Программы исследовательской деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности : кружок

Рабочую программу составила:_____________________________.

подпись расшифровка подписи

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны научиться:

■ давать определение понятиям;

■ делать умозаключения и выводы;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

коммуникативные:

—понимать высказывания других,

—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,

исследовательские:

—формулировать исследовательские вопросы,

—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод

навыки самоорганизации:

—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия

—принимать на себя ответственность за выполнения дела,

—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,

—выстраивать позитивную работу в группе.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.

Цель программы:

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;

— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;

— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;

—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.

Задачи программы:

—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Виды работ:

—поисковая и аналитическая работа с информацией;

—подготовка и представление презентаций.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II I ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Проектно-исследовательская работа.

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,

формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,

определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение

информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word

(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint

(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

  • приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • формирования умений публичной защиты работы.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Методы и средства обучения:

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Принципы:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.

  1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
  2. желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
  3. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской
  4. деятельностью на примерах работ известных ученых.
  5. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
    • пользоваться современным оборудованием;
    • составлять графики, таблицы, диаграммы;
    • работать с каталогами;
    • составлять библиографию, рецензии;
    • составлять презентации публичных выступлений;
    • выбору темы исследования;
    • определению проблем, требующих решения;
    • формулированию темы предполагаемого исследования;
    • утверждению темы на установочной конференции.
  6. Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач.
  7. Планирование хода эксперимента.
  8. Сбор данных, проведение эксперимента.
  9. Анализ полученных результатов.
  10. Выводы на основе результатов исследования.
  11. Подготовка материалов к исследовательской работе.
  12. Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
  13. Оформление проектной (исследовательской работы).
  14. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
  15. Презентация творческих проектов.

Содержание учебных тем:

1. Введение (4 ч).

Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).

Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (54 ч).

Информационный поиск.
Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.
Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.
Оборудование: памятка.

4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (42 ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся: групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
Оборудование: компьютеры.

5. Экскурсии (6 ч).

6. Участие в форумах различного уровня (18 ч).

Учебный план

Литература:

Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности : кружок

Рабочую программу составила:_____________________________.

подпись расшифровка подписи

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны научиться:

■ давать определение понятиям;

■ делать умозаключения и выводы;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

коммуникативные:

—понимать высказывания других,

—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,

исследовательские:

—формулировать исследовательские вопросы,

—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод

навыки самоорганизации:

—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия

—принимать на себя ответственность за выполнения дела,

—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,

—выстраивать позитивную работу в группе.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.

Цель программы:

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;

— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;

— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;

—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.

Задачи программы:

—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Виды работ:

—поисковая и аналитическая работа с информацией;

—подготовка и представление презентаций.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II I ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Проектно-исследовательская работа.

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,

формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,

определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение

информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word

(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint

(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.


Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Описание разработки

Пояснительная записка

Организация деятельности основывается на следующих принципах:

интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

непрерывность – процесс длительного ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся.

Программа позволяет

формировать ценность знания, ориентированного на идею сотрудничества;

формировать у детей учебную мотивацию;

диагностировать интеллектуальное развитие детей.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Программа предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для способных учащихся. Она направлена на формирование следующих качеств учащихся:

способность осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение;

коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

активизация проектной деятельности учащихся;

формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно - оценочных действий учащихся (самоконтроля и оценки (самооценки);

развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что (Цветкова И. В. ):

проектная деятельность является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

проектная деятельность актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;

проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что перед младшими школьниками не ставятся слишком отдаленные задачи, не предлагаются далекие перспективы. Для подготовки и проведения учебного проекта требуется множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны, маршрутные листы), помощи со стороны родителей и учителя.

Читайте также: