Программы исследовательской деятельности в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид внеурочной деятельности : кружок
Рабочую программу составила:_____________________________.
подпись расшифровка подписи
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны научиться:
■ давать определение понятиям;
■ делать умозаключения и выводы;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
коммуникативные:
—понимать высказывания других,
—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,
исследовательские:
—формулировать исследовательские вопросы,
—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод
навыки самоорганизации:
—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия
—принимать на себя ответственность за выполнения дела,
—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,
—выстраивать позитивную работу в группе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—подготовка и представление презентаций.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II I ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Проектно-исследовательская работа.
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,
формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение
информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word
(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
- приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- формирования умений публичной защиты работы.
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.
Методы и средства обучения:
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы:
Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
- Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
- желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
- Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской
- деятельностью на примерах работ известных ученых.
- Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
- пользоваться современным оборудованием;
- составлять графики, таблицы, диаграммы;
- работать с каталогами;
- составлять библиографию, рецензии;
- составлять презентации публичных выступлений;
- выбору темы исследования;
- определению проблем, требующих решения;
- формулированию темы предполагаемого исследования;
- утверждению темы на установочной конференции.
- Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач.
- Планирование хода эксперимента.
- Сбор данных, проведение эксперимента.
- Анализ полученных результатов.
- Выводы на основе результатов исследования.
- Подготовка материалов к исследовательской работе.
- Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
- Оформление проектной (исследовательской работы).
- Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
- Презентация творческих проектов.
Содержание учебных тем:
1. Введение (4 ч).
Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.
2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).
Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (54 ч).
Информационный поиск.
Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.
Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.
Оборудование: памятка.
4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (42 ч).
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся: групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
Оборудование: компьютеры.
5. Экскурсии (6 ч).
6. Участие в форумах различного уровня (18 ч).
Учебный план
Литература:
Срок реализации программы, учебный год: 201 - 201 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2часа.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид внеурочной деятельности : кружок
Рабочую программу составила:_____________________________.
подпись расшифровка подписи
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны научиться:
■ давать определение понятиям;
■ делать умозаключения и выводы;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов.
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
коммуникативные:
—понимать высказывания других,
—задавать вопросы, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения,
исследовательские:
—формулировать исследовательские вопросы,
—ставить цели и задачи (под руководством учителя собирать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций, оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов (под руковод
навыки самоорганизации:
—составлять план своих действий, делать работу к установленному времени, контролировать свои действия
—принимать на себя ответственность за выполнения дела,
—уважать чужое мнение, ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении,
—выстраивать позитивную работу в группе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю)
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—подготовка и представление презентаций.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II I ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Проектно-исследовательская работа.
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации,
формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности,
определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности. Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними Расширение
информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word
(2 класс).Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint
(декорирование).Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице(4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Описание разработки
Пояснительная записка
Организация деятельности основывается на следующих принципах:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся.
Программа позволяет
формировать ценность знания, ориентированного на идею сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Программа предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для способных учащихся. Она направлена на формирование следующих качеств учащихся:
способность осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение;
коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
активизация проектной деятельности учащихся;
формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно - оценочных действий учащихся (самоконтроля и оценки (самооценки);
развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.
Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что (Цветкова И. В. ):
проектная деятельность является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
проектная деятельность актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность;
проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что перед младшими школьниками не ставятся слишком отдаленные задачи, не предлагаются далекие перспективы. Для подготовки и проведения учебного проекта требуется множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны, маршрутные листы), помощи со стороны родителей и учителя.
Читайте также: