новый взгляд на балет Чайковского представили балетмейстер Александр Горский и художник Константин Коровин (1919, Большой театр). В их спектакле сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Вместо Феи Драже и принца Коклюша Горский отдал Адажио маленьким героям — Кларе и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России.

Ещё дальше пошёл Василий Вайнонен 8 . Он откорректировал сюжет Петипа, заставив детей в финале первого акта повзрослеть, и выявил в балете историю девочки, полюбившей уродливую куклу (он назвал её Машей, и это имя надолго прижилось в отечественных постановках). Вслед за Горским Вайнонен убрал Коклюша с Феей Драже. Общая тональность спектакля была светлой; это был идеальный детский спектакль с фантастическими фокусами, яркими куклами и ёлкой, сверкающей праздничными огнями. Трагические мотивы балетмейстер оставил без внимания. В финале Щелкунчик и Маша, как и положено в сказке, превращались в Принца и Принцессу. Этот спектакль стал своего рода эмблемой Мариинского театра.

Рождественский балет

"Щелкунчик", Большой театр, 2014

Примечания:

1 - горожан, обывателей
2 - 1811–1910; французский и российский солист балета, балетмейстер и педагог
3 - литературная основа большого музыкального сочинения
4- анонимная песня, написанная в 1792 году, очень популярная во времена Великой французской революции
5 - напиток, который готовится на основе орехов - миндального молока
6- избранные фрагменты, составившие короткий цикл
7 - театральное представление, состоящее из различных танцевальных номеров, в дополнение к основному представлению
8 - 1934 — Кировский театр, 1938 — Большой театр
9 - 1966, Большой театр
10 - 2001, Мариинский театр

• Учить передавать характер музыкального образа в движении.

Музыкальный материал:

1) Марш оловянных солдатиков (1 действие)

2) Марш деревянных солдатиков (Детский альбом. П. И. Чайковский)

3) Фея Драже (2 действие)

4) Вальс цветов (2 действие)

Ход беседы:

- Сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П. И. Чайковского поведут нас в мир сказки.

- Вы ведь любите сказки? Ответ:- Да.

- Ребята, а кто такой П. И. Чайковский? Ответ: - Композитор.

- П. И. Чайковский тоже прочитал эту сказку, и она ему очень понравилась. Он решил написать музыкальный спектакль.

- Где показывают спектакль? Ответ: - В театре.

- Кто знает, как называется музыкально-театральный жанр, где в действиях исполнители танцуют? Ответ: - ?

- Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет.

- Балет – это музыкально-театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра. В балете объединены музыка, танец, сценическое действие, драматическое и изобразительное искусства, т. к. оформляются декорации, шьются костюмы.

Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в опере, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, т. е. немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.

- А вы знаете, как называют танцовщиц балета? Ответ: - Балерины.

- Посмотрите на экран, какие необычные на балеринах платья.

- Кто знает, как они называются? Ответ: - Пачка

- А что у них на ногах, чешки? Ответ: - …

- А танцовщиков, как называют? Ответ: - …

- Их называют артистами балета.

- На ногах у танцоров и танцовщиц балета пуанты. Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Вот почему изобрели пуанты.

- За постановку хореографических номеров отвечает балетмейстер.

- Он написал более 80 произведений, в том числе 10 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства.

- Я вам сейчас расскажу, как это показано в балете. Он состоит из двух действиях.

- Действие первое. Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка.

- На что похоже это произведение? Ответ: - На марш.

- Как вы определили, что это марш? Ответ: - Ритмичность.

- Правильно, в нем четкий ритм. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты. Он детский, даже немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.

- Какие ещё музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Были слышны трубы, скрипки, флейта, барабанные тарелки.

- Какой характер движения музыки? Ответ: - Сказочный, игрушечный, веселый, бодрый, детский, легкий, веселый.

- Какой темп? Ответ: - Размеренный.

- Давайте под этот марш, выполним физкультминутку!

Кроме маршировки, какие можем использовать движения?

Выполняют музыкально-ритмические движения:

(маршируют легко, хлопают, выполняют скользящие движения руками, легкие наклоны головой, легкие наклоны туловища и др.)

- Молодцы! Хорошо почувствовали ритм и игривость марша? Ответ: - Да.

- Садитесь на места и давайте проанализируем услышанный марш.

- Похож ли этот марш на марш для взрослых? Ответ: - Нет.

- Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты? Ответ: - Нет.

- А шагают солдатики легко или тяжело? Ответ: - Легко.

- Какие музыкальные инструменты вы уловили? Ответ: - Только пианино.

- Если сравнить два прослушанных марша, что можно о них сказать? Ответ: - Они оба детские, весёлые. Первый марш торжественный, праздничный, а второй игрушечный.

- Вернемся к нашему балету. Танцуют взрослые и дети, в это время приходит старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика.

- Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он был очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.

- Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой.

- Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско разбежалось.

- Второе действие. Щелкунчик же, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек, в царство Сахарной Феи. В волшебном дворце объявляется начало праздника в их честь. Маша и Щелкунчик с восторгом наблюдают за представлением. Начинаются танцы.

- Чайковский написал несколько танцев к этому балету. Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны. Остроумные музыкальные характеристики получают у Чайковского и различные лакомства царства сластей: шоколад (испанский танец, кофе (арабский танец) и чай (китайский танец)

- Что вы можете сказать про эту музыку? Ответ: - Танец Сахарной Феи нежный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

- Этот танец рисует изящный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно.

- Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики.

- Какие ещё слышны были инструменты? Ответ: - Скрипка, флейта. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка.

- Какой характер? Ответ: - Спокойный, таинственный.

- Послушайте заключительный танец праздничного представления.

Слушаем Вальс цветов

Под музыку руками показываем музыкально-пластические движения.

- Как вы думаете, что это за танец? Ответ: - Вальс

- Правильно, это вальс.

- Как звучит музыка? Ответ: - … Вальс цветов - звучит ярко, пышно, блестяще, радостно.

- Какие были слышны инструменты? Ответ: - Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Также слышались трубы и скрипки.

- Верно! Звуки арфы как бы, одевают, этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты, а затем включается струнная смычковая группа. В средней части, радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики.

- Какой характер? Темп? Ответ: - Характер мягкий. Темп размеренный.

- Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

- Кто является автором сказки?

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

- Что такое балет?

- Как называют танцовщиц балета?

- Что на ногах у балерин?

- С какими маршами мы сегодня познакомились?

-Кто автор данных музыкальных произведений?

А теперь, я раздам вам раскраски и карандаши, и вы раскрасите Щелкунчика.

-Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось.

- Наше занятие закончилось!

Прикреплённые файлы:

Читайте также: